ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Успешный ребенок. Особенности воспитания

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал успешным . Чтобы хорошо учился, много знал и умел, чтобы можно было им гордиться. И в стремлении сделать ребенка успешным, родители начинают усиленно обучать ребенка различным премудростям, водить на курсы и секции. Но всегда ли это приносит ожидаемые результаты?

Предлагаю Вам обсудить этот вопрос в рамках данной статьи. Как добиться, чтобы ребенок стал успешным?

Часто ли Вам приходилось встречать очень умного дошкольника, который затем в школе превращался в самого заурядного середнячка? Мне, в моей практической жизни, такие дети встречались часто. Почему же так происходит? Почему в школе вроде бы умненький ребенок учится с трудом и потом вообще теряет интерес к учебе?

И проблема здесь не в школе, как думают многие родители, и не в учителях, а в семье. Ведь в любом классе есть ученики, которые учатся отлично, ходят в школу с удовольствием и все время стремятся к новым знаниям. И учитель у всех детей один, и учит он всех одинаково, и оценки ставит по одним и тем же критериям. А результаты разные. В одном и том же классе есть успешные дети , а есть неуспешные.

Причина этого не в умственных способностях ребенка, а в умении трудиться. Сомневаетесь? Тогда как объяснить, что неподготовленный к школе ребенок, который нигде не учился до школы, которого никто не готовил к школе, неумеющий ни писать, ни считать становится очень хорошим успешным учеником , если старательно работает на уроках. Вот эта старательность, умение работать и делать то, что требуется помогают ребенку стать успешным.

Предлагаю Вам посмотреть диалог специалистов в психолингвистике внимательно. На 21 минуте Вы узнаете главное условие реализации способностей ребенка.

Единственное качество, необходимое для реализации способностей ребенка - умение трудиться.

Применительно к школе - это умение выполнять требования школы и учителя. В последнее время все чаще можно встретить родителей, которые считают, что ребенку не надо, то что задают в школе, что стать можно умным и не зная таблицу умножения, и правила языка... Многие родители ругают школу за проверку , считают, что это травмирует ребенка и не влияет на успеваемость ребенка. Вот отсюда и идет множество проблем на пути в успешному ребенку.

Когда приходит умненький малыш в школу, у него есть определенный багаж знаний. Но ведь эти знания надо научиться применять! Кроме этого надо научиться получать новые знания и умения, а это возможно только тогда, когда ребенок умеет принимать эти знания и думать! А вот думать наши дети часто не умеют и не хотят. Гораздо легче просто повторить за кем-то ответ, чем придумать его самому. А родители, сами того не ведая, поддерживают ребенка в этом нежелании, когда говорят "Зачем тебе это надо?", "Глупости какие-то вам задают". И возмущаются школьными правилами.

Есть еще один подводный камень на пути к успеху, который замечают немногие. Это умение ошибаться. Но об этом в другой раз.

В заключение хочу отметить еще раз. Если Вы хотите, гордиться своим успешным ребенком , чтобы он учился с интересом, научите его трудиться. И лучше всего это делается во время выполнения .

Очень интересно услышать и Ваше мнение по этому поводу.

Какая главная задача нас, как родителей, перед нашими детьми? Зачем мы нужны ребенку? Что мы можем ему дать, кроме того, как накормить, одеть, обстирать и дать образование?

Главная задача родителей - адаптировать ребенка к жизни в социуме, научить его уметь выстраивать коммуникации, самореализовываться.

Ребенок должен уметь достигать материальных благ и выстраивать отношения с окружающими людьми, которые не все и не всегда будут на его стороне. Эти два навыка, так необходимые в реальной жизни, ребенку могут дать только родители, школа этому не учит. Школа не учит качественному общению, слабо учит работе в команде. Это иллюзия, что общению мы научились в школе, мы научились этому в ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ! Во дворах, на улице, играя в замечательные командные игры и общаясь с людьми разного возраста. Именно так дети учатся общению: разговаривать, договариваться, переживать конфликтные ситуации, дружить.

В привычных рамках социума многие придерживаются мнения, что надо быть удобным и «не высовываться». Поэтому и школа воспитывает «удобных» детей, «удобных» учеников. Иллюзия лидерства, когда учителя нахваливают послушного ученика, растет в вашем ребенке. А по итогу оборачивается вечным поиском похвалы и эмоционального поглаживания даже во взрослом возрасте, депрессией бывших отличников и отличниц, когда они узнают об успехах двоечников и троечников среди своих одноклассников.

