ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Конспекты по валеологии. Занятие по валеологии в старшей группе на тему: "Страна волшебная - Здоровье"

Подготовила воспитатель

МДОУ ЦРР № 25

компенсирующего вида

Храброва.З.Э.

Задачи:

  • формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье;
  • приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой;
  • закреплять знания о пользе полезных продуктов и их значение для жизни и здоровья человека.
  • Развивать познавательно - эмоциональный интерес, двигательную активность детей.
  • Воспитывать желание быть здоровым, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

Карточки с изображением продуктов.

Карточки с изображением средств личной гигиены.

Пазлы с изображением машины.

2 фрагмента из мультфильмов «Доктор Айболит», « Мойдодыр».

Красные и зелёные круги.

Карандаши

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, как сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся!

Воспитатель : Ребята к нам пришло 2 электронных письма, с пометкой SOS , помогите. Давайте посмотрим, кто у нас просит помощи. (Просмотр отрывка из мультфильма Доктор Айболит)

Ребята от кого это электронное письмо!

Ребята, смотрите, бедные звери заболели. У них болят животики!

Ребята как вы думаете, почему у них болят животики? (ответы детей)

Я думаю, что они неправильно питались, пили газировку и много ели сладкого. Ребята давайте поможем зверям выздороветь и научим их правилам питания. Вы согласны? (да)

Ребята, а вы знаете правила питания? (ответ детей). Вот мы сейчас это проверим! У вас на столах лежат кружки.

Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

Есть нужно ночью, нет, есть надо днём в определённые часы.

Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.

Есть надо быстро. Нет, есть надо спокойно, тщательно прожевывая пищу.

Полоскать рот после еды полезно.

Чтобы быть здоровым надо есть много сладкого.

Вместо компота надо пить газировку.

Овощи и фрукты - полезные продукты

Утром кашу не едят

Во время еды нельзя разговаривать

Нельзя переедать, надо есть в меру

Отложите, пожалуйста, на край стола, что бы они вам не мешали.

Молодцы, мы научили зверей правилам питания. Но чтобы они быстрее выздоравливали, я предлагаю отправить посылку с полезными продуктами. Вы согласны? (Да)

У вас на столах лежат карточки с изображение продуктов, вам необходимо положить в корзину, те продукты, которые будут полезны для наших больных зверей. Нужно провести стрелочки карандашом от полезного продукта к корзине. Берите карандаши, начинайте выполнять задание. (Воспитатель проходит по рядам смотрит правильность выполнения упражнения)

А теперь давайте проверим.

Посмотрите у меня на доске картинки с изображением продуктов. Скажите, пожалуйста, какие продукты вредны для здоровья.

Гамбургер - богат вредным холестерином.

Вредный шоколад «сникерс»- да от него только зубы будут болеть, нет, такой продукт не нужен.

Сухарики - в них не живут витаминами. Они вредны.

Чипсы - от них только животы заболят

Газировка под названием «Пепси»- будишь пить ты пузыри, растворишься из нутрии, это вредный продукт.

Отложите, пожалуйста, карточки на край стола.

Молодцы, мы с вами хорошо поработали. И наша полезная посылка собрана, и мы отправим её к больным зверям. Ребята, а как вы думаете, на чём можно её оправить? (ответы детей).

Ребята, у вас на подносах лежат пазлы, давайте их соберём и посмотрим, что же получилось. Положите пазлы перед собой. Начинаем собирать.

Ребята, так что же у нас получилось? (ответ детей)

Это спец. машина для перевоза почты.

Уберите, пожалуйста, пазлы на поднос и отставьте на середину стола.

А сейчас предлагаю взбодриться, и подзарядится энергией с помощью зарядки. Дети встаньте возле стульчиков.

И.П.: ноги на ширине плеч, руке на поясе. Вращение головой влево, вправо, вперёд назад.

На лесной полянке,
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает -
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье

Очень ему нравится это упражнение.
И.П.: ноги на ширине плеч, левая рука назад, правая вперед.

Полосатенький енот. Изображает вертолёт:
Лапками машет назад и вперед,
И.П.: ноги на ширине плеч, руке на поясе. Наклоны в стороны.

Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны:
"Ты, волчишка, не ленись!
Вправо, влево наклонись,

А потом вперёд, назад. И получишь бодрости заряд!

Воспитатель : Молодцы. Садитесь на свои места.

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим второе электронное письмо. Узнали от кого это письмо. (Просмотр отрывка мультфильма «Мойдодыр»)

Ребята от мальчика сбежали все вещи, а как вы думаете почему? (Он не умывался, не причесывался, поэтому вещи и сбежали) Правильно, надо умывается по утрам, расчёсывается, чистить зубы. Мыть руки перед едой. Ребята, а зачем это всё нужно делать?

Мойдодыр просит нас научить мальчика быть аккуратным.

Дети вы хотите научить мальчика! (Да)

У вас на столах лежат карточки, посмотрите внимательно, здесь изображены предметы, которые помогут мальчику привести себя в порядок. Давайте обведём в кружок, красным карандашом вещи, которые помогут мальчику быть чистым и аккуратным.

(Воспитатель проходит по рядам смотрит правильность выполнения упражнения)

А теперь давайте проверим, правильно ли вы сделали задание. Назовите мне вещи, которые вы обвели карандашом. Таня назови мне предмет, который ты обвела в кружок? (опрос детей не более 5 человек).

Полотенце

Мыло

Расчёска

Мочалка

Молодцы ребята вы все правильно всё сделали, и мальчик теперь знает, что по утрам надо умываться, чистить зубы и причесываться, тогда ни какие микробы не попали к нам в организм. Это тоже очень важно.

Ребята, какие мы молодцы. Мы помогли больным зверям, собрав им посылку с полезными продуктами, и научили их правилам питания. Подзарядились энергией с помощью зарядки. Научили мальчика быть чистым и аккуратным. Если мы будем есть только полезную пищу, соблюдать правила гигиены и делать зарядку, то мы будем иметь отличное здоровье.

