ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Человеколюбие как основа воспитания подрастающего поколения. Формирование системы воспитания молодого поколения на основе этнопедагогических идей

Маргарита Лотц
Нравственно-духовное воспитание как основа становления личности подрастающего поколения

Статья на Республиканский онлайн-семинар

Лотц Маргарита Валерьевна,

учитель самопознания, ст. вожатая

КГУ «Школа – детский сад №26»

СКО, г. Петропавловск

«Нравственно – духовное воспитание

как основа становления личности подрастающего поколения »

«В каждом человеке - СОЛНЦЕ, Только дайте ему светить»

С обретением независимости перед Казахстанским обществом со всей очевидностью встала проблема нравственно-духовного воспитания новых поколений , поиска ценностей, способствующих установлению между гражданами отношений добра, справедливости, терпимости. Поэтому в послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана среди выдвинутых задач, касающихся образованности науки, особо обозначена необходимость поднятия уровня нравственной культуры молодежи . Сегодня перед обществом ставится задача «возрождения духовности» . Вопросы интеллектуального, эстетического, физического и нравственно-духовного воспитания приобретают особую актуальность. Нравственность выступает показателем общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям. И очень своевременным и актуальным является то, что современная образовательная система Республики Казахстан ориентируется на развитие нравственности и духовности .

Огромная роль в формировании нравственных качеств личности школьника принадлежит курсу «Самопознание» , который получил полную всестороннюю поддержку со стороны руководства Министерства образования и науки Республики Казахстан . Первая леди Казахстана , Президент фонда «Ббек» Сара Алпысовна Назарбаева является автором проекта нового подхода в образовании – нравственно -духовного просвещения. Выступая в различных аудиториях , встречаясь с представителями сферы образования, властных структур, парламентариями, родителями, учителями, студентами, автор образовательного проекта «Самопознание» Сара Алпысовна постоянно говорит : «чтобы считаться образованным человеком, выпускнику школы уже недостаточно иметь обширные знания по основным дисциплинам . Он должен быть готов постоянно переосмысливать все жизненные коллизии, находить творческое решение любых вопросов».

«Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно , - значит, вырастить угрозу для общества».

Ф. Рузвельт.

Что же такое нравственность ? - Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. «Мораль (латинское mores-нравы ) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) ». С годами понимание нравственности изменилось .

У Ожегова С. И. „Нравственность - это внутренние , духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами“.

В. И. Даль толковал слово мораль как „нравственное ученье , правила для воли, совести человека“. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось : „Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели : нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека“.

В современной педагогической литературе понятие нравственность рассматривается , как показатель общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

Что подразумевается под понятием духовность? Это устремлённость личности к избранным целям , ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя - в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на „извечные вопросы бытия“ - об устройстве мира, истине, о добре и зле. В педагогике под понятием духовность подразумевается вдохновенно- чувственная сторона жизни человека и человечества, особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка , учить „умению чувствовать человека“.

Василий Андреевич говорил : „Никто не учит маленького человека : „Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное“ . Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания . Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать“.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

„Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности , чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле“

Назарбаева Сара Алпысовна.

В связи с этим нельзя не оценить роль и значение Программы нравственно – духовного образования «Самопознание» .

«Программа «Самопознание» помогает найти путь к себе, раскрыть свои лучшие качества, свое высокое «Я» и всегда оставаться человеком» - эти слова принадлежат автору идеи «Самопознание» .

Самопознание начинается в очень раннем детстве, но оно тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физическою мира – он пока не знает, что относится к его телу, а что – нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле – как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление : он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме : в сознании ребенка он сам – как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы "обслуживать" его. Наконец, в подростковом возрасте начинается осознание "духовного Я" – своих психических способностей, характера, нравственных качеств . Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем . В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов : "каков я?", "что во мне не так?", "каким я должен быть?". Именно в этом возрасте начинает формироваться "идеальное Я" – осознанный личный идеал . Сопоставление с ним часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование. Самосовершенствование довольно сложный процесс, имеющий множество граней. Порой эти грани настолько тонки, что без посторонней помощи развивающейся личности не обойтись .

Предмет «Самопознание» - удивительный предмет, где каждый ребенок учится слушать свое сердце и делать только то хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Только пройдя этот путь красоты жизненных ценностей, каждый ребенок, может выполнить миссию Человека на Земле. Ведь чем больше в человеке духовности, нравственности , тем больше он Человек. И каждый из них будет отзывчивее, теплее, добрее, чувственнее в общении с окружающим миром.

Любовь, истина, ненасилие, покой , праведное поведение – эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными , дети понимают, что это и есть самое ценное на планете.

Каждый ребенок должен раскрыть себя! Воспитывать – значит питать душу ребенка энергией своего сердца, неустанно развивая у своего воспитанника стремление к высокому, вопреки всем жизненным невзгодам. Поэтому важно, чтобы рядом был Учитель – человек, знающий, как жить и для чего жить, наделенный особым профессиональным взглядом, способный увидеть в каждом человеке его лучшее, его будущее.

В послании Президента РК Нурсултана Назарбаева народу РК говорилось, что современное образование в РК нуждается в моделировании принципиально нового подхода в развитии гармоничной личности . Таким образом, осуществляемые реформы в образовании приводят к выводу, что курс «Самопознание» должен стать государственной образовательной программой духовно-нравственного воспитания в республике Казахстан .