Если вы ориентируете ребенка на безоговорочное послушание - он будет удобен, но вряд ли станет успешным в современном понимании этого слова. «Удобный» ребенок, как правило, подавленный, не имеющий своего мнения, не способный принимать пусть даже свои маленькие решения и нести за них ответственность, человек. Но и вседозволенность также неприемлема для развития успешной личности. Значит, нужны правила.

В семье должны быть четкие, понятные границы – и никакой безусловной любви в ее жутком проявлении

Плохой солдат никогда не станет генералом. Ребенок должен научиться придерживаться правил, установленных границ и сотрудничеству с окружающими его людьми. Этот этап он постигает в возрасте до 7-8 лет.

С 7-14 лет вы должны расширить его границы ответственности и постепенно уменьшать свои границы влияния. Ребенок должен становиться более самостоятельным и ответственным. Не ограничивайте его. Пусть делает то, что считает нужным, если его решение не может принести ему физического вреда. Отдайте ему эту ответственность. Исходя из этого, полученные оценки - его зона ответственности.

Не ломайте ребенка под общепринятые критерии и нормы

Не поддерживайте, особенно, при ребенке, тех, кто его критикует, кто вам на него жалуется. Помните, они не столько жалуются на него, сколько высказывают вам претензии, что ваш ребенок им неудобен. Самым лучшим ответом на критику будет: «Спасибо, я услышала, я подумаю!»

Как бы родители себя ни вели, нужно помнить, что в детях заложена безусловная любовь к ним. Ребенок биологически заточен на то, что без взрослого он погибнет. Но если вы начинаете его сравнивать с какими-то нормами (чужими), ребенок ради того, чтобы вам понравится, может вам подыграть. Он заработает похвалу и потом будет стараться быть «хорошим» для вас, для своего начальника, для своего партнера. А это означает, что им будет легко манипулировать. Успешными людьми манипулировать практически невозможно, скорее, манипулируют они.

С раннего возраста обучайте ребенка взаимодействию с деньгами

Сейчас очень странное время с точки зрения передачи жизненного опыта своим детям. Читая классиков, да и вспоминая свое детство, мы видим, что раньше ребенок с малолетства участвовал в помощи по хозяйству, а в 12 лет - это был полноценный помощник или помощница по дому. Сейчас мир изменился. Родители уходят на работу, дети не понимают, как родители работают, откуда деньги. Они потеряли возможность учиться у родителей добывать ресурсы. А это тот навык, который поможет им во взрослой жизни быть материально обеспеченными. Раньше дети реально обучались создавать ресурс - что-то выращивали, вязали, вышивали, плотничали, помогали в кузнице и т.п. Наши дети от нас этому не учатся. Даже если вы возьмете своего ребенка к себе на работу, он там скорее развлечется, чем научится чему-либо.

Получается, что дома ребенок может научиться только домашним делам, но это не деятельность по созданию материального ресурса. К тому же, находясь дома, делая дела, он в это время не обучается коммуникативным навыкам. Современный ребенок не может добывать ресурс. А именно способность к этому дает ощущение, что ты полезен, воспитывает и взращивает в ребенке самоуважение. Ребенок становится инфантилен. Он не понимает значения денег, не умеет ими пользоваться.

Что делать?

  1. Начните с себя: демонстрируйте свое бережное, уважительное отношение к деньгам. Дети запоминают то, что вы делаете, а не то, что вы говорите.
  2. С 4-5 лет, когда ребенок немного знаком со счетом и знает буквы, можно рассматривать мелкие купюры и монеты. Подарите ему его первый кошелек и положите деньги разного номинала в пределах 50-100 рублей. Если вы идете в магазин, расскажите, что он может себе купить, на каждую монетку/купюру в отдельности и на все сразу.
  3. Вместе с кошельком купите маленький блокнот для учета его трат. Сначала вам придется вести эти записи вместе с ребенком, но буквально через год ребенок сам будет сводить свой баланс. Введите правило: выдавать следующую сумму только после сдачи отчета. Выдавайте столько карманных денег, чтобы не задумываться, как и на что он их потратит. Но объясните, что выданные деньги не на один день, а на неделю, и если он их потратит сразу, вы не дадите ему ничего, пока неделя не закончится. Ваша задача - позволить ему распоряжаться деньгами и научиться выбирать между сиюминутным желанием и действительно полезными покупками. Поощрайте за правильное ведение доходов и расходов.
  4. Позвольте ребенку самому рассчитываться на кассе за свои покупки. Сначала он будет стесняться, а потом будет это делать с удовольствием. Потому что этот навык повысит его самооценку.
  5. Когда ребенку будет 7-8 лет, подскажите, как он может увеличить свой бюджет. Например, договориться самому с родственниками, чтобы ему дарили на день рождения деньги, и объяснить им, почему (копит на игрушку, на ролики и т.п). Ваша задача – предупредить его о том, что сумма не называется - это выбор дарящего. Мой совет: не платите за учебу - это очень мощный демотиватор.

