ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с онр. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста Методики проверки коммуникативных уме

УДК 37.018

О. Л. Куликова

В статье представлена авторская программа музыкально-игровых занятий дошкольников, имеющая своей целью развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в ситуации музыкально-игрового общения. Обсуждаются педагогические и психологические диагностические процедуры, которые могут быть использованы для изучения уровня развития комплекса коммуникативных умений у детей.

Ключевые слова: общение, коммуникативные умения, музыкальная игра, музыкально-игровые занятия, мониторинг, психологическая и педагогическая диагностика коммуникативных умений у детей.

Diagnostics and Development of Preschool Children"s Communicative Abilities in

Conditions of a Musical Game

In the article is represented an authoring programme of music-game lessons for preschool children, which is aimed at developing of communicative abilities of the upper preschool children in situations of a music-game dialogue. Pedagogical and psychological diagnostic procedures are discussed which can be used to study a level of development of the complex of children"s communicative abilities.

Key words: a dialogue, communicative abilities, a musical gogical diagnostics of children"s communicative abilities.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.).

В развитии сферы общения ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные умения. Они позволяют не только правильно и грамотно объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию, идущую от партнеров по общению, но и различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в таких ситуациях и на основе этого выстраивать свое поведение.

Наиболее благоприятные условия для формирования коммуникативных умений создаются в условиях ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой.

game, musical-game classes, monitoring, psychological and peda-

По мнению ведущих ученых в области детской игры (Г. М. Андреевой, Т. А. Владимировой, Е. В. Зворыгиной, Н. А. Коротковой, А. А. Леонтьева, Н. Я. Михайленко, В. С. Мухиной, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина), игровой процесс дошкольников выглядит как метаком-муникация - постоянный переход из игровых отношений в реальные отношения, обеспечивающие организацию и осуществление игровых действий, проникновение в замысел и намерения партнера, совместную реализацию замыслов. Это положение определенно относится и к такому виду игры, как музыкальная игра, зачастую исключенному из поля зрения многих исследователей. Однако благодаря музыкально-игровой деятельности ребенок также может совершенствовать свои коммуникативные позиции, развивая соответствующие умения.

Изучение теории вопроса о влиянии музыкально-игровой деятельности на развитие коммуникативных умений позволило нам разработать дополнительную образовательную программу музыкально-игровых занятий, целью которой является развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в си-

© Куликова О. Л., 2011

туации музыкально-игрового общения. Основу занятий составляют музыкально-развивающие игры. Музыкальная игра в этой системе - это и шаг к искусству, начало художественной деятельности, и способ существования, способ общения детей друг с другом и с воспитателем.

Основная стратегия воспитательного процесса на занятиях - не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на самом себе и развитие внимания к другому, партнеру по игре.

Для изучения эффективности программы нами предусмотрен мониторинг развития комплекса коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, осуществляемый в 3 этапа: нормативно-установочный, технологический, обобщающий.

Нормативно-установочный этап связан с определением единых установок и разработкой вариантов мониторинга (определение этапности, подбор диагностических методик). Технологический этап предполагает определение начального уровня развития коммуникативных умений (сентябрь), динамики развития коммуникативных умений в середине года (январь) и конце года (май). На обобщающем этапе происходит анализ результатов и определение эффективности программы.

Для проведения мониторинга было подобрано несколько диагностических процедур, среди которых были как психологические, так и педагогические.

Как известно, психологическая диагностика включает в себя методы, позволяющие при помощи испытаний определить сравнительный уровень развития ребенка, то есть его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей такой возрастной группы, или отклонения от среднего уровня в ту или другую сторону. Психодиагностика связана с количественными оценками и точным качественным анализом психологических свойств и состояний ребенка и группы детей.

Психологическая диагностика возникла в нашей стране в 20-30-е гг. XX в. в недрах педологии. Тогда, как собственно и сейчас, общество ожидало от науки рецептов как безболезненнее и быстрее изменить человека, «подогнать» его под требования новой формации, сформировать из подрастающего поколения людей с новой мен-тальностью.

