ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сиротские учреждения в России

социальные сироты , т. е.

В нашей стране в последнее десятилетие наряду с имеющимися детскими домами и школами-интернатами появились учреждения для детей – социальных сирот:

Социально-реабилитационные центры,

Школы - интернаты

Приюты для кратковременного и длительного проживания,

Социальные гостиницы для беспризорных детей,

Службы социально-психологической помощи для подростков после выхода их из интернатного учреждения.

В задачи этих учреждений входит многое:

    снять остроту психического напряжения;

    провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде;

    восстановить или компенсировать утраченные социальные связи;

    вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности - игре, учению, труду, общению.

22. Социальные сироты. Основные направления работы психолога с детьми и подростками – социальными сиротами.

По разным оценкам специалистов, в России сейчас насчитывается около полумиллиона детей – сирот, около 10% из них – сироты, родители которых умерли. Остальные – социальные сироты , т. е. дети, лишённые семьи при живых родителях.

Социальные сироты - это дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения . Родителей этих детей лишили родительских прав или сами отказались от детей. Заботу о них берет на себя государство. Размах социального сиротства, наряду с низкой средней продолжительностью жизни, высоким показателем смертности и высоким процентом самоубийств, является индикатором неблагополучного состояния нашего общества. Большинство социальных сирот, проживающих в социальных приютах, интернатах, - дети подросткового возраста. Подростки, попадая в социальный приют, испытывают серьезные трудности психологического плана при включении в иную среду (отсутствие жизненного опыта, поддержки).

Основные направления работы психолога с детьми и подростками - социальными сиротами .

Конвенция о правах ребенка утверждает, что "во всех действиях, касающихся детей, отправным пунктом должно быть соблюдение интересов ребенка". Это требует полного и детального понимания детей, которым мы хотим помочь, и поэтому, прежде чем принимать любое действие, необходимо понять детей и их потребности, рассмотреть возможные для работы средства. Дети с различными судьбами будут по-разному реагировать на предлагаемую психологическую помощь. То, что с радостью встречено одним ребенком, никогда автоматически не станет приемлемым для другого. Многие дети способны четко сформулировать собственные проблемы и знают, что принесет им пользу.

Доверительные отношения с ребенком являются основой результативной работы психолога. Многие беспризорные дети сталкиваются с ситуациями, которые делают их подозрительными и недоверчивыми. Для того чтобы узнать детей лучше и создать ситуацию, когда они будут принимать информацию, совет и поддержку, необходимо доверие. Обретение его может быть длительным процессом.

Воспитание ребенка вне семьи или в условиях других форм эмоциональной депривации приводит к тому, что к подростковому возрасту он не имеет всех тех навыков социального поведения, которые необходимы для успешной адаптации в обществе. Целенаправленная помощь в формировании широкого репертуара жизненных навыков может в некоторой степени компенсировать эту недостаточность. Для социализации детей, их социальной адаптации необходима постоянная работа с ними педагогов, воспитателей, социальных работников, психологов и всего коллектива учреждения, направленная на развитие и обучение детей. Психолог в детском доме и приюте определяет уровень психического и социального развития детей, степень и характер их дезадаптации, выявляет ценностные и референтные ориентации, типы личностного реагирования на стрессогенные ситуации, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка в работе с ним, прогнозировать поведенческие проявления и направление развития ребенка.

Другое направление психологической работы заключается в оказании психотерапевтической помощи . Как уже отмечалось, большинство детей из неблагополучных семей, детей, долгое время живших на улице, являются жертвами насилия: эмоционального, физического, сексуального. Такие дети могут находиться в состоянии посттравматического стресса, без лечения это состояние может продолжаться длительное время и препятствовать адаптации и развитию ребенка.

Независимо от причин, его вызвавших, само помещение ребенка в воспитательное учреждение, отрыв от семьи или потеря семьи являются сильными травмирующими факторами. В ситуации разлуки с семьей ребенку кажется, что он совсем один в этом мире, ему приходится переосмысливать отношение родителей к себе и свое собственное отношение к ним. В зависимости от опыта и особенностей личности ребенок выбирает свой способ совладания с ситуацией. Например, если ребенок склонен переживать чувство вины, то он внутренне как бы соглашается с фактом отвержения, изгнания его близкими, что ведет к потере самоуважения, побуждению к иррациональному стремлению исправиться, только неизвестно в чем, или избавить других от своего недостойного присутствия. Другой путь может выражаться в признании вины семьи, родителей, когда ребенок приходит к выводу, что именно они виноваты в том, что он оторван от семьи, это ведет к дискредитации семьи и положительного прошлого опыта. Обе позиции - отвержения себя или семьи - психологически обоснованы, но не способствуют успешному приспособлению к новой ситуации, установлению новых связей и сохранению эмоциональной связи с родителями. Различия в реакциях детей на разлуку с родителями предопределяют различия в отдаленных психологических последствиях.