Не мешайте ребенку заниматься любимым делом

Если ваш ребенок занялся каким-то делом, которое ему приносит удовольствие (рисует, конструирует, читает) – НЕ МЕШАЙТЕ! И даже если у него не выучены уроки, пусть весь мир подождет. Занимаясь любимым занятием, ребенок обучается практически самому главному в своей жизни: он учится находиться в состоянии потока! Это не про любовь к себе, это про любовь к ДЕЛУ! Этот навык получать удовольствие на протяжении нескольких часов от того, что ты делаешь, быть сосредоточенным на одном деле, в будущем окупится стократно. Если вы его «выдерните» из этого состояния один раз, десять раз, в подсознании запишется: «нехорошо заниматься тем, что любишь, - это неправильно, надо делать то, что требуют, даже если не нравится».

Стремитесь, чтобы большую часть своего времени дети проводили вне дома.
Желательно отдавать предпочтение тем кружкам, секциям, дополнительным занятиям, где собраны разновозрастные дети! Отпускайте детей на улицу, в гости, не вмешивайтесь в их отношения с другими детьми. Потому что именно так дети получают навык общения и стрессоустойчивости.

И в заключение

А как же школа? Я не говорю, что школа - это зло. Ни в коем случае! У меня о школе и учителях только позитивные воспоминания. И училась я хорошо. Только эти знания мне мало пригодились в тех трех институтах, которые потом закончила, и уж тем более в обычной жизни. Возьмите максимум полезного из того, что она может дать, только не вопреки интересам вашего ребенка.

Нам кажется, что, только чего-то добившись в жизни, мы сможем дать ребенку самое лучшее. И, конечно, он должен соответствовать нашему примеру. Какие ошибки совершают родители, достигшие высот в карьере и бизнесе, желая, чтобы их ребенок стал успешным? Рассмотрим девять самых распространенных из них.

1. Развитие с пеленок

Часто во главу угла родители ставят раннее интеллектуальное развитие. Желая вложить в светлую голову как можно больше знаний, они слишком концентрируются на цели и ее достижении. В то время как именно процесс и удовольствие (как ребенка, так и родителя) от процесса познания мира являются приоритетными для гармоничного развития крохи.

Что происходит? В первый год жизни мы не торопимся: радуемся первым шагам и первым словам, готовы по сто раз в день играть в «ку-ку» и искренне при этом улыбаться. К двум-трем годам терпения уже не так много, накаляет ситуацию неизбежный кризис взросления «Я сам!» – и вот у мамы все чаще проявляется раздражение. В большинстве случаев к трем годам она уже выходит на работу, а папа по-прежнему не очень-то «включен» в ребенка и до конца не понимает, что же делать с этим прекрасным существом. Вот тут на помощь и приходят всевозможные методики раннего развития. Мы показываем малышу карточки, картинки, изучаем фигуры с помощью планшетов. Чем ближе к школе, тем больше беспокойства и меньше времени у родителей на занятия с ребенком.

Что делаем

Главное правило: играйте и обучайте так, чтобы вам самим было интересно. Именно в возрасте от 4 до 9 лет очень важно заложить основные социальные навыки и активно развивать «эмоциональный» интеллект. Выбирая методику, книгу и даже карточки – выбирайте материал, который вызовет и у вас, и у ребенка максимальный эмоциональный отклик. Например, если вам нравится архитектура – учите ребенка считать, гуляя по улочкам города. Не бойтесь рассказывать о том, чем вы сами увлекаетесь!

2. Маленький взрослый

Мы говорим с нашими детьми по-взрослому, и они действительно в интеллектуальном плане чаще всего намного взрослее, чем были мы в их возрасте. Но в плане социальном они, как правило, на несколько лет младше. Мы часто забываем об этом и постепенно наши требования к детям становятся такими же, как и к взрослым. Сами того не замечая, мы начинаем не только учить, но и требовать результатов.

Что делаем

Вспоминайте себя в этом возрасте, свои эмоции – что радовало вас, а что расстраивало? Как важно было для вас поиграть с друзьями! А как здорово было утром забраться к родителям в постель! Даже в 9 лет дети – еще дети, что уж говорить про 5–7-летних. Представьте, что вы смотрите на себя и на свою семью со стороны. Это как прекрасная картина: светит солнце, вы улыбаетесь, расставляете руки, и ваш ребенок бежит к вам, вы подхватываете его, кружите, целуете, обнимаете. А ведь пройдет совсем немного времени – и он вырастет. Пока этого не произошло, наслаждайтесь его детством.