Для задач психодиагностики использовались тесты, анкеты, биографический, статистический

и антропометрический методы, разработанные А. Н. Нечаевым, М. М. Рубинштейном, Н. Е. Румянцевым, а впоследствии П. П. Блонским, М. Я. Басовым, Л. С. Выготским, А. С Залуж-ным. Большинство научных лабораторий Москвы и Ленинграда разрабатывали новые тесты и схемы наблюдения, модифицировали имеющиеся методики, снабжая их четкими инструкциями по использованию и интерпретации данных. Это существенно улучшило положение с диагностикой, сделав ее более объективной и надежной. Не менее важно и то, что все тесты были стандартизированы, не существовало разночтений в сти-мульном материале и инструкциях, что часто встречается в современной литературе .

Сегодня к специфическим психологическим диагностическим методам относятся: приборные методики, аппаратные, объективные с выбором ответа (да, нет), тест-опросники, проективные и т. д. .

Изучая развитость умений детей в сфере общения, мы в разное время использовали в качестве этого вида диагностики методику исследования межличностных отношений «Картинки» Рене Жиля, метод незаконченных историй, тест Розенцвейга, методику исследования эмоциональных состояний по Э. Т. Дорофеевой, методику изучения личностного поведения ребенка Т. В. Сенько, графический метод «Я и моя группа», методику «Лесенка» Т. Д. Марцинковской, социометрические методы .

При проведении диагностики с помощью этих стандартизированных методик мы столкнулись с немалым количеством трудностей.

Во-первых, требуется довольно значительное количество времени, необходимого для проведения таких процедур. Ведь большинство из них проводится индивидуально, в отдельном помещении и, как мы уже упоминали, три раза в год. Кроме того, мы изучаем и процесс развития музыкальных способностей-умений, поскольку игровая деятельность на занятиях музыкой является интегрированной и включает, наряду с коммуникативным, развитие музыкальности детей.

Во-вторых, что немаловажно, для получения данных и их интерпретации необходимо специальное психологическое образование. Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения глубокой и точной информации об уровне развития и склонности ре-

Диагностика и развитие коммуникативных умений у дошкольников в условиях музыкальной игры

бенка. В то же время именно эти методики представляют наибольшую опасность, если они попадают в руки недостаточно квалифицированного исследователя.

В-третьих, в применении к дошкольникам стандартизованные методики не всегда оказываются надежными и валидными - ответы маленьких детей подвержены существенным колебаниям в зависимости от того, кто их тестирует, когда и в какой обстановке, как сформулированы вопросы и т. д. .

И еще одно замечание. Часть психологического инструментария ориентирована на то, чтобы рассматривать ребенка как объекта исследования, подобно тому, как он обычно рассматривается как объект педагогического воздействия. Эти диагностические методики не рассчитаны на то, чтобы получать обратную связь от ребенка, они лишают его самостоятельности, инициативности. Данные положения противоречат гуманистической педагогике, связанной с ценностями саморазвития, самореализацией личности ребенка. Диагностические методики, призванные быть средством понимающего отношения к ребенку, основанного, в частности, на признании его права иметь скрытый, интимный внутренний мир, превращаются в инструмент бесцеремонного «исследования» .

Перечисленные трудности заставили нас обратить внимание на другую диагностическую группу - педагогическую.

Впервые попытку обоснования педагогической диагностики предпринял К. Ингенкамп в 1968 г. Он определил педагогическую диагностику как средство, обеспечивающее изучение учебно-воспитательного процесса, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов этого процесса в целях его оптимизации.

В современной научно-педагогической литературе выделены некоторые существенные характеристики педагогической диагностики (И. Ю. Гутник). Прежде всего, она позволяет изучать личность, особенности ее развития только в условиях педагогического процесса, учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под влиянием целенаправленного образовательного процесса, конкретной образовательной программы. Кроме того, педагогическая диагностика ориентирована не только на изучение, но и на преобразование свойств, качеств. Таким образом, педагог выступает одно-

временно и в роли диагноста и в роли исполнителя рекомендаций.

Определены и основные функции педагогической диагностики в практике (Н. К. Голубев, Б. П. Битинас):

Функция обратной связи, позволяющая педагогу управлять процессом становления, развития личности, контролируя свои действия при помощи таких сведений о педагогическом процессе, которые позволяют ориентироваться на достижение лучшего педагогического решения;

Функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с установленными критериями и показателями;

Воспитательно-побуждающая функция, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию о ребенке, но и участвовать в его деятельности, в системе сложившихся отношений;

Коммуникативная и конструктивная функции, основанная на том, что межличностное общение невозможно без знания и понимания партнера;

Функция информирования участников педагогического процесса - сообщение результатов диагностики (если оно целесообразно) всем педагогам, участвующим в процессе развития личности конкретного ребенка, родителям;

Прогностическая функция, подразумевающая определение перспективы развития ребенка .