Дети, находящиеся в трудной ситуации, особенно нуждаются в чувстве безопасности, в эмоциональной поддержке, в понимании происходящего, в сохранении чувства контроля. Из-за неблагоприятного опыта, разлуки с родителями и значимыми людьми, неопределенности будущего дети в приютах и детских домах часто испытывают чувства страха и тревоги. Переживание горя и страх блокируют образование нового опыта, такая ситуация является угрожающей для личности ребенка. Многие дети в кризисной ситуации теряют доверие к окружающим. Могут пройти годы, прежде чем ребенок снова станет доверять людям. Таким детям необходимы эмоциональная поддержка, эмпатия, понимание и одобрение. В поддерживающей среде способность детей восстанавливать душевные и физические силы проявится быстрее и они смогут найти способы совладания с ситуацией. У детей и подростков в состоянии стресса также часто затруднено понимание того, что с ними происходит. На вопросы: "Почему это случилось со мной? Почему родители бросили меня?", не всегда возможно найти ответ. Попытки ответить на вопросы честно и объективно, признание, что не все вопросы имеют ответы, может помочь ребенку принять ситуацию. Дети и подростки, оказавшиеся в государственном учреждении, имеют право знать о планах администрации по поводу их дальнейшего устройства. Конечно, не всегда планы выполняются, как это было задумано, но вовлечение детей в планирование их собственного будущего является жизненно необходимым, дает чувство контроля над судьбой. Задача психолога в таких условиях - приложить максимум усилий, чтобы помочь ребенку заново обрести ощущение безопасности, веру в себя и окружающих взрослых, развить самостоятельность и независимость.

Взаимоотношения воспитанников и работников воспитательных учреждений должны строиться на уважительном отношении друг к другу, на признании прав детей на самостоятельность, свободу выбора в принятии решений. Характер взаимодействия между людьми, находящимися в отношениях субординации, оказывает существенное влияние на уровень самоуважения, на направление мотивации, на развитие саморегуляции тех, кто находится в зависимом положении. Ориентация персонала воспитательных учреждений на поддержку автономности детей, на расширение контактов детей с другими группами сверстников и взрослых, характеризующимися иными формами взаимоотношений, организация разных видов общественно и личностно значимой деятельности ведет к повышению самоуважения и уверенности детей в себе.

В подростковом возрасте ребенок часто задумывается о своих личностных особенностях и качествах характера, а также о личностных особенностях своих родителей. Подростки, находящиеся в приютах из-за асоциального образа жизни родителей, начинают думать, что у них, так же как и у родителей, может неудачно сложиться жизнь, что их характер повторяет характер родителей, возникает тревога по отношению к будущему. Психолог в таких случаях призван помочь подросткам сформировать положительное отношение к будущему, помочь найти ресурсы, чтобы построить будущее так, как подросток этого хочет. Важно помочь подростку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сформировать готовность к будущей трудовой деятельности.

Наша практика работы с детьми - социальными сиротами приводит к необходимости наряду с традиционными для отечественной психологии методами исследования и помощи использовать психоаналитический подход ; как в области исследования жизненной истории ребенка, психологических травм, которые он перенес, механизмов защит, которые он использует, так и в области оказания психологической помощи целесообразно развивать психоаналитическое консультирование и другие методы, направленные на осознавание подростками и взрослыми бессознательных компонентов своего поведения.

Важно добавить, что выпускники детских домов, школ-интернатов, приютов испытывают серьезные трудности психологического плана при включении в иную среду. Отсутствие специальности, квалификации, жизненного опыта, поддержки, жилья отнюдь не способствует социальной адаптации подростка. С. А. Левин и Ю. В. Логинова в своей работе в московском центре постинтернатной адаптации воспитанников детских домов столкнулись с тем, что у последних в той или иной степени формируются следующие черты:

    иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах;

    трудности в общении там, где предполагается свободное, нерегламентированное, произвольное поведение, а поэтому требуется способность гибко и спонтанно реагировать и строить отношения;

    инфантилизм, замедленное формирование самоопределения и самоосознания; незнание и непринятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

    перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей, социально приемлемых возможностей и образцов успеха, которые должен бы, но не дает детский дом.

Следовательно, выпускнику интернатного учреждения необходима поддержка при переходе из довольно упрощенного и глубоко специфического мира детского дома в сложный и трудный современный мир, чтобы найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Служба социально-психологической помощи для выпускников государственных учреждений в таких случаях может служить пространством, переходным из мира интерната во внешний мир, быть средой общения, задающей определенный тон, атмосферу, положительные ценностные представления, и оказывать помощь молодым людям в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам.

Кроме того, необходимо отметить, что в нашей стране для изменения ситуации детей, оставшихся без попечения родителей, нужна помощь психологической науки и для воспитания общественного сознания в духе терпимости и сострадания как в отношении сирот, так и в отношении родителей, вынужденных отказываться от своих детей.

Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481
"О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"

В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 558 "Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4483).