Простая мысль – «успешный» не равно «счастливый» – требует осознания у большинства современных родителей. Это не значит, что не нужно стремиться сделать ребенка успешным. Просто начать стоит с того, чтобы не задавить в нем умение быть счастливым

3. Быстрее. Выше. Сильнее.

У нас пять кружков, и везде надо быть лучшими. Мы готовимся к школе. Мы развиваем всестороннюю личность. В самом начале ребенку может даже нравиться, что у него так много дел. Но постепенно он начинает ощущать, что ему все еще хочется играть. А на игру и на то, чтобы самостоятельно себя занять, времени не остается. В результате этот навык не формируется. Поэтому когда вдруг неожиданно выкраивается «свободный час», ребенок не может сам придумать себе занятие. Самое печальное, что и мама с папой не смогут ему помочь, потому что тоже разучились играть.

Что делаем

Задача первого этапа – научить ребенка учиться, а не заучиваться. К глубокому сожалению, сегодня очень мало преподавателей могут это сделать. А в постоянной «гонке» между развивающими кружками и секциями, это и невозможно. Конечно, хочется дать своему ребенку все только самое лучшее, но постарайтесь услышать и его. Что ему нравится, почему, чем? Понаблюдайте, получает ли он отдачу от этих занятий? Возможно, дочка сама в свободную минуту берет краски и начинает рисовать, или сын приходит к вам с просьбой «потренировать» удар, которому его обучили, или предлагает организовать семейный турнир по шахматам. Это значит, вы на правильном пути. Определите наиболее близкие именно вашему ребенку увлечения и откажитесь от лишнего – дайте ему возможность найти свои пути.

По интернету давно прошла волна статей о «Поколении Y» – людях поверхностных впечатлений, которые не подчиняются старым как мир законам мотивации, которые постоянно куда-то бегут, но которые не хотят трудиться... Следующее поколение – пока еще малышей – психологи уже называют «Поколением i» – в честь расцвета iPad-технологий, совпавших с их появлением на свет. Технологизация является нормой для этих ребятишек с самого рождения.

4. Делегируем?

Кто-то выходит на работу сразу же после рождения малыша, кто-то – в год, а кто-то – в три. Причем чаще всего мама уже «бежит» на службу: она соскучилась по общению, по деловой одежде, по темам не о детях. Будучи современной женщиной и хорошим специалистом (а то и руководителем) мама делегирует большинство воспитательных задач садику и/или няне. Это факт, который надо принять. Период с трех лет и до школы проносится мимо нас. А ведь это именно то время, когда наш малыш становится ребенком. Самое страшное даже не то, что мы очень мало видим наших детей. Главное, что в тот момент, когда мы вроде бы рядом и физически вместе с ними, мыслями мы часто «где-то далеко». Уставшим на работе родителям сложно перестроиться на режим и мышление ребенка. Мы счастливы, что наш малыш бежит к нам, обнимает нас. Но уже через 20 минут мы включаемся в обсуждение дня или в переделывание накопившихся домашних дел, (а возможно, и в недоделанных рабочих). И мы, наверное, могли бы заняться чем-нибудь с ребенком, но не всегда знаем чем.

Что делаем

Создаем моменты «один на один». В жизни вашей семьи должны быть такие моменты: «один на один с мамой», «один на один с папой» и «все вместе». Пусть это будет всего двадцать минут в день, но в это время вы будете полностью принадлежать своему малышу, а он – вам. Чем занимаемся? Обнимаем, говорим, как мы любим, слушаем, а главное – слышим и принимаем его таким, какой он есть. Ведь у нас так мало времени просто побыть вместе, рассказать друг другу о мечтах, делах мыслях и надеждах! Отнеситесь серьезно к детским переживаниям и расскажите о своих. Очень важно с самого начала сформировать эти доверительные отношения даже в ситуации, когда вы работаете. Без механизма доверия и принятия трудно ожидать, что в школе (а тем более в подростковом возрасте) ребенок будет готов охотно с вами чем-то делиться.

5. Выходные – праздник каждую неделю

В выходные дни свободного времени больше, поэтому мы всей семьей, конечно же, отправляемся куда-то развлекаться. Впечатления, впечатления, впечатления! Калейдоскоп впечатлений.