Наше занятие закончено. Тихонько встаём и задвигаем стульчики.

Занятие по валеологии в средней группе

Задачи:

  • Формировать у детей навыки здорового образа жизни.
  • Приобщать детей к регулярным занятиям зарядкой.
  • Развивать познавательно - эмоциональный интерес.
  • Закрепить соблюдение детьми правил питания.
  • Воспитывать у детей положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Цикл занятий по валеологии в средней группе, тема: «Вот Я какой!»

Цели и задачи:

Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям; воспитывать чувство гордости, что «Я – человек». Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Материалы и оборудование:

Блюдце, 3 стакана с кислой, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка.
2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а второй соком чеснока. Завернуты в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не улетучился.
Кубики льда, стакан с теплой водой.
Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)

Ход занятия:

Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнайте много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей.
- Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям...
- Как вы думаете, почему так бывает?

(Ответы детей)

Об этом мы узнаем на занятиях, где будем учиться любить и понимать себя, заботиться и помогать себе и другим людям. А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, - почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Этого не может никакое другое существо на Земле.
- Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.

Блок 1 – дифференциация понятий «части тела» и «органы»

У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Илья, подойди ко мне. Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой? (ответы детей. Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.) - Зачем она нужна? (ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)
- Туловище есть? (показ туловища.) Есть! Какие органы есть на туловище и внутри? (ответы детей: руки, ноги, сердце, легкие и т.д.)

Блок 2 – волосы

Отгадайте загадку:

Загадка про волосы

Не сеют, не сажают,
А сами вырастают.
(Волосы)

Что располагается выше всего? (Педагог кладет руку на голову, перебирает волосы).

Познакомимся с их свойствами. Потрогай свои волосы… Подавите их... Подергайте...
Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте – тихонько. Что почувствовали? (ответы детей: боль)
- Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца).

Блок 3 – кожа

Что располагается ниже? (ответ: лоб)
- Что внутри? (ответ: мозг)
- Зачем нам мозг? (ответ: чтобы думать)
- Чем сверху покрыт лоб? (ответ: кожей)
- Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных частях тела.

Мы изучим и её. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда). Что почувствовали?

Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой).
Что почувствовали?

Оля, закрой глаза и определи, что я сделаю.
- А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? (ответ: боль)
- Что может чувствовать кожа? (ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.)

Блок 4 – глаза

Отгадайте загадку:

Загадка про глаза

Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле...
(Глазки)

Что находиться ниже лба? (ответ: глаза). Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Педагог показывает книгу. Молчание.) А теперь? (Педагог берет книгу. Молчание).
- Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).
- У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? (ответ: веки). Зачем нужно моргать?
- Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы?
- Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (ответ: защищают глаза от воды, пыли и т.д.)

Блок 5 – нос

Отгадайте загадку:

Загадка про нос

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух бродит,
То заходит, то выходит.
(Нос)

Что ниже? (ответ: нос)
- Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (ответ: чтобы дышать)
- Закройте глаза (Педагог подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали?
Так зачем нам нос? (ответ: дышать и различать запахи)

Блок 6 – уши

Отгадайте загадку:

Загадка про уши

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле...
(Ушки)

Что находиться немного ниже? (Педагог указывает на уши).
- Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? (ответ: говорили, мы видели по губам). А что я говорила? (не слышали?)
Так зачем нам уши? (ответ: чтобы слушать)

Блок 7- рот

Что располагается ниже? (ответ: рот).
- Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.
- Теперь сожмите губы пальцами с скажите: мама, папа, я иду гулять.
- И еще один опыт (Педагог раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?
- Так зачем нам рот? (ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус).

Блок 8 – шея

Что ниже? (Педагог показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?

Блок 9 – руки и ноги

Отгадайте загадки:

Загадка про ноги

Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле...
(Ножки)

Загадка про руки

Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле...
(Ручки)

Узнаем, зачем человеку руки. Дима, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки? (ответ: чтобы брать предметы.) - А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?

Подвижная игра: «Что мы делаем - не скажем, что мы делаем – покажем»

Цель: водящий показывает действия, а играющие должны догадаться, что это за действия (забивать гвозди, поднимать тяжести, вязать, вырезать, бежать, топать – идти).

Блок 10 – внутренние органы

Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.
- Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.

Физкультминутка «Вот какое мое тело!»

У меня есть голова
Направо - налево, раз – два.
(Повороты головы направо – налево, наклоны головы)

Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели.
(Круговые повороты шеей)

Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот.
(Руки на поясе, наклоны, повороты)

Умелые руки есть у всех,
Вверх- вниз, вниз – вверх.
(Рывки руками вверх – вниз)

Ноги нам нужны, чтоб бегать,
Прыгать, приседать, стоять.
(Бег на месте, подскоки, приседания)

Вот какое мое тело!
С ним все сделаешь на «пять»!

Практические упражнения:

Покажи где у тебя голова
Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.
Вытяните шею, как гусь.
Втяните голову в плечи.
Погладь свой носик.
Погладь носик своего соседа.
Покажи свои ушки.
Открой и закрой рот.
Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.

Чтение детям

Тело человека

(М. Ефремова)

Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться…
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать.
Глазки могут увидать.
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко-крепко.
Чтобы быть здоровым телу,
Надо нам зарядку делать.
Ручки мы поднимем: «Ох!»,
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо–влево…
Гибкое какое тело!
И в ладошки вместе: «Хлоп!»
И не хмурь красивый лоб!
Потянулись – потянулись…
И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным, сильным телом!

Заключение

Скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?
- А такой орган, который бы ничего не делал? (Ответы детей).

Вот и молодцы, хорошо поработали.

Конспект НОД по валеологии «Очищение души» для старшего дошкольного возраста в техники сказкотерапии " Очищение души" Цель : Формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми. Задачи : Обучать приемлемым способам выражения снятия негативных чувств и эмоций. Снятие негативных настроений, восстановление сил, развитие умения сотрудничать, понимать чувства других, оказывать...

