ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Развитие 9 месячного ребенка что должен. Физическое и эмоциональное развитие девятимесячного ребенка

Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см.

Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверенно и уже умеет менять позу во время движения.

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки.

Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу. Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение.

Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить. Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую.

Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать.

Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда - обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять.

Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят. Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать.

Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

Безопасный дом

С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности. Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие.

Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки находятся под запретом, и научится отличать опасные предметы от безопасных.

Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности

Детский сон

В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна. Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка,главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней.

Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

Важное о здоровье

У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

Меню малыша

В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов и яичный желток.

Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

Instagram @sensoriki

Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных наощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

Что умеет ребенок в 9 месяцев?

Ребенок в 9 месяцев все время повторяет слоги, перебирая гласные и согласные, аукает, вскрикивает, временами заливается смехом. И на своем собственном языке комментирует происходящее вокруг. Некоторые младенцы «привязывают» слоги к маме с папой (ма-ма-ма-ам) и к любимым игрушкам (зя-зя-зя – зайчик и т.п.).

Эмоции ребенка с каждым днем все богаче. Чаще всего кроха удивлен или рад, чем-то заинтересован, но временами не скрывает гнев, отвращение, печаль, страх. Он может быть плаксивым, обиженным, боязливым, особенно, если мама постоянно на взводе, а, в общем, уравновешен, спокоен и доставляет минимум хлопот.

Малыш ярко проявляет недовольство, направленное на ваши конкретные действия: например, карапузу может не нравиться, когда вы вытираете ему носик или стрижете ногти. Он будет отворачиваться, отталкивать вашу руку, протестующе мычать и вертеть головой.

Не игнорируйте эти «уловки» и не ругайте за них сына или дочку. Задумайтесь: возможно, что-то в ваших действиях причиняет крохе боль, и это следует исправить. Если же действие необходимо продолжать, примите негативные эмоции любимого чада, скажите, что понимаете, что ему больно, неприятно, что он не хочет, но ничего не поделаешь – надо.

Кстати, обращайте особое внимание на действительную необходимость манипуляций, особенно медицинских, вызывающих у малыша негативную реакцию. Например, укрепляющий массаж вы можете делать сами (при отсутствии у ребенка серьезного заболевания), если карапуз не нашел «общего языка» с медсестрой. Как показывает практика, негативные эмоции зачастую сводят на «нет» всю пользу от таких манипуляций.

Не оставляйте без внимания просьбы малыша, особенно когда он плачет. Оторвитесь от телефонного разговора, возьмите ребенка на руки, поцелуйте, обнимите, успокойте, а затем продолжите беседу.


Запоминаем и повторяем

Теперь ребенок внимательно следит за вашими действиями, запоминает их, может достать вещь, спрятанную на его глазах в карман. Хорошо помнит, где вы носите интересные для него предметы, и пытается их достать. Например, зная, что у бабушки на шее висит интересный медальон, будет карабкаться к ней на колени и тянуть за цепочку. Или полезет в карман папиного пиджака за мобильником…

Малыш с удовольствием будет рвать и мять бумагу. Выделите ему старые газеты или журналы, попутно объяснив, что книги рвать ни в коем случае нельзя. Чтобы это не получилось «нечаянно», давайте крохе для самостоятельной игры и «чтения» только толстые картонные книги. Тонкие страницы он не сможет переворачивать сам и порвет просто потому, что пальцы еще недостаточно послушны.

Для тренировки пальчиков, предложите ребенку пересыпать орехи, пуговицы, камушки, фасоль, постепенно переходя на более мелкие предметы. Учите пересыпать не только пальчиками, но и разными ложками, маленьким совочком.

Покажите крохе, как переливать воду из одного пластикового стаканчика в другой, зачерпывать воду ложкой из миски и наливать в чашечку. Все это будет развивать мелкую моторику и сослужит прекрасную службу в плане обучения самостоятельной еде.

В 9 месяцев ребенок уже может начинать учиться одеваться. Точнее, раздеваться. Научите его стаскивать носочек, снимать шапочку, вынимать руку из рукава расстегнутой кофточки или курточки. Просите протягивать вам нужную ручку или ножку, подставлять голову, сжимать ручку в кулачок, когда просовывает ее в рукав. Чем раньше вы научите этому малыша, тем легче ему будет в дальнейшем овладевать навыками самообслуживания.