Что делаем

Введите традицию – планировать выходные всем вместе. Это можно делать за ужином в пятницу или за завтраком в субботу. Каждый высказывает свои пожелания. Можно вместе почитать афишу городских событий: какие выставки, какие события в парках и т.д. Далее проговариваем все необходимые дела: от покупки продуктов до уборки комнаты и уроков (если ребенок – школьник). Записав все предложения, составляем график. Возможно, от каких-то развлечений придется отказаться, перенеся их на следующую неделю. Действуя таким образом, можно научить ребенка основам планирования. Кроме того, и сами взрослые в этот момент гораздо лучше осознают свои желания и не едут «в игровую зону ТЦ» из-за чувства вины, вызванного поздними возвращениями с работы в течение недели.

6. Ручному труду – бой

Посудомоечная машина, стиральная машина, а часто еще и домработница в помощь (о работе с землей, даже и не упоминаем). Домашних дел для ребенка практически не остается. Мы радуемся, что жизнь наших детей стала легче. Но проходит несколько лет, и мы уже возмущаемся: «Ты ничего не делаешь, даже посуду за собой не уберешь!». На самом деле физический труд – это величайшее спасение для человека. В момент, когда трудятся руки, мозг работает в другом режиме – переваривает и усваивает набранную за день информацию. Повышенная эмоциональность и возбудимость сегодняшних детей вызвана не только количеством просматриваемых мультфильмов и пройденных компьютерных игр, но и элементарной ленью. «Трудовая терапия» – лучшее средство формирования ответственности, терпения и спокойствия.

Что делаем

Создаем список всех домашних дел и делим его на «мамины», «папины» и «детские». Например, ребенок вполне может полить цветы, смахнуть крошки со стола, убрать за собой игрушки, сложить свои вещи после прогулки. А возможность по списку «собирать» продукты в корзину в магазине, воспринятая сначала как награда за примерное поведение, постепенно станет хорошей привычкой.

7. Говорим и вкладываем, но не слушаем

Мы считаем своим долгом как можно больше вложить в ребенка. Поэтому мы записываем его в бесконечные кружки и постоянно бежим: надо успеть утром «на спорт», вечером – в театр. А главное – все объяснить. Мы бежим и на бегу только успеваем раздавать указания: надень это, сделай то. Просто нам всегда некогда, поэтому приходится общаться именно так.

Что делаем

Спрашивайте ребенка. Давайте ему время и возможность рассказать. Если ребенок заговорил – просто слушайте. Не надо сыпать вопросами! Надо поддерживать его, разделять его чувства и радоваться, что нам раскрывается удивительный детский мир с совершенно неповторимым взглядом на вещи. Научите ребенка с самого раннего детства осознавать свои чувства и переживания и рассказывать о них – не только о хороших, но и о трудных, и даже неприятных. Это то, что очень поможет ему в жизни в дальнейшем.

Возьмите за правило обсуждать прошедший день за ужином. Не бойтесь говорить и о трудных и грустных моментах, которые имели место быть. Осознание и проговаривание своих чувств и эмоций создают базу для уверенности в себе и укрепляют отношения.

8. «МаПа»

В семьях, где и мама и папа состоялись в карьере и в бизнесе, часто стираются стандартные ролевые функции. И у ребенка не всегда формируются половые ролевые модели.

Что делаем

Счастье в семье возможно, только если взаимоотношения у всех попарно гармоничны. В первую очередь, это касается папы и мамы. Мы должны начать с себя. Как в самолете: «Сначала обеспечьте маской себя, а потом ребенка». Выделяем время «для нас двоих и общих взрослых интересов». Приходя домой, снимая офисную одежду, снимите с себя все внешние роли. Родителям очень важно проговорить друг с другом образы и ожидания от лица именно женщины и мужчины. В этих образах им должно быть комфортно! К примеру, какой бы бизнесвумен женщина не была, дома она будет рада становиться любящей мамой и женой.

9. Ты самый лучший

С самого маленького возраста мы искренне радуемся всем успехам наших детей. «Молодец! Ты самый лучший! У тебя так хорошо получилось!» – мы говорим это часто, эмоционально и искренне. Потому что для нас наш ребенок и есть самый лучший. Только в какой-то момент он столкнется с тем, что в чем-то он не лучший: кто-то прыгает выше, а кто-то читает быстрее. Это может привести к тяжелейшей психологической травме и к разочарованию в себе. А если это совпадает с периодом школьной адаптации, когда резко меняются правила и требования? Мы же, вместо того чтобы поддержать, начинаем требовать еще больше, а потом искренне удивляемся: «Ну как же у него не получается? Он ведь самый лучший!». В этот момент мы можем отбросить его в эмоциональном развитии на несколько лет назад – и вот он уже хуже начинает справляться со школьными упражнениями и заданиями.