Конспект НОД по развитию речи и валеологии в старшей группе «Наши органы чувств» Конспект НОД по развитию речи и валеологии в старшей группе Тема. НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ. Цель : закреплять знания детей об органах чувств человека (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, как наших помощниках в познании окружающего мира. Задачи : Образовательные : закрепить знания об...

Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Где прячется здоровье?»

Публикация «Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Где прячется...» Тема: «Где прячется здоровье?» Цели: -Учить понимать значение пословиц и поговорок о здоровье; -продолжать учить осознано подходить к своему здоровью; - уточнить значимость питания для ценности здоровья; - формировать представление о зависимости здоровья, в двигательной...

Валеологическое воспитание «Гигиена - страж здоровья». Старшие группы Валеологическое воспитание «Гигиена – страж здоровья» Старшие группы Пояснительная записка. Пояснительная записка Великие учителя прошлого не зря утверждали, что физическое, духовное, и нравственное здоровье - это одно и то же. "Lavale!", - говорили в Древнем Риме, приветствуя...

Конспект НОД по ОБЖ и валеологии в старшей группе «Органы дыхания, нос» Береснева Любовь Ивановна Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №43 Санкт-Петербурга Цель: расширить представления детей о ЗОЖ, функциях носа, правилах гигиены и безопасности ухода за носом. Программные задачи: - формировать представления...

Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Путешествие в страну белоснежной улыбки» Амелина Марина Владимировна. МБДОУ №41 г. Псков. Тема: "Путешествие в страну белоснежной улыбки". Цель: Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни. Воспитывать у...

Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Конспект занятия по валеологии «Кожа или одежда для человека» в старшей группе

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе по валеологии на тему "Кожа или одежда для человека" (воспитатель Саенко Е.Н) Задачи: Познакомить детей с внешним строением кожи. Уточнить их представление о значении кожи, её функциях, качествах. Развивать желание экспериментировать....

Конспект занятия по валеологии в форме КВН «Тело человека» в старшей группе Конспект занятия по валеологии (старшая группа) тема: «Тело человека». (форма проведения – КВН) « Тело человека» Цель: Обобщать элементарные валеологические знания детей о работе различных органов человека. Развивать у детей умения валеологического знания, вырабатывать...

В отличие от медицины, в центре внимания которой находится, прежде всего, больной человек и способы его лечения, в сфере интересов валеологии – человек здоровый, желающий своё бодрое и жизнерадостное состояние сохранить. Учить детей бережно относиться к своему здоровью, осознанно относиться к питанию и двигательной активности – в этом состоит главный смысл всех занятий, конспекты которых изложены в данном тематическом разделе.

Посмотрите, как Ваши коллеги постарались заинтересовать своих подопечных ценностями здорового образа жизни и привить им основы здоровьесбережения.

Энциклопедия занятий по основам валеологической культуры

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1116 .
Все разделы | Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки

Использование современных технологий по валеологии в работе с дошкольниками Существует, к сожалению, сегодня очень низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Всё чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится брать на себя ответственность за своё здоровье. Действительно, всемирная...

Разработала воспитатель : Симоненко Елена Викторовна Участники : дети подготовительной группы Количество детей : 10 Образовательная область : физическое развитие, познавательное развитие Цель : формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой...

Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Конспект НОД по валеологии «Очищение души» для старшего дошкольного возраста в техники сказкотерапии

Публикация «Конспект НОД по валеологии «Очищение души» для старшего дошкольного...» " Очищение души" Цель: Формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми. Задачи: Обучать приемлемым способам выражения снятия негативных чувств и эмоций. Снятие негативных настроений, восстановление сил, развитие умения сотрудничать, понимать чувства других, оказывать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по валеологии Конспект занятия по валеологии Программное содержание: -Сообщить детям элементарные сведения о внутренних органах (сердце. -Сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья детей. -Учить детей охранять свое здоровье, усвоить правила ухода за...

Конспект игровой ситуации по валеологии в первой младшей группе «Кукла Катя в гостях у ребят» Цель: Формирование представления у детей о чистоте рук. Задачи: - Учить детей заботиться о своем здоровье, содержать свои руки в чистоте, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова: вода, мыло, полотенце, слова обозначающие действие. - Развивать внимание,...

Конспект НОД по развитию речи и валеологии в старшей группе «Наши органы чувств» Конспект НОД по развитию речи и валеологии в старшей группе Тема. НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ. Цель: закреплять знания детей об органах чувств человека (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, как наших помощниках в познании окружающего мира. Задачи: Образовательные: закрепить знания об...

Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Валеологические музыкальные приветствия для дошкольников

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила: музыкальный руководитель Медведева Марина Борисовна МКДОУ детский сад села Лохово, Черемховского района, Иркутской области Валеологические песенки – приветствия с них начинаются все...


Конспект ООД в подготовительной группе по валеологии. Тема: «Прямая спина – на все времена.» Подготовила и провела – воспитатель высшей категории Попова Лариса Александровна. Цель: знакомство детей с понятием «правильная осанка», с мерами по профилактике её нарушения. Задачи:...

Валеологическое просвещение является важным элементом здоровьесберегающих технологий, практикуемых в учебно-воспитательном процессе детского сада. Миссия этого направления работы с детьми реализуется с помощью организации непосредственной образовательной активности, то есть занятий, а также проведения развлечений. Обратим внимание на методику осуществления валеологического воспитания в рамках уроков этого направления в старшей группе (дети 5–6 лет) дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Зачем проводятся валеологические занятия с детьми 5–6 лет

Для старшей группы миссией уроков, призванных поддерживать здоровье с раннего возраста, является:

Задачи организации валеологических занятий, как и в других группах, для детей 5–6 лет, группируются по областям валеологических знаний.

