ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что должен знать начинающий воспитатель. Дерзайте! Вы талантливы! Любовь к детям проявляется в большом терпении

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ

Только любящий детей человек может быть воспитателем.

Эта любовь должна проявляться в уважении к личности ребенка, его чувствам и переживаниям. Такой педагог ласково и приветливо встретит малыша пришедшего в группу, справедливо разберется в конфликтах, терпеливо выслушает ребенка, покажет свою заинтересованность его делами, вместе с ним будет переживать случившееся.

Однако это не значит, что воспитатель не должен быть требовательным, строгим там, где это нужно. Но строгость обязательно должна сочетаться со справедливостью. Кажется простое дело – детский конфликт: разведи ребят в разные стороны и все. Нет, любящий детей педагог выяснит причину, докажет, в чем ребенок не прав, во всем обязательно разберется обстоятельно.

Любовь к детям проявляется и в большом терпении.

Ребенок, вступая в жизнь, ежедневно для себя делает открытия, овладевает знаниями, умениями, навыками. Если ребенок отстает от других детей, не торопите его. Похвалите за малейшие успехи, и малыш будет вам по своему благодарен (не умея еще выразить это) за проявленное к нему терпение, ласковое слово и поддержку.

Так с чего же начать молодому педагогу?

Советую до выхода на работу побывать в группе, познакомиться со вторым воспитателем, няней, детьми, послушать рассказ коллеги об индивидуальных особенностях каждого ребенка, посмотреть, где хранится оборудование, пособия, где проводятся прогулки, познакомиться с планом работы и документацией группы.

Такая предварительная подготовка поможет начинающему воспитателю почувствовать себя увереннее, когда он в первый раз придет в группу на работу.

Очень важно постоянно следить за своим внешним видом. Приятно детям, родителям и всем окружающим видеть воспитателя аккуратно причесанным, скромно, со вкусом одетым. Дети любуются вами, ваш внешний вид уже доставляет им радость.

Малыши все замечают: и красивую брошь, и платочек в кармашке, и яркий поясок, но вместе с тем и стоптанные тапочки, и лохматую прическу. А то, что не заметят малыши, обязательно заметят старшие. Дети любят и гордятся своим воспитателем, и вы должны их любовь заслужить. Первый шаг к этому – ваш внешний вид.

В идеальном порядке должен быть и стол воспитателя – ничего лишнего, только тетрадь с планом, журнал посещаемости, красивая ваза, заполненная по сезону (распускающиеся ветки, осенние цветы и т.д), материал к занятию.

По согласованию со вторым воспитателем установите и поддерживайте порядок в группе, т.е. соблюдайте место хранения педагогического материала, игр, игрушек, оборудования.

В младших группах такой порядок поддерживайте сами, в старших постепенно привлекайте к этой работе и детей. Они будут помогать с удовольствием. В работе со старшими детьми можно использовать следующий метод: например, перед прогулкой или занятиями собрать ребят и спросить: «Посмотрите, пожалуйста, что еще у нас лежит не на месте?» или: «Ребята, а мы можем уже уходить на прогулку?» Дети заметят непорядок и поспешат его устранить. Обязательно оцените их действия: «Молодец, Вова, ты увидел, что машины стоят не на своем месте и поставил куда надо» и т.д.

Единые и постоянные требования обоих воспитателей выработают у детей полезную привычку к порядку, необходимую в дальнейшей жизни.

Педагог несет полную ответственность за выполнение режима дня. Для того, чтобы день прошел четко, по намеченному графику, накануне нужно продумать весь ход работы, тщательно подготовиться к занятиям. Особенно это касается необходимого для занятия материала и оборудования (бумага, кисти, краски, клей, ножницы, книги, картины и т.д.), неподготовленность к проведению занятий является одной из причин срыва режима дня.

С самых первых дней старайтесь установить тесный контакт со своей напарницей. Хорошо вмести составить план работы. Если ваша напарница – опытный педагог, советую понаблюдать, как она проводит утренние часы, занятия, прогулку, организует кормление детей. Не обязательно наблюдать полностью весь рабочий день, можно проанализировать лишь отдельные режимные моменты. Спрашивайте, советуйтесь, не стесняйтесь. Опыт приходит не сразу.

Старайтесь предъявлять детям единые требования при соблюдении порядка в группе, при проведении занятий. Воспитатель – человек творческий, он должен иметь свои интересные приемы и методы, но главное, чтобы они не шли вразрез с методами напарницы по работе.

Когда сдаете смену, расскажите о том, как прошел рабочий день, какие встретились трудности, как вели себя отдельные дети и каково настроение всей группы. Большим помощником в работе является няня. С ней также надо полностью контактировать. Пусть дети видят ваше уважительное отношение к ней.

Выяснение всевозможных спорных вопросов между воспитателями и няней не должно происходить при детях. Старайтесь избегать ссор.