Выделим особенности педагогической диагностики:

Диагностические задания могут быть включены в календарно-тематические планы по каждому разделу программы.

Их проведение не требует дополнительного времени.

Одним из основных моментов в организации педагогической диагностики детей является активизация их активности и самостоятельности.

Большинство диагностических заданий можно выполнять подгруппами по 4-6 человек. В этом случае воспитателю необходимо держать в поле зрения всех детей. Иногда активность одного ребенка может подавлять другого ребенка при выполнении диагностического задания, или ребенку не позволяют включиться в процесс, и он сам признает, что у него получается хуже. Воспитатель должен помочь детям договориться, активизировать пассивного или неумелого ребенка, подключить его к деятельности других детей.

Для педагогической диагностики коммуникативных умений дошкольников в методической литературе предлагаются, к примеру, такие задания, которые позволяют изучать 3 блока умений: «Интервью», «Необитаемый остров» выводят нас на информационно-коммуникативные умения; «Помощники», «Не поделили игрушку» - на исследование интерактивных умений; методики «Отражение чувств», «Зеркало настроений» дадут представления об уровне сформированности (и будут способствовать развитию) перцептивных умений .

Анализ теоретической литературы и собственный опыт изучения коммуникативных умений у детей привели нас к выводу о необходимости использования комплекса методов и методик, в котором стандартизированные психологические тесты будут сочетаться с диагностическими педагогическими заданиями, дополняться результатом наблюдения за поведением каждого воспитанника во время музыкальных игр, за реакцией детей при восприятии ребенком художественных произведений, анализом детских работ, анкетированием родителей (оценка родителями личностных особенностей ребенка).

В итоге диагностика коммуникативных умений дошкольников в рамках нашего исследования включает 8 методик, входящих в 3 блока.

Первый блок. Диагностические методики, исследующие информационно-коммуникативные умения дошкольников: «Интервью» (О. В. Дыби-на) позволяет оценивать умения, получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог; «Необитаемый остров» (тот же автор) - дать оценку умениям выслушать другого человека, спокойно отстаивать свое мнение; методика на выявление уровня речевого развития (И. В. Дубровина) .

Второй блок. Диагностические методики, исследующие интерактивные умения: методика изучения личностного поведения ребенка в условиях взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Т. В. Сенько); тест Розенцвейга, ориентированный на изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях.

Третий блок. Диагностические методики, исследующие перцептивные умения: методика «Отражение чувств» О. В. Дыбиной - умение замечать и понимать эмоциональное состояние партнера; методика «Лесенка» Т. Д. Марцинков-

ской - исследования понимания дошкольником отношения других к себе.

Такая комплексная психолого-педагогическая диагностика коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста позволит:

Получить представление о состоянии развитости коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;

Спроектировать оптимальные педагогические условия, содействующие их обогащению и развитию в музыкально-игровой деятельности;

Содействовать развитие коммуникативных умений каждого ребенка в ходе музыкально-игровой деятельности;

Спрогнозировать дальнейшее развитие коммуникативных умений детей и развитие индивидуальности каждого ребенка;

Библиографический список:

1. Деркунская, В. А. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. А. Деркунская // Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - С. 124-127.

2. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Булычева, Н. С. Варенцова, Н. Е. Верак-са, Н. С. Денисенкова, А. В. Ильин, И. В. Маврина, Л. Н. Павлова, Г. В. Урадовских, О. Я. Шиян; под ред. Н. Е. Веркасы. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. -112 с.

3. Клюева, Н. В. Общение. Дети 5-7 лет [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. - 2-е издание, пере-раб. и доп. - Ярославль: Академия развития, 2006. -160 с.

4. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / О. В. Дыбина, С. Е. Анфисова, А. Ю. Кузина, И. В. Груздова; под ред. О. В. Дыбиной. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.

5. Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы [Текст] / под. ред. Б. Г. Юдина, Е. Г. Юдиной. - М., Институт человека РАН, 2003. - 164 с.

6. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет.) [Текст] / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с.

Диагностика и развитие коммуникативных умений у дошкольников в условиях музыкальной игры

коммуникативный способность дошкольный общение

Опытно-экспериментальной базой исследования является МДОУ Центр развития ребенка № 1 «Хатыцчаана» с.Хатыц-Арыы Намского улуса. В эксперименте участвовали 10 детей средней группы.

Чтобы определить уровень коммуникативных способностей мы решили провести диагностику коммуникативной компетентности ребенка и оценивания коммуникативных качеств личности.

1. Диагностика коммуникативной сферы

Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина).

Описание методики «Картинки».

Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж (Приложение). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?»

В исследовании приняли участие 15 детей подготовительной группы детского сада. Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с друзьями, которая помогла диагностировать умение ситуативно-личностно общаться. Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?

Анализ результатов: По ответам детей мы оценили их коммуникативную компетентность:

Высокая - дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях.

Средняя - ответы говорили о явно недостаточной социальной компетентности, или носили агрессивный характер.

Низкая - проявляли полную беспомощность.

2 Оценивание коммуникативных качеств личности у детей.

Методика - анкета для родителей. Данная анкета представляет собой вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.

Текст анкеты

  • 1. Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.
  • 2. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?
  • а) очень
  • б) не очень
  • в) совершенно замкнутый
  • 3. Общителен ли ваш ребенок с детьми?
  • а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,
  • б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,
  • в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.
  • 4. Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть:
    • а) с детьми старше себя по возрасту,
    • б) с ровесниками,
    • в) с младшими детьми.
  • 5. Как ведет себя ваш ребенок в игре?
  • а) умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли,
  • б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли,
  • в) чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняясь другим.
  • 6. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?
  • а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми,
  • б) часто конфликтует.
  • 7. Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми?
  • а) охотно делится,
  • б) иногда делится, иногда нет,
  • в) не делится.
  • 8. Сочувствует ли ваш ребенок другим людям?
  • а) всегда сочувствует другому, когда тот чем - то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь,
  • б) иногда сочувствует, иногда нет,
  • в) почти никогда не сочувствует.
  • 9. Обижает ли ваш ребенок других детей?
  • а) часто обижает,
  • б) иногда обижает,
  • в) никогда не обижает.
  • 10. Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым?
  • а) часто,
  • б) иногда,
  • в) никогда.
  • 11. Обидчив ли ваш ребенок?
  • а) очень обидчив,
  • б) иногда обидчив,
  • в) не обидчив.
  • 12. Справедлив ли ваш ребенок?
  • а) всегда справедлив,
  • б) иногда справедлив, иногда нет,
  • в) чаще всего не справедлив.
  • 13. Всегда ли ваш ребенок говорит правду?
  • а) всегда,
  • б) иногда говорит, иногда нет,
  • в) чаще обманывает и говорит неправду.
  • 14. Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо?
  • а) всегда,
  • б) иногда,
  • в) почти никогда не ведет себя вежливо.
  • 15. Всегда ли ваш ребенок послушен?
  • а) всегда,
  • б) иногда послушен, иногда нет,
  • в) почти никогда не бывает послушным.
  • 16. Самостоятелен ли ваш ребенок?
  • а) вполне самостоятелен, любит и делает все сам,
  • б) иногда самостоятелен, иногда нет,
  • в) чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него все делали другие.
  • 17. Настойчив ли ваш ребенок?
  • а) всегда настойчив и старается дело доводить до конца,
  • б) иногда настойчив, иногда нет,
  • в) нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.
  • 18. Трудолюбив ли ваш ребенок?
  • а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет порученную ему работу,
  • б) иногда любит трудиться, иногда ленится,
  • в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.
  • 19. Уверен ли ваш ребенок в себе?
  • а) вполне уверен,
  • б) иногда уверен, иногда нет,
  • в) не уверен.

В качестве экспертов, оценивающих ребенка по этой анкете, должны выступать разные люди, не только родители ребенка. По опросу родителей получают, как правило, предварительные сведения о личности и межличностных отношениях ребенка, которые в дальнейшем должны перепроверяться, так как в большинстве случаев мнение родителей является субъективным.