Положение
о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

2. Деятельность организаций для детей-сирот строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.

К организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

4. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

5. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот, в которых созданы необходимые условия для их содержания, воспитания и образования, соответствующие их состоянию здоровья и потребностям.

6. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей на основании следующих документов:

а) личное дело ребенка, сформированное органом опеки и попечительства в соответствии с Правилами постановлением

б) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданного в установленном субъектами Российской Федерации порядке.

7. Пребывание детей со дня выявления детей до принятия акта, указанного в пункте 6 настоящего Положения, обеспечивается в организациях для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.

8. Организацией для детей-сирот обеспечивается в течение одного месяца со дня издания акта, указанного в пункте 6 настоящего Положения, направление ребенка, помещаемого под надзор в организацию для детей-сирот, на медицинское обследование, осуществляемое в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. По результатам медицинского обследования ребенка медицинской организацией, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, выдается заключение о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования, которое представляется организацией для детей-сирот в орган опеки и попечительства.

9. В случае помещения в организацию для детей-сирот ребенка с ограниченными возможностями здоровья организацией для детей-сирот обеспечивается его направление на комплексное психолого-медико-педагогического обследование, проводимое в порядке, устанавливаемом Министерством просвещения Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам которого выдается заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

10. Документы, предусмотренные пунктами 6 , и настоящего Положения, представляются органами опеки и попечительства в организацию для детей-сирот не позднее одного месяца со дня помещения ребенка в организацию для детей-сирот.

11. В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, организацией для детей-сирот составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.

12. Дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее - законные представители) согласно пункту 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.

13. Для временного помещения в организацию для детей-сирот детей, указанных в пункте 12 настоящего Положения, законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, примерная форма которого утверждается Министерством просвещения Российской Федерации. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

14. В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот, определенных в соглашении, указанном в пункте 13 настоящего Положения, руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства.

15. При временном помещении в организацию для детей-сирот детей, имеющих законных представителей, в целях обеспечения пребывания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, органом опеки и попечительства в организацию для детей-сирот представляются:

а) личное заявление законного представителя о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот с указанием причин и срока такого помещения;

б) копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка;

в) копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей;

г) сведения о близких родственниках ребенка (при наличии);

д) заключение медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по месту жительства или пребывания ребенка, о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования ребенка, временно помещаемого в организацию для детей-сирот;

е) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при его наличии) - для детей с ограниченными возможностями здоровья;

ж) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (при ее наличии);

з) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданное в установленном субъектами Российской Федерации порядке;

и) акт обследования условий жизни ребенка.

16. Дети, в том числе дети, указанные в пункте 12 настоящего Положения, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

17. В целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей ребенка, продолжения получения образования в образовательной организации, которую посещал ребенок, дети помещаются под надзор в организацию для детей-сирот, расположенную территориально наиболее близко к месту их жительства или пребывания, за исключением случаев, когда привычная социальная среда негативно влияет на поведение детей, способствует асоциальному поведению детей и (или) их самовольному уходу из организации для детей-сирот.

18. В случае если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, отсутствует организация для детей-сирот, в которую он может быть устроен с целью обеспечения необходимых ему условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей и состояния здоровья, такой ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого имеются организации для детей-сирот, для обеспечения устройства ребенка в организацию для детей-сирот.

19. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, в течение 10 дней со дня представления органом опеки и попечительства документов в соответствии с пунктами 6 и настоящего Положения может обращаться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, на территории которого расположена организация для детей-сирот, в которую ребенок может быть устроен в целях обеспечения необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из потребностей и состояния здоровья ребенка, в целях определения условий компенсации расходов на полное государственное обеспечение, а также иных затрат, связанных с пребыванием и окончанием пребывания ребенка в организации для детей-сирот, в том числе обеспечением жилым помещением.

20. Дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, или образовательные организации, в которых создаются условия, предназначенные для воспитания и проживания детей такой возрастной группы.

21. Дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в медицинские организации в случае, если состояние здоровья ребенка требует оказания первичной специализированной медицинской помощи (медицинской реабилитации) в условиях этой организации. Период пребывания ребенка может быть продлен до достижения ребенком возраста 4 лет включительно только по решению руководителя медицинской организации при наличии согласия органа опеки и попечительства.

22. Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

23. Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в образовательные организации при условии, что невозможно организовать получение детьми дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

24. Дети с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии обучаются по адаптированным общеобразовательным программам.

25. Организации для детей-сирот обеспечивают условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации.

26. Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования.

27. Организация для детей-сирот обязана обеспечить доступность для детей в приемлемой для них форме информации о правах ребенка, об уставе и о правилах внутреннего распорядка организации для детей-сирот, об органах государственной власти, органах местного самоуправления и их должностных лицах, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, об органах опеки и попечительства, органах внутренних дел, о прокуратуре, судах, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и (или) уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе информацию о номерах телефонов, включая круглосуточные выделенные телефоны специальной (экстренной) помощи (психологической, юридической и других), и об адресах (почтовых и электронных) указанных органов и организаций, а также возможность беспрепятственного обращения детей в указанные органы и получения детьми бесплатной квалифицированной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

28. Организация для детей-сирот с согласия детей может проводить профессиональное обучение детей по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности.