В моей долголетней практике приходилось нередко наблюдать, как начинающий воспитатель буквально мечется по группе: одного ребенка успокаивает, другому отвечает на вопрос, разнимает дерущихся и т.д. Да, на все надо прореагировать, но не суетясь. Всем своим видом надо выражать спокойствие и собранность, несмотря на огромное внутреннее напряжение. Обязательно нужно учиться владеть собой, своими эмоциями. Ваше внешнее спокойствие и собранность будут хорошо действовать на коллектив детей, дисциплинировать их, создавать нормальную обстановку в группе.

Большое значение для воспитателя имеет умение находить свое место в группе во время работы.

На занятии это место четко определяется содержанием занятия, а в остальное время - в часы игр, на прогулке, в межрежимные моменты – воспитатель всегда находится среди детей. Но он должен так уметь выбрать место, чтобы заниматься с одним ребенком или группой детей, видеть остальных и знать, кто чем занят. Такое умение дается не сразу, но стремиться к этому надо с первых шагов.

Находясь среди детей и постоянно наблюдая за их деятельностью, вы вовремя предупредите конфликт, ссору, увидите, кому и чему и чем надо помочь, например, посоветуете приготовить простейшие атрибуты (билеты, флажок и т.д.), чтобы игра стала интереснее, а возможно, и самим придется включиться в игру, особенно в младших группах. Дети должны почувствовать в вас не только строгого педагога, но и веселого, доброго участника их затей – это возможно лишь в том случае, если вы постоянно находитесь среди детей и наблюдаете за их поведением.

Начиная работать с детьми, учитесь обращаться к ним без крика, спокойно, иногда настойчиво и требовательно, а иногда шутливо, ласково и загадочно. Ребята привыкнут к вашему спокойному тону и так же будут обращаться к вам и друг к другу.

Старайтесь установить в группе спокойную, деловую обстановку. Конечно, не исключены и конфликты между детьми. И уж если они возникли, воспитатель должен разрешить его спокойно, тактично и, главное, справедливо.

Как бы хорошо не была организована группа, возможность конфликтов не исключена. Если воспитатель будет внимателен к поведению детей и наблюдателен, то возникновение конфликта можно предупредить или ликвидировать в момент зарождения.

Причинами конфликтов могут быть самые разнообразные ситуации и положения. Рассуждаю о тех, которые, на мой взгляд, наиболее характерны:

  • Болезнь ребенка, начало заболевания. Воспитатель замечает, что всегда спокойный мальчик вдруг стал капризен, конфликтует с детьми. В первую очередь выясните, здоров ли, измерьте температуру, спросите - не болит ли у него что–нибудь, поговорите с родителями ребенка о его поведении дома.
  • Неправильное семейное воспитание. Если ребенку позволяется делать дома все, что он захочет, то, конечно, в детском саду он будет конфликтовать по каждому поводу: «Отдай игрушку», «Не хочу заниматься», «НЕ буду спать», «Хочу идти первым» и т.д. С таким ребенком надо терпеливо вести постоянную педагогическую работу. Особенно много и упорно надо работать с его родителями. И только в контакте с ними можно исправить ошибки.
  • Причиной конфликтов и изменением поведения ребенка иногда бывает систематическое и даже одноразовое недосыпание: засиделись в гостях или дома были гости, смотрел передачу по телевизору и т.д. Все это влияет на нервную неокрепшую систему ребенка.
  • В младшей группе причиной конфликтов может быть отсутствие большого количества одинаковых игрушек. Малышу обязательно хочется такую же игрушку, как у другого ребенка, - это свойственно его психике. Поэтому желательно иметь больше одинаковых игрушек.
  • В старших группах игрушка тоже может быть причиной конфликтов, но здесь уже можно применять побольше методических приемов: переключать внимание на что – то другое, интересное, устанавливать очередность, объединять несколько детей вокруг одной игрушки и т.д.
  • Распределение ролей в сюжетно - ролевых играх также может быть причиной конфликта.

Энергичные, волевые, но неправильно воспитанные дети всегда хотят быть ведущими в играх. Если такой ребенок не получил желаемую роль – сразу же возникает конфликт. Воспитатель должен тактично доказать, что с ролью, например, капитана справится и Сережа (малоактивный, застенчивый), и приложит все усилия, чтобы действительно Сережа справился.

Распределение ролей в играх – важный момент в работе воспитателя. Причин конфликтов много, но их всегда надо выяснять и справедливо во всем разобраться.

С первых шагов в работе необходимо учиться анализировать свою деятельность, заниматься самоанализом, причем делать это жестко, с пристрастием и ежедневно. Советую проводить разбор всего рабочего дня: что прошло хорошо, а что не удалось – на занятиях, прогулке, во время других режимных моментов, в плане организации коллектива и т.д.

Наряду с неудачами обязательно отмечайте и положительные приемы, методы.