Стоя или сидя в ванной, кроха может мыть личико и ручки. Девочки часто повторяют «подмывающие» движения мамы – похвалите юную чистюлю! Старайтесь, чтобы малыш «наравне со всеми» участвовал в делах семьи, чаще оказывался за общим столом – на вашем примере он будет учиться себя вести, общаться с другими людьми.

Знакомство с телом

Помогите крохе познакомиться со своим телом! Именно на это направлены приведенные ниже игры. Не забывайте, что от родителей малыш учится, как надо относиться к своему телу, его потребностям, позывам, сигналам. Если ребенка приучают уважать свое тело, слушать его, этот навык остается на всю жизнь.

Если же родители в угоду своим нуждам, страхам или привычкам дают малышу понять, что его тело «глупое» и «неправильное» (посредством насильственного кормления, навязывания своего ритма и распорядка дня, несвоевременными высаживаниями на горшок, купаниями , запретами на активное движение и т.п.), ребенка ожидают сложности в построении дальнейших гармоничных отношений с самим собой.

Играя с малышом, важно, чтобы ему было интересно. Основное условие формирования этого интереса – эмоциональная вовлеченность мамы, ей должно быть смешно и весело. Ведь игра – не нудная обязанность!

Дарики-комарики
  • Дарики-дарики,
  • Ай да комарики! (хлопаем в ладоши),
  • ЗЗЗЗЗ (логопедическое проговаривание звука З!)
  • Вились-вились, (пальчики сложены в щепотки, производим круговые движения кистями)
  • Крошке в носик (можно называть любые части тела)
  • Вдруг вцепились.

Когда малыш подрос и научился хорошо бегать – особенно если он непоседа – эту игру можно превратить в салки-догонялки: комарики догоняют и кусают ребенка.

Хлопотушки
  • Хлопотушки - хлопотушки, (хлопаем в ладоши)
  • Закрывай скорее ушки (глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые вы сейчас «учите») – закрываем уши ладошками.

Пока ребенок маленький, не стоит называть больше 3-4 за одну игру. Если малыш хочет продолжения игры, повторяйте те же самые, но в другой последовательности. А в другой раз прибавьте еще что-то одно.

Игра-будилка (засыпалка) на знакомство с частями лица и головы
  • С добрым утром глазки,
  • Вы проснулись?
  • С добрым утром носик,
  • Ты проснулся? – и далее все части, которые вы «учите».
  • С добрым утром, (имя ребенка)
  • Ты проснулся!
  • Доброй ночи, глазки,
  • Засыпайте! и т.д.
  • Доброй ночи, (имя ребенка)
  • Засыпай-ка!

Лепим и рисуем

С 9 месяцев можно начинать игры, которые затем перейдут в лепку, аппликацию, рисование. Покажите малышу, как можно возить мелками или фломастерами по большому листу бумаги. Окуная пальчики ребенка в специальные нетоксичные краски, дайте крохе возможность размазывать из по листу, куску ткани или собственному телу (если вы беспокоитесь за чистоту своего дома, играйте с красками в ванной – и с кафеля, и с самого художника их можно будет сразу смыть теплым душем).

Сделайте лепешку из любого теста или глины и, посадив карапуза себе на колени, втыкайте в нее фигурные макаронины, фасоль, орешки, камешки: малыш будет с удовольствием их выковыривать. Отвинчивать крышки, складывать в кастрюльку порезанные для супа овощи, поднимать с пола и складывать на стульчик или в специальную коробочку спички, зубочистки или фасолины, перебирать крупные пуговицы, бросать в корзиночку грецкие орехи или ватные шарики – все эти занятия прекрасно развивают пальчики и очень увлекают малышей, особенно если мама подает пример.

У девятимесячного ребенка происходят кардинальные изменения во внешности и развитии. Он очень активен, проявляет любопытство, и не любит оставаться надолго один в своей кроватке. Любимое занятие малютки – это игра на полу со своими игрушками. Поэтому у мамы появляется все больше свободного времени, и ее задача состоит в том, чтобы следить за малышом и общаться с ним.

В 9 месяцев у ребенка особенно активно развивается костная и мышечная системы, поскольку начинается подготовка к прямохождению. Когда исполняется ребенку 9 месяцев развитие и питание его несколько изменяется.

Норма роста и веса

Так как малыш начинает активнее двигаться, то набор веса у него происходит гораздо медленнее, чем раньше. За этот месяц он может набрать от 300 до 550 граммов и подрасти на 1-2 сантиметра. Таким образом, девятимесячный малыш к началу 10 месяца имеет вес, который равняется 8,5 или 9,5 килограммов и рост от 69 до 73 сантиметров.

