ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как получают шелковую ткань. Правда о натуральном шелке: технология производства и уникальные свойства

О шелковой ткани в древние времена ходили легенды: диковинный материал из Поднебесной невероятно тонкий и прочный, блестящий, красивый и, возможно, даже целебный. Сейчас шелк остается одной из самых дорогих тканей, что продиктовано особенностями процесса производства и свойствами материала .

Источник сырья остался уникальным - как и тысячи лет назад натуральный шелк изготавливают из волокон, полученных путем обработки коконов куколок гусениц тутового шелкопряда . Соответственно для производства шелка нужны особые погодные условия. Китай все так же остается основным экспортером шелка на мировой рынок , хотя шелкопрядов выращивают в Индии, Бразилии и других странах с теплым климатом.

История

Тутового шелкопряда «одомашнили» в Китае примерно 5 тысяч лет назад . Это неяркая бабочка, которая питается листьями тутового дерева (шелковицы) и в период окукливания свивает кокон из очень прочных волокон толщиной с паутинку . Согласно мифологическим сказаниям, первую шелковую нить соткала юная императрица Си Лин Ши, которую впоследствии стали называть богиней шелка.

Спустя 2,5 тысячи лет секретная технология стала известна арабам, затем просочилась в Византию. Но китайский шелк всегда ценился выше остальных.

Технология производства

Гусеница шелкопряда свивает кокон из очень тонкого и прочного волокна. Кокон-куколка овальной или яйцевидной формы с отверстием с одной стороны служит жилищем для гусеницы, которая готовится превратиться в бабочку. Технология производства шелка не позволяет бабочкам шелкопряда оставить кокон естественным путем - до завершения трансформации насекомого куколки обдают кипятком, и гусеницы гибнут . По этой причине защитники природы уже много лет ведут борьбу с производителями натурального шелка. Но воссоздать его свойства в искусственных условиях пока не удалось, так что убийство гусениц продолжается.

Под действием кипятка волокна становятся более эластичными, а клейкий раствор, которым гусеница скрепляет свой «домик», растворяется . После термообработки кокон легко разматывается на отдельные волокна. Естественный цвет шелка белый или кремовый. Чтобы получить шелковую нить, скручивают вместе несколько волокон (до восьми). Такая нить называется шелком-сырцом.

Готовые нити пропитывают химическими составами , которые придают материалу водоотталкивающие свойства, препятствуют усадке и сминанию ткани в будущем.

Преимущества шелка

  • Воздухо- и водопроницаемость - шелк «дышит» и не задерживает тепло, что очень полезно для летних вещей и нательного белья.
  • Легкость и прочность - ткань практически не ощущается на теле, но разорвать ее намного сложнее, чем хлопок или вискозу.
  • Эластичность - шелковые вещи не деформируются при стирке, не вытягиваются на коленях и локтях и не садятся.
  • Гладкость - шелк не только превосходно блестит, за счет гладкой поверхности он практически не истирается и не образует некрасивые катышки.
  • Считается, что аминокислоты в составе шелка положительно влияют на состояние кожи , ускоряют регенерацию клеток, тем самым создавая омолаживающий эффект.

Слабые стороны

  • Шелку вредит высокая температура - гладить и стирать его нужно с минимальным нагреванием.
  • Красители на шелковых тканях быстро выгорают под открытым солнцем.

Тонкости ухода

Часто можно встретить шелк в смеси с синтетикой - это более практичный и экономный вариант . На этикетка натурального шелка обязательно будет указано: «100% KBT SEIDE» (иногда «ORGANIC SEIDE»). В последнем случае материал является еще и органическим - это значит, что опасные для здоровья человека химикаты не применяли даже для обработки шелковичных листьев, которыми питались шелкопряды. Как ухаживать за столь деликатной тканью?

  • Стирать в воде не теплее 30 градусов вручную или в режиме «шелк»;
  • не выкручивать , только легонько выжимать воду;
  • нельзя сушить на солнце ;
  • нельзя сушить или хранить шелковые вещи вблизи отопительных приборов или других источников тепла;
  • гладить в самом щадящем режиме с изнаночной стороны изделия .

Натуральный шелк – один из самых роскошных материалов для пошива одежды. У шелковых тканей богатая тысячелетняя история. Археологические находки подтверждают, что предполагаемое начало изготовления шелка было около 5 тысяч лет назад. Существует множество разных и интересных преданий о возникновении первых шёлковых нитей.

Когда и где произошло открытие шелка? Исследователи в один голос твердят – в Китае. Именно здесь в захоронениях были найдены фрагменты шелка. В Китае владели искусством и шелковой орнаментации, получая необыкновенную ткань с цветными узорами. Шелковые ткани уже тогда были разнообразны. В числе их были парча, плотный одноцветный узорный шелк, и тончайший шелковый газ. В орнаментах были отражены представления о жизни, природе и счастье.