В плане организации детского коллектива полезно составить характеристику каждого ребенка. Эта работа проводится совместно обоими воспитателями с привлечением родителей, которые расскажут о поведении ребенка дома, его интересах, навыках и т.д. У педагогов такая работа развивает наблюдательность, кроме того, дает большую возможность приложить свои знания психологии.

Составляя характеристику, воспитатель более глубоко познает ребенка, его характер, поведение, активность, контактность, речь, двигательные навыки, самообслуживание и т.д. Он будет знать, как и в каких случаях надо подходить к тому или иному ребенку: возбужденного занять спокойной игрой, малоактивному давать посильные различные поручения, задания; с молчаливым почаще говорить, расспрашивать и т.д.

Составление характеристики в каждой группе дает возможность наблюдать за ростом и развитием детей.

Воспитатель должен всегда работать в тесном контакте с родителями. Но есть папы и мамы, которые опаздывают приводить ребенка в детский сад во- время, мало занимаются с ними дома, не придерживаются режима в выходные дни.

Таким родителям приходится давать необходимые советы. Но прислушиваться будут только к советам воспитателя, который пользуется авторитетом, любит детей и добросовестно, честно работает.

Опытный педагог, и тем более начинающий, порой испытывает затруднения при приеме детей, особенно новых. Нужно проявлять максимум ласки, внимания, радости оттого, что ребенок пришел в детский сад. Можно заинтересовать его игрушкой, книжкой, картинкой, живым объектом (птичка, рыбка, черепаха, еж).

Некоторые воспитатели, особенно, начинающие, при встрече с родителями вечером жалуются на детей. Мелкие, необдуманные жалобы унижают педагога, нервируют детей и родителей, а пользы не приносят.

Жалоба должна быть тщательно продумана. Например, ребенок стал незаметно уносить игрушки из детского сада домой. Обязательно надо поставить в известность родителей и бороться с этим общими усилиями.

Чаще рассказывайте родителям о положительных моментах в поведении ребенка, о самых маленьких достижениях, о добрых делах и поступках, о взаимоотношениях с детьми, о помощи, оказанной ребенком товарищу и т.д.

Обратите внимание, как и в каком виде ребенок встречает своих родителей вечером. Если он аккуратно одет и при встрече начинает оживленно о чем-то хорошем, интересном рассказывать, это значит, что ему хорошо и интересно. Родители мысленно ставят оценку вашей работе и дают вам характеристику.

Если ребенок с плачем бежит к маме, да еще у него шапка не завязана, пальто неправильно застегнуто, обувь обута не на ту ногу, носовой платок потерян, вы тоже получите соответствующую оценку и характеристику. И в этом случае ничем нельзя убедить родителей, что ребенку в детском саду хорошо, что все произошло случайно. Если воспитатель может в таком виде отдавать ребенка, значит, он работает спустя рукава. Дети такого педагога не любят, а родители не уважают и сожалеют о том, что приходится доверять ему своих детей.

Радостно должны встречать родителей и старшие и младшие дошкольники, их внешний вид, настроение, улыбка – все должно говорить о том, что ребенку хорошо, что вы честно выполняете свой гражданский долг, работаете творчески и добросовестно.

Я не делаю никаких открытий, просто, опираясь на свой многолетний опыт, хочу помочь начинающим воспитателям в их шагах на благородном педагогическом поприще.

Ева Норина
Советы начинающему воспитателю

Воспитатель детского сада – довольно трудоемкая, но в то же время интересная профессия. Человек, выбирающий ее, должен понимать, что плоды своей профессиональной деятельности он получит не сразу, а только спустя многие годы, когда из озорных девчонок и мальчишек вырастут взрослые люди, которые добьются в своей жизни определенного успеха.

ВОСПИТАТЕЛЬ - ЭТО ЭНТУЗИАСТ , ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ РАДИ ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТЫ, А ПОТОМУ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТ ДЕТЕЙ И ЛЮБИТ СВОЮ ПРОФЕССИЮ.

Начинающий воспитатель это не всегда молодой человек, нередко встречаются люди более зрелого возраста, которые решили переквалифицироваться из своей основной специальности в специальность воспитателя .

Наверняка, каждый новичок согласится с мнением А. С. Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.

Человеку, решившему посвятить свою рабочую деятельность детям, предстоят годы обучения, прохождение практики, защита дипломной работы и, наконец, устройство на работу в дошкольное учреждение.

Какие же трудности могут подстерегать начинающего воспитателя ?

Работа воспитателя заключается не только в непосредственном контакте с детьми и их родителями, а также в тесном сотрудничестве с другими работниками детского сада. Нередко получается так, что «молодежь» не может найти общий язык с «передовиками» . В коллективе всегда есть воспитатели более опытные , у них стоит поучиться и начинающему педагогу .

Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы, они должны понять и поддержать новичка, так как сами не так давно проходили это испытание. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам , вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.

Для успешной работы с детьми необходимо завоевать у них доверие и авторитет. Причем это завоевание необходимо осуществлять с первых минут пребывания начинающего воспитателя с детьми . Если у вас не будет с детьми доверительных отношений, тогда у вас будут проблемы с вопросом дисциплины, которая является главным условием успешной и продуктивной работы с детьми.

