ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Осенняя экскурсия в старшей группе. Осень — чудесная пора» подготовительная группа Взаимодействие с родителями

Осенняя экскурсия в парк для старшей группы «Осень - чудная пора»

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная:

обобщить и систематизировать знания детей об осени;

закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, и умение узнавать их по листьям.

Развивающая: развивать речь детей, внимание, мышление. Воображение, память.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, способствовать получению основных эмоций.

Предварительная работа: беседа об осени, её признаках, разучивание стихов, рассматривание картины «Осень золотая», чтение рассказов, знакомство с деревьями на территории детского сада.

Ход экскурсии.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня нас с вами осень приглашает на прогулку в парк. Вы принимаете её приглашение?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, вы должны помнить, что в парке вы гости. Поэтому вести себя нужно хорошо. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Ответы детей.

Воспитатель. Ну, а теперь мы смело можем отправляться в путь.

По дороге воспитатель уточняет, какая погода.

Придя в парк, читает стихотворение «Осень»

Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)

Ребята, представьте, что вы все художники. Вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. Давайте подумаем, какая она осень. Опишите её.

Ответы детей.

Воспитатель. С приходом осени все вокруг изменилось. Ребята, что вы можете сказать о кустарниках и деревьях?

Ответы детей.

Воспитатель. А какие деревья вы знаете? (Ответы.) послушайте загадку.

Стоит Алёнка – платок зелёный.

Тонкий стан белый сарафан.

(Берёза.)

Воспитатель. Давайте найдем в парке берёзу и сделаем вокруг нее хоровод. Берёза считается символом России. В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется».

Воспитатель. Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

А у меня для вас ещё одна загадка.

Вот колючка-недотрога!

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой. (елочки) .

Воспитатель. Давайте найдем в парке ель и станем вокруг нее в хоровод.

Воспитатель. Две больших сосны стояли рядом,

А меж ними елочка росла,

Две сосны подружку укрывали,

Чтоб вершинку ветры не сломали,

Чтоб красивой елочка была.

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка

пахнет.

Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, какие ещё деревья здесь растут.

Проходя по парку, дети называют деревья. (Каштан, вяз, рябина.)

Воспитатель. Давайте остановимся около рябины.

Я по парку погуляла,

Где заря растет узнала.

Поглядела вверх - она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина? -

Это дерево - рябина!

Рябина очень красивое дерево, посмотрите на его крону. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? (Птицы)

Воспитатель давайте поиграем в игру «Дует, дует ветер»

Проводится игра.

Дует, дует ветер, дует задувает.
(Протяжный выдох)

Желтые листочки с дерева срывает.
(Плавно опустить поднятые руки)

И летят листочки над лесной дорожкой.
(Махи руками)

Падают листочки прямо нам под ножки.
(Присесть)

Воспитатель. В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.)

Я сейчас ребята закройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей.) молодцы, правильно. Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе.

Воспитатель. Ребята, давайте соберем листочки, чтобы сделать красивые поделки. Нам пора отправляться в детский сад. Но мы обязательно ещё посетим наш парк.

Марина Антипина
Конспект экскурсии в парк «Золотая осень!» (средняя группа)

Задачи :

Обобщить и конкретизировать представления детей о парке осенью : стоят тёплые и ясные дни, но солнце светит и греет слабее, температура воздуха понижается, листья изменяют свою окраску, трава вянет, уменьшается число насекомых, начинается отлёт птиц;

Развивать умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим изменениям;

Развивать потребность передавать впечатления в образной речи;

Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе осенью .

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций на тему : «Золотая осень » , чтение стихотворений об осени , заучивание примет и поговорок, д/и «Явления природы» .

Словарная работа : многоэтажный дом, изменения в природе, пигмент, явления природы, изменяют окраску.

Инд. раб. с Катей и Юлей – помочь увидеть многоцветие осени , учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, активизировать речь.