29. В организациях для детей-сирот не допускаются принуждение детей к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, религиозные организации (объединения), а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций, объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

30. Организацией для детей-сирот обеспечивается обучение детей по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе посещение детьми клубов, секций, кружков, студий и объединений по интересам, действующих в иных организациях, а также участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях для детей с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, в том числе путем обеспечения участия в таких мероприятиях работников организации для детей-сирот и добровольцев (волонтеров).

31. Организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации для детей-сирот лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет.

32. В организациях для детей-сирот создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.

33. Проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.

34. Воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей - членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье. Дети разного пола старше 4 лет могут совместно проживать и пребывать в группе в дневное время.

35. Численность детей в воспитательной группе не должна превышать 8 человек, а в возрасте до 4 лет - 6 человек.

36. Перевод детей из одной воспитательной группы в другую не допускается, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

37. Помещения, в которых размещаются воспитательные группы в организациях для детей-сирот, включают в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения.

38. В организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском. Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска.

39. Организация для детей-сирот обеспечивает в соответствии с возрастом и особенностями развития детей наличие развивающего, обучающего, игрового и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, мебели, технических и аудиовизуальных средств воспитания и обучения, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требованиям к безопасности продукции, установленным законодательством Российской Федерации, а также специального медицинского оборудования для организации медицинской реабилитации детей в медицинских организациях.

40. В организации для детей-сирот обеспечивается возможность детям иметь индивидуальное пространство для занятий и отдыха, личные вещи в свободном беспрепятственном доступе, в том числе одежду, игрушки, книги и другие вещи, которые могут храниться в комнате детей или других помещениях, отведенных под проживание группы, а также их сохранность. Приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей.

41. Организация воспитания детей строится с учетом их индивидуальных особенностей. Режим дня, обеспечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации для детей-сирот и учитывает участие детей в проведении массовых досуговых мероприятий, включая личное время, предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей.

42. Организация питания детей осуществляется в соответствии с физиологическими нормами, возрастом и состоянием здоровья детей.

43. Организация для детей-сирот обеспечивает соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для детей факторов среды обитания, условий деятельности организаций для детей-сирот, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и транспортных средств.

44. Отдых и оздоровление детей в каникулярный период осуществляются в соответствии с планом, утверждаемым руководителем организации для детей-сирот, включающим познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное, нравственное и физическое развитие детей.

45. Организация для детей-сирот обеспечивает комфортные условия для посещения ребенка лицами, желающими усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получившими в установленном порядке направление на посещение ребенка, в целях знакомства и установления контакта между ребенком и указанными лицами.

46. Организация для детей-сирот обеспечивает ознакомление лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получивших в установленном порядке направление на посещение ребенка, с личным делом ребенка, а также проведение консультаций с медицинским работником, педагогом-психологом и другими работниками организации для детей-сирот.

47. График приема лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство), определяется руководителем организации для детей-сирот с учетом режима дня детей. При этом должна быть организована возможность посещения указанными лицами организации для детей-сирот не менее 3 раз в неделю, включая выходные и праздничные дни. В будние дни должна быть организована возможность посещения в вечернее время.

48. Организациями для детей-сирот в целях создания безопасных, благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, оказываются социальные, медицинские услуги, а также услуги в сфере образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

49. Организация для детей-сирот посредством телефонных переговоров, переписки и личных встреч обеспечивает условия для общения детей с законными представителями и родственниками, в том числе в целях нормализации отношений в семье и содействия возвращению ребенка в семью (за исключением случаев, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства законным представителям и родственникам детей в связи с тем, что оно противоречит интересам детей, в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации), а также с другими значимыми для детей лицами (друзьями, соседями и др.) с обеспечением соблюдения правил внутреннего распорядка организации для детей-сирот и безопасности детей как на территории организации для детей-сирот, так и за ее пределами.

50. В целях защиты прав и законных интересов детей организация для детей-сирот взаимодействует с органами опеки и попечительства, органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами управления в сфере здравоохранения, органами социальной защиты населения и иными органами, организациями и службами.