Предмет «Самопознание» предполагает целенаправленное, поэтапное воспитание и обучение детей , подростков , молодежи в духе общечеловеческих ценностей, направлена на формирование целостной гармоничной личности казахстанского общества и решает задачи личностно -ориентированной гуманной педагогики - учит простым истинам как стать Человеком, как построить добрые взаимоотношения с другими людьми, с окружающим миром, как жить в гармонии с собой и быть успешным, сохраняя достоинство и человечность даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Человек – Творец собственного счастья, собственной жизни. Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки.

Наши мысли – это кисти, которыми мы раскрашиваем полотно нашей жизни.

Познавая себя, человек обретает внутреннюю свободу и уверенность, становится интереснее себе и другим, испытывает ощущение полноты и яркости жизни от раскрытия себя как личности и индивидуальности , души и духа. И на этом пути ему нужны, как правило, грамотные помощники и учителя, специальные навыки и знания. Именно на уроках самопознания дети получают все те полезные знания, которые станут толчком к пополнению копилки житейской мудрости и помогут принимать верные решения в непростых ситуациях.

«Бог дает нам шанс раскрыть себя, раскрыть свою божественную природу, природу человека быть настоящим человеком. Именно поэтому мы сейчас обучаем и обязаны обучить наших детей. Мир, счастье, любовь ко всему миру, - я желаю вам всего этого» Назарбаева Сара Алпысовна.

Данная функция воспитания и образования очень актуальна в настоящее время. Если дети растут без установки на брак, рождение детей и их воспитание, у них не формируется ответственность перед последующими поколениями, разрушаются многие социальные нормы и ценности. Издревле в России у подрастающего поколения формировалась установка на семью, святость брака, рождение детей. Это закреплялось в сознании от поколения к поколению. Современной молодежью эти ценности воспринимаются как архаизм.

Современные подходы к воспитанию

В настоящее время достаточно четко определились несколько подходов к воспитанию, прежде всего, на теоретико-методологическом уровне.

Формирующий - это практически традиционный подход в отечественной педагогике, когда формирование понимается как процесс целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка (А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, Г. Н. Филонов и др.). Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: показать образец - объяснить - упражнять. Практика воспитания организует систему желаемых качеств личности в форме Законов школы, Правил для учащихся, Кодекса чести и т.п.

Синергетический подход к воспитанию опирается на теорию самоорганизации сложных систем (В. А. Игнатова, С. В. Кульне- вич, Н. М. Талаичук, С. С. Шевелёва и др.). В условиях неопределенности будущего, нестабильности настоящего и других проявлений хаоса и неопределенности воспитание не может быть подчинено целенаправленному управлению. Тем более что и само воспитание представляет собой область неопределенности.

В процессе воспитания трудно четко отдифференцировать, что в воспитаннике изменилось под воздействием или в процессе взаимодействия с воспитателем, а что - под влиянием каких-то иных факторов. Синергетический подход ставит педагога в условия нелинейного осмысления процесса воспитания, признания открытости воспитательной системы, организующего значения случайностей (флуктуаций). Такой подход допускает скачкообразное изменение личности, если даже кратковременное педагогическое взаимодействие окажется вблизи точки бифуркации (ветвления, выбора), которые определяют главные тенденции изменения личности и возникают в области ценностей личности ребенка и его нравственных установок. Об этом в свое время писал К. Д. Ушинский: «...В неисчерпаемо богатой природе человека бывают и такие явления, когда сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление - одним ударом истребляют и уничтожают закоренелые привычки, как бы стирая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую, под новым знаменем». На этой же идее строится метод «взрыва», разработанный А. С. Макаренко.

Антропологический подход исходит из понимания ребенка как паритетного субъекта педагогического взаимодействия (III. А. Амо- нашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, Г. М. Коджаспирова, Л. М. Лузина и др.). В области антропологического подхода к воспитанию много было сделано К. Д. Ушинским, философами-экзи- стенциалистами (О. Больнов и др.)

Воспитательная система, выстроенная на антропологических основах, отвечает ряду условий:

  • открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей: терпимости, доверия, человечности и др.;
  • специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них здорового образа жизни и безопасного поведения;
  • постоянная педагогическая диагностика, направленная на выявление природных задатков и способностей воспитанников;
  • организация воспитательного процесса с учетом специфики ведущих видов деятельности в определенном возрасте, сензитив- ных предпосылок психического развития;
  • обеспечение самоопределения личности каждого воспитанника в процессе преодоления трудностей, проявления инициативы и ответственности;
  • природосообразные, ненасильственные методы воспитания.

В основе культурологического подхода лежит, прежде

всего, гуманистическая психология (О. С. Газман, А. В. Иванов, Н. Б. Крылова и др.). Сторонники этого подхода полностью отрицают воспитание как специально организованный процесс. Воспитанники в процессе взаимодействия со взрослыми, с миром, осваивая культуру, воспитываются, осваивают нормы и ценности. За ребенком остается право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. Воспитатель в такой системе выступает как фасилитатор, демонстрируя понимание ребенка, принятие его, одобрение, доверие, открытый личностный интерес к нему.

Аксиологический подход (В. А. Караковский, А. В. Кирья- кова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург и др.). Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей, их интериоризация и включает несколько этапов:

  • предъявление ценности в реальных условиях воспитания;
  • первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности;
  • выявление смысла ценности и ее значения;
  • принятие осознанной ценности;
  • включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников;
  • закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.