С чего же начать? Конечно же, со знакомства, представьтесь детям, расскажите им что-нибудь о себе, заинтересуйте их своей личностью. Обязательно проявите интерес к каждому ребенку, чтобы дети понимали, что они вам не безразличны.

ДЕТИ - ПРЕВОСХОДНЫЕ ПСИХОЛОГИ, КОТОРЫЕ НЕ ТЕРПЯТ ФАЛЬШИ, ПОЭТОМУ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЕГДА ИСКРЕНЕН С НИМИ.

При работе с детьми нужно руководствоваться следующими принципами :

Добиваясь уважения к себе, необходимо проявлять его к другим. Каждый ребенок – это уже личность, которая требует к себе уважения.

Нужно быть честными с детьми и обязательными. Слова воспитателя никогда не должны расходиться с действиями. Дети не будут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, пользуйтесь этим для достижения успеха. Контакт воспитателя с детьми должен быть построен на игре. Настоящий воспитатель использует игру во всех сферах детской деятельности : на прогулке, на занятиях, когда они умываются или ложатся спать и т. д.

С какими бы трудностями не пришлось столкнуться начинающему педагогу при работе с детьми не стоит отчаиваться и «вешать голову» , ведь за свои труды вы обязательно будете вознаграждены счастливым блеском глаз и лучезарными улыбками своих воспитанников .

Публикации по теме:

Как украсить участок группы: советы воспитателю Не хватает средств на благоустройство территории детского сада? Это не причина для того, чтобы участки групп были скучными. Включайте фантазию.

Здравствуйте!Сегодня хочу показать вам мастер-класс по изготовлению обучающего робота,которого я назвала "Познаватель". Как уже писала.

Ода воспитателю Ольга Шарифуллина Ода воспитателя. (Посвящаю всем воспитателям) Много профессий есть на свете Учитель, конструктор, предприниматель,.

Палочки Кюизенера в помощь воспитателю и родителям Палочки Кюизенера: учимся играя Со знаменитым высказыванием Василия Сухомлинского о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев,.

Памятка воспитателю «Взаимодействие с родителями» Техники установления контакта: Контакт глаз (доброжелательный, внимательный взгляд) Улыбка Открытая поза Открытые жесты Короткая дистанция.

Как здорово и прекрасно, когда на нашем профессиональном пути встречаются люди о которых можно сказать "Педагог с большой буквы". В этом.

Часто от начинающих воспитателей детского сада можно услышать, что дети не слушаются их, ведут себя гораздо хуже, чем с опытным педагогом и как будто вообще не слышат нового. Это – вполне обычная ситуация, так называемый период адаптации детей к воспитателю. Но что же делать педагогу, чтобы этот период не затянулся и не вошел в привычку? Как бороться с непослушание в детском саду ?

Ошибочной тактикой в такой ситуации будет добиваться послушания детей любой ценой. На давление детский коллектив ответит яростным сопротивлением. Наш совет воспитателю детского сада прост: самая верная тактика – наблюдение за детьми и за собой. Занимайтесь со своими подопечными их «детскими» делами, старайтесь побольше о них узнать, так вы сможете сблизиться с ними и понять, в какие именно моменты чаще всего возникает непонимание, какие именно слабые места дети проверяют на прочность.
Со временем, когда дети привыкнут к новому педагогу, их поведение станет гораздо более спокойным и предсказуемым. Возможно, в том числе и из-за того, что вы станете лучше их понимать, а они больше не будут чувствовать вашу неуверенность.
В утешение молодым воспитателям можно сказать, что дети часто не слушаются даже опытных педагогов детских садов, которые приходят на временную замену заболевшим коллегам. Стало быть, непослушание в детском саду - не редкость.

Чтобы найти слабые места в своем общении с детьми, ответьте для себя на следующие вопросы:

  • В какие моменты дети чаще всего начинают вести себя плохо?
  • В чем особенности педагогического подхода педагога, который до вас работал с этими детьми? Возможно, дети уже привыкли к его методу общения. Вам не стоит копировать его, но будет проще понять, что именно в вашем поведении непривычно детям.
  • Всегда ли вы слышите детей? Чтобы вас услышали, нужно научиться слышать самому.
  • Кто лидеры в вашей группе? Как они ведут себя по отношению к вам, чем вы можете их заинтересовать?
  • Что вы делаете для того, чтобы детям было с вами интересно? Часто причина плохого поведения – банальная скука. Возможно, детям не хватает динамики, беготни, коллективных игр.


Помните главное правило педагогики – не запрещайте лишнего . Не стоит запрещать детям то, что не причинит им вреда. Слишком большое количество запретов приведет к их игнорированию. Лучше пусть их будет несколько, но все они будут жесткими и безоговорочными. Надеемся, начинающим воспитаелям помогут эти советы.
Ваша цель – это не тишина, а охотное принятие того, что вы предлагаете детскому коллективу . Для этого им должно быть интересно гулять, рисовать, лепить, клеить, бегать с вами. Если детям интереснее без вас, то вряд ли вы добьетесь от них полного послушания.