Таблица: задачи валеологических уроков в старшей группе по ФГОС

Область валеологической теории Задачи
Самопознание
  • познакомить с основами анатомических знаний, а именно: расположением внутренних органов;
  • обозначить роли мужчины и женщины в рождении детей;
  • продолжать работу по проведению профилактики заболеваний глаз, слуховых органов.
Эмоциональное состояние
  • развивать умение словесно объяснять свои эмоции;
  • разъяснять варианты избавления от негативных переживаний (к примеру, переключившись на какое-то интересное занятие: рисование, проведение опыта и пр.).
Основы безопасной жизнедеятельности
  • систематизировать правила безопасного поведения в доме без взрослых (не брать средства бытовой химии, лекарства, острые предметы, не подходить к открытым окнам);
  • обобщить правила безопасного поведения на природе.

В старшей группе задачей валеологического просвещения является получение малышами знаний о полезных для здоровья продуктах

Методика поведения валеологических занятий в старшей группе

Как и в любом виде образовательной деятельности на уроках валеологии педагог комбинирует приёмы четырёх методов.

Речевые методы

Слово играет существенную роль в раскрытии сути областей валеологических знаний.

Объяснение

Этот приём особенно удачно вписывается в начало основного этапа занятия, когда педагогу необходимо донести до детей суть обобщающих категорий, классов объектов.

К примеру, в своей практике на занятии по теме «Витамины для здоровья организма» понятие «витамин» я разъясняю ребятам так: «Наш организм для того, чтобы быть в форме, требует поддержки витаминов. Эти вещества сами по себе в теле человека не вырабатываются, мы их получаем с пищей. Но если каких-то витаминов всё равно не хватает, и человек плохо себя чувствует, то ему врач прописывает эти полезные вещества в больших количествах в форме таблеток».

Традиционно объяснение подкрепляется наглядностью

Беседа

Сопровождает взаимодействие детей и взрослого в любых методах и приёмах. Имея вопросно-ответную структуру, беседа помогает ребятам анализировать и делать выводы, опираясь на личный опыт, то есть воспитывает очень важное для старших дошколят качество личности: самостоятельность. В старшей группе вопросы валеологического просвещения поднимаются в познавательных и этических беседах. К примеру, познавательную беседу в рамках темы «Что помогает человеку быть здоровым», я выстраивают так:

  • предлагаю ребятам вспомнить пословицы и поговорки о здоровье;
  • перечислить те меры укрепления здоровья, которые практикуют в семьях малышей;
  • подвожу детей к обобщению сказанного и составлению перечня «верных друзей здоровья» (свежий воздух, чистота, спорт).

Картотеку разговоров на темы валеологического содержания можно найти в статье «Валеологические беседы в ДОУ» .

Это интересно. На занятиях в старшей группе, как и в средней, практикуются беседы с представителями профессий, имеющими непосредственное отношение к сохранению здоровья человека (врачом, пожарным, полицейским и др.).

Беседы детей со специалистами - это эффективный способ подытожить полученные знания по теме

Рифмованные строчки

Традиционно эти приёмы используются для мотивации детей, чтобы настроить их на рабочий лад и, актуализировав опорные знания, ввести в тему занятия. В старшей группе на валеологических уроках стихотворения можно использовать и для подведения итогов изучения тематического блока. Так, завершая работу над темой «Сердце семьи», посвящённой воспитанию уважения к семейным ценностям, взаимоотношениям в семье, мы с детьми подводим итог занятия рифмовкой:

  • Любви всегда в семье есть место!
    С ней никогда не будет тесно!
    Любовь людей соединяет,
    Руками нежно обнимает
    И молодых, и стариков.
    Всем на земле даёт свой кров.

Загадки удобно использовать при обращении к опыту малышей перед началом рассмотрения новой темы. К примеру, перед тем как говорить о лекарственных свойствах растений, малыши угадывают названия трав:

  • Тонкий стебель у дорожки, На конце его - серёжки, На земле лежат листки - Маленькие лопушки. Нам он - как хороший друг Лечит раны ног и рук. (Подорожник);
  • В поле сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички - Белые реснички. (Ромашка).

Подсказками для отгадывания загадок могут быть картинки

Сказки

Это приём может использоваться в двух вариантах: как оформление структуры занятия (например, когда малыши «попадают» в сказочный город «Доброздоровьено», где вместе с «мэром» города выясняют правила жизни жителей) или как способ актуализировать или обобщить знания малышей. Второй способ реализуется посредством сказкотерапии - использования сказочных сюжетов для освещения конкретного аспекта темы. Например, рассматривая вопросы здорового сбалансированного питания для детей, я предлагаю ребятам историю о Васе Заболейкине (в его роли выступает большая кукла). «Жил-был мальчик Вася Заболейкин. Больше всего на свете любил он шоколад, ситро и чипсы. Ел их постоянно, а каши, супы, фрукты и овощи всегда оставлял на тарелке нетронутыми. И вот однажды, когда Петя хвастался друзьям, что завтра в детский сад не пойдёт, потому что у него болит живот, а ребята, не слушая Петю, стали обсуждать игры, в которые им удастся поиграть завтра на празднике «День здоровья». Задумался Петя: если он заболеет, то пропустит такое веселье, и расхотелось ему болеть. А вот покушать, погулять было бы неплохо. Только вот голова кружится, тошнит и слабость одолели мальчика. И сказали ему ребята-друзья: «Если будешь вкусно и правильно питаться, то никакая слабость не страшна». Попросил Петя маму помыть ему овощей и фруктов, съел их и с новыми силами побежал играть с детьми».

Ничто так не привлекает внимание детей, как сказки

Чтение

Педагог зачитывает литературные произведения по теме, формулируя вопросы для обсуждения по сюжету. Например, после чтения сказки «Мойдодыр» К. Чуковского вопросы могут быть такими:

  • «Что случилось с мальчиком?»;
  • «Кто объяснил герою, почему от него сбежали все вещи?»;
  • «Как вы думаете, почему плохо быть грязнулей?».

