ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что нужно подготовить к садику. Советы о том, как подготовить ребенка к детскому саду

Для родителей естественно волноваться, когда они готовятся отдать малыша в детский сад. Быстро ли он адаптируется? Будет ли плакать при расставании с мамой или папой? Понравится ли ребенку воспитательница и сможет ли он подружиться с другими детишками? Эти и другие вопросы становятся поводом для множества переживаний и сомнений. Конечно, в вопросе адаптации к детскому саду все индивидуально, и нельзя с точностью дать ответ, как примет такие перемены в жизни именно Ваш ребенок. Но в силах каждого родителя помочь малышу легче привыкнуть к новым условиям и новому режиму. Именно поэтому правильная подготовка ребенка к детскому саду становится важной задачей для мамы и папы.

Когда и зачем начинать готовиться к детскому саду


Трудно назвать идеальный возраст для начала посещения детского сада. Многое зависит и от индивидуальных особенностей развития ребенка, и от возможностей конкретной семьи, и от наличия мест в государственных дошкольных образовательных учреждениях. Но вне зависимости от того, в 1,5 или 4 года Ваш малыш впервые отправится в детский сад, готовиться к этому событию нужно заранее. Начните подготовку за несколько недель, а лучше месяцев. Например, если ребенок должен пойти в садик с сентября, можно приступить к обсуждению этой темы с ним уже весной.

Стоит ли тратить время и действительно ли так нужно заранее настраивать малыша на перемены, учить его новым навыкам? Для поступления в детский сад от ребенка никаких особых умений не требуется. Малыши быстро учатся новому, а воспитатели всегда придут на помощь. Но все же ребенку будет более комфортно, если он будет хотя бы в общих чертах знать, что такое детский сад и как он там будет проводить время. А навыки социального взаимодействия и самообслуживания помогут избежать многих неприятных ситуаций. Важно, чтобы ребенок был позитивно настроен на посещение детского сада, не стеснялся обращаться за помощью к воспитателю и был готов к общению со сверстниками.

Создаем позитивный образ детского сада. На первом этапе подготовки просто и доступно расскажите малышу, что такое садик. Постарайтесь вести беседу в нейтральном ключе, не формируя отторжения или завышенных ожиданий. Начать можно с того, что детский сад - это место, где вместе проводят время много ребятишек. Расскажите, что малыши там играют, едят, гуляют, у каждого есть свой шкафчик и отдельная кроватка. Не забудьте упомянуть о воспитательницах, которые заботятся о детишках. Вы можете поиграть дома в детский сад с любимыми игрушками - так малышу будет проще понять, как там все устроено. Пусть он попробует себя в роли воспитательницы: покормит «детишек», поиграет с ними, уложит спать. За неделю или несколько дней до первого посещения пройдитесь по маршруту от дома до садика, посмотрите его территорию, по договоренности с воспитателем можно погулять по дворику вместе с группой.

Придумываем ритуал прощания. Малышам, которые привыкли постоянно находиться рядом с родителями, бывает первое время сложно оставаться без мамы или папы. Такие дети тяжело переживают разлуку даже на несколько часов. Облегчить расставание часто помогает ритуал прощания. Придумать его несложно: обнимите и поцелуйте ребенка, помашите ему ручкой. Можно добавить и что-то особенное, например воздушный поцелуй или нежное поглаживание по ручке. Отработайте ритуал заранее: попробуйте хотя бы ненадолго оставлять малыша с бабушкой или другим близким родственником.

Развиваем навыки самообслуживания. Подготовка ребенка к детскому саду должна включать и развитие самостоятельности в простейших бытовых вопросах. Если ребенок будет проситься на горшок, сам справляться с надеванием сандалий и мытьем рук, то он будет чувствовать себя в группе более уверенно по сравнению со сверстниками, которым постоянно нужна помощь воспитателя. Начните приучать ребенка к горшку, если он еще не умеет проситься в туалет, и не ругайте его за «промахи» - на первых порах без них не обойтись. За столом дайте малышу ложку и вилку и покажите, как правильно пользоваться ими. Этот навык очень пригодится, ведь в детском саду воспитатели не всегда успевают докормить плохо кушающих малышей, тем более что время завтрака, обеда и полдника ограниченно. Учите ребенка также самостоятельно собираться на прогулку. Объясните, как правильно надевать футболку, колготки, кофточку, обувь. Не торопитесь помогать: пусть малыш потренируется справляться сам, даже если на первых порах это займет много времени.

Корректируем режим дня. Начните готовить ребенка к тому, что в детском саду нужно соблюдать общий для всех распорядок. Заранее узнайте, каким будет режим, и постарайтесь подстроиться под него, чтобы у малыша было время привыкнуть к новому расписанию в комфортных домашних условиях. Это помогает избежать стрессов в дальнейшем, ведь, например, если ребенок никогда не спал днем, в садике его будет очень сложно уложить. Почти во всех государственных детских садах распорядок одинаковый. В 7:45-8:00 начинается утренняя гимнастика, после нее дети завтракают. С 9:00 до 10:00 они занимаются рисованием, лепкой, музыкой или другими видами познавательной активности, затем выходят на получасовую прогулку. Обедают малыши в 12:00-12:30, а спят обычно с 13:00 до 15:00. После пробуждения дети получают уплотненный полдник. С 17:00 до 19:00 малыши играют в группе, а при хорошей погоде гуляют второй раз. Ориентируясь на такой режим, Вы можете выстроить распорядок дня дошкольника. Особенно важно, чтобы ребенок привык есть в одно и то же время. Важно приучать малыша к тихому часу после обеда. Если ему трудно заснуть, предложите хотя бы спокойно полежать в кровати, в детском саду такой компромиссный вариант тоже допускается (главное, чтобы малыш не мешал отдыхать другим деткам).

Учим малыша общаться с другими детьми. В процессе адаптации очень важно, чтобы у ребенка сложились доброжелательные отношения со сверстниками. Малышу нужно уметь вести себя так, чтобы быть принятым в игру. Он должен почувствовать себя полноценным членом коллектива. Заранее подумайте над тем, как подготовить ребенка к социальному взаимодействию. Малышу будет гораздо проще адаптироваться, если он не стесняется знакомиться с другими детьми, умеет попросить понравившуюся игрушку, может следовать общим для всех правилам. Конечно, эти навыки формируются не за один день. Чтобы приобрести их, малышу нужно постоянно взаимодействовать со сверстниками. Тут в помощь придут и группы раннего развития, и детские площадки, и игровые зоны в торговых центрах. Можно ходить с ребенком в гости к друзьям, у которых тоже есть дети. Поддерживайте инициативу малыша в общении и учите его, как знакомиться, приглашать других в игру, договариваться о правилах, меняться игрушками. Все эти навыки очень пригодятся в детском саду и помогут избежать конфликтных ситуаций.