В основе герменевтического подхода лежит философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений, построенная на идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля (А. Ф. Закирова, В. Г1. Зинченко, Ю. В. Сенько, И. И. Сулима и др.). Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. В воспитании большое место занимает детское творчество: стихи, песни, эссе, дневники, письма, автобиографические записи. Воспитатель также вспоминает свое детство, рефлексирует его, проживает воспоминания из детства. Он в такой системе сотрудничает с ребенком, а не руководит им. Воспитание на такой основе должно научить ребенка понимать окружающих людей и себя.

Социализирующий подход представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая). Важнейшей характеристикой воспитания является его социальная эффективность , т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения.

Методологические основания социализирующего подхода выстраиваются с позиций прагматических идей разных философских и социологических направлений в научной мысли XX столетия. Дж. Дыои, один из главных идеологов прагматизма в педагогике, утверждал: «Правильно выстроенное образование начинается с активных занятии, имеющих социальные корни и определенную полезность». Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является социальное воспитание. Термин «социальное воспитание» появился в обиходе педагогической теории в начале XX в. Этим понятием отечественная педагогика стремилась обозначить новую область гражданского воспитания - формирование социальной и политической активности личности, «развитие вкуса к социальной деятельности« (В. В. Зеньковский).

Психо?перапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефаиовская и др.). В воспитании стали все чаще прибегать к методам психотерапии, которая в свое время позаимствовала их из педагогики. В обновленном виде и с новыми названиями эти методы вызывают эффект новизны. К ним относят всевозможные терапии: арттерапия в многообразии своих проявлений (музыкотерапия, танцевальная терапия, психодрама и др.), библиотерапия, цветотерапия, песочная терапия и т.д.

Гендерно-половой подход (II. А. Бердяев, II. II. Блонский,

О. И. Ключко, Д. В. Колесов, И. С. Кон, Е. Г. Костяшкин, А. Г. Хрип- кова, Л. В. Штылева и др.). В отечественном социогуманитарном знании наиболее известны три взгляда на половые различия между женщинами и мужчинами, которые получают свое отражение в образовании: «разные и неравные», «разные, но равноправные», «равенство при различиях». Взгляды на гендерную и половую трактовку этих различий требуют современного осмысления для педагогики, теории и практики воспитания и образования. Отдельные аспекты проблемы пола в образовании получили современную трактовку в гендерных исследованиях по социологии, социальной истории, психологии и в других, смежных с педагогикой науках. Реализация гендерно-полового подхода в образовании позволит по-новому взглянуть на воспитанитс детей разного пола.

Таким образом, воспитание представляет собой сложное и многоаспектное явление, место и значение которого в структуре ценностей той или иной цивилизации трудно переоценить.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Как вы поняли, когда и почему возникло воспитание?
  • 2. Докажите, что у животных нет такого явления как воспитание.
  • 3. Чем научение отличается от воспитания?
  • 4. Дайте характеристику особенностям категории «воспитание» в ее общекультурной трактовке.
  • 5. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные подходы к воспитанию, определившиеся в современной педагогике.
  • 6. Согласны ли вы с классиком?

«Воспитание, которое должно бы служить краеугольным камнем в жизни современного общества, до сих пор еще не пользуется ни со стороны общества, ни со стороны правительства тем вниманием, которое оно заслуживает.

Человек, получивший воспитание... имеет как бы две природы - одна приобретается как унаследованная часть его организации от предков и образует собой ряд прирожденных и наследственных рефлексов, другая же приобретается путем естественного упражнения и искусственного создания навыков и образует собой совокупность воспитанных рефлексов.

Человек, как социальная единица, является продуктом воспитания, а не является результатом прирожденных или наследственных условий... без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспечить собственной жизни.

Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность в лучшем смысле этого слова. Оно лежит в значительной мере в основе того, что известно под названием нравственного облика человека, его характера и воли...

Отсюда понятно, что идеалом современного воспитания должно быть воспитание со дня рождения».

7. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие основные функции воспитания и образования.

  • Бехтерев В. М. Вопросы общественного воспитания. М., 1910.

З. З. Крымгужина

(г. Сибай, Башкортостан)

Воспитание духовности подрастающего поколения

в рамках педагогического процесса

В статье рассматривается вопрос о воспитании духовности подрастающего поколения в системе общего образования. Делается попытка дать характеристику основным понятиям «духовность», «воспитание духовности».

На современном этапе развития общества возрастают проблемы в духовной сфере человека. Ввиду этого одной из важнейших задач образования становится воспитание духовности подрастающего поколения.

Воспитание духовности современной молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всего общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон, поэтому воспитание духовности необходимо осуществлять в школьные годы.

Категории «духовность», «воспитание» являются основополагающими в рамках научных изысканий. Данные категории выступают предметом анализа философии, психологии, педагогики и других наук. Рассмотрим данные понятия в рамках педагогического процесса.