Ход экскурсии:

Воспитатель : Ребята! Куда мы с вами пришли?

Дети : Мы пришли в наш любимый парк .

Воспитатель : Мы снова в гостях у старого доброго друга. Давайте поприветствуем наш парк .

(Дети приветствуют парк ласковыми словами .)

Воспитатель : Наш парк похож на многоэтажный дом. Перечислите, какие этажи парка вы знаете , и какие растения располагаются на этих этажах.

Дети : На первом этаже находятся трава и цветы, на втором этаже – кустарники, на третьем – деревья.

Воспитатель : Предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли в парке на каждом его этаже . Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть эти изменения, а самое главное – ответить на вопрос : почему эти изменения произошли?

(Дети проводят наблюдения за растительным миром парка .)

Воспитатель : Маша, что изменилось на самом верхнем этаже?

Маша : Пожелтели листья на деревьях, деревья начали сбрасывать листву, начался листопад.

Воспитатель : Как вы думаете, почему листья становятся жёлтыми? Давайте рассмотрим этот листочек (все рассматривают лист, в котором есть и зелёный и жёлтый пигменты) . В нём содержится зелёное и жёлтое вещество, которое называется пигментом. С наступлением осени , когда заметно холодает, зелёное вещество в листьях разрушается. А вот жёлтому веществу холод не страшен, поэтому листья постепенно меняют свою окраску с зелёной на жёлтую. Иногда вместо жёлтой окраски появляется красна или малиновая как у рябины. Ребята, а каких листьев больше на деревьях – зелёных или жёлтых? Почему?

Илья : На деревьях больше зелёных листьев, потому что на улице ещё не холодно, сейчас тёплая пора осени .

Воспитатель : Лена, что изменилось на втором этаже?

Лена : На кустарнике также появились жёлтые листья, как и у деревьев, они тоже начинают сбрасывать листву.

Воспитатель : Какие изменения произошли на самом нижнем этаже парка ?

Ваня : Трава покрывается жёлтыми опавшими листьями, постепенно увядает и засыхает.

Воспитатель : Ребята, вы увидели цветущие растения?

Дети : Нет, цветущих растений не видно.

Воспитатель : Как вы думаете, с чем это связано?

Дети : Стало меньше тепла, сократился световой день.

(Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и на луговой полянке и отметить, чем она отличается.)

Воспитатель : Посмотрите на траву под деревьями. Что вы можете о ней сказать?

Стас : Траву не видно, она пожелтела и покрыта слоем листьев.

Воспитатель : Обратите внимание на луговую полянку. Что можно сказать о траве на полянке?

Дети : Трава зелёная, но видна и жёлтая травка, листьев значительно меньше.

Воспитатель : Почему трава такая разная? Как вы думаете?

Соня : Под деревьями трава засыпана листьями, ей не хватает света, она засыхает и увядает.

Лена : На луговой полянке меньше листьев, траве достаточно света и тепла, поэтому она стоит зелёная.

Воспитатель : Как попали листья на луговую полянку, ведь деревья достаточно далеко?

Дети : На луговую полянку листья принёс ветер.

Воспитатель : Вы знаете, как называют листья, которые лежат на земле?

Дети : Листья называют золотым ковром ?

Воспитатель : Почему опавшие листья назвали ковром?

Дети : Ковром их называют, потому что листьев много, они мягкие и очень красивые.

Воспитатель : Почему назвали не простым ковром, а золотым .

Дети : Листья жёлтого цвета и похожи на золото .

Воспитатель : Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень в парке . Как называют такую осень ?

Дети : Такую осень называют золотой .

Воспитатель : Почему осень золотая ?

Дети : Много жёлтого цвета : деревья стоят с золотыми листьями , под ногами золотой ковёр , светит тёплое осеннее солнце и добавляет жёлтого цвета.

Воспитатель : Ребята. У каждого из вас есть любимое дерево в парке . Подойдите к нему и побеседуйте с ним. Какие добрые слова вы сказали дереву? Вы заметили, как оно отреагировало на ваши слова?