Подбираем гардероб для садика. Когда ребенок еще совсем мал, родители часто не задумываются о том, сможет ли он сам справиться с многочисленными застежками, пуговицами, завязочками, тугими молниями. Но нужно учитывать, что в детском саду собираться на прогулку, раздеваться перед сном и одеваться после пробуждения ему придется самому с минимальной помощью воспитателя, ведь детей в группе много. На этапе подготовки продумайте все мелочи: купите несколько комплектов одежды для садика. Пусть это будут удобные и практичные вещи, которые легко снимаются и надеваются. Обувь также должна просто застегиваться и, конечно, соответствовать размеру, чтобы малышу было комфортно ходить в ней весь день. Запасной комплект одежды удобно оставлять в шкафчике, он может понадобиться, если ребенок случайно испачкается и ему нужно будет переодеться.

Укрепляем иммунитет. В детском саду организм ребенка сталкивается со множеством новых вирусов, вот почему малыши на первых порах начинают часто болеть. Разновидностей респираторных инфекций очень много, и возбудители легко передаются в коллективе. Хорошая новость состоит в том, что каждая болезнь способствует естественному формированию иммунитета. Но у одних детей вирусная инфекция протекает легко, а у других вызывает осложнения: бронхит, отит, пневмонию и т. д. Все зависит от индивидуальных особенностей организма. Если у ребенка изначально крепкий иммунитет, шансы заболеть тяжело и надолго уменьшаются. Именно поэтому стоит заранее заняться закаливанием и общим оздоровлением. Одевайте малыша по погоде, поддерживайте в квартире комфортную температуру (20-22 °С) и не запрещайте ему дома ходить босиком. Не кутайте его, сразу раздевайте, если он жалуется, что ему жарко. Не стоит бояться сквозняков. Постарайтесь гулять каждый день и как можно больше времени проводить с ребенком на улице. Приучайте его умываться прохладной водой. Если есть возможность, запишите малыша в бассейн.

Первый день в саду: что делать родителям


Приводим ребенка в детский сад. Итак, Вы в первый раз оставляете малыша в группе. Постарайтесь сохранять спокойствие сами: Ваше волнение легко передастся ребенку. Не торопите его - дождитесь, пока малыш снимет одежду (при необходимости помогите ему), покажите ему личный шкафчик, уберите вместе с ним туда вещи. Пройдите в группу, познакомьте его с воспитателями. Не уходите сразу, подождите, пока малыш немного освоится. В некоторых детских садах в первый день родителям можно провести несколько часов в группе вместе с ребенком. Но если воспитатель просит Вас уйти, отнеситесь с пониманием - некоторым малышам проще освоиться в коллективе, когда мамы нет рядом.

Правильно прощаемся . Когда Вы будете готовы уйти, обязательно попрощайтесь с малышом. Не исчезайте внезапно - это может сильно напугать ребенка, и в дальнейшем он будет тяжело переживать расставание. Вспомните Ваш ритуал прощания. Обнимите и поцелуйте малыша, обязательно скажите, когда вернетесь за ним. После этого уверенно уходите. Даже если ребенок расплакался, не стоит сильно задерживаться. В первый день воспитатели приложат все усилия, чтобы успокоить малыша. У него впереди столько дел: помыть руки, позаниматься с педагогами, собраться на прогулку - на слезы часто просто не остается времени. Многие дети перестают плакать уже через 10-15 минут после ухода мамы или папы, хотя возможны и исключения - все зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Забираем малыша из детского сада. Будьте верны своему слову - заберите ребенка именно в то время, в которое Вы обещали прийти за ним. В первый день особенно важно не опаздывать. Встречайте малыша с улыбкой, обязательно расспросите его, чем он занимался. Остаток дня проведите с ребенком: можно вместе готовить еду, всей семьей поужинать, поиграть, почитать на ночь. Пусть вечер проходит в привычном для малыша режиме, а родители уделяют ему максимум внимания. Ребенок должен убедиться, что с началом посещения детского сада отношения в семье не изменились - его все так же любят.

Как может проходить адаптация


В детском саду. Первые дни и недели в садике малыш привыкает к новой обстановке, воспитателям, другим детишкам, режиму дня. Процесс адаптации может проходить очень по-разному. Одни детки сразу же плачут при расставании, но с каждым днем прощаются все легче и легче, быстрее успокаиваются. Другие с первого дня радостно бегут в группу, но спустя неделю внезапно начинают цепляться за маму и плакать. Это отложенная адаптация. Некоторые малыши ищут контакта с воспитателем, который заменяет им близкого взрослого, другим больше нравится играть со сверстниками. Бывает и так, что ребенок замыкается в себе, не идет на контакт или весь день находится в подавленном состоянии. Такое возможно при сложной адаптации, о которой мы поговорим ниже.

Дома. Когда ребенок только начинает ходить в детский сад, многие родители замечают изменения в его поведении. Послушный малыш может вдруг стать неуправляемым и капризным, начать драться, плакать из-за каждой мелочи. Дело здесь не в дурном влиянии сверстников, а все в той же адаптации. В саду малыш вынужден следовать общим правилам, а в комфортной домашней обстановке он расслабляется, дает выход накопившимся за день негативным эмоциям. Отсюда и приступы злости, и беспричинные, по мнению родителей, истерики. У некоторых малышей также наступает небольшой откат в развитии. Задача мамы и папы - отнестись с пониманием, как можно меньше ругать ребенка за плохое поведение, уменьшить количество запретов. Обычно через 1-2 месяца эмоциональное состояние малыша нормализуется. Однако сроки адаптации индивидуальны: кто-то привыкает к садику за пару недель, другим понадобится полгода или даже больше.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Поговорите с воспитателями. Заранее предупредите их обо всех особенностях Вашего ребенка. Например, сразу скажите, что он терпеть не может манную кашу и не нужно заставлять его есть это блюдо. Пусть воспитатели знают, что Ваш малыш бывает шумным или, наоборот, очень скромным или стеснительным. Расскажите, что он любит больше всего: петь и танцевать, слушать сказки, помогать взрослым или играть в подвижные игры. Обязательно сообщите воспитателю и медсестре, которая есть в каждом детскому саду, о наличии у ребенка аллергии или хронических заболеваний. Если малыш еще неуверенно просится на горшок или его нужно обязательно отводить в туалет до и после сна, также скажите об этом. Информация от родителей поможет воспитателям найти правильный подход к ребенку и избежать множества проблем в период привыкания к новой обстановке.