Натуральный шелк – история происхождения ткани


Легенды повествуют о том, что одной из китаянок случилось увидеть, как от случайно попавшего в горячую воду кокона отделяется прекрасная сверкающая нить. А другой китаянке, имя которой известно – (2640г. до н.э.), захотелось вырастить тутовое дерево.

Дерево она вырастила, но пока выращивала, им заинтересовалась еще одна особа – бабочка, а проще сказать, моль. Бабочка начала питаться свежими листиками молодого деревца и тут же откладывала на его листьях грену – мелкие яйца, из которых в скором времени появились гусеницы.

Другие же легенды повествуют о том, что, императрица пила чай в саду, и кокон с дерева упал в ее чашку. Когда она попыталась извлечь его, то увидела, что за ним потянулась красивая блестящая нить. Как бы то ни было, но в Китае до сего времени шелк называют «си», по имени императрицы. В благодарность за открытие шелка ее возвели в сан божества Небесной Империи, и память о ней ежегодно отмечается.

А что было дальше, после того, когда появляются гусеницы? Стремясь стать бабочкой, они начинают создавать себе уютный домик – кокон из тончайшей шелковой нити, а точнее сразу из двух нитей, обвиваясь ими, и становятся куколками. Далее они перерождаются в бабочку, дожидаясь своего часа для вылета на свободу. И все повторяется.



Китайцы поняли, каким важным фактором в экономической жизни страны, может стать шелковая нить. Впоследствии коконы и шелк стали в древнем Китае средством обмена, т.е. своеобразной денежной единицей.

Шелк использовали для изготовления одежды, религиозных украшений, для императорского дома и его приближенных. Караваны со всех стран, приходившие в Китай, меняли свои товары на бесценную ткань. Китай процветал. Для дальнейшего процветания необходимо было хранить в тайне секрет изготовления шелка. Все знали, что за распространение тайны, смерть под пыткой.

Много столетий спустя секрет все-таки был раскрыт. Тайна шелка была ввезена контрабандой сначала в Корею, затем в Японию. Японцы поняли важность новой промышленности и постепенно достигли того уровня, который в течение многих лет создавал мировую мощь страны.

Затем последовала Индия. Опять же китайская легенда рассказывает нам, что яйца шелковой моли и семена тутового дерева привезла в Индию китайская принцесса. Это было примерно в 400-м году нашей эры. привезла эти ценности в своем головном уборе. Возможно, это так и было. Так или иначе, и в Индии в долине реки Брахмапутра начали осваивать шелководство.

Позже натуральный шелк отправился через Персию в Центральную Азию и далее в Европу. Греки одними из первых познакомились с прекрасной шелковой тканью. Философ Аристотель в своей книге «История животных» описывает шелковичную гусеницу. Римляне тоже восхищались этой тканью, особенно дорого ценили они пурпурный шелк.

После падения Римской империи производство тканей переместилось в Константинополь. Яйца моли и семена тутового дерева были привезены сюда при содействии императора Юстиниана в полом бамбуковом тростнике-трости. Западный мир получил сырье для производства шелка тоже с помощью контрабанд, а византийское шелковое производство получило мировую известность.

Одними из первых в шелковые одежды в Европе оделись ранние прелаты католической церкви. Их одежда и украшения алтаря были сделаны из бесценной ткани. На все это с завистью смотрела средневековая знать. Вскоре в шелк начали одеваться судьи и аристократы. Но еще долго шелк оставался сокровищем, ради одного килограмма которого готовы были отдать килограмм золота.

Ткань для своих жен и возлюбленных привозили воины западного мира с побежденного Востока. В древности шелк привлекал к себе внимание не только своей красотой. Считалось, что нежная роскошная ткань излечивает человека от многих болезней, соприкасаясь с телом.

Китайцы преуспели и в орнаментации тканей. А когда шелковое мастерство распространилось в Африке, Египте, Испании и на всем , то исламская культура несколько изменила оформление драгоценной ткани. Многие узоры и изображения были оставлены, но взамен человеческих фигур появились декоративные композиции и надписи.

В Турине был построен первый шелковый завод, этот бизнес поощрялся в таких городах, как Флоренция, Милан, Генуя, Венеция.

В Средневековье шелковое производство стало одной из главных отраслей промышленности – в Венеции – в XIII веке, в Генуе и Флоренции – в XIV веке, в Милане – в XV веке, а в XVII веке одним из лидеров в Европе стала Франция.

Но уже в XVIII веке по всей Западной Европе было налажено производство шелка.

Как создаются шелковые нити?


Несмотря на капризность и прихотливость в уходе, изделия из шёлка пользуются огромной популярностью. Шелковое волокно – это продукт выделения гусениц тутового шелкопряда. Тутовых шелкопрядов разводят специально в шелководческих хозяйствах. В развитии шелкопряда наблюдается четыре стадии – яичко, гусеница, куколка, бабочка.

В теле гусеницы совершается белковый обмен. Белки листьев тутового дерева под действием ферментов пищеварительного сока гусеницы распадаются на отдельные аминокислоты, которые в свою очередь усваиваются организмом гусеницы. Далее происходит превращение одних аминокислот в другие.