51. К видам деятельности организаций для детей-сирот относятся следующие виды деятельности:

а) круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий пребывания детей в организации для детей-сирот, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей;

б) уход за детьми, организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории организации для детей-сирот, в учебных мастерских и подсобных хозяйствах;

в) осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей;

г) деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей;

д) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;

е) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;

ж) организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами и другими лицами;

з) подготовка детей к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство);

и) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в порядке, установленном Правилами постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

к) восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;

л) психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в организации для детей-сирот, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в организацию для детей-сирот после устройства на воспитание в семью;

м) создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организациями для детей-сирот;

н) осуществление мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей;

о) оказание медицинской помощи детям, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

п) организация и проведение профилактических и иных медицинских осмотров, а также диспансеризации детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

р) оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

с) организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;

т) осуществление реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

у) организация отдыха и оздоровления детей;

ф) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в порядке, установленном Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

х) предоставление отчетов опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом в порядке, установленном Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

ц) ведение в установленном порядке личных дел детей;

ч) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;

ш) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

щ) другие виды деятельности, направленные на обеспечение защиты прав детей.

52. К видам деятельности медицинских организаций наряду с видами деятельности, указанными в пункте 51

а) организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, а также осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней и инвалидизации;

б) организация и проведение профилактических осмотров детей с привлечением специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием;

в) диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;

г) проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) детей и их социальной адаптации.

53. К видам деятельности организаций, оказывающих социальные услуги, наряду с видами деятельности, указанными в пункте 51 настоящего Положения, относятся следующие виды деятельности:

а) реализация мероприятий по социально-трудовой реабилитации детей с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности и интеграции их в общество;

б) организация физического воспитания детей-инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей.

54. К видам деятельности образовательных организаций наряду с видами деятельности, указанными в пункте 51 настоящего Положения, относятся следующие виды деятельности:

а) реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ;

б) реализация адаптированных основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ.

55. Организацией для детей-сирот в целях обучения работников организации для детей-сирот современным технологиям работы по комплексной реабилитации и защите прав детей, профилактике жестокого обращения с детьми обеспечивается проведение обучающих мероприятий с использованием ресурсов организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования и лучшего опыта работы организаций для детей-сирот, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей, а также осуществляется организация психолого-педагогической поддержки работников организации для детей-сирот и их консультирования по вопросам воспитания, обучения, охраны здоровья, реабилитации, социального обслуживания и защиты прав детей.

56. В целях создания условий для возврата детей в родную семью, а при невозможности воссоединения семьи - условий для устройства каждого ребенка, находящегося в организации для детей-сирот, на воспитание в семью осуществляется совместно с органами опеки и попечительства индивидуальная работа, направленная на максимально возможное сокращение сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот.

57. Помощь в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше, подготовке детей к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов, может осуществляться организациями для детей-сирот посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, представительства детей в государственных органах и органах местного самоуправления, организациях, а также посредством предоставления при необходимости возможности временного проживания в порядке, определяемом законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

58. Взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) осуществляется в целях реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства и совершенствование организации деятельности по воспитанию, обучению, обеспечению сопровождения детей в случае оказания детям медицинской помощи, развитию и социальной адаптации детей, подготовке к самостоятельной жизни и оказанию детям юридической помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

59. В целях оказания содействия в функционировании организации для детей-сирот, улучшения качества работы, повышения эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых организации для детей-сирот, повышения информированности общества о работе организации для детей-сирот, а также в целях содействия обеспечению и защите прав и законных интересов детей организацией для детей-сирот могут создаваться коллегиальные органы управления в соответствии с законодательством Российской Федерации и попечительский совет, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.

60. Орган или организация, осуществляющие функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, а также орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства, размещают информацию о деятельности организации для детей-сирот, об условиях содержания, воспитания и образования в них детей на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

61. Организация для детей-сирот на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещает ежегодный отчет, согласованный с органом или организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, который в том числе включает в себя:

а) информацию об организации для детей-сирот, о задачах ее деятельности, об условиях содержания, воспитания и получения образования детьми в организации для детей-сирот;

б) информацию о численности воспитанников и их возрастных группах;

в) сведения о численности, структуре и составе работников организации для детей-сирот;

г) информацию о направлениях работы с детьми и взаимодействии с организациями и гражданами;

д) информацию о численности воспитанников, которые были возвращены в течение года законным представителям или переданы на воспитание в семьи граждан.

62. Организация для детей-сирот может размещать информацию о своей деятельности, указанную в пункте 61 настоящего Положения, в средствах массовой информации.

63. В случае ликвидации или реорганизации организации для детей-сирот осуществляется разъяснительная работа с детьми и работниками организации для детей-сирот, включая психологическую подготовку детей к переводу в другую организацию для детей-сирот. Перевод детей в другие организации для детей-сирот осуществляется с учетом мнения детей, обеспечения прав и интересов детей, возможности совместного пребывания братьев и сестер, общения детей с родственниками и родителями, которым разрешены контакты с детьми, другими значимыми для детей лицами, а также с учетом сложившихся отношений между детьми, продолжения получения образования и перспектив дальнейшего жизнеустройства детей.

Согласно Федеральному закону "Об образовании", учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) являются типом образовательного учреждения.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными) учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственно1 регистрации Федеральной регистрационной службы.

Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок.

Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН - идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах - Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в органе государственной статистики.

Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций.

Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны:

1. Уплатить государственную пошлину (2000 рублей)

2. Подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы -протокол или решение о создании организации, Устав, возможно - учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа

3. Заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.

После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию . Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи ‑ Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями

Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) - представление руководства соответствующей конфессии;

б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении;

в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;

д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);

е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;

ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования ‑ аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии (как минимум, после одного выпуска учащихся (слушателей, студентов...), но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии) образовательное учреждение имеет право в порядке, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерством образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аттестации. Аналогично, аттестованное образовательное учреждение вправе обратиться с заявлением о своей государственной аккредитации.

По федеральному законодательству есть два типа учреждения, которые можно назвать одним словом "приют". К учреждениям для несовершеннолетних относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и социальные приюты для детей.

Постановлением правительства РФ от 27.11.2000 года утверждено Примерное положение, регулирующее деятельность социального приюта для детей , социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Основной задачей социального приюта для детей является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами приют совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, Примерным положением и своим уставом.

Основными задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются профилактика безнадзорности и беспризорности , а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.

Основными задачами центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей , являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.

В соответствии со своими задачами центр совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей ; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

Опека (попечительство) - является одной из приоритетных форм устройства на воспитание ребенка , оставшегося без попечения родителей, и устанавливается в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ст. 31 ГК РФ, п. 3). Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 48 "Об опеке и попечительстве"). Опекун (попечитель) может быть назначен только с его согласия (ст. 35 ГК РФ, п.3). Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Дома ребенка (Дома малютки).

Бывает «обычным» и «специализированным», например - для больных сколиозом, с пороками сердца, с неврологическими заболеваниями, с ВИЧ-инфекцией и т.д. Это - некоммерческая организация, финансируемая за счет средств бюджета на основе сметы, а также целевых благотворительных средств, полученных от организаций и физических лиц.

Входит в систему Минздравсоцразвития.

Туда попадают, в основном, дети-отказники, оставленные в роддомах и больницах, и находятся там до 3 лет. В некоторых случаях дети задерживаются и до 4 лет. Далее, если детей не усыновили или не взяли для семейного устройства в иной форме, их отправляют в детский дом. Процент семейного устройства детей до 3 лет в России максимален по сравнению с более старшими возрастами, в этом отношении Дома ребенка являют собой относительно благополучную картину.

В России 252 дома ребенка. Дети, чьи родители лишены родительских прав - это основной процент «контингента» домов ребенка, их больше половины. Еще одна большая категория - это дети-отказники, малыши, рожденные в родильных домах, чаще всего у одиноких матерей. Часть детей поступают в дома малютки с согласия родителей, но по медицинским показателям. Это рожденные с тяжелыми заболеваниями и требующие постоянного пожизненного ухода. Кроме того, поступают подкидыши - дети, чьи родители вообще неизвестны.

А так же есть дети, поступающие на временное лечение по направлению органов отеки и попечительства.

Здоровье детей, поступающих в дома ребенка, по данным специалистов, из года в год ухудшается. Как правило, дети имеют комплекс нарушений состояния здоровья. В структуре заболеваемости детей, воспитывающихся в домах ребенка, на первом месте - болезни органов дыхания, далее заболевания нервной и эндокринной системы, расстройства питания. Растет количество детей-инвалидов. Основную часть детей, поступающих в дома ребенка, составляют дети из социально неблагополучных семей.

Детские приюты (детские социальные приюты) Любопытно, что по запросу «приюты временного содержания» Yandex.ru дает 2 млн. ответов. Но из первых 60 - лишь пять касаются детей, а остальные 55 касаются домашних животных, для которых «приютов временного содержания», вероятно, больше. Помимо прочего, «детские приюты» идут в одной графе с «детскими приемниками», хотя по функциям и по составу детей они совершенно различны.

О детских приютах, куда, по логике вещей, должны были бы попадать дети, только что получившие статус сироты, известно немного.

Детские приюты временного содержания задумывались для детей старше 3-х лет - либо для новых сирот, либо для детей, нуждающихся в небольшом периоде «отдыха» от своей обычной семейной ситуации.

Здесь оказываются дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятной жизненной ситуации, без жилья и средств к существованию, бродяжничающие. До определения их социального статуса приют предоставляет им место временного пребывания, обеспечивает едой и одеждой, оказывает психологическую помощь, охраняет от асоциальной среды, гарантирует защиту прав. Однако нередко в таких приютах дети живут годами, причем, порой - с неопределенным статусом.

Подчиняются эти приюты, как правило, Министерству здравоохранения и социальной защиты. Существуют и частные приюты, а также - приюты РПЦ.

Таким образом, приют является промежуточной ступенью между улицей и различными типами воспитательно-образовательных учреждений. В России 615 социальных приютов для детей и подростков.

Детские дома.