Увеличивайте время пребывания постепенно. С первого же дня оставлять ребенка до самого вечера в группе нежелательно, это может усложнить адаптацию. Вначале достаточно нескольких часов: начните с полутора-двух и постепенно увеличивайте время пребывания. Как вариант, в первые дни можно приводить ребенка только на прогулку, потом оставлять его в группе до обеда. Когда малыш немного освоится, начните приходить в садик пораньше - к завтраку или сразу после него. Первое время забирайте малыша до дневного сна. Через несколько недель, если адаптация идет успешно, можно оставить ребенка на тихий час. Только обязательно заранее предупреждайте малыша, что придете за ним позже обычного. Через несколько месяцев обычно большинство детей спокойно остаются в группе на целый день. То, как Вы будете увеличивать время пребывания, будет зависеть и от семейных обстоятельств, и от индивидуальных особенностей ребенка. Если он привыкает с трудом и у Вас есть возможность забирать его пораньше, воспользуйтесь ею.

Следите за настроением и самочувствием малыша. С первого дня обращайте внимание на физическое и эмоциональное состояние ребенка, когда забираете его из детского сада. Поинтересуйтесь у воспитателей, как малыш сегодня себя вел, все ли было в порядке. Поговорите с самим ребенком, спросите, какие занятия ему понравились, что подавали на обед, подружился ли он с кем-нибудь из деток. Вы можете узнать много полезного, просто общаясь с малышом и внимательно слушая его рассказы: что ему нравится и не нравится в детском саду, корректно ли ведут себя воспитатели по отношению к детям и многое другое.

Посещайте детский сад без перерывов. В период адаптации важно, чтобы новый график стал для ребенка привычным, поэтому постарайтесь не пропускать сад без особой причины. Конечно, в случае болезни, если малыш плохо себя чувствует, а не просто капризничает, необходимо остаться дома. Иногда родители устраивают ребенку выходной среди недели. Для некоторых детей это приемлемый вариант, но во многих случаях это не позволяет настроиться на новый график. Оптимально - ходить все 5 дней в неделю, но забирать ребенка пораньше, насколько позволяют возможности.

Ограничьте нагрузку на нервную систему. Провести целый день в группе среди шумящих ребятишек нелегко и взрослому, что же говорить о малыше в период адаптации. Чтобы компенсировать нагрузку на нервную систему, создайте дома спокойную обстановку, строго соблюдайте режим. Пока ребенок привыкает к детскому саду, желательно ограничить просмотр мультиков, вечером избегать излишней активности, в будни воздержаться от посещения многолюдных мероприятий (поход в цирк или зоопарк подождет до выходного). Постарайтесь проводить больше времени за чтением книг и спокойными играми.

Проводите больше времени с ребенком в выходные. Всю рабочую неделю малыш подолгу находится в саду, поэтому суббота и воскресенье должны стать семейными днями. В период адаптации проводите выходные с ребенком, а не отправляйте его к бабушке или дедушке. Заранее вместе стройте планы и придумывайте, чем будете заниматься эти два дня. Можно сходить в парк и покататься на аттракционах, поехать на природу, посетить кафе. Главное, чтобы рядом были любящие мама и папа. Делайте вместе все дела по дому, старайтесь чаще целовать и обнимать малыша: телесный контакт помогает снять накопившееся напряжение.

Посещайте утренники и другие мероприятия. Приходите в детский сад на праздники, чтобы посмотреть, как Ваш ребенок выступает вместе с другими детьми. Пусть малыш знает, что Вы им гордитесь. Посещение мероприятий в детском саду позволяет ребенку почувствовать, что родителям по-настоящему интересно, как идут у него дела вне дома. Это очень важно и во время адаптации, и в дальнейшем.

Поддерживайте контакт с воспитателями. Постарайтесь быть максимально тактичными, вежливыми и приветливыми с педагогами. Ребенок будет ориентироваться на Вас и усвоит такую же модель поведения. Не критикуйте воспитателей в присутствии малыша. Всегда предупреждайте педагогов о предстоящем пропуске дня по семейным обстоятельствам или из-за болезни. Заранее говорите, когда планируете забирать малыша раньше или позже, чем обычно. Если у ребенка проблемы с адаптацией или конфликты в группе, не стесняйтесь обратиться за помощью к воспитателю и попросите его уделить чуть больше внимания Вашему малышу.

Сложная адаптация: как помочь ребенку

Не все дети легко и быстро привыкают к детскому саду. Родители, чьи малыши каждое утро не хотят собираться в садик и при расставании плачут, часто не знают, какую стратегию поведения выбрать. Несколько советов могут помочь в случае сложной адаптации. Если эти простые методы не сработают, оптимальное решение - проконсультироваться с психологом.
  • Если ребенок очень привязан к маме и тяжело переживает расставание с ней, пусть в детский сад его отводит папа, бабушка или другой родственник.
  • Если малыш сильно переживает, когда родителей нет рядом, дайте ему с собой в группу небольшую вещь, которая будет напоминать о Вас. Это может быть носовой платок с ароматом маминых духов, маленькая фотография или что-то еще.
  • Если малыш сильно скучает по дому, позвольте ему взять в группу несколько игрушек, только не самых любимых и важных, ведь в садике их можно забыть или потерять, а это еще один повод для расстройства. Привычные вещи помогут создать в группе более комфортную обстановку для ребенка.
  • Если ребенок с трудом засыпает во время тихого часа, дайте ему с собой мягкую игрушку, с которой он привык спать дома. Договоритесь с воспитателем: пусть он разрешит малышу просто спокойно полежать в кроватке, если никак не получается заснуть.
  • Если ребенок уже с утра капризничает и не хочет идти в садик, попробуйте замотивировать его. Может быть, в шкафчике его ждет любимая машинка или кукла, скучают красивые сандалики или чешки для физкультуры? Пообещайте малышу что-то интересное, когда Вы его заберете, например долгую прогулку. Но в этом случае важно не разочаровать ребенка и исполнить обещанное.
  • Если малыш никак не может адаптироваться в коллективе, поиграйте дома в детский сад. Пусть ребенок с помощью игрушек воспроизведет обычные ситуации: прогулку, обед, укладывание спать. Игра помогает родителям узнать больше о происходящем в саду, а самому малышу позволит отпустить негативные эмоции.
  • Если прошло уже несколько недель, а ребенок безутешно плачет при расставании и при встрече вечером, подавлен в течение дня, стоит подумать над смягчением режима. Можно позже приходить в детский сад или пораньше забирать оттуда малыша.
Как бы ни проходила адаптация, не забывайте хвалить ребенка за все успехи. Он сегодня впервые не расплакался при расставании? Обязательно скажите, что Вы очень гордитесь им. Постоянно подчеркивайте, что малыш пошел в детский сад и стал взрослым и самостоятельным, хвалите его при друзьях и родственниках.