Воспитатель детского сада – довольно трудоемкая, но в то же время интересная профессия. Человек, выбирающий ее, должен понимать, что плоды своей профессиональной деятельности он получит не сразу, а только спустя многие годы, когда из озорных девчонок и мальчишек вырастут взрослые люди, которые добьются в своей жизни определенного успеха.

ВОСПИТАТЕЛЬ - ЭТО ЭНТУЗИАСТ, ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ РАДИ ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТЫ, А ПОТОМУ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТ ДЕТЕЙ И ЛЮБИТ СВОЮ ПРОФЕССИЮ.

Начинающий воспитатель это не всегда молодой человек, нередко встречаются люди более зрелого возраста , которые решили переквалифицироваться из своей основной специальности в специальность воспитателя.

Наверняка, каждый новичок согласится с мнением А.С.Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.

Человеку, решившему посвятить свою рабочую деятельность детям, предстоят годы обучения, прохождение практики, защита дипломной работы и, наконец, устройство на работу в дошкольное учреждение.

Какие же трудности могут подстерегать начинающего воспитателя?

Работа воспитателя заключается не только в непосредственном контакте с детьми и их родителями, а также в тесном сотрудничестве с другими работниками детского сада. Нередко получается так, что «молодежь» не может найти общий язык с «передовиками». В коллективе всегда есть воспитатели более опытные, у них стоит поучиться и начинающему педагогу.

Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы, они должны понять и поддержать новичка, так как сами не так давно проходили это испытание. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам, вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.

Родительское собрание является необходимым атрибутом дошкольной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему воспитателю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей на собрании. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения воспитателя на родительском собрании

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть;

· организационными;

· текущими или тематическими;

· итоговыми;

· общесадовскими и групповыми.

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение НОД. Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех воспитанников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

- Анализ достижений детей группы . В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе . Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения , и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.

Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов".

Психолого - педагогическое собрание . Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

Личные беседы с родителями . На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.

Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это в последствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.

Работа с родителями.

Организация взаимодействия с коллективом группы требует от педагога соблюдение определенных правил общения с семьями детей.

· Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

· Общение с родителями ребенка должно служить не только во вред, а во благо ребенку;

· Изучение семей детей должно быть тактичным и объективным;

· Изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу .

Изучая семьи детей, педагог должен обратить внимания на следующую информацию о семье ребенка :

· общее сведения о родителях или людях, их заменяющих;

· жилищные условия и семьи и ее материальная обеспеченность;

· образовательный уровень семьи, интересы родителей к детскому саду и к жизни ребенка в детском саду;

· уровень педагогической культуры родителей;

· степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка:

· семейные традиции, обычаи и ритуалы;

· положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

· воспитательные возможности семьи.

Изучение семей позволяет педагогу ближе познакомиться с самим ребенком, понять уклад жизни его семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Чтобы вас услышали.

Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов.

Начало разговора.

Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо подумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представитесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинай те с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию "снизу" и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно. Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: "С начала мы с вами...", "Затем мы рассмотрим...", "В конце разговора нам с вами предстоит...".

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей с начала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будите фиксировать их для себя.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни группы, покажите не что смешное или интересное, сделанное детьми и т. п.. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

0 "В помощь начинающему воспитателю" учебное пособие для студентов

Россия,Иркутская область,г.Иркутск

ОГОБУ СПО «Иркутский региональный колледж педагогического образования»

Преподаватель, руководитель практики

Лескова Виктория Ивановна

Печатается по решению научно-методического совета

ОГОБУ СПО «ИРКПО»

В помощь начинающему воспитателю: учебное пособие /сост. В.И. Лескова; отв. ред. Т. К. Никерова. – Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2015. – 29с.

Книга предназначена для студентов, в период прохождения учебной и педагогической практики. В ней предлагаются вопросы и задания для анали­за педагогического процесса и деятельности воспитателя, а также раскрыва­ются основные подходы к планированию и организации деятельности с детьми.

Рецензент:

О.И. Щемелева, методист по педагогической практике ОГОБУ СПО «ИРКПО», С.В. Волкова, заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №77

Уважаемые студенты!

У вас начинается самый интересный вид педагогической деятельности педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении, она занимает особое место в вашей профессиональной подготовке. Педагогиче­ская практика позволит вам войти в мир профессионалов, обрести необходи­мый опыт профессиональных действий:

умения применять психолого-педагогические знания в воспитатель­но-образовательной работе с детьми дошкольного возраста;

Умения планировать, подготавливать и осуществлять педпроцесс в ДОУ;

Осуществлять педагогическую диагностику;

Делать психологический анализ индивидуальности ребёнка;

Организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребёнка его прогностических способностей;

Умения использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребёнком и др.

Вопросы к анализу разных видов деятельности детей в дошкольных уч­реждениях (бытовой, игровой, учебной, трудовой), материал к проведению наблюдения за детьми и непосредственной педагогической деятельностью воспитателя помогут вам войти в мир профессионалов. Пакет диагностиче­ских методик, таблицы рекомендации к составлению плана работы с детьми в ДОУ по проведению режимных моментов помогут вам грамотно подойти к планированию работы в ДОУ и построению педагогического взаимодействия с детьми.

Желаем вам успехов в этой интересной и важной работе!

Сведения о родителях и других членов семьи);

Психическое развитие ребёнка (особенности мышления, памяти, речи);

сенсорное развитие (цвет, форма, величина);

Предметная деятельность;

Игровая деятельность;

Наблюдение режимных процессов во вторую половину дня.

  1. Подъем детей:

Какие приемы использует воспитатель при подъеме детей.

2. Подготовка к полднику, полдник:

Как воспитатель организует дежурство детей? оказывает ли помощь в подготовке к полднику? обращает ли внимание на сервировку стола?

Точно ли по режиму дети сели полдничать?

На что обращает внимание воспитатель во время полдника?

Какие интересные приемы использует?

Сколько времени длился полдник, соответствует ли оно режиму? (причины, почему вовремя не закончился полдник).

1. В группе:

Как организует воспитатель деятельность детей после полдника?

Чем заняты дети?

  1. Подготовка к ужину, ужин.
  2. Подготовка к прогулке, прогулка:

Соответствует ли время выхода на прогулку установленному режиму?

Созданы ли условия для одевания детей, какие?

Сколько времени длилось одевание?

На что обращает внимание воспитатель во время одевания?

Какие приемы использует?

Какая деятельность с детьми была организована на прогулке?

Какой материал был в распоряжении детей?

Интересно ли детям было на прогулке?

Был ли воспитатель активен в руководстве детей?

Какие интересные моменты вы можете отметить?

Психофизическое развитие дошкольника

Изучение условий, созданных в детском саду для охраны нервной сис­темы ребенка от стрессов и перегрузок

Понаблюдать и проанализировать педагогические условия, созданные в ДОУ по охране и укреплению здоровья детей в различных возрастных группах.

Памятка студенту

Оптимальное время для сна - время спада биологической активности: с 21- 21,5 до 7-8 ч; с 13-13,5 до 15-16 ч.

Оптимальное время для умственной деятельности - время подъема умст­венной работоспособности: 9-11 ч; 16-18 ч.

Оптимальное время для физической деятельности - время подъема физи­ческой работоспособности: 7-10 ч; 11-13 ч; 17-19 ч.

Оптимальное время первого завтрака - через час после пробуждения, а по­следнего ужина - за 1-1,5ч. до сна.

Оптимальная частота приемов пищи - 4-5 раз, интервалы между ними - не менее 3 ч, и не более 4 ч. Оптимальная продолжительность двигательной ак­тивности - не менее 60% и не более 80% времени бодрствования (для детей трех-четырех лет это от 3 ч 36 мин до 4 ч 48 мин в каждом периоде бодрствова­ния).

Оптимальная продолжительность двигательной активности - не менее 60% и не более 80% времени бодрствования (для детей трех-четырех лет это от 3 ч 36 мин до 4 ч 48 мин в каждом периоде бодрствования).

Оптимальное время для прогулки - время суток, когда минимально выра­жены неблагоприятные природные факторы (влажность, температура, солнечная радиация и др.).

Суточный режим и построенный на его основе распорядок дня - кон­струкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду распорядок дня может корректироваться в соответствии с климатическими изменениями, временем года, уровнем навыков, организованностью детей, согласованностью в работе персонала группы.

Наблюдение проведения утренней гимнастики и занятий по физическому воспитанию в разных возрастных группах

Вопросы для анализа утренней гимнастики

  1. Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня?
  2. Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветрива­ние помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.
  3. Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?
  4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе? Сколько взято упражнений, количество их повторений?
  5. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких показывал упражне­ния?
  6. В каких случаях воспитатель достаточно ясно и чётко давал объясне­ния, правильно ли он показывал упражнения детям?
  7. Каково качество выполнения детьми упражнений? Замечал ли воспи­татель неправильность выполнения упражнений, как он реагировал на это?
  8. Какими приёмами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений?
  9. Предусмотрено ли пользование пособиями? Какими? Сколько време­ни заняла раздача пособий?
  10. Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики? Как закончилась она? Следила ли воспитатель за дыханием, ка­кие специальные упражнения делала?

Анализ занятий по физическому воспитанию

  1. Подготовка воспитателя к занятию, наличие плана-конспекта, разра­ботка методических указаний, наличие графического изображения, переме­щение воспитателя в процессе занятия, подготовка места, обувь и одежда воспитателя и детей.