В педагогическом аспекте духовность понимается как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности», «ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов» , интегральное начало личности, обеспечивающее ее творческий потенциал, присутствие духовных - выходящих за рамки утилитарных потребностей - устремлений (В. В. Зеньков-ский], «особая характеристика личности, содержащая ее духовные интересы и потребности» (Л. П. Илларионова], как способ человеческого существования (Т. И. Власова], способность понимать себя, сосредоточиваться на себе и «овладеть собой», видеть себя в прошлом, настоящем и будущем (К. А. Абуль-ханова-Славская, В. А. Сластенин], внутренняя сфера самоопределения человека, его со-

держательная нравственно-эстетическая сущность (Б. Т. Лихачев], «внутренний импульс, зов к выходу субъекта жизнедеятельности за свои пределы» (И. А. Колесникова]. По утверждению В. И. Андреева, духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости .

Анализ научной литературы показывает, что понятие духовность интегрально и многомерно, синтезирует в себе такие ключевые моменты, как самосознание, ценность, потребность, способность, нравственность, содержательную систему идей и ценностных ориентаций, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека, милосердие и направленность на общечеловеческие нравственные ценности, свободу воли и персональную ответственность за свои поступки, жизнь и деятельность.

Для нашего исследования духовность -это способность личности иметь свое собственное социально значимое отношение к ценностям, поступать в соответствии с нравственными ценностями человеческого сообщества, такими, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, нравственность, стремление к познанию тайны своего назначения и смысла жизни.

Человеческую жизнь можно представить как непрерывный процесс созидания и постижения общечеловеческой духовности. Только постигнув общечеловеческую духовность, человек может принимать участие в творчестве, созидать новое. Именно в общечеловеческую духовность корнями своими уходит свобода человека. Общечеловеческая духовность детерминирует человеческую деятельность,

служит основой активности человека. Общечеловеческая духовность - это и обращенность к идеальному началу в человеке.

Духовность является тем стержнем, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность, она придает ценность самой человеческой личности, ибо ведет человека к гармонии и особой личной воспол-ненности, отражает внутреннее состояние личности, характеризуемое устремленностью к высшим идеалам и ценностям бытия, стремлением к самопознанию и самосовершенствованию. Духовность, характеризуя состояние и цельность внутреннего мира личности, представляет совокупность взаимозависимых и взаимодействующих компонентов - мироощущения, ценностных ориентаций, смыслов, нравственных установок и установок этнической общности. В таком своем качестве духовность есть потенция саморазвития личности и ее самосовершенствования.

Рассматриваемая в таком аспекте, духовность становится имплицитно присущей педагогическому процессу на всех ступенях образования (от дошкольного до высшего профессионального], ее надо целенаправленно формировать, ей надо учить и ее необходимо воспитывать. Отчуждение же воспитательных функций от системы образования рассматривается как угроза обществу. Поэтому вопросам духовности необходимо уделять первостепенное внимание.

Необходимо отметить, что в каждом человеке заложена предрасположенность к духовности. Она в человеке проявляется как природная заданность. И для того чтобы развить духовность до того состояния, когда она начнет приносить свои плоды, требуется упорная работа. Помочь ее правильному формированию, развитию и воспитанию - задача педагога. Поэтому в образовательных и воспитательных программах, реализуемых педагогами в общеобразовательных организациях, вопросам формирования и развития духовности школьников, с нашей точки зрения, необходимо уделять первостепенное внимание. В этой связи перед педагогами встает чрезвычайно сложная и многоплановая задача - создать такую воспитательную систему, краеугольным камнем в которой явилось бы воспитание духовности учащихся.

Понятие «воспитание духовности» синтезирует в себе данные таких определений, как «воспитание» и «духовность».

Анализ понятия «воспитание» и постижение его семантически сущностного значения приводят к пониманию того, что духовное преображение, обновление, определение личности, то есть воспитание духовности, происходит в процессе целенаправленного влияния, целенаправленного создания условий, целенаправленной деятельности.

В отечественной педагогике различные аспекты воспитания духовности изучали С. Л. Соловейчик, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амона-швили и др. Под воспитанием духовности обучающихся будем понимать целенаправленный специально организованный процесс развития духовности личности, включение личности в широкий социокультурный контекст освоения нравственных ценностей общества.

Воспитание духовности специфично, что определяется, во-первых, присутствием в природе человека, в его сознании, в морально-нравственной сфере не только рациональных, но и множества иррациональных моментов. Духовное не равно интеллекту, но оно связано с целями высшего порядка, осмыслением мира, метафизическим присутствием смысла жизни, это результат особого, углубленного самопознания и познания . Причем процесс жизнедеятельности человека не ограничивается только рациональным мышлением: даже взятый отдельно процесс познания - это не холодно-рассудочный, а страстный поиск истины. Человек переживает то, что осмысливает. Вся переосмысленная и отобранная разумом человека информация, которая вошла в его внутренний мир, обязательно окрашивается в эмоционально-чувственные краски, становясь личностным переживанием.

Самая рационализированная информация не может стать личностной, если она не прочувствована, не одушевлена. «В очевидности, - писал И. А. Ильин, - не человек охватывает истину умом, а истина охватывает человеческое сердце и воображение, и ум» . Поэтому сознание проникнуто сложной тканью эмоций и эмоциональных переживаний, которые включены в понятие духовность. Причем связь чувственно-эмоциональной сферы и интеллектуально-мыслительной стороны личности подразумевает возможность влияния музыкально-эстетических видов деятельности на формирование духовности. Народная музыка в этом отношении обладает большим потенциалом.