Как понять, что адаптация прошла успешно

Нормализация эмоционального состояния ребенка - основной признак того, что адаптация прошла успешно. Не ждите, что малыш обязательно полюбит садик и каждое утро будет с радостью собираться туда. Достаточно отсутствия слез при расставании и сильной грусти в течение дня. Важно, чтобы ребенок принял необходимость посещения детского сада. По мере взросления малыш будет становиться все более и более самостоятельным, у него появятся друзья в группе. И в один прекрасный день он с радостью убежит играть с ними, вместо того чтобы цепляться за маму или папу в раздевалке.

Первый момент- это режим.

Первого сентября сразу видно тех деток, которых разбудили раньше, чем они привыкли. Они сонные, грустные, капризные, ну и, конечно же, не отпускают маму. Если вы обычно будите ребенка в 9-10 часов утра, то ни в коем случае нельзя с бухты-барахты 1-го сентября поднимать ребенка в 7 утра. Толку от такого похода в садик будет ноль.

Здесь есть два варианта решения проблемы:

Постепенно подстраиваться под режим детского сада. За неделю или две до начала посещения садика вы постепенно начинаете будить ребенка раньше и выходите на необходимое время. Так же не забываете перестраивать и дневной сон. В саду дети младших групп обедают в начале первого и ложатся спать.

Совмещаем перестройку режима и детский сад. Можно договориться с воспитателями (написать заявление), что вы будете сначала приводить ребенка к часам 10-11, это получается на прогулку. И просто в первые две недели вы будете будить ребенка все раньше и раньше.

Второй момент: дневной сон.

Часто в каждой семье есть какой-то ритуал укладывания не только на ночь, но и на дневной сон. Перед садом постарайтесь минимизировать этот ритуал перед дневным сном. Ведь воспитатели не могут разорваться, чтобы гладить всем спинки, лежать рядышком и прочее. Если ребенок спит с какой-то игрушкой, то можно принести ее на первое время в садик, чтобы ребенок чувствовал себя комфортнее.

Третий момент: одевание, раздевание.

Вы когда-нибудь видели, как 20 карапузов одеваются на прогулку? Скажу честно, это зрелище не для слабонернвных.

В начале сентябре многие дети еще плохо выучили, где их шкафчики, не слушают няню и воспитателя, которые говорят, что сейчас надо делать.

Часто можно увидеть картину, когда какой-нибудь шустрый малыш вытащил все из своего шкафа, а другой надел сапоги, будучи в одних трусах, а третий вообще не понимает, что происходит, а четвертый надел вещи соседа, а у соседа истерика, что взяли его вещи, а нянечка и воспитательница носятся, как электровеники, между этими карапузами. В общем, в начале учебного года переодевание на прогулку – это ужас ужасный.

Чтобы избавить своего ребенка от лишнего стресса, а персонал сада не приближать к нервному срыву, подписывайте вещи детей. Ведь в начале года воспитатели еще не знают, во что вы обычно одеваете ребенка, и если дети перепутают вещи, то вполне может получиться, что ваш ребенок пойдет на прогулку в чужой одежде.

И еще один момент: часто родители приносят вещи с запасом и, чтобы воспитатели не путались, что надо одеть на ребенка именно сегодня, убирайте лишние вещи в пакет или рюкзачок в шкафу, а на полочке оставляйте только одежду на сегодня. В противном случае, не стоит потом винить воспитателей, если они наденут на вашего ребенка лишнюю кофту, ведь они не знают, насколько закаленный у вас ребенок, и как вы его обычно одеваете.

И, самое главное: учите своего ребенка одеваться самостоятельно. Ребенок может не уметь еще надевать колготки или кофту, но ребенок должен знать последовательность надеваемых вещей. То есть, ребенок не должен натягивать колготки поверх шортов, или пытаться надеть сапоги без штанов. Дома давайте ребенку возможность одеваться самому. И учите порядок надеваемых вещей: сначала сами постоянно проговаривайте последовательность действий, потом просите ребенка вам подсказывать («Ой, я забыла, а что надо надеть сначала?»)

Четвертый момент - это обед.

Не стоит отдавать в сад ребенка, которого вы до сих пор кормите с ложечки. Есть два варианта: или не ходить в сад, или приучать ребенка кушать самому.

Объясню - почему. Во время адаптации у многих детей происходит небольшой регресс: они могут перестать сами засыпать, сами кушать, одеваться. А если ребенок до сада сам даже не ел, то велика вероятность, что в саду он будет вообще отказываться есть. Это связано с тем, что к 3 годам ребенок физически вполне может самостоятельно есть все, что угодно, а если его кормят с ложечки, то это воспринимается ребенком обычно как ритуал совместного времяпрепровождения с мамой. Соответственно, если нет мамы - нет ритуала - нет приема пищи. Конечно, со временем ребенок начнет в саду кушать, но это сильно усугубит процесс адаптации. А зачем нам это нужно?!

Давайте ребенку кушать самостоятельно! Пусть он весь чумазый, пусть сидит по полчаса, но ребенок должен кушать сам.

Дорогие родители, вы, наверное, заметили, что это все чисто «технические» моменты, но они подготавливают почву для адаптации детей к условиям садика. А насколько благоприятной будет эта почва - зависит полностью от вас.

Помните, что у воспитателей всего две руки, и они не могут быть все время только с вашим ребенком: и кормить, и одевать, и укладывать его спать. Воспитатели могут лишь помочь ребенку, направить его действия в нужное русло. Но для того, чтобы они могли это сделать, вы должны хорошенько подготовить почву.

Что следует сделать заранее, чтобы подготовить ребенка к детскому саду?
В первую очередь, чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, надо создать желание у ребенка ходить в детский садик, чтобы он сам этого хотел.