Педиатрами используются специальные таблицы, в которых указываются средние статистические параметры, характерные для данного возраста, в том числе вес и рост ребенка 9 месяцев. Однако примерно один карапуз из десяти его сверстников не будет соответствовать указанным интервалам, и при этом это не следует считать патологией.

На массу тела, его длину и обхват головы влияет ряд факторов, и их нельзя не учитывать. Чаще всего это наследственные особенности и национальность родителей. Кроме того, у малышей мужского пола веса и роста несколько больше. Когда измеряется рост и вес ребенка в 9 месяцев норма у малышей мужского пола несколько больше, чем у девочек.

Нормальный режим дня в 9 месяцев

Распорядок дня у девятимесячного малыша практически такой же, как и у восьмимесячного малютки. Однако следует заметить, что некоторые изменения у него происходят в рационе, и расширяется количество игр для развития.

Поэтому режим дня 9 месячного ребенка по часам выглядит приблизительно следующим образом:

  1. Около 6 или 7 утра малыш просыпается и получает первое кормление.
  2. От 6.30 и до 8.30 он бодрствует, а в это время мама проводит обязательные гигиенические процедуры, воздушные ванны и массаж.
  3. От 8.30 до 10 часов утра (или по другим данным от 9.30 до 11) следует сон при этом желательно проводить его на свежем воздухе.
  4. В 10 или 11 часов проводится второе кормление.
  5. После этого карапуз на протяжении двух часов проводят время, активно познавая мир, выполняет с мамой зарядку, играет.
  6. Около 2 часов дня наступает очередное кормление.
  7. После еды можно совершить вторую прогулку в это время малыш должен спать.
  8. В 16 00 до 18.00 проводятся познавательные игры и зарядка.
  9. В 6 или 7 часов вечера наступает время снова подкрепиться.
  10. После еды можно погулять с малышом пару часов, очень хорошо, если при этом будут присутствовать и другие члены семьи.
  11. Приблизительно в 9 вечера можно проводить общение с ребенком и спокойные игры, а также купание. В данный период происходит подготовка ко сну.
  12. В 10:00 ребенок кушает последний раз и ложится спать.

Такой приблизительный распорядок следует соблюдать, но обязательно с учетом того, какие индивидуальные физиологические потребности существуют у малыша. Самое важное в расписании – выдерживать 4-часовые промежутки между кормлениями и гулять не менее двух раз в день. А в остальное время, которое ребенок проводит активно, выполнять с ним физические упражнения, совершать гигиенические процедуры, заниматься развивающими играми.

Режим сна

Как уложить ребенка спать в 9 месяцев? Обычно теперь это не составляет труда, если ребенок не голоден и нормально себя чувствует. Важно при этом продолжать соблюдать определенный режим и не слишком утомлять его играми. Груднички по-прежнему могут просыпаться по ночам и просить еду, но не потому, что они хотят есть. Таким способом они удовлетворяет свою психологическую потребность близости с матерью. У некоторых детей такие пробуждения продолжаются до тех пор, пока не заканчивается грудное кормление.

Существуют определенные нормы сна в 9 месяцев. В этом возрасте спать следует дважды днем по два часа и десять часов в ночное время. Режим дневного сна может несколько измениться, так как ночью маленький человек уже спит гораздо дольше, чем раньше и позже просыпается. Хотя у некоторых детей график сна не меняется по сравнению с прошлым месяцем.

Особенности кормления

Кормление включает в себя грудное молоко или молочную смесь, а также введение новых продуктов питания. Молоко должно составлять приблизительно около четверти всего суточного рациона малыша в девятимесячном возрасте.

Вот таблица примерного рациона питания ребенка в 9 месяцев:

  • сок из фруктов и овощей около 80 граммов;
  • пшеничный хлеб 5 граммов;
  • сливочное и растительное масло по 5 граммов;
  • творожок или кефир около 40 граммов;
  • каши из круп до 180 граммов;
  • половинка желтка дважды в неделю;
  • мясо 50 граммов;
  • пюре из овощей до 180 граммов;
  • пюре из фруктов до 80 граммов.

Лучше всего творог давать вместе с кефиром во время вечернего кормления перед сном. Кроме того, в 9 месяцев следует постепенно вводить в прикорм нежирную рыбу, паровые фрикадельки из мяса. Для пюре можно использовать несколько овощей с добавлением небольшого количества зелени. Каши следует варить из смеси злаков, при условии отсутствие непереносимости. Но не рекомендуется использование манной каши в этом возрасте, поскольку до одного года малышу ее трудно будет переварить, и могут возникнуть проблемы с кишечником.