Это интересно. С детьми старшего дошкольного возраста акцент в обсуждении делается на проблемные вопросы, которые помогают развивать критическое мышление малышей, а также формируют умение анализировать и делать выводы.

В старшей группе чтение самими детьми используется фрагментарно по мере того, как дети осваивают навык чтения. К примеру, малыши могут зачитывать короткие справки о пользе/вреде каких-либо продуктов или правила поведения в лесу, на воде, дома в отсутствии взрослых.

Чтение может использоваться для ознакомления детей с условиями игры

Аудиовизуальный метод

Наглядность сопровождает любой вид деятельности дошкольников. В контексте валеологических занятий этот метод представлен:

  • картинками, иллюстрирующими материал урока (к примеру, овощи и фрукты, содержащие важные для здоровья витамины);
  • макетами (например, перекрёстка улиц) для практической отработки изученных правил;
  • демонстрацией, то есть показом действий педагогом (обычно в этом случае речь идёт о порядке выполнения творческого задания, движений в игре, манипуляций при выполнении самомассажа и пр.);
  • показом - презентацией материала с помощью видеоролика, к примеру, тему о правилах использования бытовых приборов дома можно проиллюстрировать серией мультфильма о Фиксиках «Микроволновка», которую ребята смотрят и обсуждают, систематизируя, что можно, а что нельзя делать с микроволновкой;
  • наблюдением - активным восприятием действительности в промежуток времени для формулирования темы и последующего обобщения материала.

Видео: пример использования приёма показа - мультфильм «Фиксики. Микроволновка»

Таблица: картотека валеологических наблюдений в старшей группе

Наблюдение (совпадает с темой по валеологии) Цели Суть
Наблюдение за работой светофора Систематизировать знания сигналов светофора. Педагог подводит детей к перекрёстку, показывает светофор и обращает внимание малышей на то, что такое большое количество легковых автомобилей, общественного транспорта не мешают друг другу. А всё потому, что они следуют строгим правилам, которые регулируются тремя сигналами светофора.
В завершение наблюдения воспитатель спрашивает, для чего нужен светофор, и как он работает.
Наблюдения за специальным транспортом («скорой помощью», полицейской машиной, пожарной машиной, почтовой машиной и пр.)
  • закреплять умения определять по описанию нужную машину;
  • расширять представления детей о роли водителя в работе спецтранспорта.
Педагог подводит малышей к проезжей части и предлагает определить назначение проезжающих мимо машин. Затем загадывает загадки, отгадки которых - названия спецтранспорта:
  • На красный свет машина мчится, - Везу больного я лечиться! И всех, кто вызовет меня, К врачам доставлю быстро я! (Скорая помощь);
  • Замигает синим глазом И в погоню рвётся сразу. (Полицейская машина);
  • Спят в мешках конверты - это Путешествуют приветы. (Почтовая машина);
  • Полыхает дом. Кошмар! Укротит она пожар. (Пожарная машина).

Завершается наблюдение обсуждением назначения специальных машин и роли водителя в их работе.

Наблюдение за изменением погодных условий Учиться подбирать одежду в соответствии с погодой за окном. Дети наблюдают за погодой за окном, отмечая облачность, наличие или отсутствие осадков (рассматривая их на фоне стен соседних зданий), ветра (фиксируя колебания веток деревьев). На основании наблюдения малыши делают выводы о подходящей для выхода на улицу одежде.

Валеологические газеты

На занятиях по «теории здоровья» в работу также активно привлекаются валеологические газеты - стенгазеты, рассматривающие узкий аспект темы. Например, на тему «Игры на свежем воздухе для укрепления здоровья». Отличие стенгазеты от рисунка не только в размере - первая обычно создаётся на формате А1, но и способом использования материалов. Так, стенгазета может быть дополнительным источником информации: дети читают и запоминают информацию. Кроме того, рисунки выполняются сразу же по окончании занятия, а стенгазета требует многочасовой подготовки и оформляется с помощью родителей.

Это интересно. Поскольку в стенгазету могут включаться информационные блоки, работа с этим приёмом наглядности возможна в том случае, если дети умеют читать.

Фотогалерея: примеры валеологических газет в старшей группе

В композицию стенгазеты может быть введён сказочный персонаж, путешествующий от одного информационного блока к другому Обычно стенгазета выпускается не без помощи родителей Стенгазета может быть из наборов картинок-символов

Практический метод

Любое знание лучше усваивается, если оно имеет прикладной характер. Обычно под практическим методом понимаются такие приёмы освоения материала, как:

  • рисунки (например, запрещающие знаки для прогулки в лес);
  • аппликации (создание коллажей с образцами полезных продуктов);
  • поделки (макеты для работы дети могут делать совместно с родителями).

Эти творческие задания являются частью этапа обобщения материала занятия: дети рисую (лепят, создают) образы, связанные с валеологией (рисунки семьи, продуктов ЗОЖ и пр.).

Самомассаж

Ещё одним важным приёмом практического метода на занятиях по валеологиии является самомассаж.

Дома родители также должны организовывать детям самомассаж

Массаж кистей рук

  1. Находим кожу между большим и указательным пальцами.
  2. Пощипываем её.

Это интересно. Такого рода массаж ручек очень важен: он помогает выработать навык, полезный для освоения письма.

Массаж области носа и ушей

  1. Дети вслед за педагогом находят у себя бугорок у переносицы, область около крыльев.
  2. Пальцами нажимают на эти точки.
  3. Прищипывающими движениями снизу вверх массируют края ушной раковины.

Это интересно. Элементы самомассажа являются частью физкультпаузы на занятии.

Валеологические опыты

Ещё один практический приём, активно используемый на занятиях по валеологии - опыты.