Чтобы ему было интересно, что же новое там есть. То есть, нам надо рассказывать про детский сад разные хорошие вещи. Например: «В садике много новых, интересных игрушек», или «Там много друзей». Если ребенок пойдет в группу с каким-то знакомым ему ребенком, можно сказать: «Ты там будешь с Пашей вместе играть». Но не надо делать акцент на том, что ребенку придется оставаться без мамы.
Как можно усилить этот эффект? Можно играть в детский сад, обычно деткам это нравится. Цель таких игр – познакомить ребенка с бытом в детском саду. Мы берем игрушки (кошечек и тому подобное, Лунтика – любимые игрушки ребенка) и предлагаем: «А давай сегодня наши игрушки пойдут в детский садик! Вот эта игрушка будет воспитательницей, а Лунтик и Крош будут у нас детками, которые пришли в садик. Они будут играть и воспитательницу слушаться». И начинаем моделировать ситуацию с самого утра: «Вот Лунтик пришел в детский садик, поздоровался с воспитателем. В группе он увидел много игрушек, поцеловал на прощание маму и пошел играть. Вот он немного поиграл и стал завтракать в садике. Потом они немного позанимались, нарисовали красивую картину, которую Лунтик подарит маме» и продолжаем в таком ключе.
Мы можем это делать маленькими частями. Если ребенок уже умеет играть в развернутые сюжетно-ролевые игры, можем целый день проговаривать. Можем проигрывать именно момент расставания, к примеру: «Мама привела маленького котенка в садик, а он начал мяукать, маму не отпускать. Мама расстроилась, но ей все равно надо было идти на работу. Мама ушла, а котенок все плакал. Но потом посмотрел по сторонам, увидел играющих бельчонка и зайчонка, это было так весело и интересно! Он стал вместе с ними играть и не заметил, как пролетело время». И, допустим, вводим речь воспитательницы: «Ты поиграй с ребятами, и мама быстрее придет», - то есть, такие фразы, которые вы потом будете говорить ребенку. » А на следующий день котенок уже не плакал, а играл с ребятами и знал, что мама придет с работы и принесет ему молочка». Это касаемо игр, которые помогут подготовить ребенка к детскому саду.

Следующий момент, который может помочь подготовить ребенка к детскому саду.

Мы рассказываем ребенку сказки и истории про его любимых героев, про себя в детстве, про то, как герои ходили в детский садик. Если у вас есть положительные воспоминания о детском садике, расскажите о них: о том, как было интересно, что было много друзей, игр, о том, как устраивали праздники и т.п.
Развернутость этих игр и рассказов зависит от возраста ребенка: чем он старше, тем более развернуто мы можем ему рассказывать. Если ребенку около двух лет, мы ему рассказываем отдельные элементы.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, очень важно рассказывать ребенку именно про распорядок дня.

Почему? Когда мы прощаемся с ребенком, мы ему говорим: «Я приду после того, как ты пообедаешь (поспишь)». Ребенок должен понимать, когда это будет. В его головке должна уложиться эта схема, что сначала он покушает, поиграет, позанимается, погуляет, и вот он будет обедать, а после мама придет. Чтобы так было, ребенку надо заранее об этом говорить, а не только первого сентября. Чтобы в его головке это успело уложиться. Нужно обязательно это проиграть, можно коротко.
Также помогает подготовить ребенка к детскому саду такой способ:

Рассказываем ребенку про то, что будет делать мама, пока он будет в садике. Естественно, описываем это с выгодами для ребенка (мама заработает много денежек и сможет купить…)

Вот это, наверное, все самые простые и эффективные способы подготовить ребенка к детскому саду.

Удачной вашему малышу адаптации в детском саду!

ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ.

Многих родителей мысль о том, что рано или поздно надо будет отдать ребенка с садик, приводит в волнение, вызывает переживание: «А как все сложится?». Не надо переживать, надо действовать. Ведь именно от того, как родители подготовят малыша к новому для него периоду жизни, во многом зависит, как сложится эта жизнь.

Детский сад - это новые условия, новое окружение, новые люди, это первый серьезный опыт социализации ребенка. Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям принято называть адаптацией. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе в отсутствии матери. Из привычного мира семьи ребенок попадает в совершенно новые условия многоликой детской среды и то, как будет проходить привыкание ребенка к новым для него условиям, во многом зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

По многочисленным исследованиям ученых, самым критическим возрастом для адаптации является возраст от 7-ми месяцев до 1 года 6 месяцев. Длительная разлука с матерью в этот период несет непопровимый вред психике ребенка. На вопрос родителей, в каком же возрасте лучше отдать ребенка в садик, большая часть психологов ответит, что возраст после 2-х лет 2-х месяцев допустим, а лучше - ближе к 3- 3,5 годам.

Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть трехгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни дается легко. В то же время на консультацию к психологу приводят детей, которые не могут адаптироваться к садику и в четыре - пять лет.

Ребенок в период адаптации - живая модель стрессового состояния. Стресс - это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. Стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты - изменениями в гормональной системе: гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. Ослабевает иммунная система организма.

На уровне поведения ребенка родители могут наблюдать следующие проявления:

1) Нарушается сон, даже дома ребенок не может уснуть, а уснув, спит беспокойно, может просыпаться ночью с плачем и т. п.

2) Нарушаться аппетит. Ребенок может отказываться от пищи в садике и компенсировать это дома.

3) Меняется эмоциональное состояние ребенка. Дома ребенок не отпускает от себя мать, становится более плаксивым, пугливым или агрессивным. Как следствие этого могут возникнуть временные невротические проявления: сосание пальцев, энурез (недержание мочи), тики, страхи, запинки в речи, может меняться терморегуляция.

4) Ребенок чаще бегает в туалет, может происходить обезвоживание организма, если ребенка не поить, кожа становится более сухой, может появиться синюшность под глазами.

5) Наблюдается временный регресс в игровой деятельности - ребенок, который хорошо играл дома до поступления в садик, становится пассивным, либо игра его становится примитивной; могут временно утрачиваться какие - то навыки, например, до поступления в садик ребенок хорошо рисовал, а теперь еле держит карандаш в руках.

6) Меняется общая активность: одни дети становятся вялыми и заторможенными, другие - гиперактивными, это зависит от типа нервной системы ребенка.

Адаптационный период условно делят на три этапа.

1. Подготовительный . Задача этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему максимально безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Подготовительный этап следует начинать примерно 1-2 месяца до предполагаемого приема ребенка в садик.