Что делаем

Перестроить свою речь (а на самом деле – мышление) с формулировок «ты молодец!» и «ты лучший!» крайне сложно. Это требует ежедневной работы над собой, но необходимо, если мы хотим помочь ребенку вырасти самостоятельной, счастливой, самодостаточной личностью. Начинать надо с принятия: мы должны научиться принимать его со всеми неуспехами, неудачами, странностями. Пересмотрите детские фото и видео, вспомните, как радовались его первым шагам и словам. А ведь это было почти вчера! Он – еще ребенок, все тот же малыш. Дайте ему время и право на ошибки.

Родители, которые воспитывают счастливых и способных детей, имеют много общего.

Paul L Dineen/Flickr.com

Они учат детей навыкам социализации

Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка наблюдали более 700 детей со всей Америки на протяжении 20 лет, чтобы найти связь между развитием социальных навыков в детстве и успешностью в 25-летнем возрасте.

Продолжительное исследование показало, что те дети, которые умеют сотрудничать со своими сверстниками, понимают их чувства, готовы помочь другому и решать проблемы самостоятельно, чаще заканчивают обучение, получают диплом и устраиваются на постоянную работу.

Те же, кто в детстве с трудом налаживал контакт с другими, во взрослом возрасте гораздо чаще попадали в неприятные ситуации, в общем имели более высокие шансы быть арестованными и не могли похвастаться высоким социальным статусом.

«Это исследование показывает, что родители должны помогать детям развивать социальные навыки и эмоциональный интеллект. Это одни из самых важных умений, которые необходимы ребенку для того, чтобы быть подготовленным к будущему, - рассказывает Кристин Шуберт (Kristin Schubert), программный директор Фонда Роберта Вуда Джонсона, финансировавшего исследования. - С раннего возраста эти навыки определяют то, будет ли ребёнок учиться или попадёт в тюрьму, получит ли он работу или увязнет в наркотических зависимостях».

Они ожидают многого от ребёнка

Используя данные национального опроса 6 600 детей, родившихся в 2001 году, профессор Нил Хэлфон (Neal Halfon) и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли обнаружить: ожидания родителей имеют огромное влияние на то, чего их дети достигнут в будущем.

«Родители, которые рассчитывали, что в будущем их ребёнок будет учиться в университете, кажется, подводили его к этой цели, независимо от семейного дохода и других факторов», - рассказал профессор.

Это подтверждается и так называемым эффектом Пигмалиона, описанным американским психологом Розенталем. Его суть заключается в том, что человек, который твёрдо убеждён в каком-либо факте, неосознанно действует таким образом, чтобы получить реальное подтверждение своей уверенности. В случае с детьми, они неосознанно стараются оправдать ожидания родителей.

Матери работают

Психологи обнаружили, что дочери работающих матерей идут в школу уже имея опыт самостоятельной жизни. В будущем такие дети зарабатывают в среднем на 23% больше, чем их сверстники, выросшие в семьях, где мамы не работали и всё время уделяли дому и семье.

Сыновья работающих матерей ярче проявляли тенденцию к заботе о детях и работе по дому: исследование показало, что они проводят на 7,5 часов в неделю больше ухаживая за детьми и помогая по хозяйству.

«Моделирование ситуации является способом подать сигнал: вы показываете, что является уместным в плане того, как вы себя ведёте, чем занимаетесь, кому помогаете», - говорит ведущий автор исследования, профессор Гарвардской бизнес-школы Кэтлин Макгинн (Kathleen McGinn).

Они имеют более высокий социально-экономический статус

Чем выше доход родителей, тем выше оценки их детей - такова общая закономерность. Эти данные могут нас опечалить, ведь многие семьи не способны похвастаться большим доходом и широкими возможностями. Что ж, психологи говорят: такая ситуация действительно ограничивает потенциал ребёнка.

Шон Риердон (Sean Reardon), исследователь из Стэнфордского университета, указывает, что статистическая разница в успешности детей из богатых и бедных семей только увеличивается. Если сравнивать тех, кто родился в 1990 году, и тех, кто родился в 2001 году, то можно увидеть, что этот разрыв вырос с 30% до 40%.

Если не брать во внимание комплексные дорогостоящие меры, сам по себе социально-экономический статус семьи мотивирует детей достигать большего в учёбе.

Они получили высшее образование

Исследование показало, что дети, рождённые матерями в подростковом возрасте, с меньшей вероятностью заканчивают школу и поступают в университет.

Исследование, проведённое в 2014 году под руководством психолога Сандры Танг (Sandra Tang), обнаружило, что матери, которые закончили школу и институт, скорее всего, вырастят ребёнка, который также получит высшее образование.