Немного в открытом доступе и детальной информации о детских домах, хотя, казалось бы, об их существовании знают все. Например, участники форума усыновителей пишут с иронией: «Приглашаем в нашу компанию настоящего сыщика или помогите найти работника уголовного розыска, который готов помочь. Наверно, можно сделать официальный запрос - в каком-нибудь ведомстве, кому подчиняются детские дома...».

По типам различаются детские дома: для детей дошкольного, школьного возрастов, смешанные, санаторные для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении, специальные (коррекционные) детские дома, детские дома-школы, детские дома семейного типа. В России более 1850 детских домов.

Ведомственная принадлежность различных детских домов - вопрос туманный. Хотя порядок жизни в интернатах и детдомах регулируется «Положением об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое было принято правительством РФ в 1995 году, существует несколько видов совершенно различных детских домов и интернатов.

Детские дома, относящиеся к Министерству образования и Департаментам образования.

Среди них - большинство т.н. «детских домов полного цикла» и общеобразовательные школы-интернаты для сирот, предоставляющие сиротам полное среднее образование, порой - достаточно высокого уровня, позволяющее поступать даже и в ВУЗы.

Детские дома, относящиеся к Министерству здравоохранения и социального развития.

Это, в основном, детские дома и школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями, а также Дома ребенка (Дома малютки).

Детские дома для детей с ограниченными возможностями здоровья или специальные школы-интернаты (единственная разница между ними - в школах-интернатах есть возможность забирать детей домой, а обучаются там не только сироты) - это государственные бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Их статус и деятельность определяются Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Детские дома бывают разных 8 видов:

  • - I и II вида - для слабослышащих и детей с нарушением речи;
  • - III и IV вида - для слабовидящих;
  • - V вида - для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • - VI вида - для детей, больных детским церебральным параличом;
  • - VII вида - для детей с задержкой психического развития;
  • - VIII вида - для детей с интеллектуальной недостаточностью. Детские дома, относящиеся к Департаментам семейной и молодежной политики Москвы.

Это относительно новое явление, причем, как выясняется, в 2008 году даже предполагалось, что большинство или даже все «московские детские дома и школы-интернаты перейдут из департамента образования в новый - семейной и молодежной политики. Но тогда учреждения для детей-сирот остались в ведении образования, так они занимаются образованием, и основным, и дополнительным». Однако многие Детские дома все же были переданы из системы Департамента образования позднее, совсем недавно - начиная с 01.10.2011. Будет ли этот процесс развиваться дальше - не ясно.

Детские дома семейного типа. К сожалению, дети, только что признанные сиротами, практически никогда не попадают туда. Однако, такие детские дома, наряду с патронатными семьями, могли бы служить достаточно перспективной формой временного семейного устройства детей (до нахождения постоянного варианта), получивших статус сирот.

В настоящее время существуют следующие виды семейных детских домов:

  • 1. Семейный городок, включающий в себя 8-12 жилых домов, построенных на 1-2 семьи. В одной семье несколько опекаемых и родные дети воспитателей. В городке обычно есть административный, культурный, хозяйственный, спортивный, медицинский и другие центры, школа, детский сад. Каждой семье выделяется земельный участок.
  • 2. Семейный детский дом, являющийся частью населенного пункта. Размещаются семьи в специально построенном четырехквартирном доме или автономном блоке жилой постройки.
  • 3. К детским домам семейного типа относится и семья, принявшая на воспитание не менее 6 детей. Ей предоставляется отдельная квартира в жилом микрорайоне с соответствующим набором помещений.

Интернаты.

В обычном случае дети в интернатах - не сироты. В школе-интернате дети находятся 5 дней в неделю. Они могут находиться в интернатах по причинам проблем здоровья или специфики образования (в советское время существовали даже школы-интернаты для одаренных детей - физико-математические, музыкальные, физкультурные и т.п.).

Многие дети находятся там потому, что либо родители самостоятельно не справляются с их обучением, либо потому, что в России вообще пока слабо развито интегративное обучение и неинтернатное образование для детей с особыми педагогическими нуждами. Кроме того, высок процент детей, живущих и обучающихся интернатах, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где в советское время проводилась интенсивная интернетизация детей коренных народов, ведущих кочевой образ жизни.

Однако также существуют и детские дома-интернаты, школы-интернаты для сирот и т.п., где учатся и живут сироты.

По типу школы-интернаты для детей-сирот бывают: общеобразовательные (для детей без проблем в личностном развитии), вспомогательные (для детей с незначительными отклонениями в развитии), для детей с глубокой умственной отсталостью. В России более 330 школ-интернатов для детей-сирот.

Кадетская школа-интернат - отдельный и особый вид школы-интерната. Далеко не все кадеты - сироты, однако определенная доля (порой значительная) сирот в таких школах есть.

Кадетские школы - попытка возродить дух русской армии и традиции просвещенного офицерства. Остается лишь надеяться, что этот опыт окажется удачным.

Ведомственная принадлежность школ-интернатов - Министерство образования и науки РФ.