Из приведенного рациона становится ясно, что в девять месяцев постепенно малыш начинает привыкать к обычной взрослой пище. У него в это время усиленно развиваются челюсти и начинают появляться зубы, поэтому карапуз испытывает потребность в постоянном жевании. Для повышения жевательной нагрузки рекомендуется время от времени давать ему твердые кусочки пищи – яблоко, морковь, сухарик.

Режим 9 месячного ребенка на грудном вскармливании не слишком отличается от искусственника, за исключением только того, что первый получает грудное молоко два раза в день, а второй – адаптированную смесь.

Навыки и умения

У многих мам может возникнуть вопрос о том, как развивать ребенка в 9 месяцев? Прежде чем ответить на него, рассмотрим, что он уже должен уметь в данном возрасте:

  • ребенок 9 месяцев должен сам уметь садиться и ложиться, и в этом положении доставать игрушки;
  • держать игрушки в обеих ручках, отдавать предпочтение одним и игнорировать другие;
  • передвигаться в ходунках в течении 10 минут без признаков усталости, при этом подпрыгивать и приседать;
  • идти, опираясь на спинку стула и передвигая его;
  • хорошо ползать по пластунски, а некоторые дети уже могут свободно передвигаться на четвереньках;
  • брать предметы двумя пальчиками, аккуратно дотрагиваться до них, рвать бумагу;
  • держать уверенно в руках некоторые предметы, но при этом пальцы он разжимает с большим трудом, поэтому забрать у него игрушку довольно сложно;

Изменяется и психическое развитие малютки:

  • начинает проявлять характер и выражать свое отношение к происходящему путем перемены интонации;
  • хорошо знает свое имя и отзывается на него, поворачивается, улыбается;
  • может смеяться, обижаться или гневаться;
  • показывает пальцем на предмет, который спрятан в шкафу, и просит достать его;
  • начинает осознавать себя как отдельную личность, с интересом рассматривает свое отражение в зеркале;
  • хорошо понимает простые просьбы, умеет кивать головой, как бы говоря «да» или «нет»;
  • может подражать некоторым звукам («чихать», «мяукать», «лаять»);
  • когда мама одевает его, он уже просовывает ручки в рукава и самостоятельно снимает головной убор;
  • во время игры в прятки может найти человека, не только когда видит его, но и по звуку;
  • активно пополняет лексический запах, и запоминает некоторые моменты, поэтому в данный период взрослым следует внимательно следить за своим поведением и словами, произносимыми в его присутствии;
  • нередко использует игрушки для того чтобы ударять их одна в другую или подкидывать, смотря как они падают.



Игры и занятия для развития

Игры с малышом в 9 месяцев должны носить не только развлекательный, но и обучающий характер. В этот период маме рекомендуется продолжать носить его на руках, так как это благотворно влияет на психику ребенка.

Для развития речевых навыков нужно вести с ним постоянные разговоры, как с взрослым, рассматривать картинки и комментировать то, что нарисовано. Желательно пытаться обсуждать, показывая их карапузу.

Чтобы малютка начинал учиться ползать, можно изготовить простое приспособление. Для этого следует взять одеяло или большое полотенце, скатать его в рулон, и пропустить под грудью малыша. Потом положить неподалеку игрушку или интересный для него предмет и помочь доползти до него, придерживая за концы одеяла. Если он пытается становиться на четвереньки, то нужно подпирать его ножки по очереди.

Большой интерес вызовет у малютки домик с тоннелем, по которому он может передвигаться. Его следует приобрести в магазине, или сделать самостоятельно, используя ненужные коробки.

Развивающие игры для 9 месячного ребенка заключаются в его участии в построении сооружений – пирамидок или башенок. В том возрасте у него это получается еще плохо, поэтому, если малютка смог удачно разместить сверху кубик или колечко, то его за это следует похвалить. Нужно разрешать разрушать ему то, что уже построено, так как на данный момент ему очень нравится рассматривать, как падают предметы.

Тренировать мелкую моторику поможет обычный рулон туалетной бумаги. Его следует дать ребенку для разматывания и разрывания бумаги на клочки. Такое занятие не только вызывает восторг, но и является хорошей тренировкой для пальчиков на руках.

Первое знакомство со строением тела человека проходит при помощи куклы. Она в этом возрасте нужна и мальчику, и девочке. Идеальным вариантом в данном случае является игрушка, максимально похожая на самого карапуза. Поставив ее напротив, следует рассказывать и показывать, где у нее ручки, ножки, носик, и прочее. После малыш по указке мамы должен показывать это сам.