2.Организация занятия. Своевременное начало, конец занятия, распреде­ление времени на отдельные части занятия, приёмы размещения детей на за­нятии.

Проведение занятия. Соответствие приёмов обучения возрасту детей и этапу обучения, темп выполнения физических упражнений, плотность, реше­ние задач по воспитанию физических качеств, решение оздоровительных за­дач, приёмы воспитания психических процессов (память, мышление, вооб­ражение, внимание) и положительных эмоций.

Поведение и самочувствие детей, дисциплинированность, взаимоотно­шения, внимание, активность, качество выполнения физических упражнений.

Удачно ли подобраны основные движения и комплекс упражнений для детей данной группы. Соответствует ли это рекомендациям «Программы». Материал, используемый воспитателем в работе (его доступность, гигиени­ческие требования, размеры). Как воспитатель организовала работу детей на спортивных снарядах, была ли страховка детей, держала ли воспитатель в поле зрения всех детей?

Как воспитатель подавала команды, распоряжения, указания? Какие уп­ражнения проводила более успешно, какие нет? Как провела анализ занятия?

Цель: формировать у студентов представление о создании оптимальных условий для двигательной активности детей, развивать стремление внедрять ре­зультаты психолого-педагогических исследований в свою работу.

При обсуждении каждого из просмотренных организованных физкультур­ных мероприятий отметьте:

Как соблюдаются гигиенические условия при проведении работы по

физическому воспитанию;

Какое оборудование используется и насколько это педагогически оп­равданно;

Какова структура различных форм работы по физическому разви­тию;

Сделайте заключение об особенностях методики проведения физкуль­турных мероприятий в каждой возрастной группе;

Как обеспечивается дифференциация и индивидуализация обуче­ния;

Учитывается ли полностью биологическая потребность детей в дви­жении;

Как воспитатель создает оптимальный психологический климат для каждого ребенка;

В чём проявляется творчество, индивидуальность воспитателя.

Вас назначили старшим воспитателем. Это признание вашего образования, вашего педагогического таланта и авторитета и в то же время - большая ответственность. Как оправдать доверие, как показать себя с лучшей стороны? Этот вопрос стоит перед всеми старшими воспитателями, и каждый решает его для себя как может.
Хочется блеснуть эрудицией, продемонстрировать свои знания в области теории и методик, заполнить огромное количество бумаг: планы, диагностические карты, отчеты, анализы. Надо, надо, надо...
Но люди, работающие с вами, - не бездушные роботы. Они живые женщины, каждая со своим характером, со своими проблемами, достоинствами и недостатками. Они не только педагоги, они - женщины, мамы, сестры, бабушки. И вы, как старший воспитатель, должны помочь им быть заинтересованными, но не зацикленными только на работе - веселыми и талантливыми, артистичными, идущими в детский сад, как на праздник.

Для начала познакомьте своих коллег с «Правилами педагогической гигиены». Раздайте им яркие памятки, предложите повесить над своим рабочим столом и читать каждое утро и каждый вечер, постоянно останавливаясь глазами на этих нехитрых, но в то же время мудрых советах.

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИГИЕНЫ

1. Пришла в детский сад - придай своему лицу умное и благородное выражение.
2. Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: «Вон воспитательница пошла».
3. Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.
4. Иди на работу с радостью, выходи с работы с приятной усталостью.
5. Шути до тех пор, пока не научишься.
6. Помни: невнимательный врач может навредить телу больного, невнимательный педагог - душе ребенка.
7. Входи к детям, точно зная, для чего ты здесь и что будешь делать.
8. Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.
9. Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то.
10. Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
11. Если ты умеешь самый обычный факт преподнести как открытие и добиться удивления и восторга детей, можешь считать, что главное дело сделано.
12. Желая высказать родителям своих воспитанников всю подноготную, вспомни, что правда не всегда горька, но иногда очень приятна.
13. Если к тебе на занятие пришли «гости», думай только о том, что ты лучший педагог страны и к тому же замечательная актриса.
14. Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую, счастливую педагогическую жизнь.
15. Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
16. Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше.
17. Отдай работе все силы, но, выйдя из детского сада, включись в другую - не менее прекрасную и полноценную - жизнь.
18. Не ограничивай своих привязанностей работой, и у тебя будет все в порядке.
19. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих воспитанников, лицо твое озаряется улыбкой.
20. Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.