Социализация, воспитание и развитие личности

Во-вторых, духовное - функция не субъект-объектного, а субъект-субъектного отношения. В истории педагогики известны две точки зрения. Представители первой чересчур прямолинейно и схематично интерпретируют известную мысль Я. А. Коменского о том, что педагог - это мастер, а учебное заведение - мастерская, где из учащегося делают человека. Этот подход прослеживается до сих пор в виде сохранившейся тенденции представлять воспитание в виде системы операций над психикой учащегося, в виде педагогического манипулирования его личностью. В связи с этим возникает вопрос о возможности полноценного духовного воспитания, когда отсутствует активное начало - диалог с воспитанником.

Современная стратегическая концепция воспитания отвергает взгляд на учащегося как на объект «педагогической инженерии», побуждает воспитателя вести активный диалог с воспитанником. В разговорах, беседах и диалогах о духовности недопустима менторская позиция. Обращение к феномену (и понятию] духовности обязывает всякого говорящего к особому такту, скромности, глубокому почитанию его. Субъект-субъектный характер взаимоотношений, в основе которых лежит «диалог», «взаимопризнание самоценности друг друга» духовно обогащает участников педагогического процесса, способствует раскрытию их потенциалов и усиливает субъектность воспитуемого.

В-третьих, воспитание духовности осуществляется прежде всего в результате достижения духовной общности, духовного контакта воспитателя и воспитуемого. По мнению В. В. Розанова, душа пробуждается только при индивидуальном обращении к человеку . В. А. Сухомлинский считал, что настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом, единомышленником и товарищем ребенка в общем деле. Самораскрытие каждого другому как другу, как близкому, дорогому существу, которому ты можешь открыть свою душу, делясь с ним самым для тебя сокровенным и

благодаря этому приобщая его к своим ценностям и приобщаясь к его «вере, надежде, любви», и есть, по мнению М. С. Кагана, воспитание духовности . Открытость же каждого друг другу в свою очередь делает возможным процесс воспитания духовности.

Основное требование к организации воспитательного процесса: он должен быть лич-ностно ориентированным. К тому же духовность личности усматривается в создании новых индивидуальных смыслов и присвоении новых духовных ценностей в непрерывном процессе самотворения, выстраивания себя как нравственной, самостоятельной и творческой личности. Поскольку она всегда лич-ностна, индивидуальна и неповторима, её нельзя заимствовать или перенять у других, ее нужно поддерживать и сохранять. Она формируется в процессе самостроительства, где каждый человек творит свою духовность сам. И основной путь к духовности, на наш взгляд, лежит через воспитание.

Один из важнейших критериев воспитания духовности личности заключается в постановке духовно-нравственных вопросов и поиске личностью ответов на них, что реализуется путем познания себя, других людей, мира. При этом личностное осознание смысла Жизни открывается через напряженную душевную работу и духовную деятельность, направленную на другого человека и абсолютные экзистенциальные ценности. Таким образом, духовность и есть потребность постижения смысла и назначения своей жизни.

Таким образом, основываясь на том факте, что сущность воспитания духовности составляет поиск человеком смысла жизни, следует организовывать деятельность по освоению школьниками содержания воспитания духовности как деятельность смыслотворческую. Столь же важно приобщение воспитуемого к ценностям воспитателя, так как воспитание не в информировании о ценностях, не в их изучении и не в их навязывании. Воспитание есть способ превращения ценностей социума в ценности личности.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -362 с.

2. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 4. - М.: Соцэкгиз, 1959. - 172 с.

3. Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера. Соч. в 10 т. Т. 7. - М.: Русская книга, 1998. -465 с.

4. Каган М. С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. - 1985. - № 9. - С. 102.

5. Крымгужина З. З. Воспитание духовности учащихся общеобразовательной школы средствами народной музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Магнитогорск, 2011. - 24 с.

6. Мижериков В. А. Словарь-справочник по педагогике. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

7. Педагогическая энциклопедия / под ред. И. А. Каирова. В 4 т. Т.3. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 879 с.

8. Розанов В. В. О себе и жизни своей. - М., 1990. - 711 с.

Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Религиозные ценности стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций.Религия является необходимым основанием воспитания.

Изменение в отношении общества к проблемам духовных ценностей оказало определяющее влияние на приоритеты государственной политики в сфере религии и отношений с религиозными организациям. Государство признало, что церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций.

Цель религии неразрывно связана с целью воспитания- подготовка к земной и вечной жизни. Нужно признать, что сегодня мы ребенка готовим к адаптации в обществе, вторая же задача практически не решается не в школе, не в семье. Поэтому молодое поколение при вхождении во взрослую жизнь, сталкиваясь с житейскими трудностями, нравственным кризисом, выбирает порой не лучший выход решения возникшей проблемы. Россия на первом месте в мире по числу самоубийств среди подростков.

Необходимы не только научно-разработанные и практически апробированные программы педагогической профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, но и внимательное отношение к духовной жизни человека, продуманная совместная работа родителей, педагогов, священнослужителей по ее становлению.

Воспитание как социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. В педагогическом смысле это целенаправленный, специально организуемый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на формирование человека и осуществляемый в образовательных учреждениях. Это действительно так, но правильнее было бы понимать воспитание как спасение личности, что позволит решить единую, целостную задачу - подготовка к жизни как земной, так и вечной.

Религия, как носитель духовно-нравственных идеалов и хранитель культурных традиций, имеет высокую ценность в глазах современной молодежи. В этой связи сила религиозной этики сегодня все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего гражданина.