Ответственность за стремления ребёнка по крайней мере частично лежит на плечах родителей.

Психолог Эрик Дубов (Eric Dubow) обнаружил, что уровень образования родителей на тот момент, когда их ребёнку исполняется 8 лет, является определяющим на следующие 40 лет. Это означает, что именно от него во многом зависит успех ребёнка в будущем.

Они учат своих детей математике с ранних лет

Анализ поведения 35 000 дошкольников из США, Канады и Англии, проведённый в 2007 году, показал: раннее развитие математических способностей становится огромным преимуществом для ребёнка в дальнейшем. Почему так, не очень понятно, но факт остаётся фактом. Дети, которые с малых лет разбираются в числах и простейших математических понятиях, быстрее учатся читать.

Они развивают отношения со своими детьми


Sarah G/Flickr.com

Исследование, проведённое в 2014 году, показало, что дети, к которым относились с пониманием и уважением в первые три года жизни, не только лучше показывают себя в учёбе, но и способны устанавливать здоровые взаимоотношения с другими. К 30 годам большинство из них являются более успешными и образованными людьми.

Родители, которые чутко и внимательно относятся к своему ребёнку, дают ему ощущение безопасности, необходимое для того, чтобы развиваться дальше и исследовать мир вокруг себя.

Они меньше подвержены стрессу

Научные исследования говорят: то количество времени, которое матери проводят наедине со своими детьми в возрасте с 3 до 11 лет, имеет небольшое значение для их развития. Но активное, интенсивное и навязчивое материнство может иметь разрушительные последствия.

Когда мать находится в стрессовом состоянии из-за попыток балансировать между работой и семьёй, она плохо влияет на своих детей. Дело в том, что существует психологический феномен «заразительности» эмоций. Люди способны улавливать чувства друг друга подобно тому, как заражаются простудой. Поэтому, когда один из родителей морально истощён или печален, это мрачное чувство передаётся и ребёнку.

Они ценят усилия, а не страх провала

В течение десятилетий Кэрол Двек (Carol Dwek), психолог из Стэнфордского университета, проводила исследования, в ходе которых обнаружила: дети (и взрослые) способны оценивать успех двумя способами.

Первый из них называется фиксированным мышлением . Люди, которые так думают, оценивают свои способности, интеллект и таланты как данность, как нечто, что уже нельзя изменить. Соответственно, для них успех измеряется лишь этой величиной и все силы они бросают на то, чтобы не только достичь поставленной цели, но и избежать ошибок любым способом.

Существует ещё перспективное мышление , направленное на принятие вызова. Неудача для такого человека является «трамплином» для дальнейшего роста и работы над собственными способностями.

Поэтому, если вы говорите ребёнку, что он успешно сдал тест потому, что у него «всегда было хорошо с математикой», вы приучаете его к фиксированному мышлению. А если вы скажете, что у него получилось потому, что он приложил все силы, малыш поймёт: он может развивать свои способности, и каждое следующее усилие будет приносить новый результат.

Каким вы хотите видеть своего ребёнка в будущем – лет через 15 – 20? Здоровым, умным, счастливым и, без сомнения, успешным. Чтобы у него всё получалось, любая работа спорилась, задуманное исполнялось, глаза горели, а времени хватало на учёбу, семью, увлечения и самого себя… И всё это действительно возможно, если помочь своему ребёнку поверить в себя и начать путь к успеху именно сейчас. Секретами успеха делится Светлана Мозжухина, педагог-психолог, ведущий специалист программы FasTracKids .

Успешный ребёнок – какой он?

Итак, позвольте представить – успешный ребёнок. Каждый день он с радостью идёт в школу и учится играючи. Любые предметы школьной программы ему по плечу, его интересует всё – от морских глубин до небесных светил. Его оценки выше, чем у сверстников, а родители могут только гордиться его успеваемостью. Он с удовольствием выходит к доске и уверенно отвечает любой урок. Он легко находит новых друзей и умеет по-настоящему дружить, храня чужие секреты и приходя на помощь другу в любую минуту. В новый коллектив вливается быстро и практически сразу становится лидером среди ребят. Учителя и педагоги не могут нарадоваться на успешного ребёнка: на уроках он внимателен, задания выполняет аккуратно и в срок, его никогда не нужно подталкивать – им движет живой интерес ко всему окружающему.

Скажете, что успешный ребёнок – всего лишь плод нашего воображения? На самом деле в его образе нет ничего сверхъестественного: успех достижим, и им вполне можно управлять. В раннем возрасте ребята учатся быть успешными в игре – легко, радостно и практически незаметно для себя. Закладывают основу в первые несколько лет, конечно же, родители, а затем на помощь приходят академии для дошкольников, на вооружении которых передовой мировой опыт по подготовке юных лидеров.

Шаги к успеху

Большинство по-настоящему успешных людей становятся такими не только благодаря своим талантам и способностям, но и из-за того, что они постоянно работают над собой. Существует несколько качеств, которые непременно нужно развивать в любом ребёнке еще с дошкольного возраста.

- Чувство ответственности . У ребёнка должна быть своя «зона ответственности» – поручения, которые выполняет он сам и только он.

- Трудолюбие . Ни одно дело не получится довести до конца без усердия и усидчивости. Развивают трудолюбие занятия, требующие сосредоточенности и терпения.

- Творческое мышление . Мир быстро меняется, и вполне возможно, что наши дети будут выбирать профессии и выполнять работу, которой сейчас просто не существует. У лидера должно быть нестандартное мышление, ведь нередко ему приходится принимать срочные и абсолютно неожиданные решения. Для развития этой способности нам помогут загадки, головоломки и ребусы, которые требуют сообразительности.

- Развитие навыков общения . Ребёнку полезно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и находить с ними общий язык.

- Артистичность . Учите ребёнка рассказывать вслух стихи, разыгрывайте небольшие театральные сценки или пантомимы.

Чтобы ребёнок мог проявить свои способности, окружающие должны быть доброжелательны и стараться поддерживать малыша в его начинаниях. Он должен понимать, что ошибок бояться не стоит, а если у него вдруг что-то не получается или задание кажется слишком трудным, то на помощь всегда придёт кто-то из взрослых. Порой достаточно даже просто дружеского подкрепления, похлопывания по плечу со словами: «У тебя всё непременно получится, ведь ты такой умный и старательный!».

Каждый ребёнок уникален: в нём может жить и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Внимательный родитель или педагог прекрасно знает, что у него получается лучше всего. Наша задача – создать такие условия, чтобы ребёнок проявил свою способность и об этом узнали окружающие. Бывают дети, которые прекрасно знают ответ на вопрос и… молчат. Мы должны мягко обратить внимание окружающих: «Ребята, а ведь Алёша умеет делать вот это!..», и тогда ребёнок, скорее всего, раскроется и продемонстрирует свои навыки. Заслуженная похвала и признание окружающих поднимают его самооценку и побуждают развиваться дальше. Ребёнок открывает в себе творческие силы, радуется, видя свой успех, и стремится работать всё лучше и лучше. Кстати, желательно не просто похвалить ребёнка, а отметить, что именно ему особенно удалось или что больше всего понравилось вам в его работе.

Люблю учиться!

Я часто задаю родителям своих студентов-дошколят такой вопрос: «Чему вы хотите научить своего сына или дочку?». Ответы бывают самыми разными: кто-то ставит цель научить ребёнка читать и писать, кто-то хочет научить своего малыша взаимодействовать со сверстниками… Мне близка следующая позиция: «Я хочу, чтобы мой ребенок был счастливым, чтобы его ничто не угнетало и он с желанием хотел идти учиться». Такой ответ – это своего рода показатель осознанного родительства, и это действительно ключевой момент. Если мы хотим, чтобы наш ребёнок был хорошо подготовлен к школе и будущей жизни в целом, мы должны привить ему любовь к обучению. Не просто научить выполнению какого-то отдельного задания, а именно научить получать удовольствие от процесса обучения и стремиться использовать новые знания на практике.

Интерес к учению у ребёнка появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Если дети начинают процесс обучения в развлекательной, интересной, позитивной обстановке, их любовь к обучению сохранится на всю оставшуюся жизнь. Поэтому очень важно – именно в дошкольном возрасте! – не преподнести ребёнку скучную теорию, а позволить ему самому каждый день совершать открытия и искренне удивляться. Мы, родители и педагоги, должны быть немножечко артистами, демонстрировать живую мимику, яркие эмоции и заражать ими ребят, побуждая их включиться в нашу увлекательную игру. Расставили руки в стороны и «полетели на самолётах» – воображение работает, глаза горят, и происходит самое настоящее волшебство…

И, пожалуй, самое главное условие для будущих лидеров – это погружение в соответствующую атмосферу. Если успешны его родители и педагоги, если ребёнок с удовольствием занимается по программе, которая эффективно работает во многих странах на протяжении долгих лет, он сам становится успешным человеком. По-другому просто не бывает…

Помогайте своему ребёнку относиться к процессу обучения как к увлекательному приключению, и он непременно реализует заложенный в нём потенциал. Успехов вам и вашим детям – маленьких, больших и грандиозных!

Текст: Инга Мацина