В ванне полезно взять два пластиковых стаканчика, и учить ребенка для развития координации переливать воду из одного в другой.

Мелкая моторика становится лучше, когда берется емкость с крупой, и туда зарываются небольшие предметы или игрушки. Задача малыша – найти их там и вытащить на поверхность.

Полезно играть в «ладушки»как на видео выше, хлопать ладошками в такт какой-нибудь веселой музыке, или в ритм детской песенки.

Когда ребенку 9 месяцев развитие и питание малыша полностью зависят от его родителей, особенно важно, чтобы мама все делала правильно.

К девяти месяцам ваш ребенок поменялся кардинально. Это уже не тот неповоротливый толстячок, которым он был недавно. Теперь малыш подвижен, любопытен и много времени проводит на полу. Мамины руки все чаще остаются свободными, теперь ей достаточно временами просто держать кроху у себя на виду, при этом полноценно общаясь с ним. Развитие ребенка в 9 месяцев большей частью направлено на совершенствование костного и мышечного аппарата. Начало третьего триместра – это время физической и психологической подготовки детского организма к прямохождению.

Что нового в физическом развитии

В связи с повышением двигательной активности ребенок в 9 месяцев начинает набирать меньше, чем раньше. За девятый месяц может прибавить от 300 до 550 г и вырасти на 1 – 2 см. К концу месяца дети имеют вес 8.5 – 9.5 кг (± 1 кг), рост 69.5 – 72.5 см (±3 см).


Что умеет ребенок в 9 месяцев

  1. Малыш в девять месяцев сам садится и может без труда просидеть до 10 минут. Из положения сидя умеет дотянуться и взять игрушку.
  2. Самостоятельно встает у опоры, может сделать несколько маленьких шажков, идет за стулом (держась за спинку стула, двигает его и идет за ним). может пробыть не уставая до 10 минут, подпрыгивает и приседает в них.
  3. Кроха пытается ползать. Встать на четвереньки еще сложно, а вот по-пластунски могут ползать уже многие дети. Но если у крохи это пока не получается, не стоит переживать, .
  4. Ребенок в 9 месяцев все чаще использует щипковое хватание – берет предмет двумя или тремя пальчиками, может подбирать даже крошки. Активно развивается мелкая моторика, он сует свои пальчики, куда только можно, все пытается потрогать. Умеет рвать на клочки бумагу.
  5. Уверенно держит в руках предметы: кусочки пищи, чашку, но разжать пальчики ему пока трудно, поэтому если кроха за что-то схватился, то забрать у него это крайне сложно. Если вы попытаетесь отнять у ребенка какой-то предмет, то он оттолкнет вашу руку и отвернется.
  6. У ребенка в 9 месяцев продолжают или начинают расти зубки со всеми сопутствующими этому явлениями (капризность, слюнотечение, температура 37). Не переживайте, если зубов пока нет, в норме они могут появиться позже и вырасти сразу несколько.

Что нового в психологическом развитии

  1. Речь ребенка в девять месяцев продолжает развиваться быстрыми темпами: он постоянно повторяет слоги, начинает связывать их в короткие слова (папа, мама, баба) и ассоциирует их с объектами. Ребенок меняет интонацию во время «разговора».
  2. Знает свое имя, отвечает на него комплексом оживления: поворачивает голову, улыбается.
  3. Эмоции ребенка в 9 месяцев становятся определенными: он радуется или смеется, когда его смешат, не скрывает обиду и гнев, когда злится.
  4. Показывает пальчиком не только на те предметы, которые хотел бы достать, а и туда, куда хотел бы забраться: просит открыть шкафчик, холодильник, достать что-то из кармана.
  5. Понимает простые просьбы: «возьми это», «иди сюда». Начинает осваивать жесты: кивает головой – «нет» или «да».
  6. Ребенок помогает одевать себя: просовывает в рукава ручки, тянет ногу в штанину. Сам может снять шапку. Держит чашку двумя руками, ест пальцами.
  7. Играя в прятки, понимает где вы, даже если вас не видно. Может найти по голосу или шороху.
  8. Чаще всего игрушки пока использует не по назначению: любит ударять одной о другую, вкладывать друг в друга, кидать и смотреть, как падает.