Социально-реабилитационные центры (центры помощи сиротам).

Таких центров насчитывается несколько видов. Наиболее известны Центры социальной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действуют они при школах-интернатах, детских домах, а иногда и фактически являются бывшими и перепрофилированными детскими домами, которые в последнее время в регионах активно расформировывают и перепрофилируют.

Центр социальной адаптации должен оказывать социальную, психологическую, правовую поддержку сиротам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, трудоустраивает выпускников интернатов, защищает их права и интересы, предоставлять им временное жилье. Кроме того, в Центре могут помочь восстановить потерянные документы, оказать помощь в сборе необходимой документации для получения жилья или оформления субсидий и пенсий и в других подобных вопросах.

Как правило, такие Центры относятся к органам опеки и попечительства и тому ведомству, которое их курирует в конкретном регионе. В России 705 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

Психолого-медико-педагоигческие комиссии.

Нельзя обойти вниманием такую структуру в системе устройства детей-сирот, как психолого-медико-педагоигческая комиссия (ПМПК) - орган, определяющий судьбу ребенка, поведение которого признается его окружением дезадаптированым. То есть, в поле зрения этой комиссии может попасть любой ребенок, поведение которого признается любыми взрослыми представителями его социального окружения дезадаптированным. В случае с ребенком сиротой эта комиссия встречается на его пути на нескольких этапах:

  • - в случае лишения родителей родительских прав, при принятии решения о его дальнейшей судьбе (направлении в детский дом или в специализированный интернат);
  • - в момент, когда ребенок поступает в детский дом из Дома малютки или приюта временного содержания;
  • - в ситуациях, когда в местах пребывания ребенка (в детском доме, учебном учреждении и т.п.) его поведение признается неадекватным.В заключение к данному подпункту дипломной работы можно сделать следующий вывод.

В целом, очевидно, что система государственного участия в проблеме детей-сирот запутана, громоздка, немобильна и не отвечает современным требованиям. В то же время только государственная машина обладает ресурсами для того, чтобы решить эту сложнейшую проблему. Сейчас мы наблюдаем процесс переосмысления на федеральном уровне логики решения проблемы сиротства:

  • - взят курс на семейное устройство детей в семьи;
  • - создаются новые надведомственные структуры, призванные проводить единую государственную политику в этой сфере;
  • - проводится работа с общественным мнением посредством информационных кампаний;
  • - декларируется готовность работать в данном направлении с общественными организациями, поддерживать и распространять лучшие практики. В данном контексте роль и значение некоммерческих организаций, благотворительных фондов, фокусирующихся на решение проблема сиротства, должна возрастать. Эти организации могут выступать партнером для государственных органов в их повседневной работе, привлекать внимание общества к наиболее болевым точкам, привносить свой опыт и знания по работе с разными категориями (кровными и приемными семьями, выпускниками детских заведений и проч. и проч.) В следующей главе дипломной работы рассмотрим основные технологии социальной работы в стационарных учреждениях.

В число образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей входят:

· детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);

· детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

· специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Основными задачами учреждений являются:

создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

обеспечение социальной защиты, медико-психо-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

охрана прав и интересов воспитанников.

Деятельность таких учреждений строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.

Учреждение создается учредителем. Им могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство учреждения. Отношения между учредителем и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению о доме ребенка2 во вновь организуемых домах ребенка, как правило, должно быть не менее 30 и не более 100 коек. В доме ребенка возрастной состав детей в группах и количество групп устанавливается в зависимости от мощности учреждения и возрастного состава детей в нем. Каждая группа детей в доме ребенка обслуживается специальной сестрой и няней. Дом ребенка имеет изолятор, обслуживающий больных детей. Количество мест в изоляторе составляет не менее 10% коечного фонда. Помещение дома ребенка, медицинское и хозяйственное оборудование, а также мягкий инвентарь и его содержание должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным особенностям детей и соответствующим нормам.

Организация обучения и воспитания в образовательном учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.

В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы: разновозрастные (не более 8 человек); одновозрастные (до 4 лет – не более5 человек, от 4 лет и старше – не более 10 человек). В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы осуществляется только на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Учреждение с согласия воспитанников может проводить профессиональную подготовку воспитанников в качестве дополнительных образовательных услуг, при наличии соответствующей лицензии.

В учреждения принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признанные недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.

Права и обязанности воспитанников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами. Воспитанники имеют право на: бесплатное содержание и получение общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; защиту своих прав и интересов; уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации; удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; развитие своих творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом (см. Приложение № 2).

Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи.

Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию.

Управление учреждениями осуществляется в соответствии с законом РФ « Об образовании»1, типовым положением и уставом. Директор учреждения назначаемое лицо и несет ответственность за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями.

Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Земельные участки закрепляются за учреждением в бессрочное пользование.

Деятельность учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых от вида учреждения и в расчете на одного воспитанника (см. Приложения № 3 - 6). Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя.