ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Только спокойствие! Учим ребенка контролировать эмоции. Как привить детям любовь к спорту и здоровому образу жизни Неадекватное проявление чувства

Вопрос . У нас растет сын. Ему три года, но он не перестает ластиться ко мне, к бабушке. Он очень ласковый ребенок. Но мой муж считает, что мальчику это повредит в будущем. Неужели правда, что он может вырасти размазней и тюфяком?

Потребность в любви — самая сильная потребность ребенка в этом возрасте. Именно она определяет «букет» чувств ребенка. И среди самых значимых и сильных, конечно, чувство любви. Ребенок учится любви, если в доме, где он растет, доминирует это чувство.

Для родителей очень важно научить ребенка выражению своих чувств. Если члены семьи относятся друг к другу с нежностью, то ребенок впитывает такое поведение и смотрит на мир доброжелательно.

У дошкольников и младших школьников чрезвычайно развита эмоциональная сфера. Эмоциональное благополучие складывается из отношений к нему взрослых людей и, прежде всего, его родителей и близких родственников. Семья должна постоянно демонстрировать ребенку свою любовь, поддерживая в нем уверенность в его нужности и ценности. Такое поведение отнюдь не отрицает воспитание в ребенке, в мальчике чувства мужчины.

Воспитание мужчины из сына — это не насаждение жестокости и некой презрительности к слабому полу, к выражению своих чувств. Это, прежде всего, воспитание такого человека, который эмоционально может оценить проявления мира, зачастую враждебного к отдельному человеку, и постоять за себя и свое окружение. Такое воспитание начинается с малого. Прежде всего, надо научить ребенка управлять своими чувствами. Для этого все проявления чувств необходимо обсуждать.

Вот сосед пожалел котенка и взял его домой. Обязательно с ребенком обсудить этот поступок, объясняя при этом, почему его семья, к примеру, не смогла поступить так же. Если у ребенка заболел его друг, желательно подсказать ему, что друга необходимо навестить.

И уж конечно, ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за проявление чувств. Наоборот, лучше вместе с ним восхититься радугой и синим небом или каплями росы на цветке, которые утром увидел ребенок. Это полезно и для девочек, и для мальчиков.

Полезно так же в семье нежно здороваться, с помощью поцелуя благодарить за еду, помощь в чем-либо. Ребенок с большим удовольствием проявляет свои чувства, если родители и родственники поддерживают подобные проявления.

Развитию чувств способствует и чтение книг, где герои проявляют разные чувства или совершают поступки, которые могут вызывать проявления чувств со стороны окружающих. Полезно после прочтения обсудить с ребенком прочитанное и обязательно с помощью вопросов выяснить, понял ли он текст. Вопросы могут быть разные. Главное, чтобы они были направлены на обсуждение чувств.

Примерный перечень вопросов может выглядеть следующим образом:

Какие чувства испытывал герой, совершая поступок?

Почему ты так думаешь?

Какие действия героя вызывают у тебя чувства одобрения? А какие — порицания?

Почему именно эти чувства?

Как бы ты себя повел на месте героя книги?

Какие чувства ты бы испытывал, когда совершал бы такие же поступки? И пр.

Безусловно, это примерный перечень вопросов. Он вполне может быть расширен и дополнен в зависимости от темы беседы. Полезно родителям составить цикл бесед по воспитанию чувств. Можно взять несколько чувств, которые, на взгляд родителей, слабо развиты у ребенка, и заниматься их развитием. К примеру, можно взять такие чувства как ревность, злость, несдержанность, гордость, зависть. Подобрать рассказы или сказки, где эти чувства проиллюстрированы. Прочитать вместе с ребенком, обсудить коллизии, попросить его нарисовать запоминающиеся моменты или героев, которые ему понравились.

Вопрос . Нашему ребенку 5 лет. Мы столкнулись с тем, что он начал упрекать членов семьи в несправедливости. Как он может понимать в свои пять лет такое сложное и глубокое чувство?

Не сомневайтесь. Конечно, может. После чувства любви наиболее востребованным ребенком чувством выступает чувство справедливости. Он трепетно относится к словам и действиям взрослых людей, направленных на оценку его поступков.

Взрослые часто бывают несправедливы по отношению к ребенку, не задумываясь о том, что такое отношение его больно ранит. К примеру, мама, не разобравшись, выговаривает сыну за поступок, который он не совершил. Ребенок плачет, доказывает, что это сделал не он. Но маме некогда разбираться, она куда-то торопится по своим делам и поэтому прекращает выяснение обстоятельств. Ребенок обижен, ему больно, он не понимает, почему мама так себя ведет. Его эмоции пуль-сируют, несправедливость разъедает душу ребенка, учит его так же несправедливо поступать и со сверстниками.

Другой пример не менее показателен. Мама с ребенком повстречала свою подругу и пересказывает ей какой-то случай, происшедший с ней. Но ребенок строго следит за правильностью пересказа. А мама то ли по забывчивости, то ли из желания приукрасить меру своего участия в описываемой коллизии сказала то, чего не было. И тут ребенок во всеуслышание поправляет ее. Часто в таких случаях мамы одергивают ребенка, а то и наказывают, поскольку им кажется, что ребенок ставит их в неловкое положение. Но это не так. У ребенка нет желания уни-зить или уличить взрослого, неточно выражающегося. У него очень развито чувство «правды», и он добивается точности в пересказе истории, в которой он участвовал, или которую слышал от взрослых.

Что можно посоветовать в подобных ситуациях?

Господа родители, будьте сами правдивы. Следите за своей речью и своими эмоциями. Помните о том, что ребенок всегда рядом, что он слышит — анализирует — сопоставляет — делает выводы. Особенно будьте внимательны, если заметили, как болезненно ваш ребенок реагирует на похвалу другому ребенку. Здесь к чувству справедливости примешивается ревность. А уж, вы — взрослые, хорошо знаете, что это такое.

Как научить ребенка выражать эмоции и сдерживать агрессию? Взрослому человеку легко понять, что значит «сдерживать эмоции».

Мало кому приятно общаться с раздосадованным начальником, но никто не позволит себе дать тому оплеуху.

И чертовски обидно, когда последний размер стильной блузки уводят из-под носа в разгар распродажи. Но это еще не повод упасть на пол и заливать его горючими слезами.

Жизнь в социуме накладывает массу ограничений, в том числе и на выражение своих эмоций. Взрослея, мы эмоционально крепнем и учимся сдерживать злобу и прочие негативные порывы. Но как объяснить это детям?

Как помочь ребенку выражать эмоции правильно? Как объяснить, что кричать на весь магазин – некультурно, а говорить родителям «Я вас ненавижу!» – значит, обижать их до глубины души?

Очень важно вовремя научить ребенка контролировать эмоции, и тогда удастся избежать проблем в его взрослой жизни.

Подчас неумело воспитанные мальчики превращаются в инфантильных мужчин, топающих ножками «Хочу и буду!» и без повода махающих кулаками.

1. В первую очередь, надо постоянно объяснять ребенку его чувства . Иногда он и сам не понимает, что ощущает. Задача взрослого – разложить по полочкам эмоции малыша.

Ситуация:
Ребенку обещали пойти в Зоопарк, но папу вызвали на работу, и семейный отдых отменился. Ваше чадо раскидало игрушки, толкнуло папу, разрыдалось, извергло из себя массу ругательств, подцепленных по телевизору, хлопнуло дверью и оставило вас в ступоре.

Нужно подойти к ребенку и просто поговорить. Слова родителей примерно такие: «Ты, наверное, очень расстроен, что не пойдешь смотреть зверей? Ты очень хотел увидеть бегемота и соскучился по папе, но все отменилось, и теперь ты злишься?

Ты просто в ярости, что тебе обещали, и обещание не сдержали? Ты ощущаешь себя обманутым, преданным своими же родителями?».

Ребенок будет сопоставлять ощущения и соглашаться с вами. А когда он начнет лучше разбираться в своих эмоциях, он даже сможет возразить, если вы перегнули палку.

«Нет, я не в ярости, мне просто грустно, что папа опять уехал в выходной, и я ревную его к его работе».

2. Также родитель обязан разъяснить малышу, что тот задевает чувства других людей . Когда мы разобрались с тем, что чувствует сам ребенок, переходим к тому, что чувствуют окружающие.

Вернемся к отмененному походу в Зоопарк.Чтобы научить ребенка сдерживать агрессию, объясните ему свои переживания и эмоции: «То, что ты сказал маме и папе, когда разозлился, было очень обидно и грустно слышать.

Нам с папой было очень неприятно и больно, когда ты сказал, что ненавидишь нас. Ведь мы тебя очень любим, а ненависть – очень плохое чувство.

Когда ты говоришь людям плохие слова, ты делаешь им очень больно».

3. Надо научить ребенка говорить о своих эмоциях без стеснения, поощрять, стимулировать общение о внутреннем и наболевшем .

Иногда душевная беседа творит чудеса, женщинам это знакомо.

Если ребенок не будет иметь возможности сказать о своей боли и досаде, он выплеснет ее иным способом – толкнет обидчика, разобьет игрушку, укусит маму и так далее.

Часто от этого страдают неповинные люди. Например, если ребенок ударился об игрушку из-за собственной неловкости, он, понимая, что игрушке навредить не может, скорее всего подойдет к другому ребенку или родственнику и ударит его.

Или другая ситуация: совсем маленький ребенок из любопытства ухватил более старшего за нос, не больно, но тот испугался.

Родители, не увидев проблемы, никак не отреагировали, не поговорили со старшим малышом, не пожалели. И тогда, не выразив эмоции сейчас и затаив обиду, он через полчаса подходит к младшему и без сожаления бьет.

И это воспринимается мамой как беспочвенная агрессия, тогда как у «потерпевшего» есть все основания для мести.

4. Научите ребенка выплескивать негативные эмоции, не нанося ущерба – морального и материального . Отчасти, в этом и заключается эмоциональное развитие ребенка.

Расскажите ему, что злиться – это, в общем-то, нормально. Но выплескивать негатив нужно «культурными» способами.

Можно выйти на балкон и громко крикнуть о своих чувствах: «Аааааа! Я так хотел в Зоопарк! Я не увижу жирафа! Мне обидно!».

Можно научить его вместо крика резко переходить на шепот и шептать о своем недовольстве. Можно рвать бумагу, раскидывать мягкие игрушки, мять газеты, топать, хлопать, прыгать.

Кому-то нравится яростно опрыскивать цветы пульверизатором.

Но никогда не позволяйте ему бить младших обидчиков, толкать родителей и ломать игрушки. И, главное, вы сами должны быть для него примером и не устраивать бурных семейных разборок с битьем посуды.

5. Никогда не проходите мимо расстроенного ребенка . Всегда спрашивайте, кто его обидел и что случилось – в детском саду, в школе, на спортивной площадке.

Обсуждайте спорные вопросы, давайте советы и учите прощать вместо того, чтобы искать виноватых.

Ничто так не помогает справиться с агрессией и разрешить внутренние проблемы, как искреннее участие неравнодушных близких. Именно это может научить ребенка контролировать свои эмоции.

Эти и многие другие вопросы с завидной периодичностью возникают у родителей.

Хотелось бы отметить, что в последнее время тема эмоционального развития одна из самых обсуждаемых в родительских кругах. И нынешнее поколение имеет гораздо меньше запретов на проявление чувств. Например, мальчикам уже можно проживать утрату так, как оно задумано природой, то есть плакать. И это замечательно. Однако, большая нагрузка здесь ложится на родителей, которые порой вынуждены лавировать между решением разрешать ребёнку эмоции и своими внутренними установками, усвоенными в детстве. Вот и получается борьба между “плакать - хорошо…” и “пацан не должен плакать…”

Настроение ребёнка

Тема эмоций очень близка к теме настроения. Однако, это не одно и тоже. Настроение — достаточно продолжительный эмоциональный процесс, который проявляется не очень ярко, но создаёт эмоциональный фон. И то того, какое настроение ребенка сейчас проявляется во многом будет зависеть и его поведение.

Создавать ли настроение ребенка какие бывают способы его формирования?

Влиять на настроение мы можем, и стоит это делать, потому что на положительном эмоциональном фоне даже негативные эмоции будут проявляться менее ярко и интенсивно.

Способы поднятия настроения детей

  1. Превратите обычное дело в игру - избитый совет, но о нём забывать не стоит. Например, капризному малышу, который не хочет одеваться, куртка, конечно с помощью мамы или папы, может говорить: «Я не хочу на тебя залезать вообще, оставь меня в шкафу». Скорее всего, ребёнок включится в игру, и захочет «заставить» противную куртку одеться на себя.
  2. Создайте предвкушение чего - то интересного. Выходя из дома в школу по пути можно зайти в магазин, или найти интересный предмет, или сыграть с мамой в снежки. Выбирайте, что будет привлекательным конкретно для вашего ребёнка.
  3. Пойте вместе песни. Забавно, но факт. Это поднимает настроение как детей, так и взрослых. Не зря на праздниках много поют!
  4. Отличный вариант - рассказать детям настроении человека - что это такое, откуда он берётся и как ребёнок сам может на него влиять. Преподнесите рассказ в виде сказки о плохом настроении. Вот пример такой сказки. Сюжет может быть разным, дети часто сами включаются в игру и начинают придумывать продолжение истории.

Жила - была девочка, и у нее звалось плохое настроение. Она капризничала, и плохое настояние росло. И уже совсем не знали, что с ним делать. Потому что оно стало таким большим, что заняло почти всю квартиру! Много способов испробовали (сюда стоит включить варианты, которыми вы обычно пробуйте улучшить настроение ребёнка), а победить его смогли только улыбкой, смехом и добрыми делами.»

Особенности развития эмоций у детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста характеризуется тем, что они ещё не могут управлять возникающими чувствами. В дошкольном периоде как раз идёт освоение социальных норм их проявления.

Эмоциональные переживания детей как правило проходят очень ярко, можно даже сказать бурно, и далеко не каждый родитель может их вынести. Замечательно то, что эта бурность, как правило сглаживается их непродолжительностью.

То есть, эмоции дошколят можно охарактеризовать двумя словами : быстро и сильно.

Зная эту особенность, общаться с ребёнком станет проще. Помните, на сколько сильно сейчас ребёнок страдает и плачет, на столько ярко будет смеяться и радоваться.

Как переключить ребёнка с одной эмоции на другую?

  1. Отвлеките, заинтересуйте его чем- то, используйте эффект неожиданности: смотри, а что это такое?!!!
  2. Предложите заняться любимым делом - посмотреть мультик, сыграть в интересную игру, сходить в магазин. Но будете внимательны - используйте разные варианты, чтобы малыш не научится манипулировать вами с помощью капризов.
  3. Ещё один действенный способ - предоставить выбор без выбора. То есть спросите плачущего по поводу мультика ребёнка что он хочет есть на ужин - творог или блинчики.

Социальные эмоции - что это?

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста - тема отдельного разговора. Основная задача здесь - научить ребёнка выражать эмоции социально приемлемыми способами. Если это не удалось сделать до школы, ничего страшного - научиться этому можно и позже.

Наверное, ни для кого не будет сюрпризом, что возникновение эмоций мы контролировать не можем. А вот выбор форм их проявления контролю поддаётся, хотя не всегда просто.

Здесь основной эмоциональный репертуар в малыша закладывают родители, в соответствии со своим представлением о том, что хорошо, а что нет. Можно плакать или нет, как и где проявлять агрессию и вообще быть эмоциональным или сдержанным.

Как ни странно, вся гамма чувств, которую мы испытываем, сводится к нескольким словам, их образно объединяют в две группы.

  1. Негативные эмоции детей: страх, гнев, печаль и их оттенки.
  2. Позитивные эмоции детей: радость и её оттенки.

Как правило, научить выжать социально приемлемо стараются негативные эмоции. Но не забывайте, что негативная - не значит плохая! Все эмоции естественны и нормальны. Не создавайте запрета на них!

Как родителям научить ребёнка правильно проявлять эмоции

Дайте ребёнку понять, какую эмоцию он сейчас испытывает, проговорите это. Если он сам не может подобрать описание своих ощущений, помогите ему. Задайте вопрос: «Ты сейчас злишься?» «Тебе страшно?». Подберите правильное описание состояния

Учите ребенка проговаривать, что именно ему не нравится или не устраивает.

Спросите, что ему сейчас хочется сделать. Ударить кого-то, заплакать, убежать. Покажите, как можно заменить социально неприемлемое действие на нормальное. То есть ударить человека нельзя, а вот стукнуть подушку - пожалуйста.

Не ругайте за проявление эмоций! Поверьте, зажатая внутри злость причинит гораздо больше вреда в будущем, чем разбитый стакан или крик.

Предложите помощь и уточните у ребёнка, нужна она или нет. Порой мы пытаемся навязать что-то детям, а это ведёт к ещё большему раздражению.

Пожалейте или оставьте в покое. А иногда достаточно просто побыть рядом.

Не поддерживайте истерики - если крики и слёзы приводят к получению желаемого результата они закрепляют подобное поведение.

Сами проговаривайте свои эмоции и выражайте их социально приемлемо. Помните, дети берут пример с родителей.

Как мы в центре развития детей и молодёжи К.О.Т. работаем с эмоциями?

Развитие эмоций у детей одно из направлений наших базовых тренингов. В группе на тренинге «Властелин Эмоций» ребята учатся понимать себя, выражать свои чувства и говорить о них, понимать причину возникновения. Интересно, что у злости, грусти, радости, страха есть свой «домик» в теле, то есть место, где мы можем физически ощутить эмоцию. Важно об этом знать и уметь правильно отслеживать своё состояние.

Чувства и эмоции у ребенка - важная тема. Осознанные родители уделают этой сфере развития личности большое внимание, и не зря. Ведь эмоциональное развитие тесно связано с уверенностью в себе, здоровьем человека, да и вообще с тем, на сколько счастлив он будет по жизни.

С заботой о вас, психолог центра развития детей и молодёжи К.О.Т. Денис Визер

Конечно, выражать эмоции умеет любой ребенок, это естественный процесс, и обучать тут нечему. Но мы-то хотим, чтобы выражение даже самых ярких эмоций не превращалось в спышки ярости, а привносило конструктив в наше общение с ребенком.

Как научить ребенка выражать свои эмоции адекватно?
Зачастую сам ребенок не знает, как справится с обидой, злостью и другими сильными чувствами. Задача родителей – не подавлять чувства и эмоции ребенка, а научить его ими управлять.

С раннего возраста малыш умеет проявлять эмоции только плачем. Для него слезы – это возможность сообщить о боли, раздражении, обиде и других неприятных эмоциях. Но с взрослением ребенка нужно учить, как выразить свои негативные чувства и что в таких ситуациях лучше сделать. Часто родители совершают ошибку, говоря малышу «Не плачь», «Прекрати», «Если не перестанешь, я тебя накажу», «Не шуми» и другие подобные фразы. Но спрятанные эмоции, если не в этот раз, то в другой, обязательно найдут выход, и к сожалению, нередко в виде психосоматических симптомов. У ребенка может нарушиться речь, он может заболеть или начнет быстро утомляться. Таким образом, родителям необходимо усвоить следующее:

Испытывать боль – это нормально. Необходимо только давать ей выход вовне - в виде слез в младенческом возрасте; в виде слез и слов, когда ребенок подрастет и научится говорить;

До ребенка нужно донести, что выражение эмоций – это естественно. Он должен научиться их различать, понимать и выражать. Но самостоятельно ребенок не может этому обучиться – родители должны помочь ему своим примером;

Если родители не дают малышу выплеснуть эмоции, то ребенок может стать более раздражительным и беспокойным.

Как же мы можем помочь ребенку выражать свои эмоции?

1. Нужно подчеркнуть, что переживания ребенка вполне естественны и ничего плохого в этом нет. Подойдут следующие фразы:

«Да, я понимаю, что ты расстроился…»

«Конечно, тебе обидно, что..»

«Это неприятно, когда…»

«Ты огорчился, потому что…» и т.п.

Таким образом, родители помогают ребенку понять причину его переживания. Ведь ребенок зачастую просто не может облечь свои чувства в словесную форму.

2. Родителям стоит принимать во внимание и характер своего ребенка. К примеру, одному ребенку нужно дать выплакаться, другого можно отвлечь. Не стоит прекращать слезы любой ценой, иногда нужно дать малышу время, чтобы он успокоился.

3. В том случае, когда проявление эмоций ребенка приносит вред другим людям или носит разрушительный характер, стоит ему показать, что свои чувства можно выражать иным способом. Детям свойственно физическое выражение своих эмоций. Для кого-то подойдет вариант побить подушку или боксерскую грушу, кому-то достаточно будет попрыгать или сжать кулачки. Помочь выходу эмоций можно через рисование или рaботу с пластичными материалами (глина, пластилин). Предложите нарисовать или слепить «свое настроение», «радость», «грустного человека» и т.д.

4. Проговаривайте создавшуюся ситуацию и вместе ищите решение. Если что-то сломалось, то почините. Если произошла ссора, то объясните ребенку, что можно предпринять.

5. Даже если ребенок просто капризничает, не стоит самим срываться на крик или игнорировать малыша. Лучше спокойно объясните, почему вы не будете выполнять его капризы. Не давайте ребенку манипулировать вами с помощью слез и капизов. Если вы сказали «Нет», то оно ни при каких обстоятельствах не должно превратиться в «Да». Если родители последовательны в своих действиях, ребенок вскоре перестает «испытывать их на прочность».

Итак, показывая ребенку приемлемые способы выплескивания эмоций, прислушиваясь к ребенку, мы учим его выражать свои эмоции. Умение подобрать форму выражения эмоции адекватно ситуции - лишь один из нюансов умения управлять эмоциями - важной составляющей эмоциональной компетентности подрастающего человечка.


Все, что происходит с ребенком, окрашивается определенными эмоциями. Все воспоминания у малышей ассоциируются с эмоциями. Эмоциональная сфера помогает детям выражать свои чувства, которые проявляются с помощью жестов, мимики, слов, взглядов, движений.   Эмоции – это совокупность переживаний, связанных с наличием или отсутствием удовлетворения определенных интересов. Под воздействием эмоций дети совершают как положительные, так и отрицательные поступки.

Дети должны учиться правильно проявлять как положительные, так и отрицательные эмоции, чтобы впоследствии не жалеть. Ученые пришли к выводу, что нельзя сдерживать эмоции, в особенности отрицательные. Такие эмоциональные состояния следует проявлять конструктивно, чтобы не задевать самолюбие окружающих.

Важно! С особой осторожностью относитесь к эмоциям маленьких детей, поскольку они тесно связаны с их чувствами. Не забывайте, что малыши очень тонко чувствуют эмоциональное состояние взрослых. Эмоции, которые выражают родители, сильно влияют на детей.

Когда малыши начинают проявлять эмоции?:

Дети проявляют свои эмоции с первых минут жизни. Новорожденные общаются с окружающим миром с помощью эмоций. Таким же образом родители учат малютку реагировать на различные события. Если мама пугается громких звуков, то и малыш будет демонстрировать эту эмоцию на громкость. Если в ответ на внезапный звук мама будет смеяться, то и ребенок будет также реагировать на данную ситуацию. Так мама учит ребенка реагировать на разные события: тревожиться, смеяться, плакать, улыбаться.

Дети учатся проявлению различных эмоций у взрослых, которые находятся рядом с ними. Главными людьми, которые учат детей различать и контролировать эмоции, являются родители.

Что означают детские эмоции?:

Существует несколько видов эмоций у детей. К ним относятся состояния:

Радости
гнева
интереса
удовольствия
удивления
горя
страха
вины
стыда
презрения

Каждое эмоциональное состояние играет свою роль. Отрицательные эмоции сообщают, что человека что-либо не устраивает. Положительные говорят о том, что все устраивает, малышу что-то нравится. Удивление возникает, когда реальность не соответствует ожиданиям, интерес возникает в предчувствии хорошего события, страх предупреждает о надвигающейся опасности. Каждому ребенку хочется переживать только положительные эмоции. Для этого он должен делать все, от чего они возникают.

Как научить малыша различать эмоции?:

Называйте собственные эмоции и эмоции малыша
рассказывайте ребенку о разнообразии эмоций
показывайте ребенку картинки с эмоциями, изображайте их на своем лице. Предлагайте это повторить малышу
играя с ребенком, изображайте поведение разных животных: злого волка, хитрой лисы, трусливого зайца, радостного котенка
просматривайте с ребенком фильмы, в которых персонажи ярко проявляют свои эмоции
анализируйте с ребенком поведение героев сказок, стихов, рассказов

У детей дошкольного возраста психика еще не сформирована, поэтому им тяжело учиться управлять своими эмоциями. Очень важно научить малыша безопасно их проявлять. Не существует плохих и хороших эмоций. Они могут быть только приятными и неприятными.

Плохие эмоции полезны:

Причины, по которым негативные эмоции играют положительную роль на развитие ребенка:

Страх предупреждает об опасности
неудовлетворенность побуждает к действию
благодаря негативным эмоциям ребенок ощущает всю полноту жизни
агрессия может помочь достичь победы в спорте

Многие родители совершают ошибку, если поощряют проявление только положительных эмоций и отрицают проявление негативных. Прислушиваясь к пожеланиям родителей, дети скрывают страх, гнев, злость, что может привести к психическим расстройствам. Во время сильного эмоционального напряжения у ребенка снижается познавательная потребность, ему ничего не интересно.

Важно! Давайте возможность выходу всех эмоций у ребенка!

Запрещать проявление негативных чувств нельзя!:

Если взрослые постоянно препятствуют выражению малышами негативных эмоций, это может привести к таким последствиям:

Ребенок учится подавлять собственные эмоции, а не контролировать их
происходит накопление отрицательных эмоций, что приводит к неадекватному поведению
сдерживание отрицательных эмоций может привести к заболеваниям, психическим нарушениям
подавление эмоциональных проявлений приведет к игнорированию детских проблем
у малышей формируется комплекс неполноценности
неумение управлять эмоциями формирует импульсивное поведение у детей

Ребенку сложно научиться управлять своими эмоциями, если родители сами не овладели такими навыками, а выражение эмоций происходит в форме агрессии и крика.

Важно! Взрослые должны начать с управления собственными эмоциями, прежде чем приступать к работе над эмоциональной сферой своего малыша!

Влияние на детей негативных эмоций родителей:

Проявление гнева взрослых на маленьких детей провоцирует цепочку негативных ощущений
при постоянном проявлении взрослыми отрицательных эмоций происходит нарушение контакта и взаимосвязи с детьми
у малыша формируется негативное отношение к окружающему миру и собственному "Я"
запреты на проявление детьми чувств (например, "Не плачь", "Не смейся", "Не кричи", "Не разговаривай") лишают малыша индивидуальности, детской непосредственности
проявление отрицательных эмоций у взрослых формируют у ребенка неуверенность в своих силах, чувство вины
Негативные эмоции взрослых могут появляться в качестве ответа на плохие действия ребенка с помощью:
выразительной мимики
внятного голоса
тоном, который не пугает малыша

Влияние на ребенка положительных эмоций взрослых:

У ребенка формируется стойкая эмоциональная связь со взрослым
положительные эмоции взрослого побуждают у ребенка интерес
жизнь ребенка наполняется радостью, становится полноценной

Только родители смогут научить малыша полноценно чувствовать, ощущать и правильно реагировать на разные ситуации!

Как научить ребенка выражать эмоции?:

Взрослым необходимо уметь выслушать малыша обо всех неприятностях, которые у него произошли
повышенное внимание следует уделять положительным эмоциям ребенка
с целью обучения управлению эмоциями используйте игры

Родители должны учиться осознанию своих чувств. В этом помогут такие занятия, как йога и медитация, ведение дневников, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах, рисование
использовать отрицательные переживания малыша с целью сближения с ним
выслушивать малыша, проявлять сочувствие
учить малыша назвать словами свои эмоции
установить грани плохого поведения: зеленая – разрешается, желтая – с действиями можно смириться, красная – недопустимые действия. Объясняйте ребенку, что существует множество способов проявления чувств. За плохое поведение применяйте систему наказаний – отсутствие наград, лишение чего-то, отказ от внимания к ребенку и т.д.
помогать ребенку в решении его проблем, но не делать все вместо него

Если малыш переживает такие отрицательные эмоции, как злость, раздражение, недовольство, необходимо родителям вместе с ним:

Потопать ножками
побегать и попрыгать
глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть
побить подушку
подраться подушками
замесить тесто
надуть воздушный шарик
потанцевать
скомкать кусок бумаги и бросать его
нарисовать обидчика, смять лист, потоптаться по нему
порвать листок бумаги на маленькие кусочки
громко кричать
поплакать

Волшебные предметы, помогающие освободиться от негативных эмоций:

"сказочная" коробочка, в которую можно кричать
бумага, которую можно смять, порвать, побросать в цель
карандаши, которыми можно рисовать неприятные ситуации, а затем зачеркнуть или смять изображение

Приемы обучения контроля эмоционального состояния ребенка:

Упражнение "Счет". Закрыть глаза и мысленно посчитать до 10

Упражнение "Мой досуг". При накоплении негативных эмоций предложите ребенку собрать пазлы, нанизывать бусинки, сложить свои игрушки, принадлежности

Упражнение "Глубокое дыхание". На вдохе говорить: "Спокойно", на выдохе говорить медленно: "Злость прочь"

Упражнение "Быстро – медленно". Сначала движения выполняйте в быстром темпе, затем – в медленном (приседание, хлопки, ходьба)

Упражнение "Шепот". Лечь рядом с ребенком и разговаривать с ним шепотом

Прослушивание спокойной музыки

Накопившиеся эмоции ребенка можно выразить с помощью игр, в которых он никому не причинит вреда, а освободится от негативных переживаний. Необходимо учить малыша выражать отрицательные эмоции в приемлемой словесной форме: "Я расстроен", "Меня это огорчило" и т.д.

Игры для обучения ребенка управлению своими эмоциями:

Игра "Робот". Представить себя роботом, напрягая руки и ноги. Затем робота "выключили" и он резко расслабился (упасть, сесть, наклониться)

Игра "Злюка". Ребенок "разозлившись", сильно бьет подушку

Игра "Снежные бои". Изготовить бумажные снежки и устроить сражение

Игра "Весело – грустно". Предложить малышу вспомнить веселую историю и улыбнуться, а затем грустную – сделать печальное лицо

Игра "Рисуем эмоцию". Предложить ребенку нарисовать лица, выражающие разные эмоции: грусть, радость, удивление, печаль, злость, счастье

Уделяйте внимание эмоциональному развитию своего ребенка! Обучая ребенка навыкам управления эмоциями, научитесь сами владеть ими. Побольше вам положительных эмоций!