Антон : Закачались веточки, зашелестели листочки.

Воспитатель : А вы знаете, что каждый из вас похож на любимое дерево?

Игра «На какое дерево, я похож» .

Детям предлагается изобразить своё любимое дерево в осеннюю пору : когда светит солнышко, тихо падают листочки, когда дует сильный ветер и идёт осенний холодный дождик .

Воспитатель : Мы с вами гуляли по парку , разговаривали со своими любимыми деревьями. А каких насекомых вы увидели?

Дети : Насекомых стало меньше, их почти не видно.

Воспитатель : С чем это связано?

Дети : Насекомые спрятались, многие уже заснули до будущей весны.

Воспитатель : Почему насекомые прячутся?

Дети : Стало холодно, уменьшился световой день.

Воспитатель : Прислушайтесь к звукам парка . Что вы слышите?

Воспитатель : Почему не видно и не слышно птиц?

Дети : Птицы улетают в тёплые края.

Воспитатель : Зачем птицы улетают так далеко?

Дети : Становится холодно, корма всё меньше.

Воспитатель : Заканчивается наша экскурсия в парк . Каким вы увидели парк осенью ?

(Ответы детей.)

Воспитатель : Мы прощаемся с парком до следующего времени года. Что это будет?

Яна : Наступит зима.

Воспитатель : Вы увидели многого интересного. Осень подарила нам красивые краски, недаром её называют «очей очарованье» . Обратите внимание на красоту парка и постарайтесь её запомнить. В группе мы с вами превратимся в художников и попробуем нарисовать картину «Краски осени » . А теперь пора возвращаться в детский сад!

Экологический проект «Золотая осень» в детском саду. Младший дошкольный возраст

Пояснительная записка.

ЗАДАЧИ:
1. Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, отмечать характерные особенности времени года – осени.
2. Расширять знания детей о влиянии различных природных факторов на изменения в живой природе.
3. Расширять и активизировать словарь
на основе обогащения представлений
об окружающем мире.
4. Учить детей любоваться красотой
природы.
5. Воспитывать бережное отношение к
природе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
расширять знания о сезонных изменениях в природе, систематизация имеющихся знаний.
Предполагаемый результат.
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру природы, умение видеть красоту природы, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребёнка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, познавательной деятельности.
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта:
Рассказы.
Стихи.
Загадки.
Картинки с изображением осенних пейзажей, деревьев, животных, овощей.
Муляжи животных, овощей, грибов.
Оформление групповой комнаты, размещение познавательного материала в уголке природы, в зоне экспериментальной деятельности.
Сбор природного материала.
Реализация проекта:
* Проведение цикла занятий.
* Экскурсия в природу, прогулки.
* Сопутствующие беседы.
* Заучивание стихотворений, песен об осени
и её приметах.
* Проведение подвижных, дидактических, пальчиковых игр.
* Консультации для родителей.
* Изготовление осенних поделок с родителями.
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта
Сентябрь.
Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.
У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут - жёлтый берёзовый, там - красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.
Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее, с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.
Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться.
И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. И радостно блестит в полях свежая, молодая зелень.
«Бабье лето настаёт», - улыбаясь, говорит народ.
Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Лето кончилось.

Лес осенью.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Стихи об осени В. Мирович
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днём и ночью дождик льёт,
Грязь и лужи у ворот.

Ёлочка О. Высотская
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки и осинки
Скучные стоят.

Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно смелая она!

Осень З. Фёдоровская
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Посмотрите – роща золотом одета!»

Осень К. Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся.
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.

Зайчик А. Блок
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Осень В. Авдиенко
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета.
Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый.

«Осень» Ю. Капустина
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.

Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.

С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
«Золотой дождь» М. Лесовая

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,


Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!
«Осень наступила» А. Н. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.

Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я -.
(Осень)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.
(дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно.
(Листопад)
Материал взят из Интернета.