На занятиях по валеологии малыши учатся ухаживать за собой

Таблица: картотека опытов на уроках валеологии для детей старшей группы

Характер опыта (тема по валеологии) Цели Суть
Опыт на чувствительность кожи Учиться сравнивать температурные показатели воды в разных ёмкостях. Педагог предлагает малышам пальцем определить температуру воды и расставить ёмкости от самой холодной к самой тёплой.
Опыт на значение обоняния в жизни человека Учиться определять продукты по запаху. Дети с завязанными глазами по запаху определяют продукт питания: апельсин, чеснок, лук, банан, яблоко.
Примечание: это задание следует с осторожностью предлагать детям-аллергикам.
Опыт на установление необходимости слюны для установления вкусовых характеристик пищи Убедиться, что «сухой» язык вкуса не чувствует. Дети просушивают язык салфеткой, пробуют разные продукты (сыр, яблоко, банан) и убеждаются, что без слюны ощутить вкус нельзя.
Опыт на определение способности желудка перерабатывать продукты Показать процесс переработки веществ желудочным соком. Педагог показывает малышам банку с водой и предлагает представить, что это наш желудок. Дети бросают в банку сахар и соль - продукты смешались и растворились в воде. Добавляют кусочек хлеба - он раскис. Затем взрослый кладёт на тарелочку бумажную салфетку и отливает чуть-чуть воды - жидкость впитывается. Педагог подводит малышей к выводу о том, что так и стенки нашего желудка растворяют и впитывают то, что мы кушаем.

Игровой метод

Приёмы этой группы представлены:

  • обучающими играми;
  • подвижными;
  • театрализованными играми.

На занятиях по валеологии педагог, как правило, пользуется правилом «2 из 3»: в конспект урока вводится два вида игр из трёх.

Воспитанию уважения к ЗОЖ посвящены подвижные игры, которые проводятся на занятиях и вне их

Таблица: примеры валеологических игр для старшей группы

Название Цели Ход игры
Дидактические игры
«На кого же я похож»
  • развивать способность видеть себя со стороны;
  • учиться сравнивать свои внешние данные с другими людьми, находить сходства и различия.
Дети приносят из дома семейные фотографии, ищут общие черты с родителями и другими родственниками.
«Кто как родился» (лото) Систематизировать знания детей о том, как рождаются живые существа. Перед ребёнком три картинки, на которых изображены яйцо, икринка, бутылка с соской, и набор маленьких картинок с изображением насекомых, млекопитающих, земноводных и др., перевёрнутых изображением вниз. Малыш берёт маленькую картинку и совмещает её с большой, определяя, каким образом это существо родилось.
Подвижные игры
«Назови вид спорта»
  • развивать навык имитации;
  • поощрять инициативность;
  • повторить названия популярных видов спорта.
Малыши играют в парах. Один берёт картинку и движениями, мимикой показывает тот вид спорта, который на ней изображён. Второй отгадывает. Затем партнёры меняются.
«Не перепутай»
  • повторить названия частей тела;
  • развивать внимательность, скорость реакции.
Дети становятся в круг. Педагог, стоя в центре, называет часть тела, дотрагиваясь при этом до другой. Малыши должны дотронуться до той части, которую педагог назвал.
Театрализованные игры
«Скорая помощь»
  • систематизировать алгоритм действия при вызове службы оказания помощи;
  • развивать артистические способности, умение импровизировать.
Малыш вызывает «скорую» для игрушки, получившей травму.
«Полиция» Дети «приезжают» на вызов к игрушке. Игрушка «объясняет», как это произошло.
Игру можно усложнить «следственным экспериментом», «допросом» свидетелей.

Наблюдения подкрепляются рассматриванием плакатов по теме

Планирование НОД по валеологии

Занятия по освоению теории здоровья в старшей группе проводятся один раз в неделю, а цель определяется на целый месяц. При этом обычно проводятся интегрированные (!) уроки, то есть те, на которых раскрытие темы происходит в процессе вовлечения малышей в разные виды деятельности. Этот принцип построения уроков отражается в перспективном плане, который составляется педагогом на учебный год.

Таблица: перспективный план по валеологии в старшей группе (фрагмент)

Месяц Цели Виды деятельности с целями
Сентябрь
  1. Познакомить детей с внешним строением тела, с возможностями тела, организма:
  2. «Я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, дышать, думать…».
  3. Воспитывать чувство гордости, что я - человек.
  4. Вызвать интерес к дальнейшему познанию.
Дидактическая игра: «Умею - не умею» по типу «Съедобное - несъедобное».
Цель: поддерживать у детей радостное настроение и чувство удивления и гордости своими почти безграничными способностями.
Рисование на тему: «Из чего сделан Я?».
Цель: выяснить, как дети представляют себе своё Я, свой организм, свои органы.
Чтение художественной литературы о чистоте: К.Чуковский «Мойдодыр», Агния и Павел Барто «Девочка Чумазая».
Цель: закрепить с детьми культурно-гигиенические навыки.
Октябрь
  1. Дать детям представление о том, что кожа - это покров тела человека, она постепенно обновляется, а также выполняет много функций. Основное - это защита, высокая чувствительность.
  2. Воспитывать бережное отношение к своей коже, желание быть чистоплотным.
Беседа с врачом о болезнях грязных рук и болезнях кожи, мерах профилактики.
Цель: подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья.
Изодеятельность на тему прочитанных произведений.
Выставка рисунков.
Цель: выразить своё отношение к грязнулям, как косвенными средствами, так и словесно.
Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе.
Цель: воспитывать трудолюбие, негативное отношение к беспорядку, грязи в помещении.
Досуг на тему: «Кожа - помощница».
Цель: закрепить, углубить полученные знания, развивать логическое мышление.
Ноябрь
  1. Вызвать у детей желание совершенствовать физическое развитие.
  2. Поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями, спортом.
Занятие «Скелет и мышцы».
Цель: дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию - скелет нашего тела.
Дидактическая игра: «Опасно - неопасно».
Цель: развивать охранительное самосознание, предвидеть возможные последствия своих поступков.
Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту», С.Маршака «Великан».
Цель: воспитывать чувство сострадания к несчастию ближнего, желание помочь, доставить радость.
Конструирование и лепка из книги Г.Юдина «Главное чудо света».
Цели:
  • закрепить полученные знания и представления о скелете человека;
  • развивать умение анализировать и обобщать.