Тест на развитие ребенка в 9 месяцев

  • Кроха должен уметь сидеть без опоры, пытаться вставать, пробовать ползти за игрушкой, держать чашку в двух руках;
  • Лежа на животике должен тянуться за игрушкой и пытаться ползти;
  • В положении сидя ребенок должен уметь повернуться и взять предмет сбоку или чуть сзади;
  • Подражает вашим жестам и действиям: покажите, как нужно барабанить палочками, ребенок должен суметь повторить;
  • Когда вы пытаетесь отнять игрушку, ребенок должен уметь препятствовать этому: крепко держать, перетягивать на себя;
  • В речи ребенка обязательно должны присутствовать повторяющиеся слоги;
  • Должен различать близких и чужих, реагировать на свое имя.

Отсутствие каких-либо из вышеперечисленных навыков должно насторожить вас. Обязательно посоветуйтесь по этому поводу с детским врачом.

Как кормить ребенка в 9 месяцев

Продолжайте кормить грудью или смесью и вводить в прикорм новые продукты.

Грудное молоко (смесь) должны составлять 1\4 суточного рациона ребенка в 9 месяцев. Если вы начали в 6 месяцев, то у вас заменены три грудных кормления и в питании крохи присутствуют все основные продукты:

овощные 150 -180 г и фруктовые пюре 50 – 80 г, каши до 180 г, мясо 50 г, желток 1\2 два раза в неделю, кефир и творожок 30 – 40 г, сухарик и пшеничный хлеб по 5 г, масло растительное и сливочное по 5 г, сок (фруктовый или овощной) до 80 г. Творожок можно давать с кефиром в вечернее кормление. На девятом месяце начинайте вводить рыбу нежирных сортов около 50 г, раз в неделю, а также мясные фрикадельки, сваренные на пару. Пюре можно делать теперь из нескольких овощей с добавлением зелени. Каши могут быть из смеси злаков, в том числе глютеновые (овсяная, пшеничная), при хорошей переносимости. Манную кашу лучше не давать до 1 года, так как она трудна для переваривания.

Режим: сон и бодрствование

Ребенок спит 2 раза днем по 2 часа, а ночью – до 10 часов. К этому возрасту может несколько поменяться режим дневного сна: поскольку ночью кроха стал спать дольше и позже просыпаться, то дневной сон может несколько сдвинуться. Но многие малыши продолжают спать и играть в том же режиме.

Груднички так же просыпаются по ночам и просят грудь, но не из чувства голода, а из-за психологической потребности в близости к матери. Скорее всего, так будет, пока вы .

В таком возрасте у младенцев бывают со сном проблемы. Связано это с тем, что дети могут уже намеренно растягивать время бодрствования, как им захочется. Они начинают понимать, что есть день, а есть ночь, и ночью все спят, а днем играют. Поэтому приучайте ребенка к режиму, следите, чтобы он не переутомлялся играми.

Как помочь ребенку развиваться

Даже если вам тяжело, продолжайте носить ребенка на руках. До того, как малыш пойдет, это необходимо для правильного психического развития.


Продолжайте развивать речь: разговаривайте с крохой, читайте книжки с картинками. Отдавайте предпочтение маленьким стишкам и потешкам, в которых повторяются слова. Обсуждайте с ребенком картинку, попросите найти на ней что-то и показать пальчиком. Используйте тематические карточки с картинками. Прилагайте все усилия, чтобы малыш научился ползать.