Готовя ребенка к посещению садика, родителям необходимо проанализировать, насколько стереотипы поведения ребенка дома соответствуют стереотипам поведения, которые приняты и существуют в детском дошкольном учреждении. Прежде всего, речь идет о следующих важных моментах:

1) Способ кормления. В детском саду ребенку придется есть самостоятельно. Он должен уметь пользоваться ложкой, есть ложкой жидкую пищу, пить из кружки. Воспитатель будет докармливать ребенка лишь в случае острой необходимости.

Если ваш ребенок пьет только из бутылочки или кружки-непроливайки, не умеет использовать ложку по ее назначению, не ест сам, то обучению ребенка способам самостоятельного приема пищи необходимо заняться в подготовительный период.

2) Рацион питания. В детском саду детям предлагают каши, супы, запеканки, суфле, биточки, рагу, кисели, компоты и т. д. Ребенку должны быть знакомы эти блюда. Достаточно часто дети отказываются есть в детском саду, т. к. воспринимают предлагаемую пищу как абсолютно незнакомую. Знакомым для них оказывается только хлеб!

3) Способ засыпания. Предполагается, что ребенок должен самостоятельно засыпать, лежа в кроватке.

Ребенку будет трудно привыкать, если домашний стереотип засыпания сильно отличается от требуемого в садике. Например, дома ребенок засыпает у вас на руках, вы укачиваете его в коляске, засыпает под определенную музыку.

4) Навыки самостоятельности. Чем большим количеством навыков самообслуживания владеет ребенок, тем лучше. Научите ребенка мыть руки и вытирать их полотенцем, пользоваться салфеткой и носовым платком, частично раздеться и одеться, снять и надеть обувь.

5) Навыки гигиены. К моменту поступления в детский сад желательно, чтобы ребенок умел пользоваться горшком.

6) Навыки общения. К моменту поступления в садик хорошо, если ребенок будет владеть элементарными навыками общения с взрослыми и детьми, привыкнет что-то делать вместе.

2. Основной этап. Начало систематического посещения детского сада.

Главная задача - создание положительного образа воспитателя. Постарайтесь установить с воспитателем доброжелательные отношения. Расскажите воспитателю о вашем ребенке, что он любит, как его легче успокоить, на что он реагирует особо болезненно.

Если есть возможность, то, в первые дни, лучше приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни, стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Ребенка сразу следует познакомить со всеми помещениями группы. Рассказать ему для чего они предназначены, когда ими пользуются, можно ли входить туда самостоятельно или только с разрешения взрослых.

В уставах большей части детских садов прописано, что родители имеют право присутствовать с ребенком в группе, правда с оговоркой «если это не нарушает режима». К сожалению, в большинстве случаев присутствие родителей в группе не одобряется, а практически запрещается. Максимум, что предлагается родителям после отправления ребенка в групповое помещение, - сидеть в коридоре, привлекая тем самым внимание ребенка к входной двери.

В первые дни время пребывания ребенка в детском саду должно быть сокращено до нескольких часов. Не следует оставлять ребенка на дневной сон, если он еще не привык к группе. Постепенно время пребывания в группе увеличивайте на 1 - 2 часа в день.

3. Заключительный этап. Ребенок остается в садике один на 2-4 часа, затем остается на сон.

В процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие, затем - аппетит, в последнюю очередь - сон.

Принято различать легкую, среднюю и тяжелую адаптацию.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного - 10-15 дней):

Временное нарушение сна (нормализуется а течение 7-10 дней), аппетита (норма по истечении 10 дней,

Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние, и т. д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней,

Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не меняются,

Функциональные нарушения практически не выражены, заболеваний не возникает.

Нормативно основные симптомы исчезают в течение 2-3 недель.

Средняя адаптация (этап растягивается до 40 дней). Все нарушения выражены более ярко и длительно:

Сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,

Речевая активность в течение 30-40 дней.

Эмоциональное состояние - 30 дней,

Двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней,

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается,

Функциональные нарушения отчетливо выражены, ребенок заболевает (например, ОРВИ).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 10-15% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении или полный отказ от пищи), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени. Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности.

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

1. Разработайте свой собственный ритуал прощания. Например, пусть ребенок помашет вам рукой из окна, или по очереди из нескольких окон. Придумайте секретный пароль и повторяйте его, оставляя ребенка и возвращаясь за ним вечером. И скажите, что всегда думаете о нем, даже в разлуке.

2. У ребенка увеличивается потребность в тепле, нежности, любви, уделите ему больше внимания, меньше критикуйте его и «воспитывайте».

3. В присутствии ребенка изготовьте маленькую вещицу-амулет, которая всегда будет при ребенке в садике. Это может быть маленькая куколка из ткани или какое-то существо на веревочке, чтобы ребенок мог носить поделку на шее. Скажите ребенку, что эта куколка напомнит ему маму, когда ему будет грустно, и ему станет легче.

4. Для снятия психо-эмоционального напряжения после возвращения из садика способствуйте игре ребенка с неструктурированными материалами: водой, песком, пластилином, глиной (поставьте в ванной комнате таз с водой, мойте игрушки, запускайте кораблики, переливайте воду леечкой). Постарайтесь, чтобы ребенок больше двигался. Перед сном сделайте ребенку расслабляющий массаж в виде поглаживания.

5. В период адаптации нельзя разрушать любые привычки, в том числе вредные (например, сосание пальца), займетесь этим после того, как ребенок адаптируется.

6. Посоветуйтесь с врачом и применяйте адаптогены и седативные средства с целью уравновешивания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ГОТОВЯЩИМ РЕБЕНКА К ДДУ.

· Настрой семьи, родителей.

При подготовке ребенка к садику очень важен ваш личный настрой и отношение семьи к этому факту. Многие родители, осознавая необходимость и неизбежность этого события, боятся его, внутренне не готовы расстаться с ребенком. Это может быть связано с рядом причин: личный негативный опыт родителей, связанный с их детством и воспоминаниями о детском саде, высокая личностная тревожность родителей и т.д.

Ваш эмоциональный настрой легко может передаться ребенку, обычно дети очень чувствительны и легко «считывают» тревогу родителей. Постарайтесь не обсуждать при ребенке, в том числе в телефонных разговорах, ваши переживания и опасения относительно детского сада, предполагаемые трудности ребенка в период адаптации. Будьте уверенны, ребенок не только внимает, но и впитывает как губка! И пока на подсознательном уровне усваивает: готовится что-то неприятное.

· Создание позитивного, но и правдоподобного образа детского сада у ребенка.