В перспективном плане оговариваются разные виды работы над конкретными темами по валеологии

Как составить конспект урока

Урок валеологии строится по такому же плану, как и другие виды НОД:

  • длительность для старшей группы - 25 минут;
  • структура состоит из трёх этапов.

Таблица: временной план валеологического занятия в старшей группе с примером

Таблица: Xаритонова С.А. конспект занятия на тему: «Мы дышим, значит, живём» в старшей группе (фрагменты)

Этап Содержание
Вводный - Ребята, мы с вами в течение дня занимаемся различными делами. Что мы делаем?
(Играем, гуляем, кушаем, пьём, занимаемся).
- Верно, мы делаем множество разных дел. А можем ли мы всё время, например, играть, рисовать? (Нет, долго нельзя, устанешь, надоест).
- Согласна, от всего можно устать. Вот, например, чтобы жить человеку надо есть, пить, что-то делать. А он делает это постоянно? (Нет, всё время есть нельзя).
Основной <… Миша, лёжа на печи
Ел коржи и калачи.
А во время передышки
Ел вареники и пышки.
Вскоре вся деревня Мишу
Доставала через крышу.
- Вот, что может произойти, если всё время есть. А вот однажды, я знаю, люди оказались долгое время без пищи и воды, но потом их спасли и все они остались живы. А вам случалось долго не кушать? (Ответы детей из личного опыта).
- А сейчас мы с вами вот что сделаем. Давайте закроем крепко рот и зажмём пальцами нос, и посидим так, кто дольше?
- Почему вы открыли рот и нос?
(Задохнулись, воздуха не хватает, тяжело).
- Так без чего же человек не может прожить и нескольких минут?
(Без воздуха, он не может не дышать, он может задохнуться)…>
<… Опыт: - Мы делаем с вами вдох и выдох. При вдохе воздух попадает к нам в организм, а при выдохе, - выходит из него. Положите руку к себе на грудь и сделайте глубокий вдох. Что произошло?
(Ответы детей).
- Обобщение: грудная клетка поднимается, она становится больше.
- А теперь ещё раз глубоко вдохните и выдохните. Что произошло?
(Грудная клетка опустилась).
- Ребята, куда же попадает воздух при вдохе?
(Там есть лёгкие)…>
Закрепление материала <… - Да, воздух загрязняется от выхлопов машин, когда из труб идёт дым, когда много курят. Как же мы будем дышать таким воздухом, чтобы было легче?
(Через нос, приложив платочек).
- А ещё почему надо дышать носом?
(Чтобы не заболеть, когда холодно).
- А что происходит с воздухом, когда он проходит через нос?
(Он согревается в носу, ещё там есть волоски, на них остаётся пыль и микробы)…>
Заключительный этап <…Педагог благодарит детей за работу.

Заключительный момент может включать сюрприз, то есть поощрение участников занятия, например, конфетами, игрушками и пр

Видео: валеологическое занятие на тему «Зачем нам нужен нос?» в старшей группе

Методика разработки открытого валеологического занятия в старшей группе

Показательные уроки призваны не только продемонстрировать уровень достижений малышей, но и показать степень методической подкованности педагога в выборе сочетаний методов и приёмов взаимодействия с детьми. При этом и структура, и хронометраж остаются неизменными. Основное отличие заключается в оформлении содержания: для открытого занятия педагог обычно использует сюжетную основу.

Таблица: Атаманенко О. конспект открытого занятия по валеологии на тему «Чистота - залог здоровья» в старшей группе (фрагменты)

Этап Содержание
Вводный Воспитатель: - Дети, послушайте, что случилось со мной сегодня утром. Иду я в детский сад, а навстречу мне бежит маленький мальчик, грязный, неумытый, непричёсанный, без верхней одежды и плачет. Остановила я его и спрашиваю: «Что случилось? Почему ты плачешь?». Тогда он рассказал мне, что все его вещи пропали и с ним никто не хочет играть. Я его успокоила, сказала, что возьму его с собой в детский сад, расскажу его историю детям в группе и они, т. е. вы, обязательно ему поможете. Как вы думаете, почему с мальчиком произошла эта история? Почему пропали его вещи, и никто с ним не хочет играть? Мне кажется, что такую историю мы уже где-то слышали. В каком произведении с мальчиком произошла подобная история?
(Ответы детей.)…>
<… - Правильно, об этом мы читали в произведении «Мойдодыр». А как вы думаете, кто такой Мойдодыр? (это хозяин чистоты и порядка). Так как же можно помочь мальчику, что мы ему можем посоветовать? (ответы детей).
Воспитатель: - Ребята, а давайте расскажем нашему гостю, что нужно делать, чтобы больше с ним такого не происходило. Мы уже с вами знаем, о том, что чистая вода обладает целебными свойствами. Сегодня мы познакомимся с тем, как с помощью воды сделать чистым своё тело и как за ним правильно ухаживать. Вы помните как называется правильный уход за своим телом? (дети отвечают). Молодцы, помните: правильный уход за телом называется гигиеной…>
Основной <… Грязнулькин: - Я очень хочу научиться ухаживать за своим телом. Мне больше не хочется ходить грязным.
Воспитатель. - Тогда давайте начнём наше занятие, и начнём его с того, как правильно ухаживать за своими зубами…>
<… Ребёнок, показывает на плакате и рассказывает, как нужно чистить зубы. (Нужно намочить щетинки водой, выдавить на них из тюбика пасту, аккуратно вставить щётку в рот, щетинками с пастой к зубам, и начать медленно чистить зубы, двигая щётку вверх и вниз, влево и вправо…>
<… В. – А сейчас мы будем учиться правильно мыть руки.
Ребёнок рассказывает стихотворение: «Моем рученьки»:
Руки чтоб помыть, сперва
Засучим мы рукава…>
<…В. Вот мы и вспомнили наше первое правило защиты от микробов. Ты запомнил.
Г. – Да! Мытьё рук с мылом.
В. – Правильно!
От простой воды и мыла
У микробов тает сила…>
Закрепление материала <… Проводится игра «Апчхи»: дети делятся на две команды («Чихающие» и «Заражающиеся») которые расходятся на расстояние 5 метров друг от друга. Команда «Чихающие», произносят «Апчхи!», и кидают в противоположную команду теннисные шарики. Дети из команды «Заражающиеся» должны увернуться. Тот в кого попал шарик, выходит из игры и начинает «чихать»…>
Заключительный этап <…Грязнулькин: – Спасибо вам ребята… Как чисто у вас в группе стало. И я тоже теперь всегда буду ходить чистым и аккуратным.
Я сегодня очень рад!
Что побывал я с вами,
Здоровыми друзьями.
Всем теперь я расскажу,
О том как вы живёте.
- А теперь побегу домой, чтобы поскорее навести там порядок, пока мама с работы не вернулась.
В. – Вы сегодня молодцы ребята, и сами вспомнили, и другим рассказали, как нужно защищаться от коварных микробов.