  • Сделайте из одеяла валик и просуньте его под грудью ребенка. Приподнимая малыша за концы одеяла, помогайте ему доползти до игрушки;
  • Когда ребенок пытается ползать, создавайте у его ножек опору то для одной ножки, то для другой. Так он быстрее освоит технику перекрестного ползания;
  • Если у малыша уже получается ползать, купите ему домик с тоннелем. Ребенок наверняка будет в восторге, переползая из домика в тоннель и обратно, и находя там разные сюрпризы. Можно сделать тоннель самим из картонных коробок;
  • Покажите карапузу как построить башню из кубиков или сложить пирамидку. И хотя кроха сам еще не сможет это повторить, но ему будет очень интересно наблюдать, как это делаете вы. Возможно, он попытается поставить один кубик на другой или надеть колечко на палочку – это тоже шаг к новому. Позвольте крохе разрушить башню, которую вы построили и сделайте еще одну – пусть ломает. В этом возрасте малышам нравится наблюдать, как что-то падает, рассыпается. Попросите его сложить кубики в коробочку, после того как башня разлетелась;
  • Пора познакомиться с туалетной бумагой! Покажите ребенку как она разматывается. Он с удовольствием начнет комкать, рвать и раскидывать бумажки – хорошая разминка для пальчиков. Так же можно кусочек скотча прилепить к детской ладошке, малышу буде весело отрывать его от себя;
  • Даже если у вас мальчик, купите ему куклу. Чем больше игрушка будет походить на настоящего ребенка, тем лучше. Посадите пупса напротив вашего ребенка и покажите, где носик, глазки, ротик и все остальное. Потом попросите показать, где и что у куклы, а где у ребенка;
  • Продолжайте играть в ванной: покажите малышу как перелить водичку из одного стакана в другой;
  • Насыпьте в миску крупу и закопайте в ней маленькие игрушки. Предложите ребенку рукой отыскать их в крупе;
  • Заведите для ребенка сундучок с маленькими предметами из разных материалов, туда можно положить: кусок линолеума, лоскутки разных тканей (шелк, фланель, шерсть), картонка, пробка от бутылки, губка, в общем все, что безопасно. Пусть малыш познает тактильные ощущения;
  • Продолжайте играть в «Ладушки», включайте детские песенки или веселую музыку, хлопайте вместе в ладоши под нее;
  • В 9 месяцев ребенок может ползать и сидеть, поэтому можно усложнить многие упражнения для него, ввести в занятия гимнастические снаряды: мячик, деревянная палочка, пластмассовые кольца.

Для ребенка на девятом месяце очень важно общение в игре.Полный календарь развития ребенка в одной статье “развитие до года по месяцам” – >>>

Активный девятимесячный малыш уже освоил ползание. Поэтому его родителям стоит запастись терпением и развить в себе стремительную реакцию. Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает наличие определенных навыков и умений. Время в этот период бежит быстро и каждые несколько дней или недель обозначают новые витки развития крохи.

Что уже умеет девятимесячный малыш:

  • тянется за игрушкой, которая находится в зоне его недосягаемости;
  • может самостоятельно сесть из положения «лежа» на животике;
  • стоит, опираясь на что-либо;
  • катает мячик по просьбе;
  • воспринимает игру в прятки;
  • выражает бурное возмущение, если отобрать у него игрушку;
  • пьет из чашки самостоятельно;
  • передвигается на цыпочках, держась за опору;
  • может подтянуться и встать из положения «сидя»;
  • произносит слова: «мама», «баба»;
  • использует жесты для приветствия и прощания.

Определяем самостоятельно уровень развития малыша

  1. Если придерживая ребенка за ручки, опустить его на пол, то он должен уверенно стоять на двух ступнях. Пальчики на ножках при этом не должны быть скрючены.
  2. Ставим пустую коробку на пол, и бросаем в нее кубик. Просим малыша достать его. Ребенок в 9 месяцев должен заинтересоваться этим предложением и просунуть ручку в коробку. Возможно, достать кубик он и не сможет, но это не главное.
  3. Берем несколько шумных игрушек (погремушки, кубики с бубенчиками внутри) и роняем их на пол так, чтобы они создавали шум. Малыш должен повторить эти движения, бросая предметы поочередно двумя руками.

Психологическое развитие

Малыш уже знает названия окружающих предметов, может говорить отдельные слова. Признак нормального развития в 9 месяцев это умение идентифицировать свое отражение в зеркале, отличая его от других. Если попросить малыша показать определенный предмет, то он с легкостью покажет на него пальчиком. Ребенок с удовольствием играет в развивающие игры, рассматривает цветные картинки, перекладывает предметы с места на место.

Малыш согласно кивает головой, если ему задавать наводящие вопросы. Иногда он щипается, кусается, капризничает и в знак несогласия мотает головой. Почему он так делает? Таким образом, ребенок определяет границы позволенного ему. Следует спокойным тоном объяснить крохе, что этого делать нельзя, но не срываться на крик. В этот период он хочет попробовать все на вкус, поэтому взрослым нельзя оставлять его с маленькими предметами наедине, чтобы избежать неприятных последствий.

Физическое развитие

Малыш может вставать самостоятельно, держась за опору. Ходит он пока только с поддержкой и преимущественно на носочках. Ребенку 9-ти месяцев отроду присуща излишняя энергичность в действиях, скорость и умение управлять своим телом. Ребенок активно проявляет интерес к необычным предметам у окружающих – кулон на шее тети, мобильник в руках у папы – и старается к ним дотянуться. Он ищет общения с другими детьми и старается с ними контактировать.