Оценка результатов.

Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:

  • 10 баллов - выбор для ответа пункта «а».
  • 5 баллов - выбор для ответа пункта «б».
  • 1 балл - выбор для ответа пункта «в».

Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

По первому (анкетные данные) и по четвертому пунктам (предпочтительный выбор людей для общения) количественные оценки ребенок не получает. Ответы на четвертый пункт позволяют делать выводы качественного характера, которые дополняют количественные оценки.

Каждый пункт анкеты соответствует определенным качествам личности, таким как общительность, вежливость, уверенность в себе и др. Результаты анкеты показывают наличие у детей всех этих качеств в той или иной степени. Но также нашей задачей было определить степень развитости у ребенка всех данных качеств личности путем суммирования.

По итогам диагностирования коммуникативной сферы и оценивания коммуникативных качеств личности у детей мы получили следующие результаты.

Таблица 1.

Диагностика уровня коммуникативных способностей.

Констатирующий этап.

Коммуникативные качества

Коммуник.

компетентность

Таким образом, у 7 детей развита общительность, у 3 есть, а у 7 отсутствуют организаторские способности. Взаимоотношения с другими детьми умеют налаживать 7 детей, у стольких же детей наблюдаем альтруизм, эмпатию у 5 детей, 6 детей могут проявлять агрессивность. 6 детей беспомощны, 7 детей обидчивы, правдивы, справедливы, вежливы. Послушание наблюдаем у 8 детей. Самостоятельность и настойчивость есть только у 3 детей. 7 детей трудолюбивы. Только 5 детей полностью уверены в себе.

Получены очень тревожные результаты по коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. 4-5 лет - возраст, который характеризуется наиболее интенсивным общением: закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы. Однако достаточно высокую социальную компетентность мы обнаружили лишь у 20 % обследуемых дошкольников, т. е. только эти дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях. 50 % проявляли полную беспомощность. Одни ответы («Не знаю», «Заплачу», «Позову маму») говорили о явно недостаточной социальной компетентности, другие («Побью», «Стукну») носили агрессивный характер.

Проанализировав итоги диагностирования детей 4-5 лет, мы пришли к выводу, что нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Для фиксации и анализа формируемых у детей умений и навыков был использован комплекс психолого - педагогических методик, в который вошли:

методика определения самооценки детей “ЛЕСЕНКА”;

методика определения коммуникативной готовности детей «анализ процесса и продукта деятельности».

Выбор этих методик обусловлен следующими причинами:

Показательность,

Простота исполнения,

Наличие игрового мотива (обследование непродолжительно по времени, в результате сохраняется устойчивое внимание и интерес на протяжении всего теста),

Доступность организации позволяет увидеть каждого ребенка в работе (подгрупповой и индивидуальной).

Согласно определению, данному в психологическом словаре, самооценка толкуется как "оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей". И далее: "От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам". Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу любой ошибки или неудачи у людей с низкой самооценкой - "Ну что я мог поделать?" С внешней стороны таких людей обычно выдает беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, неуверенность в себе и растерянность, а то и паника при любых неожиданностях.

Добавим, что и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Поэтому психотерапевтическая задача заключается в приведении самооценки к нормальному уровню, соответствующему реальным возможностям личности (идеальный вариант - верхняя планка этих возможностей), то есть в одних случаях повысить, в других - понизить.

Простейшие способы выяснения уровня самооценки ребенка вполне доступны. Для того, чтобы определить насколько свободно ребенок общается с окружающими его людьми можно использовать тест «ЛЕСЕНКА», который помогает выявить уровень самооценки у ребенка. Это важно, так как чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково - одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. В связи с этим предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. А на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться. Данный тест используют с 3-х лет.

Опросные листы представляют собой лесенку, которая нарисована на листе бумаги и состоит из десяти ступенек. Данный материал был роздан детям на одном из занятий. Дети выполняли задание с интересом.

Цель исследования: узнать уровень коммуникативности детей, путем определения самооценки.

Гипотеза: предполагается, что из-за того, что работа детского сада организованна на достаточном уровне, у детей хорошо развиты коммуникативные навыки и достаточная самооценка.

Инструкция к проведению теста «ЛЕСЕНКА»:

Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек (для старших подростков это может быть просто вертикальная шкала от 0 до 10).

Ребенку дается следующая инструкция:

Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете - самые умные, красивые и т.д., у них все получается, их любят родители, ими не нахвалятся учителя. А на самой нижней ступеньке те, кто прогуливает школу, плохо учится, не может ни в чем добиться успеха, не слушает родителей. Все остальные дети расположились на других ступеньках между этими крайностями. Одни выше, другие ниже. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. Далее спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы. Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка. Анисимович О. Самооценка ребенка(Беседы с психологом)// Солнышко. - 2003.-6 ноября.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

В исследовании приняло участие - 23 ребенка (100%)

После проведения теста «ЛЕСЕНКА», выявлено:

завышенный уровень самооценки показали - 14 (61%) человек, эти дети активно общаются с другими детьми, однако иногда они вступают в конфликтные ситуации с некоторыми своими сверстниками, например из - за игрушек.

заниженный уровень самооценки - 3 (13%) ребенка, они чаще пассивны, играют в одиночестве, не охотно идут на контакт с другими ребятами, однако воспитатели стараются принимать меры для того чтобы эти дети вливались в коллектив.

средний уровень самооценки - 6 (26%) человек, за этими детьми наблюдается активное участие в общении с другими, они стараются не конфликтовать, ведут себя умеренно спокойно, но не пассивно.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

Отсюда следует вывод, что так как у большинства детей выявлен хороший уровень самооценки, соответственно они свободны в общении, что видно из наблюдения за ребятами в процессе работы.

Также оценить уровень коммуникации можно с помощью метода «психологического анализа процесса и продукта деятельности», который позволяет проследить за течением, последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности. Кузин В.С. Психология. Учебник.-4-е изд., перераб. И доп. - М.:АГАР,1999.

Примером такого исследования может быть изучение процесса и продукта изображения в рисовании, который был разработан психологом Е.И. Игнатьевым.

Анализ продуктов деятельности человека позволяет проследить особенности многих процессов, свойств, характерных для психики конкретной личности. Так анализ, сравнение рисунков детей дошкольников дает возможность выявить особенности взаимоотношений между детьми, определить уровень овладения графическими навыками, уровень развития творческого воображения, развитие коммуникативных навыков, и многое другое.

Данный метод подразумевает анализ любого процесса и продукта деятельности. В данном случае мы используем детские рисунки, которые являются творческим продуктом и показывают проекцию личности ребенка и символическое отношение его к окружающему миру.

Методика проведения: На одном из занятий детей попросили выполнить рисунки на свободную тему. Дети охотно выполняли задания.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ).Всего в исследовании приняло участие 20 человек.

Оценка проведения методики: Для тех детей, у которых коммуникативные способности были активизированы, на рисунках характерным было наличие большого количества персонажей и в целом доброе настроение.Такие результаты показали большинство детей, их рисунки были интересны, красочны, имели смысл. Для детей, у которых коммуникативные умения были не активизированы, персонажи рисунков были немногочисленны и иногда агрессивны, цветовая гамма была скудной, чаще всего такие рисунки не несли смысловой нагрузки, таких детей пять. Следовательно многие дети из группы, а именно 15 человек, общительны, легко воспринимают окружающий их мир.

Развитие навыков общения является неотъемлемой частью воспитания. Научиться излагать свои мысли, внимательно слушать и понимать других - все это играет важную роль для развития взаимного понимания, духа сотрудничества, умения ценить многообразие человеческой среды. Для развития навыков коммуникации важную роль также играет ценностный контекст. Атмосфера терпимости требует подлинного обмена мнениями, который способствует умению слушать, правильно интерпретировать, четко излагать свои идеи и мнения.

В этом процессе важно наличие двух взаимосвязанных навыков: умения говорить и с пониманием слушать. Лишь при наличии этих двух элементов можно утверждать, что беседа имеет подлинный характер.

Обучение детей умению слушать друг друга, уменьшение тем самым объема монологов, сведение к минимуму чьей-либо ведущей роли в дискуссии - все это уже само по себе служит шагом на пути к достижению взаимного понимания и успешной коммуникации.