Проведение опытов развивает в детях самостоятельность

Анализ занятия по валеологии

Мониторинг работы по валеологическому воспитанию осуществляется в двух форматах:

  • самоанализ (для выявления недочётов этапа организации, к примеру, в силу обширности валеологических вопросов, вводный этап может быть слишком затянут, тогда основной чаще всего скомкан);
  • анализ открытого занятия присутствующими гостями - старшим воспитателем, методистом, заведующим, коллегами (для определения уровня развития малышей в контексте валеологических знаний, например, умения соблюдать чистоту, об осведомлённости о значении профессий, связанных со спасением жизни пр. – и степени методической подготовки педагога).

Со схемой анализа занятия, а также примером самоанализа можно ознакомиться .

Анализ даёт возможность изучить эффективность используемых на занятии приёмов

Досуговые мероприятия по валеологии в старшей группе

Кроме НОД, реализация целей и задач валеологического воспитания в старшей группе осуществляется через подготовку и проведение досуговых мероприятий, которые проводятся 1–2 раза в месяц. Обычно они приурочены к праздникам (к примеру, ко Дню защитника Отечества) или завершению изучения блока тем (например, о строении тела человека). Структура развлечения отличается от обычно занятия тем, что этап закрепления органично вписывается в основной. Кроме того, на 5–10 минут увеличивается хронометраж мероприятия, то есть до 35–40 минут.

Среди практикуемых в детском саду форм проведения валеологических развлечений в старшей группе преимущество за:

  • квестами;
  • КВНами;
  • путешествиями;
  • сказками.

Таблица: Миздренко Т.В. сценарий мероприятия валеологического досуга на тему «Путешествие в города здоровья» для старшей группы

Этап Содержание
Вводный Дети выстраиваются в круг.
Речевая зарядка:
Воспитатель:
- Здравствуйте, девочки!
Девочки:
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Здравствуйте, мальчики!
Мальчики:
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Здравствуйте, гости!
Гости:
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Солнышко, здравствуй! (руки поднимаем вверх)
Здравствуй! Здравствуй! (машем руками над головой)
Хорошо под солнышком мы растём (руки вверх, тянемся на носочках)
Здоровей становимся с каждым днём! (руки к плечам, в стороны, вниз)
Основной Воспитатель: - Ребята, я хочу пригласить вас и наших гостей в загадочную страну Здоровья. Наше путешествие будет интересным и необыкновенным, на пути встретится много препятствий и преград. Для этого нужна выдержка, умения, сноровка и взаимопомощь. Мы отправляемся. (Звучит музыка, дети идут по кругу)
(Дети подходят к первому столу)
Царица Глазограда встречает детей возле первого стола:
- Здравствуйте, дети! Как же вы смогли преодолеть такие сложные препятствия? Вы молодцы! Чтобы узнать, как называется мой город, надо сначала отгадать загадку:
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза)…>
<… Царица Глазограда: - Как хорошо, что мы можем видеть, давайте поэкспериментируем, что же могут наши глаза?
  • Показывает 2 игрушки на разном расстоянии. Дети определяют глазомером, что расстояние до одной игрушки ближе, чем до другой. А какой можно сделать вывод? (Глазами можно определить расстояние).
  • Показывает большую куклу и маленький кубик. Дети определяют размер. Делается вывод, что глазами можно определить размер…>

<… Делается вывод: Разноцветный мир мы видим разноцветными глазами. Итак, наши глаза могут определить цвет, форму, расстояние и размер предметов…>

<… Гимнастика для глаз:
  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.
  • Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль…>
<… Правила гигиены и безопасности:
Читать, рисовать надо только при хорошем освещении. При этом нужно, чтобы расстояние от стола до глаз было не меньше 30 см.
После длительного напряжения глаз рекомендуется поднять голову и посмотреть вдаль…
<… Дети продолжают путешествие в Ухограде и Зубограде…>
Заключительный Воспитатель-доктор дарит детям зубные щётки.
Воспитатель: - Вот вы и вернулись в детский сад, я рада вашему возвращению. Вам понравилось путешествие?
Воспитатель задаёт вопросы по теме путешествия и предлагает научить своих родных делать гимнастику для глаз, массаж ушей и ухаживать за зубами.

Основная форма составления сценария досугового мероприятия для среднего и старшего возраста - театрализация

Особое место в учебно-воспитательном процессе ДОУ отводится под осуществление задач технологий здоровьесбережения. Одной из форм их воплощения в жизнь является проведение валеологических уроков и досугов. В старшей группе эти формы образовательной деятельности направлены на систематизацию того, что уже изучено, а также наращивания новых знаний на существующую базу.

Поделитесь с друзьями!