Постарайтесь создать у ребенка чувство определенности относительно детского сада. Расскажите ему, что это за место, почему детей отводят в детский сад, что дети там делают. Постарайтесь назвать какие-то привлекательные моменты в посещении детского сада, значимые именно для вашего ребенка (новые игрушки, научиться чему-то новому, найти друга, стать самостоятельным и т. д.). Покажите ребенку здание детского сада, погуляйте на участке, при возможности - зайдите внутрь, загляните в группу. Постарайтесь не идеализировать садик, но и не пугать им.

Хорошо если вы поиграете в детский сад с ребенком, используя имеющиеся дома игрушки. Мелкие куклы или мягкие игрушки могут быть детьми, игрушки покрупнее - воспитателем или няней. Поиграйте в то, как родители приводят детей в садик и передают их воспитателю, как дети играют, моют руки, садятся есть, просятся в туалет и т. д., покажите ребенку все основные режимные моменты садика. Закончите игру приходом в садик родителей, которые забирают своих малышей, хвалят их, ведут домой.

Полезно будет рассказать ребенку историю - сказку про детский сад, где главный герой отправляется первый раз в садик с некоторым опасением, но опасения не оправдываются, он знакомится с ребятами, играет, гордится перед мамой, когда она его забирает, что стал таким самостоятельным, отпустил маму на работу.

· Тренируйте адаптивные механизмы вашего ребенка.

Адаптивные возможности людей могут очень отличаться друг от друга. Одни дети легко и просто привыкают ко всему новому, другим, для того, что бы привыкнуть, надо достаточно много времени. Наблюдая за своим ребенком в различных жизненных ситуациях, родители имеют представление о его адаптивных возможностях. Детский сад, зачастую, становится первым серьезным испытанием адаптационных возможностей ребенка. Задолго до садика начинайте тренировать адаптационные возможности своего ребенка. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно надо ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.

· Тренируйте навыки общения ребенка с взрослыми и детьми.

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными, однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения с взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама - ребенок, бабушка - ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребёнок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнёт к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке. Дети у которых уже имеется положительный опыт общения с взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

В процессе общения ребёнок познаёт окружающих, узнаёт, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнаёт себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребёнка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребёнка, тем ему труднее.

Навык общения, как и любой другой навык, требует тренировки. Для расширения навыка общения с взрослыми используйте обычные бытовые ситуации. Например, войдя в транспорт, поручите ребенку обратиться к кондуктору и попросить билет, в магазине пусть ребенок попросит продавца что-то взвесить. Стимулируйте ребенка самостоятельно обращаться к взрослым, когда вы находитесь в гостях, на детской площадке. Поиграйте в детский сад, пусть вы или другой взрослый изобразит воспитателя, а ребенок попросит у воспитателя попить, скажет, что хочет в туалет и т. д.

Общаться с детьми ребенок научается постепенно, осваивая элементарные навыки, такие как: умение спросить имя, назвать свое имя, попросить игрушку, предложить свою игрушку в обмен на желаемую, просто играть рядом, не опасаясь другого ребенка. Для освоения таких навыков ребенок время от времени должен находиться рядом с другими детьми. Хороши для решения таких задач адаптационные группы, где вместе находятся несколько детей с мамами.

· Формируйте у ребенка навыки самостоятельности.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности у ребенка. Ребенок умеющий есть, раздеваться, одеваться, пользоваться горшком, мыть и вытирать руки, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

· Приближайте стереотипы поведения дома, к принятым в садике.

Постарайтесь приблизить режимные моменты, существующие в вашей семье к ритму жизни садика. Это касается утреннего пробуждения, дневного сна, приема пищи, прогулок. Можно говорить ребенку: «А сейчас детки в детском саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать). Помните, чем больше расхождений, тем труднее будет ребенку привыкать к новому режиму.

Готовя ребенка к садику, особое внимание уделите рациону питания малыша. Приучите есть каши, разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле, пить компоты и кисели. Тогда в детском саду ребенок не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным.

Большое значение имеют и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать.

· Для детского сада нужна удобная одежда и обувь. Возьмите ребенка с собой за покупками вещей. Выбирайте вещи максимально простые и удобные, без лишних застежек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии. Научиться завязывать шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома, без спешки.

Детский сад - серьезный вызов в жизни ребенка, большое испытание для малыша. А любое испытание - или ломает, или закаляет, делает сильнее, продвигает вперед в развитии - или отбрасывает назад. Способность ребенка адаптироваться не только в детском саду - но и в любом социуме - в большой степени зависит от психологической установки его родителей: понимают ли они, признают ли, что малыш - отдельное существо, призванное прожить свою особую жизнь, в которой ему самому придется искать себя и свой путь. Конечно в сопровождении мудрого и любящего взрослого. Удачи вам!

Поступление в детский сад — важный рубеж в жизни семьи с маленьким ребенком. У малыша полностью изменяется жизнь, появляются новые друзья, занятия и переживания. Не всегда первое время в детском садике проходит гладко. Но всем родителям хотелось бы, чтобы их сын или дочка легко пошли в сад.

Как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы все сложилось удачно? Для этого необходимо сочетание готовности самого малыша и способности родителей помочь ему подготовиться к таким изменениям в жизни.

Каждому овощу — свое время, или когда лучше отдавать малыша в сад?

Сейчас педагоги и психологи считают, что столь раннее отлучение ребенка от матери не самым лучшим образом сказывается на развитии детей. Однако таковы были условия.

Оптимальный возраст

В наше время ясли сохранились не везде. Детей отдают сразу в садик. Скорее всего, это разумно, потому что средним возрастом готовности к жизни в коллективе детский психологи называют 3 года. Именно в этом возрасте у малышей появляется первое желания общаться со сверстниками.

До этого времени дети проявляют очень мало интереса друг к другу. Они, конечно, играют на детской площадке, но играют «рядом», а вовсе не «вместе».

До 1,5 лет

До полутора лет отрывать младенца от мамы не рекомендуется. В 1,5 года заканчивается период сепарационной тревоги — состояния, когда любое отсутствие матери рядом воспринимается малышом как стресс. Коллектив в этом возрасте ему абсолютно не нужен.

В 2 года

Часто можно слышать мнение более старшего поколения, что чем раньше — тем лучше. «В 2 года в ясли — быстрее привыкнет». Вполне возможно, что в 2 года дети быстрее привыкают к условиям сада, чем в 4. Но это привыкание — не положительное сознательное принятие, а скорее примирение обреченного.