Процесс воспитания является базовым основанием педагогики, функция которой - воспитывать и обучать, но реализуется она при условии целенаправленного развития личности . Как писал русский философ Иван Ильин: «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять…Что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» .

Вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.

Итак, воспитание с точки зрения православной педагогики можно определить как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее освящение и преображение личности воспитанника, освобождение от пороков. Это не вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношений, а живая духовная реакция на происходящее .

Несомненный интерес для выявления роли религии в воспитании национальных ценностей у подрастающего поколения в современных условиях вызывает рассмотрение некоторых аксиологических моделей в истории отечественной педагогической мысли. В частности, В. Н. Сорока-Росинский выделяет такие актуальные сегодня ценности, как

  • 1) национальная культура как высшее проявление творческого гения народа, его духовной жизни;
  • 2) демократические (уважение к своей и чужой личности, право на свободу деятельности, способность к проявлению инициативы); воспитание гражданской ответственности .

П. Ф. Каптерев отдавал предпочтение общечеловеческим ценностям (духовная свобода человека, наука, просвещение и т. д.), но, при этом подлинным мотивирующим фактором для деятельности служат национальные ценности (народный язык, религия как важная ценность, народная история, семья, быт, общественно-политическоеустройство, самобытность, творчество в педагогическом процессе). Он поддерживал В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского в том, что ценностями образования должны выступать: ценности общего и специального образования, гуманизм, бессословность и единство школ, народность образования. Помимо их, ученый, выделяет также автономность и многотипность школ, общественность и индивидуализацию образования, нравственность, гражданственность.

Итак, современный учитель должен обладать и быть носителем национальных ценностей. В данном случае опора на национальные ценности образования выступает фактором сохранения и воспроизводства отечественной культуры, и вместе с тем способом более органичного вхождения народов России в иную социокультурную действительность.

Сегодня необходима такая система образования в России, которая позволила бы в полной мере передавать накопленный опыт в социальной, духовной жизни, знания, ценности, присущие народу.

Восстанавливается многовековой мост духовных традиций между школой и церковью, который был в советское время разрушен. Задача педагогики в том, чтобы подвести ребенка к свободе. Сделать это непросто, но поможет сформировать духовный мир человека, постепенно давая ему созреть и окрепнуть. Обсуждение проблем взаимодействия исторического опыта и современного состояния культур, несомненно, позволяет формировать здоровое национальное самосознание народа, пробуждает интерес к культурным и религиозным ценностям, народным традициям и обычаям.

Народная педагогика влияет не только на глубинное развитие духовного мира человека, но и имеет большое значение в создании объема всё новых требований правды жизни . Народная педагогика – неисчерпаемое богатство нашего народа. При условии конкретного представления, глубокого рассуждения над воспитанием молодого поколения, народными педагогическими сокровищницами, источниками и факторами воспитания, личностными идеалами народной педагогики, народными воспитателями, это поможет шире и глубже понять национальную педагогическую культуру .

Воспитание – будь то в древние времена или на современном этапе должно непрестанно обогащаться дополнениями, инновациями. Вместе с совершенствованием жизни в теорию воспитания следует включать всё более современные нововведения. Современная молодежь должна научиться ценить и уважать педагогическую сокровищницу мудрости, которая в течение многих веков от отца к сыну, от поколения к поколению передавалась и дошла до нас. Так, веками уточнявшиеся, проверявшиеся временем и опытом народа, источники образования и воспитания национальной ориентированности способствуют формированию у молодежи внутреннего духовного взгляда на мир. Потому что в воспитании, как мы упомянули выше, самыми эффективными материалами являются национальные традиции и обычаи, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки, песни и другие . Особо следует отметить очень сильное национальное влияние на воспитание молодого поколения народов Центральной Азии, недаром русский педагог Н.К.Крупская говорила: «Любить ребёнка, оказывать милосердие к нему россияне должны учиться у народов востока».

Веление времени – формировать подрастающее поколение не эгоистичной личностью, а личностью, заботящейся о судьбе народа, его достоинстве, процветании и благоденствии. А ведь именно эти человеческие качества составляют основное ядро общества, являются его рычагами движения. Так как ребенок, получивший воспитание в стенах школы, завтра должен строить будущее, то главной задачей каждого гражданина Кыргызстана является развитие экономики страны наряду с развитыми республиками, воспитание молодежи в русле оптимистических взглядов, культурно богатыми ради будущего кыргызского народа. В настоящее время, если понаблюдать за обществом, не оставит равнодушным человека тот факт, что растет число тех эгоистичных, алчных и самонадеянных чиновников, которые не думают о судьбе народа, а только о своей жизни, о своем благополучии и обогащении. К примеру, всем известно, что во время, когда развитие экономики Японии пошло на спад, руководители государства, чиновники всю свою силу направили на образование и воспитание. Поэтому всестороннее и правильное воспитание молодежи является требованием времени и одной из самых злободневных задач.

В народе существует пословица «Если надеешься на пятничный намаз, начинай совершать омовение с четверга», в значении которого отражено требование того, что о завтрашнем дне следует думать уже сегодня. Значит, для того, чтобы завтрашний день был благодатным, следует подумать об этом сегодня. Понятия, связанные с воспитанием – первые зародыши педагогического знания, появились уже тогда, когда не было в помине и слуха о том, что будет существовать такая наука.

В какой бы то ни было эпохе зародились чистые наследия народной мудрости, известно, что они все равно сохраняют приоритеты мудрости и нравственности в народных массах .