Потом попробуйте провести конкурс профессионального мастерства. Его вы можете назвать, как угодно. Но лучше не использовать набивших оскомину названий, типа «Лучший по профессии», «Педагог года», «Лучший воспитатель» и т.п., а придумать что-то свое, оригинальное, не такое, как у всех. Если вы почему-то не можете придумать интересного названия, откройте любую книгу афоризмов, пословиц, поговорок или сборник статей мастеров разговорного жанра.
Мне в свое время очень помогла книга Дейла Карнеги. В ней собрано огромное количество афоризмов и остроумных высказываний знаменитых людей. Мы написали наиболее понравившиеся высказывания - те, что имели отношение к нашей повседневной работе, - на больших листах ватмана и вывесили на всеобщее обозрение в самых посещаемых местах нашего образовательного учреждения. Изречения менялись каждую неделю. Это неизменно поднимало волну восторга в коллективе: оживление, шутки, эмоциональный подъем. Все сотрудники гадали, идя на работу в понедельник: что новенького предложат им на обсуждение? - а потом часто повторяли понравившиеся высказывания, цитировали их при каждом удобном случае.
Разместить эти «Островки эмоций» можно при входе, в методическом кабинете, перед кабинетом заведующей, возле кухни и т.п.
Но запомните! Подбирать афоризмы необходимо обдуманно, учитывая обстановку в коллективе, чтобы ненароком никого не обидеть, не вызвать кривотолков, разночтений, не дать повод для двусмысленных намеков. Вы работаете в женском коллективе, а это особенный контингент. Неловкий шаг, тактическая ошибка - и вы рискуете из друга превратиться во врага, сами того не желая и не понимая, как это могло случиться.
Но вернемся к конкурсу профессионального мастерства. Здесь также важно не перегнуть палку, соблюсти пропорции полезного с приятным. Конкурс в первую очередь проводится для того, чтобы сплотить коллектив, дать возможность педагогам показать себя. Воспитатель детского сада должен уметь взаимодействовать с коллегами: обсуждать, договариваться, сообща принимать важные решения, подчинять свои амбиции общим интересам. Как иногда хочется показать, что ты лучше других, талантливее, умнее, эрудированнее! Но ты - не сам по себе. Прежде всего ты член команды. Поэтому нельзя просто тянуть одеяло на себя или, наоборот, прятать голову в песок, как страус. Педагоги в ходе конкурса должны почувствовать, что они одна команда, единомышленники. И вы, старший воспитатель, - тоже их единомышленник. Во время подготовки к конкурсу вам ни в коем случае нельзя самоустраняться, перекладывая все на плечи воспитателей. Конечно, вы должны держать в тайне конкурсные задания, но помочь советом, предложить какие-то материалы в помощь участникам, оказать моральную поддержку вы просто обязаны! Иначе вас просто исключат из негласного круга «своих».

Можно сказать: «Мне этого не надо. Я - администратор и не нуждаюсь в том, чтобы меня любили воспитатели. Они обязаны мне подчиняться». Думая так, вы серьезно ошибаетесь. Поверьте моему опыту: понятие «администратор» не должно олицетворять в вашем сознании чопорную и надменную даму, высоко ценящую свои достоинства, взирающую на окружающих свысока и требующую, постоянно требующую что-то от подчиненных. Вы - старший воспитатель детского сада - в первую очередь должны быть для педагогов другом и советчиком, к которому всегда можно обратиться за помощью и за поддержкой, который никогда не оттолкнет, всегда поможет, посоветует, посочувствует, поймет, научит, как нужно сделать.
Вы сами увидите, как изменится ваш коллектив, как изменится отношение к вам после командного конкурса. Но для получения позитивного результата необходимо провести большую предварительную работу. Желательно сформировать для этого инициативную группу из числа педагогов. Необходимо тщательно расписать положение и программу конкурса и - это очень важно! - разработать содержательный компонент и критерии оценки каждого этапа с указанием количества баллов. Наконец, нужно определить состав жюри из числа компетентных и уважаемых в коллективе людей и начать активную подготовку к этому знаменательному событию, подключив как можно большее количество людей из обслуживающего персонала, чтобы каждый почувствовал свою причастность к этому мероприятию.

Да! Еще один немаловажный момент: важна качественная подготовка команды болельщиков из числа незадействованных сотрудников, родителей, детей соревнующихся педагогов. Участники должны почувствовать свою значимость, вес в коллективе, ощутить заботу и поддержку коллег, близких. А иначе зачем же вы все это организовали? Естественно, не для поднятия своего авторитета за счет воспитателей.

Прошел конкурс профессионального мастерства. Закончились совместные торжества победителей и побежденных. Вы, как старший воспитатель, обязательно подумайте о том, как преподнести победу и поражение, чтобы в сердцах участников не затаилась обида. Найдите для каждого добрые слова, подчеркните значимость каждого соревновавшегося, отметив, когда и как он очень помог команде. И, конечно же, устройте совместное чаепитие после конкурса, чтобы ваши сотрудники смогли обсудить какие-то ситуации не шепотом в кулуарах, а громко, во всеуслышание, находясь под впечатлением только что закончившегося конкурса. Тогда не будет повода для сплетен, злословий за спиной. Люди научатся без обид обсуждать спорные вопросы, находить «золотую середину» во взаимоотношениях.

Лариса ЛУКИНА,
заместитель директора по дошкольному воспитанию МОУ
«Начальная школа - детский сад» № 24,
г. Нефтеюганск Ханты-Мансийского автономного округа