Реализация проекта.

* Проведение цикла занятий.
Коммуникация.
«ЛЮБУЕМСЯ КРАСОТОЙ ОСЕНИ».
Цель: связная речь: активизация прилагательных. Описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям;
звуковая культура речи: закрепление произношения звуков а,и,ц,н;
словарь и грамматика: активизация прилагательных и глаголов.
Ход ЗАНЯТИЯ.
В гости к детям приходит мишка. Рассказывает детям, что он ещё маленький и не знает, зачем ему глазки, ушки, носик.
-Ребята, что же делать? Надо мишке помочь. Придётся мишке объяснить, сможете ребята?
_ Ребята, подойдите все к окну и мишку с собой возьмите. Давайте посадим его на окно.
_ Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?
_ Деревья.
_Какие деревья? (Жёлтые, розовые, зелёные и т. д.).
_А зимой можно увидеть такие деревья? (нет).
_А летом? (нет).
_ А весной? (нет).
_ А когда бывают такие красивые деревья? (осенью).
_ Правильно, осенью. Осень – чудесное время года.
Природа дарит деревьям разные краски.
_ У берёзы какие листья? (жёлтые).
_ У рябины какого цвета листья? (красные).
_ На иве какого цвета листья? (зелёные).
_ И всю эту красоту мы увидели чем? (глазками).
_ Спросите у мишки, видит ли он осеннюю красоту? (спрашивают).
_ Ребята, посмотрите, деревья качаются. Кто качает деревья? (ветер).
_ А ветер можно услышать? (можно).
_ Как шумит ветер? («у-у-у»).
_ А что ещё можно осенью услышать? Как листья шуршат? («шу-шу-шу»).
_ Как дождик стучит по крыше? (кап-кап-кап).
_ А как синичка поёт? Кто слышал? («ци-ци-ци, пинь-пинь-пинь»).
_ Что помогло нам услышать осенние звуки? (ушки).
_ Спросите у мишки, слышал ли он осенние звуки?
_ Ребята, а носик нам помогает почувствовать осень? Какие запахи вы чувствовали? (запах дождя, запах грибов, запах овощей, листьев, костров).
_ Мишка, ты понял, зачем нам носик, глазки, ушки? (понял).
Любуйся красотой осени, прислушивайся к её звукам, вдыхай и чувствуй осенние запахи.
_ Ребята, когда мишка к нам пришёл, какой он был? (грустный, печальный, ничего не знал).
_ А теперь, когда вы его подучили, какой он стал? (Весёлый, радостный, умный, наблюдательный, любознательный).
Мишка предлагает детям поиграть.
Игра «ДОГОНЯЛКИ».
Мишка косолапый
Деток манит лапой.
Приглашает все ребят
В догонялки поиграть.
После игры мишка прощается с детьми и уходит.

Художественное творчество.Рисование.
Тема «ОСЕНЬ».
Цель: закрепить знания об осени. Продолжать вызывать у детей эмоциональный отклик. Закреплять умение рисовать кистью, гуашью, методом примакивания. Развивать ритмичность.
Ход занятия.
- Какое сейчас время года? (осень).
- Ребята, вы любите осень? (любим).
- За что вы любите осень? (осенью красиво, пестрые деревья)
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
(рассматриваем репродукции разных художников, любуемся).
Определяем какого цвета листочки.
- Хотите быть художниками и тоже нарисовать картину об осени?
Объясняю задание, выбираем нужные цвета гуаши.
(дети рисуют разноцветные листочки на заготовках деревьев). Напоминаем, что надо тщательно промывать кисточку, после каждого цвета.
- Молодцы! Красивые деревья у вас получились. А теперь давайте сделаем из наших деревьев целый осенний лес.
Размещение рисунков на выставке. Дети любуются своими работами.
Художественное творчество. Аппликация.
Тема «Падают, падают листья,
В нашем саду листопад».
Цель: вызвать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы. Учить любоваться листьями, относиться к ним бережно. Закреплять навыки намазывания клеем и приклеивания.
Материал: ватман, листья, клей, кисть, салфетки.
Ход занятия.
Любуемся листопадом в окно. На земле сплошной ковёр из листьев.
- Какого цвета листья? (жёлтые, красные, зелёные).
- У нас в группе тоже есть красивый букет из листьев. (Дети любуются).
- Возьмите себе тот листок, который вам больше всего нравится. (дети выбирают, любуются, рассказывают о своём листике).
- На участке ковёр из листьев, хотите, чтобы и в группе у нас был ковёр из листьев? (Да, хотим).
На лист ватмана дети наклеивают листья.
- Получился красивый ковёр. Давайте наш красивый ковёр подарим куклам в кукольный уголок, пусть они тоже любуются осенней красотой. (Дети с воспитателем относят ковёр в кукольный уголок).

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тема:«Осень»

ЗАДАЧА. Обобщение знаний детей об осени, её характерных особенностях.
Оборудование: кукла, картинки с изображением деревьев (береза, клен, дуб, вырезанные из цветного картона листья этих деревьев. «Чудесный мешочек», овощи (помидор, огурец, морковь, лук, фрукты (яблоко, банан, лимон, апельсин).
Ход занятия:
1. Воспитатель: «Ребятки, сегодня к нам в гости пришла кукла, а зовут ее Таня. Давайте с ней поздороваемся. А пришла она к нам за помощью. У Тани осенью день рождения, а что такое осень и когда это бывает, она не знает. Ребятки, расскажите Тане, что такое осень».
Дети: «На улице холодно; дует холодный ветер; небо хмурое, серое; идут дожди; листья пожелтели, опадают, листопад. Люди одели теплые куртки, шапки, сапоги. Животные готовятся к зиме: утепляют свои жилища, заготавливают еду.
Воспитатель: вот, Таня, что такое осень. А ребятки знают еще стихотворение про осень.
Стихотворение В. Мирович. «Осень».
Воспитатель: Молодцы ребята, вы знаете, что такое осень. Теперь и Таня будет знать все про осень. Осень уже наступила, и это значит, что у Тани скоро день рождения.
2. (Выставляются картинки с изображением деревьев: клен, береза, дуб).
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, это какие деревья?
Дети: береза, дуб, клен.
Воспитатель: посмотрите внимательно и назовите, что есть у этих деревьев?
Дети: ствол, ветки, листья.
Воспитатель: а теперь подул сильный ветер и все листочки с деревьев облетели. Ребятки, ветер какой подул? (сильный)
Воспитатель предлагает детям изобразить сильный ветер. Дети с силой выдувают воздух.
Воспитатель: вот ветер начал стихать и утих совсем. (Дети дуют с меньшей силой).
Игра «С какого дерева листок»
Воспитатель: листочки облетели, а я их нашла. Посмотрите, с какого дерева этот листок?
Дети: с березы.
Воспитатель: значит этот листок какой?
Дети: березовый (кленовый, дубовый)
3. Физкультминутка
Все движения выполняются по тексту.
Ветер тихо клен качает
Влево, вправо наклоняет,
Раз - наклон, два - наклон,
Зашумел листвою клен.
Воспитатель: ребятки, а ветер можно услышать? Как он воет? У-у-у, у-у-у (громко). Ветер утихает: у-у-у, у-у-у (тихо)
4. Игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель: ребятки, посмотрите. Это чудесный мешочек. Давайте посмотрим. Что в нем лежит.
Воспитатель достает помидор и дает образец описательного рассказа (круглый, красный, вкусный, сочный).
Воспитатель: ребята, а помидор это овощ или фрукт? Овощ, тогда мы кладем его в тарелку.
Далее дети выходят по одному и вытаскивают либо овощ, либо фрукт, и кладут в тарелку или в вазу. При этом описывая предмет с помощью воспитателя.
Воспитатель: что это? (огурец). Какой он? (длинный, овальный, зеленый) и т. д. Воспитатель: ребята, что у нас в вазе? (фрукты)
А в тарелке? (овощи)
Где растут овощи? (в огороде, на грядке)
Где растут фрукты? (в саду, на дереве)
А что можно приготовить из овощей? (суп, салат, борщ)
А из фруктов? (сок, компот, варенье)
5. Итог занятия.
Воспитатель: ребятки, кто сегодня пришел к нам в гости? (кукла Таня) Мы рассказали ей, что такое осень. Она вместе с нами узнала, где растут овощи и фрукты, и что из них можно приготовить.
Тане очень понравилось у нас в гостях. Вы - молодцы, вы старались и Тане все правильно рассказали. Она захотела остаться здесь у нас в саду.
/Интернет ресурсы/

Экскурсия в природу, прогулки.
«Наблюдение за листопадом»
Цели: учить определять признаки осени;
развивать наблюдательность;
воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска.
Падают, падают листья,
В нашем саду - листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят
Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, складывая их черенками. Провести игру: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.
Мы - листочки, мы - листочки, Дети стоят кружком, держа в руках листочки.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер - полетели. Разбегаются по дорожкам.
Мы летали, мы летали - Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок -
Все уселись в кружок. Садятся на корточки, листочки держат над головой.
Ветер снова вдруг подул, Разбегаются по дорожке.
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели, Подкидывают листья вверх.
И на землю тихо сели.

Трудовая деятельность: сбор разноцветных листьев.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижные игры:
«Птицы в гнездышках».
Цели: - учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
- приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Найди свое место».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Выносной материал: совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, карандаши, формочки

«Наблюдение за приметами золотой осени»
Цель – уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.

Осень на опушки краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. На лужах начал появляться первый лед. Ударили заморозки. Начался листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листья
и полетели по воздуху. Улетели птицы в теплые края (гуси, утки, скворцы, ласточки). Полюбуйтесь красотой осенней природы. Какие вы знаете признаки осени? Что делает человек осенью? Как приспосабливаются животные осенью к жизни?

Трудовая деятельность: вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается.
Цели:
воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;
прививать бережное отношение к природе.

Подвижные игры
«С кочки на кочку».
Цель: развиватъ у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд.
«Кролики»
ЦЕЛЬ: развивать у детей умение подлезать под дугу; ловкость; ориентирование
Выносной материал: детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.
Прогулка – экскурсия.
«Наблюдение за осенним лесом»
Цели:
расширять представление о лесе;
учить любоваться красотой родной природы.
Ход наблюдения
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: ты же видишь - мы свои.
По дороге в лес остановить детей в таком месте, где лес виден издали и хорошо просматривается. Полюбоваться разноцветным лесом, обратить внимание детей на красоту пейзажа. Уточнить, какой цвет характерен для осенних деревьев.

Трудовая деятельность: уборка участка леса, где дети будут играть.
ЦЕЛЬ: приучать соблюдать чистоту и порядок в лесу.