Например, если остановиться на истории образовательно-воспитательного процесса кыргызского народа, то его можно условно разделить на три этапа:

  1. Период до Октябрьской революции (до 1917-го года).
  2. Советский период (1917-1991-е г.г.).
  3. Период независимости (с 1991 года).

Первый период. С широким распространением исламской религии в Центральной Азии, как нам известно, арабская культура, религиозное воспитание в медресе, мечетях стало преобладать. В «Хадисах» Курани Карим Мухаммед Алейхис-Салама и источниках, изучающих их, очень много информации о воспитании, другими словами, в мусульманских школах придается особое значение интернациональному воспитанию. Например, в содержании религиозных книг даются обширные мысли об уважительном отношении к достоинству каждой нации, вместе с этим обращается внимание на изучение языков. Поэтому такие великие мыслители древности как Аль-Хорезми, Аз-Заморшорий, Аль-Беруни, Абу Али Ибн Сина, Улугбек, А. Навои, изучив арабский, фарси и другие языки, старались довести до последующих поколений свои чистые и славные идеи в качестве наследия.

Второй период . В советское время под сильным влиянием советской идеологии оказалось сознание молодого поколения, религия, Хадисы отвергались. Молодое поколение было отрезано от национального образования и воспитания. Здесь мы не хотим очернять педагогику советского времени, но не может не огорчить то, что народная педагогика осталась в ее тени, и не вышла в свет. Это нанесло вред развитию национальной культуры, народной педагогики.

Третий период. Начиная с 1991 года после приобретения суверенитета роль народной педагогики возросла и стала выше национального культурного воспитания, широко открылась дорога для национального воспитания, переходившего из века в век и ставшее делом воспитания молодого поколения. К примеру, кыргызская народная педагогика охватывает в себя период от возникновения человечества до сегодняшнего дня.

Ребенок от рождения до взросления, до создания семьи воспитывается, истинно эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое воспитание, физическая культура и занятие ею рассматриваются как традиционные методы народной педагогики, занимая важное место в воспитании современного поколения. Например, нравственность и гуманизм раскрывает человечность, честь, совесть, цели человека. Воспитание молодежи нравственности, сознательности является одним из самых важных условий их всестороннего и гармонического развития. Говоря другими словами, этичность – качество истинной личности. А труд является самым древним и сильным средством воспитания человека, но только при условии, когда то, что он делает, оздоравливает его тело, дает основу для формирования его нравственности, и когда оказание эстетического и эмоционального влияния интелектуального и идеального содержания будут отвечать духовным требованиям человека.

Методы народного воспитания передавались из уст в уста, от учителя к ученику из поколения в поколение. Человек не рождается хорошим или плохим, быть хорошим или плохим зависит от воспитания, родителей и среды. Самой ближайшей средой являются родители, семья и родственники, друзья. Значит, семейное воспитание является основанием воспитания в развитии и формировании каждой личности. Поэтому в великих словах наших предков содержится большое важное значение: «Саженец с корня (с начала), ребенок с детства».

Пережившие длинные исторические эпохи наследие предков – произведения устного народного творчества воспитывают у молодого поколения сознательность, любовь к труду и Родине, защищать свое отечество, человечности, дружбе, терпимости, гостеприимности, а также доброте и порядочности .

Кандидат педагогических наук, профессор А.Алимбеков дает народной педагогике следующее определение: «Народная педагогика – это особая система эмпирических знаний и практических действий, направленных на воспитание в духе развитых, унаследовавшихся из поколения в поколение идей, верований, нравственных ценностей на основе определенных географических и исторических условий, существовавшая еще до формирования наций” .

Работа по исследованию опыта народного образования и воспитания началась гораздо раньше появления понятий «народная педагогика» и «этнопедагогика», нам известно, что народный образовательно-воспитательный опыт и взгляды служили источником для развития научной педагогики.

Если возьмем значение слова «Насыят» (Назидание) в кыргызском фольклоре или лексиконе, то обнаружим, что издревле в кыргызском народе честные, мудрые мыслители говорили молодежи назидания, наставления, добрые советы, в которых призывали молодежь к нравственности, честности, храбрости, быть богатырем как Манас, который думал о судьбе и будущем своего народа. Как говорит народная мудрость, “Слова старца как лекарство”, “Старый человек богат умом”, аксакалы вместе с научением молодежи своего жизненного опыта и множества мудрых поучений, на основе пережитого учили молодых и наставляли их на путь истинный.

Народ наш уделял большое внимание педагогической идее – прислушиваться к назидательным словам аксакалов, старших людей, идти тем же путем что и они. Неоспорим тот факт, что мудрость многочисленных мыслителей прошлых эпох, их взгляды на жизнь, чувства по отношению к народу, назидания, являясь образцами для подражания, до сих пор не потеряли своего влияния для народа. Если современная молодежь будет уважать, чтить и иделизировать ценности и наследие, оставленные нам великими мудрецами, мыслителями, великодушными предками и великими мыслителями мирового масштаба, то очевидно, что это будет способствовать всестороннему, сознательному и нравственному развитию будущего поколения. Так как духовные взгляды, ценностные назидания народа, оставленные в качестве наследия, передаваясь из поколения в поколение, являются историческими наследиями предков, живущих вместе с народом.