Пассивное сопротивление может выразиться в частых болезнях, снижении активности и жизнерадостности, потере доверия к миру. Так что детский садик в 2 года — это скорее вынужденная мера, когда у родителей нет возможности не выходить на работу или нанять няню.

В 3 года

В три года кроха начинает впервые интересоваться другими детьми. Кроме того, именно в три года начинается кризис самостоятельности. «Я сам!», - декларирует ребенок.

Вот на этой волне и можно легко вписать развитие навыков самостоятельности и поступление в детский сад. Ваш малыш готов немного отпустить мамину руку и выходить в мир.

В 4 года

4 года — время развития личности. Развитие нервной системы делает поведение ребенка несколько нестабильным. Детишки в этом возрасте становятся крайне эмоциональны и не испытывают доверия к детскому саду.

Некоторые психологи считают, что если вы не отдали малыша в сад в 3 года, то четвертый год лучше переждать. Ваше сокровище уже успело привыкнуть к уютной жизни домашнего малыша, а вот научиться легко адаптироваться к изменению ситуации и переживать стрессы еще не успело.

В 5 лет

А вот к 5 годам отдавать дитя в коллектив желательно даже самого домашнего. Высокая потребность в общении, развитые навыки самообслуживания должны помочь малышу адаптироваться довольно легко. Готовность ребенка к детскому саду очень высока.

Однако такая систематизация — не что иное, как нечто среднее арифметическое. Как правило, детей отдают в сады в 2-3 года. И потихоньку у всех все получается.

Все дети индивидуальны и каждый развивается по своим законам. Поэтому собираясь «в коллектив», ориентируйтесь на своего карапуза и на его готовность к саду.

Что должен уметь ребенок ко времени поступления в сад?

Физиологические навыки

Несомненно крайне важно, чтобы у ребенка была физиологическая готовность. Малыш должен быть здоров, развит соответственно своему возрасту. Большим подспорьем для мамы станет тот факт, что кроха ведет здоровый образ жизни, достаточно гуляет и имеет хороший иммунитет.

Достаточная самостоятельность в быту

Воспитатели оценят по достоинству, если вы научите ребенка самостоятельно одеваться на улицу и переодеваться перед сном. Первое время, конечно, детям помогают, но когда в группе 25 человек, это оказывается непросто.

Вместе с тем будущий детсадовец должен уметь самостоятельно есть ложкой и желательно вилкой.

Помимо этого, очень важно решить вопрос с памперсами и горшком до поступления в сад. Малыш должен не только уметь делать все свои дела на горшок, но и вовремя сообщить об этом взрослым.

Развитые навыки коммуникации

Мы подошли к очень важному моменту. Готовность к нахождению в обществе не ограничивается только физическими и физиологическими навыками.

Готовность ребенка к детскому саду определяется развитием его речи и мышления. Умение общаться со сверстниками и взрослыми очень важно.

Малышу в новых условиях нужно уметь:

  • попросить о помощи взрослых;
  • налаживать взаимодействие с детьми в группе, заводить друзей и играть.
  • выполнять указания воспитателя в саду, понимать, что слушаться нужно не только маму;
  • занимать себя какое-то время самостоятельно, играть в одиночку и в компании;
  • засыпать в кровати без специального укладывания.

Как видите, детям нужно много чего усвоить и освоить прежде, чем они будут готовы к детскому саду. И даже в этом случае встреча с садом не всегда проходит гладко. Но и здесь родители могут прийти на помочь.

Готовиться к саду лучше начинать заранее. Перед поступлением крохе нужно не просто научиться обслуживать себя самостоятельно, но и привыкнуть к этому. Ведь в стрессовой ситуации дети могут растеряться, расстроиться и все новые умения и навыки ему не помогут.

Обязательно расскажите обо всем заранее

Расскажите, что есть такое место, куда детки ходят днем, пока мама и папа на работе. Не забывайте подробности распорядка дня, упомяните, что там проводятся занятия, дети играют, гуляют и спят. А родители обязательно приходят вечером, когда закончат работу.

Постепенно приучайте к новому режиму

Если вы решили, что этой осенью вы идете в сад, уже весной-летом переходите на детсадовский режим. Малыш и так испытает стресс от изменений в жизни, пусть хотя бы ранние подъемы станут уже привычными.

Познакомьте с новым меню

Постепенно приучайте ребенка и к меню, которое будет в саду. Непривычный вкус или оформление блюда может отпугнуть ребенка и он откажется есть.

Разведайте новую территорию

Гуляя, загляните на площадку к садику, в который пойдет ваш малыш. Если возможно, попросите разрешения присоединиться к детям. Если нет — просто покажите веранду, песочницу, обсудите, какие здесь дорожки, во что можно играть на площадке.

Научите сына или дочку всем нужным навыкам самообслуживания

Не стоит резко, в один день, изменить всю домашнюю жизнь, выдав ребенку ложку-вилку и требуя ходить на горшок и одеваться самостоятельно.

Если еще вы и мотивируете свои действия тем, что надо все делать самому, потому что «в садик ходят дети, которые уже все умеют», то негативное отношение ребенка обеспечено. Учитесь всему неспеша.

Научите малыша не бояться общения с новыми людьми

Если у вас совсем «мамин» ребенок, постарайтесь приучать его оставаться с другими взрослыми. Желательно, чтобы это была не привычная бабушка, а не очень близкий, но знакомый человек, к примеру, ваша подруга.

Важно также учиться общаться с другими детьми. Прогулки на детской площадке помогут научить ребят играть совместно. Учите детей знакомиться друг с другом, делиться игрушками и придумывать игры.

Неплохо заранее поводить ребенка в какие-нибудь кружки или на занятия. Здесь он научиться общаться, слушаться старших и вести себя в коллективе.

Поиграйте дома в детский сад

Пусть малыш попробует себя в разных ролях — и как воспитанник, и как воспитатель. Постарайтесь донести до ребенка все детали и мелочи, расскажите обо всем распорядке дня. Тогда, оказавшись в саду, карапуз не встретится с неизвестным и непонятным.

Будьте морально готовы к этому событию сами

Подготовка к такому важному событию — дело непростое. Добавим еще пункт — к детскому саду должна быть готова… мама. В семьях, где родители не уверены в необходимости садов, дети это отлично чувствуют. И непременно стараются использовать это знание.

Если мама полностью уверена в своем решении, принимает посещение сада как необходимость, ее малыш адаптируется быстрее и проще. Как всегда - начните с себя! Убедите себя в правильности своего поступка, тогда и кроха привыкнет к саду легче!