Подвижные игры
1.«Птицы в гнездышках».
Цели:
учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
2.«Найди свой домик».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, приучать ориентироваться в пространстве.
Выносной материал: корзинки для шишек, ведерки для сбора мусора.
Подвижные и дидактические игры.
"Ветер-ветерок".
Цель: Развивать слуховое внимание и воображение детей; побуждать к интонационной выразительности; вовлекать в двигательную импровизацию.
Материал: Осенние листья.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям сесть в тесный кружок и проводит этюд-упражнение.
Этюд-упражнение "Как воет ветер"
Воспитатель (сердито) .Сердится и воет ветер: "У-у-у, у-у-у. "
Дети. У-у-у, у-у-у.
Воспитатель. Завывает громко он в трубу: "У-у-у, у-у-у. "
Дети. У-у-у, у-у-у.
Воспитатель (приглушённо, таинственно). Дома. Дома посидите: "У-у-у, у-у-у. "
Дети. У-у-у, у-у-у.
Воспитатель (громче). Никуда не выходите: "У-у-у, у-у-у. "
Дети. У-у-у, у-у-у.
Воспитатель предлагает детям "погулять в парке". Дети изображают деревья. Проводится двигательная импровизация.
Двигательная импровизация "Деревья в парке"
Зашумели деревья поутру,
Закачались деревья на ветру.
Ветви низко склонились до земли,
И качались тихонько до зари.
Вот сильней задувает ветерок,
Полетели листочки на восток,
Дружной стайкой, как ласточки, летят,
Покрывалом устилают сад.
Воспитатель показывает детям осенний листок и предлагает проследить, как он летит по ветру. Звучит музыка, воспитатель подбрасывает листья, дети следят за их полётом. Затем дети танцуют, как падающие листья.
"Мокрые дорожки"
Цель: Учить различать интонации музыки, воспитывать ладовое чувство; побуждать к двигательной импровизации; учить выражать свои эмоции через движение.
Материал: Зонт, султанчики.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.
Ход игры.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на улице стало холодно, идет частый дождь, и просит определить, какое у дождя настроение. Звучит музыка осеннего дождя. Дети отмечают невеселое настроение музыки. Воспитатель раздает ребятам султанчики и просит их изобразить грустный дождь. Под соответствующую музыку проводится двигательная импровизация "Грустный дождь". Затем воспитатель сообщает, что выглянуло солнце, и дождь "повеселел". Звучит музыка веселого дождя и дети двигаются в соответствии с изменившимся характером музыки.
Воспитатель раскрывает большой зонтик и приглашает ребят погулять под дождем. Дети прячутся под зонтом. Проводится подвижная игра.

Консультации для родителей.

Полученный результат проведения экологического проекта.
Дети обогатили свои знания в области экологии.
Знают и называют: основные особенности времени года – осени, яркие цвета осени. Умеют сравнивать с другими сезонами года. Отличают виды растительности – дерево, кустарник, трава, цветы; различают деревья по внешнему виду и форме листа. Знают правила поведения в природе и частично применяют на практике. Узнали больше о природном явлении – дожде и его разновидности.
В ходе проекта воспитатели старались развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.
Учили слушать и высказывать свои суждения.
Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулок, беседы по содержанию стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры. Разучили стихотворения, песенки и танцы про осень.
Разнообразить деятельность детей, заинтересовать, пробудить познавательную активность помогли загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности.Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему: Осень

Творческо-исследовательский проект

«Золотая осень»

Введение:

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов - помочь, защитить, позаботиться.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой, краткосрочный.

Возраст детей: 5 - 6 лет

Продолжительность: 1 неделя

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

Цель проекта:

выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;

заинтересовать проблемой;

провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью;

сформировать исследовательские способности в процессе изучения;

Задачи проекта:

Обучающие:

формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;

формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

развивать умственные операции сравнения и обобщения;

развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;

приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

воспитывать эмоциональное отношение к природе;

воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Актуальность:

Экологическое воспитание дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Китайская пословица гласит: «расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Форма реализации:

дидактические, коммуникативные;

пальчиковые, малоподвижные игры;

непосредственно образовательная деятельность;

рассматривание иллюстраций, открыток;

использование DVD для просмотра презентации об осени;

работа с родителями.

Оборудование: музыка на тему «Осень», стихи на осеннюю тематику, фрукты и овощи, салфетки, краски, иллюстрации осени, детские поделки на тему «Осень», шары, листья, осенняя полянка.

Конечный продукт: развлечение «Осенний сундучок», выставка поделок из овощей «Забавные поделки из овощей», выставка поделок из листьев «Волшебный листочек», выставка «Дары осени», фотогазета «Закружила осень золотая»

Ожидаемые результаты:

- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;

- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;

- социально-коммуникативное развитие : формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителям:

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

Сотрудничество с родителями:

Участие в выставке работ на тему осени, литературы.

Разучивание стихотворений об осени.

Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.

Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

Чтение художественной литературы, презентаций, беседы, непосредственная образовательная деятельность, наблюдения, рисование, аппликация, лепка,

дидактические игры, пальчиковые игры, физ. минутки, подвижные игры.

Чтение художественной литературы:

«Храбрый опенок» Э. Шим, «Грибная аптека А.Лопатина

«Осень» Т. Скребицкий

М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки»

О. Иваненко «Спокойной ночи»

И. Соколов - Микитов «Листопадничек»

К. Бальмонт «Осень»

И. А. Бунин «Уж небо осенью дышало…»

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»

Дидактические игры:

«Грибная полянка», «Найди самый красивый листок», «Узнай дерево по листочку», «Слово об осени», «Да или нет», «Овощи».

Аппликация: «Осенний ковер», «Листопад»

Лепка: « Грибная полянка»

Рисование: «Осенний лес»

Наблюдения за осенней природой

Взаимодействие с родителями

Сбор природного материала,

экскурсии со своими детьми в лес,

участие в выставке «Дары осени», «Волшебный листочек», Забавные поделки из овощей»

совместное рисование с детьми на тему проекта.

Оформление выставки детских работ;

Оформление выставки - конкурса «Волшебный листочек;

Оформление фотогазеты «Закружила осень золотая»;

Оформление выставки «Дары осени»;

Развлечение «Осенний сундучок».

Оценка результатов проекта.

В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

У детей создано радостное, настроение;

Сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению поделок из природного материала;

Установились партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности;

Углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, углубились знания об осени и ее признака;

Совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность,

Золотая осень

(форма проведения - целевая прогулка)

Программное содержание : формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев. Вос­питывать умение наблюдать явления природы и устанавливать про­стейшие связи между ними. Обогащать активный словарь детей при­лагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

Ход занятия

Воспитатель - Посмотрите вокруг, какая сегодня погода? (Ответы детей.) - Какое время года наступило? - Почему вы решили, что пришла осень? Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей.) - Послушайте стихотворение про осень.

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лета!

Посмотрите - роща золотом одета» З. Федоровская.

Что еще, кроме листьев, меняется осенью в природе? (Ответы детей.)

Осень бывает разной: грустной и веселой, пасмурной и солнечной.

Как вы понимаете русскую пословицу

«В осеннее ненастье семь погод на дворе»

«Осень-припасиха – зима-подбериха»

« Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд»? (Ответы детей.) - Но осень прекрасна в каждом своем мгновении. Давайте вспом­ним, какие деревья растут на участке нашего детского сада. (Ряби­ны, березы, тополя, лиственницы, липы.) Что произошло с листья­ми? Послушайте, как поэт описал осенние листья.

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели, Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит! М. Лесовая

Воспитатель. Как называется этот золотой дождь? Правильно, это листопад. Очень красиво, правда? Посмотрите под ноги, везде ковер из разноцветных листьев. Давайте найдем листочки с березы, рябины, клена и рассмотрим их.

Листья березы, какие листья? (Березовые.) -Какого они цвета? - Какие еще листья у вас под ногами? (Кленовые, липовые, рябиновые.) - Какого они цвета?

Что такое листопад?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Какой сейчас месяц?

Наступает последний месяц осени - ноябрь.

В народе ноябрь называют листогной, полузимник, потому что после него идет зима.

О ноябре бытует много пословиц.

Ноябрь - ворота зимы.

Ноябрь - сумерки года.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

В ноябре довольно темные ночи, ведь снега еще нет.

А приметах погоды тоже есть пословицы.

Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники. В ноябре снегу надует - хлеба прибудет.

А сейчас давайте вместе соберем последние листочки и украсим ими нашу группу.