В ходе совершенствования игровых навыков детей дошкольного возраста следует прежде всего учитывать, что вы этом процессе принимают участие не только педагоги, но и родители, поэтому целесообразно с каждой стороны предпринимать определенные действия. Так, родители могли бы совершенствовать способы общения с ребенком - дошкольником в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Активизируя личные контакты с ребенком, проявлять особое внимание к игровой деятельности детей, поскольку именно игра считается основной формой организации жизни детей.

В свою очередь педагоги, воспитатели для повышения качества дошкольного образования должны постоянно соблюдать принцип комплексности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста; соблюдать баланс между занятиями нерегламентированными видами деятельности и свободным временем ребенка. Больше внимания уделять социально-эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной и потребностной сферы, своевременно проводить коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном, личностном и физическом развитии; продуманно сочетать фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми, учитывать интересы, способности и склонности каждого ребенка- дошкольника. Создавать студии, кружки, секции с учетом уровня развития детей. Обязательно сотрудничать с родителями в вопросах обучения и воспитания дошкольников.

На чтение 7 мин. Просмотров 1.2k.

Цель методики: выявить уровень сформированности коммуникативной компетенции у дошкольников.

Диагностика общения детей

Воспитатель приводит дошкольника в комнату, в которой стоит стол. На этом столе находятся книги и игрушки. Воспитатель спрашивает, чем бы хотел заняться ребенок: поиграть в игрушки, почитать книжки или просто поразговаривать.

Когда дошкольник делает выбор, воспитатель организует выбранную деятельность. После того, как они закончили, дошкольнику нужно еще раз сделать выбор между тем, что осталось.

Если дошкольнику сложно сделать выбор, то воспитатель сам предлагает позаниматься всеми этими делами попеременке. Каждый вид деятельности должен длиться не дольше 15 минут.

Иногда бывает, что ребенок все время выбирает одну и ту же ситуацию (поиграть в игрушки, к примеру), другие же виды деятельности он отвергает.

В таком случае воспитатель самостоятельно делает выбор и предлагает заняться именно этим. Важно сделать это мягко, но настойчиво.

Либо можно также мягко и настойчиво попросить дошкольника сделать самого выбор, но только между двумя оставшимися занятиями.

Диагностика общения детей — Интерпретация метода

Задача педагога – заполнить протокол диагностики. В него заносится следующая информация:

  1. В каком порядке ребенок выбирал деятельность.
  2. Что было главным объектов внимания для ребенка в первые минуты занятия.
  3. Какова была активность ребенка по отношению к этому объекту.
  4. Насколько комфортно чувствовал себя ребенок во время эксперимента.
  5. Какие звучали речевые высказывания.
  6. Сколько времени желал бы ребенок проводить выбранную деятельность.

Виды общения выбираются в соответствии с предпочтением ребенка:

  1. В случае выбора игры, тип общения – ситуативно-деловой.
  2. В случае выбора книг тип общения – внеситуативно-познавательный.
  3. В случае выбора разговора – внеситуативно-личностное.

Действия дошкольника оцениваются баллами. Очень важно особенно обратить внимание содержании и теме высказываний дошкольника.

Самое большое количество баллов получают дети, которые способны к внеситуативно-личностному общению.

После того, как все виды деятельности были проведены, нужно подсчитать, сколько в общем набрал баллов ребенок.

Тот вид общения, который набрал самое большое количество баллов, считается ведущим.

Определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.

Для использования методики М.И.Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице.

Цель методики: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.

Проведение обследования.

Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация).

Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить.

Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации педагог заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола. Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола - на каждую ситуацию.

В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и (это отмечается в протоколе, см. графы 2, 3, 4), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5-10 протокола).

В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:

  • порядок выбора ситуаций;
  • основной объект внимания в первые минуты опыта;
  • характер активности по отношению к объекту внимания;
  • уровень комфортности во время эксперимента;
  • анализ речевых высказываний детей;
  • желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

  • 1-я ситуация (совместная игра) - ситуативно-деловое общение;
  • 2-я ситуация (чтение книг) - внеситуативно-познавательное общение;
  • 3-я ситуация (беседа) - внеситуативно-личностное общение.

Обработка результатов

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний.

Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Методика включает три ситуации общения ребёнка со взрослым. Каждая из ситуаций представляет собой модель определённой формы общения.