Сон ребенка в девятимесячном возрасте

На этом этапе развития малыш спит в общей сложности 12-14 часов в сутки. Из них ночной сон занимает 10 часов, дневной – 1,5-2 часа по два раза. Третий дневной сон обычно уже отсутствует. Ночью малыш может просыпаться 1-2 раза для кормления.

Кормление малыша в 9 месяцев

В этот период малыш еще остается грудничком, но все же материнское молоко – уже не главный продукт в рационе. Теперь его меню разнообразно: мясо, рыба, овощи, фрукты и молочные продукты. Все блюда подаются вареными, или приготовленными на пару. Разработано множество специальных детских консервов с рыбой, мясом, овощами.

Их тоже можно вводить как прикорм. Малыш ест 4-5 раз в день, употребляя за один прием около 200-250 грамм пищи. В перерывах между кормлениями, нужно давать ему пить компот или несладкий чай, чтобы избежать обезвоживания. Новые фрукты и ягоды нужно вводить в рацион осторожно, наблюдая нет ли на них аллергии.

Игры с девятимесячным малышом

Как развивать ребёнка на девятый месяц жизни? Конечно же, посредством игр – это самый эффективный на сегодняшний день метод раннего развития детей. Чему можно научить, играя? Да практически всем основным навыкам.

  1. Развивающие игрушки – пирамидки, башенки, матрешки. Эти приспособления должны быть максимально просты в сборе – кольца на пирамидках должны быть с широкими отверстиями и широкой закругленным безопасным штырем.
  2. Развитие мелкой моторики рук. Для этого нужно использовать пальчиковую гимнастику. Следует сгибать и разгибать пальчики малыша, делая круговые движения. Можно при этом рассказывать шуточные стихи или петь песенки. Такие занятия нужно проводить ежедневно, по 3-4 минуты.
  3. Игры с крупами. Берем две пластмассовые емкости и наполняем одну горохом, чечевицей, фасолью. Малыш будет с радостью пересыпать крупы из одной емкости в другую.

Параметры девятимесячного малыша

Вес мальчика в таком возрасте должен составлять около 9 кг, а рост – 71 см. Вес девочки – около 8,5 кг, а рост – около 70 см. Эти параметры рекомендованы врачами, но могут колебаться в одну лили другую сторону. Особенности развития каждого ребенка индивидуальны, поэтому такие цифры не являются неизменной величиной.


Отправить

Подсказки родителям

  • Стимулирование развития речи. Нужно разговаривать с ребенком постоянно, рассказывая об окружающем мире и предметах. Таким образом стимулируется процесс повторения слов и предложений.
  • Игры для развития мелкой моторики рук важны не только для физического развития пальцев, но они также играют ключевую роль в речевом развитии ребенка.
  • Необходимо использовать запреты. В этом деле нужно проявлять настойчивость, иначе смысл запретов нивелируется. Однако не следует впадать в излишнюю строгость.

Как правильно хвалить ребенка

В этом деле главное правило – золотая середина. Из-за излишней похвалы у ребенка может выработаться психологическая зависимость к ней. Она притупляет в ребенке интерес к осваиванию новых навыков и информации. Чрезмерная похвала приводит к тому, что ребенок производит какие-то действия из-за расчета на последующее одобрение. Поэтому стоит хвалить ребенка за успехи, но не преувеличивать их.

Безопасность малыша

Термина «полная безопасность ребенка» не существует. Но все же некоторые правила позволят минимизировать риски развития неблагоприятных ситуаций. Ведь нам легче предупредить беду, чем разбираться потом с уже наступившей проблемой.

  • Нельзя оставлять рядом с ребенком тяжелые предметы или посуду с горячей жидкостью.
  • На розетках в доме должны быть специальные пластиковые заглушки.
  • Нельзя оставлять наполненные емкости с водой (ведра, тазы) в доступности малыша.
  • Необходимо оборудовать жилище индикаторами утечки бытового газа.
  • Нельзя оставлять даже на короткое время малыша одного в ванне с водой. Одну руку всегда следует держать на спинке ребенка, чтобы вовремя перехватить его в нужный момент.
  • Нежелательно использовать ходунки. Они иногда смертельно опасны для ребенка.
  • Нельзя оставлять малыша надолго на ультрафиолете во время прогулки. Самый опасный загар – это с 10 утра и до 15 дня. Не рекомендуется в это время находиться на прямых солнечных лучах.

Всю бытовую химию, лекарства, растворители следует хранить в недоступном для детей месте. Но если ребенок все-таки добрался к ядовитым веществам и выпил их – не надо бросаться и искать ответ на форуме у других мам, а незамедлительно ехать в больницу!