В связи с тяжелой жизнью появляются различные проблемы. Самая главная из них – человеческие ценности. Так мы не ошибемся, если скажем, что человечность, доброта, нравственность начинают входить в число исчезающих ценностей.

Перед педагогами стоит святая задача – полноценное воспитание молодого поколения согласно требованиям завтрашнего дня, формирование воспитанной и образованной личности. На таком сложном пути будет целесообразно, если каждый воспитатель будет применять научные достижения в сочетании с народной педагогикой.

При обращении к теме современности, самой основной проблемой можно считать поиск нравственного идеала. В науке этнопедагогики в настоящее время созданы огромные предпосылки для углубления и повышения качественного уровня этнопедагогических исследований и увеличению тематической разновидности. На сегодняшний день самая магистральная тенденция – отражение актуальной темы, наблюдение за нашей современной жизнью, ее внутренним миром, деятельностью в обществе. Необходимо оценивать человека, современника на данном этапе в контексте происходящих общественно-политических, экономических и научно-технических процессов и делать из всего этого выводы. Поэтому необходимы произведения, восхваляющие человеческий труд, усиливающие истинные гражданские чувства, влияющие на нравственный рост, завтрашнее глубокомыслие, а также нравственные ценности. А вообще, существуют такие произведения или нравственные ценности у кыргызского народа? Конечно, существуют.

В первую очередь в памяти всплыли нравственные ценности предков, их влиятельный опыт, ценные обычаи и традиции. Их жизненный опыт, желания, национальные обычаи и традиции, история, культура, подвиги и героизм, совершенные ради родины и свободы народа, а также наследия, пережившие множество испытаний, идеалы, воспитывающие молодежь, и на сегодняшний день для нашей молодежи являются вечными и достойными педагогическими источниками. К примеру, общеизвестно, что в произведениях устного народного творчества кыргызов широко отражены такие бесценные чувства как дружба, человечность, любовь, которые определены в качестве истинных признаков человеческой добродетели. Опыт такого рода появился неслучайно. Он появился в условиях повседневной жизни трудового народа, всё обновляясь и дополняясь. Другими словами, посредством своих устных произведений народ воспитывал у молодого поколения лучшие человеческие качества, а также они служили сильным средством формирования личности .

Общеизвестно, что героические сыны и дочери нашего народа, опираясь на идеалы своих предков, совершали немеркнущие и вечные подвиги за защиту своего отечества и народа. Их подвиги в течение сотен лет передавались из поколения в поколения, от отца к сыну, и являются великим свойством, передающимся через молоко матери. Как говорят в народе: «Богатство ищи в труде, равенство – в борьбе», «Дождем зеленеет земля, трудом – народ», «Труд создал человека», «Двойня умножает поголовье, труд воспитывает джигита», «Труд народа не стареет».

Эти пословицы и поговорки кыргызского народа отражают многовековой труд народа, жизненный опыт и призывают молодежь быть трудолюбивыми, правдивыми, вежливыми, содержание которых связано с бытом народа, веками связанного с животноводством. Посредством труда наш народ создал хорошие способы, которые широко применяли среди народа, с малых лет молодежь учили разным ремеслам и мастерству. Жизненный опыт, воспитание, оставленные им прошлым поколением, они сохраняли в своем сознании и поведении, потом передали следующему поколению. Несмотря на то, что не было специально образованных мудрецов и назидателей и воспитателей, в нравственном воспитании детей, обучении их всяким ремеслам и мастерству народ давал уроки на основе своего жизненного опыта.

В свое время вышедшие из народа мудрецы и мыслители в вопитании молодежи применяли созданные народом педагогические дастаны, легенды, сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни-назидания, посредством которых они вели воспитательную работу. Например, загадки развивают у детей сообразительность, наблюдательность, логическое мышление. А в народных сказках всегда восхваляется честный труд, который делает человека и самым сильным, и самым умелым, и самым умным, и самым воспитанным. Значит, созданные на основе жизненного опыта наших предков назидания, обычаи и традиции, являясь народными средствами воспитания, переживая испытания веками, личностные идеалы народной педагогики и основные педагогические понятия, всё время развиваясь, согласно новым жизненным условиям, превратились в закон и правила образцовой жизни.

На основе вышеизложенного следует отметить, что кыргызкая народная педагогика охватывает в себя различные педагогические отрасли :

  1. Педагогические идеи древних мыслителей.
  2. Источники произведений устного народного творчества (легенды, дастаны, сказки, народные песни, творчество акынов, пословицы и поговорки, загадки).
  3. Народные обычаи и традиции.
  4. Представление педагогических мыслей в религиозных источниках.
  5. Политика руководителей народа, которая может служить образцом для воспитания и образования.

Значит, мы не ошибемся, если скажем, что доказательством того, что и создателем и наследником народной педагогики является сам народ.

Целью современной научной педагогики является изучение целей и содержания вышеуказанных педагогических источников, а также умелое использование их в обучении и воспитании школьников. Другими словами, изучение культурного наследия, имеющего сильное влияние, широко применяется в научных исследованиях, самое основное – обучение подрастающего поколения, школьников и студентов – наша сегодняшняя неотложная задача. Точнее говоря, решение данного вопроса зависит от способности и мастерства каждого учителя.

Подводя итоги, можно отметить, что велико значение народной педагогики в деле воспитания молодого поколения и в целом, учебно-воспитательной работе - развитие богатства ума молодежи и ее всестороннее развитие и воспитание.