На основе сопоставления показателей поведения ребёнка в каждой из них делается заключение о предпочтении той или иной формы и об уровне развития общения в целом.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считаете та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

№ п/п Показатели поведения Количество баллов
1 Порядок выбора ситуации:
игры-занятия
чтение книги
беседа на личностные темы
2 Основной объект внимания в первые минуты опыта:
игрушки
книги
взрослый
3 Характер активности по отношению к объекту внимания:
не смотрит
беглый взгляд
приближение
прикосновение
речевые высказывания
1
4 Уровень комфортности во время эксперимента:
напряжен, скован
озабочен
смущен
спокоен
раскован
весел
5 Анализ речевых высказываний детей:
По форме:
ситуативные
внеситуативныеПо теме:
несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.)
социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.)По функции:
просьбы о помощи
вопросы
высказывания
6 Продолжительность деятельности:
минимальная — до 3 мин
средняя — до 5 мин
максимальная — до 10 мин и более
ИТОГО

В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так к она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

  1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения была организована игра с моим участием. Я предварительно рассказала, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Я наблюдала, оказывала при необходимости помощь: отвечала на вопросы, откликалась на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.
  2. Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения. С целью изучения этой формы общения было проведено чтение, обсуждение книг. Книги были подобраны соответственно возрасту детей и имели познавательный характер (о зверях, машинах…). Я читала книжку, объясняла, что нарисовано на картинках, дала возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечала на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбрал сам из ряда предложенных.
  3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми была проведена беседа на личностные темы. Я задавала вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Я рассказала о себе, о поступках разных людей, оценила свои достоинства и недостатки, старалась быть равноправным и активным участником беседы.

Формы общения и их основные параметры

Формы общения Параметры форм общения
Время проявления С кем и где общается ребенок Вид потребности Ведущий мотив общения Средство общения Продукты общения
1. Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) 2 мес. (от 2 до 6 мес.) Мать, родные, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворяют его первичные потребности Потребность в доброжелательном внимании взрослого Личностный: взрослый – это ласковый доброжелательный человек Экспрессивно-мимические реакции: улыбка, взгляд, мимика Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания
2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная) 6 мес. (от 6 мес. До 3 лет) Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве Деловой: взрослый – образец для подражания, эксперт, помощник Предметно-действенные операции Развитие предметной деятельности. Подготовка к овладению речью
3. Внеситуативно-познавательная 3 – 4 года (с 3 лет до 5 лет) Совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении Познавательный: взрослый – источник познания. Партнер по обсуждению причин и связей Речевые операции Развитие наглядно-образного мышления и воображения
4. Внеситуативно-личностная 5 – 6 лет (с 5 до 7 лет) Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль – стремление к взаимопомощи и сопереживанию Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями Речь Накопление морально-нравственных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения

Методика диагностирования комм уникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

воспитатель МДОУ детский сад № 38 «Искорка» ,

город Подольск

В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.

Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных навыков занимались такие педагоги и психологи, как О.В. Дыбина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Щербакова, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Ю.В. Филиппова и другие.

Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных способностей у младших дошкольников.

В связи с этим перед мною встала проблема подбора диагностического средства, удовлетворяющего следующим условиям:

Доступность

Надежность

Однозначность

Валидность

В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных способностей я использовала:

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивается по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения и констатации коммуникативных способностей детей: наблюдение, беседа, эксперимент. Я предлагаю использовать метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.

В качестве ситуаций наблюдения можно выбрать:

Сюжетно-ролевую игру «День рождения у белочки». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим коммуникативные способности в общении и со сверстниками и с взрослыми.

Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.

Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)

Совместные игры детей на прогулке.

Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому так же можно использовать метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, я составила список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

Нужно ли делиться игрушками с детьми?

Ты всегда стараешься так поступать?

Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?

Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)

Как нужно попросить взрослого о помощи?

Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:

Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) – не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 – 18 баллов

Средний уровень – 10 – 14 баллов

Низкий уровень – 6 – 9 баллов

Анализ результатов заносится в, разработанную мною, диагностическую карту.

Диагностическая карта «Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников»

Ф.И. ребенка

Уровень сформированности коммуникативных способностей в общении со сверстниками

Уровень сформированности коммуникативных способностей в общении с взрослыми

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Знание норм и правил в общении

Общий балл