Таким образом, к моменту окукливания в теле гусеницы накапливается жидкое вещество, состоящее из различных аминокислот, необходимых для создания шелка – фиброина и шелкового клея – серицина. В момент образования кокона гусеница выделяет через специальные протоки две тонкие шелковины. Одновременно выделяется и серицин, т.е. клей, который их и склеивает.

Появившиеся из яичек гусенички бывают размером не более 2 мм, через 4-5 недель они достигают 3 см. Процесс создания кокона происходит 4-6 суток, при этом гусеница, как подсчитали ученые, для строительства своего кукольного домика должна 24 тысячи раз мотнуть головой. Так шелкопряд преобразуется в куколку.

Вместе с куколкой кокон весит 2–3 грамма. Затем, примерно через две недели, происходит превращение в бабочку, которая такая же невзрачная, как и моль.

Вот превращение в бабочку в шелковом производстве допустить нельзя, так как она, пытаясь вырваться на свободу, испортит целостность шелковой нити. Что же делают? Коконы прожаривают в печи, затем обрабатывают в химическом растворе, иногда в обычном кипятке. Это делается для того, чтобы клейкое вещество испарилось, а кокон разрушился и распался на нити.

Эти гусеницы являются не только создателями шелка, но и послужили прототипом фильеров – механизмов для формирования искусственной шелковой нити. Если внимательно наблюдать явления, происходящие в природе, то многое для себя можно открыть, а лучше природы не придумаешь.

В настоящее время производством шёлка, кроме Китая, занимаются многие страны: Индия, Япония, Корея, Таиланд, Узбекистан, Бразилия и многие другие.

Особенности производства натурального шелка


Шелководство очень деликатное производство. Оно состоит из нескольких этапов:

1. Получение коконов шелкопрядов. Самка шёлковой бабочки откладывает примерно 500 яиц. Их сортируют, оставляя только здоровые. Через 7 дней появляются маленькие гусенички-шелкопряды, которых кормят листьями тутового дерева, предварительно отобрав и измельчив. Затем гусеницы начинают свивать коконы-домики. Это происходит несколько дней, пока полностью не закрутят себя. После чего их снова сортируют по цвету, форме, размеру.

2. Раскручивание коконов. Куколку умерщвляют, чтобы она не успела вылупиться и повредить кокон. Затем кокон погружают в кипяток для того, чтобы растворить клейкое вещество и разделить нити.

3. Создание шёлковых нитей. Один кокон может дать до 1000 м нити. В одно волокно скручивают до 5-8 нитей, получается достаточно длинная шёлковая нить. Так получается шёлк-сырец, который затем сматывают в мотки. И снова сортируют и обрабатывают до лучшей плотности и однородности. Теперь можно отправить на ткацкую фабрику.

4. Изготовление ткани. Пряжу замачивают и снова обрабатывают и окрашивают. Теперь начинается ткачество, в котором используются различные переплетения.

Виды и свойства шелковых тканей


Свойства шелка. Шелк мягкий и прочный материал, отличается блеском и гладкостью, но в то же время он имеет свой непростой характер, он капризен и требователен в уходе. Нежная струящаяся ткань не любит утюг и подвержена нападению моли.

Шелковая нить отличается эластичностью. Она упругая, блестящая и хорошо окрашивается. Почему шелковые ткани бывают разные? Это обусловлено родом насекомого и листьев растения, которым гусенички питались. Самый тонкий шёлк получается из трёх шелковых нитей (в три кокона), а обыкновенная ткань – из восьми - десяти коконов.

Тутовый шелкопряд вырабатывает волокно для атласа, тафты, сатина, шифона, органзы. Более плотные ткани - тассар, мага, эри изготавливают из волокон, «индийских» гусениц, которые питаются листьями клещевины, дуба и дерева польянтас.

Шёлковые нити бывают разных видов. Все зависит от страны, где выращивались гусеницы-шелкопряды, условий (естественная среда или искусственная), а также листьев, которыми кормили их – тутовые, дубовые, касторовые (клещевина) и другие.

Все это определяет особенности будущей ткани. Различные виды переплетений также создают разные виды полотен, отличающиеся по свойствам, внешнему виду и другим параметрам.

Популярными видами шёлковых тканей с различным плетением нитей являются:

Туаль шелк. Натуральная шёлковая ткань с полотняным переплетением. Имеет мягкий блеск, достаточно плотная, хорошо держит форму, а потому подходит для галстуков, платьев и подкладок.

Атлас. Это шёлковая ткань атласного переплетения. Отличается плотностью, гладкостью и блеском на лицевой стороне, достаточно мягкая, хорошо драпируется. Используют для пошива одежды и обуви, а также для декоративной обивки мебели.

Шелк-сатин. Это ткань сатинового переплетения. Ткань гладкая, шелковистая на лицевой стороне, плотная и блестящая. Из этой ткани шьют платья, блузки, юбки и мужские рубашки.

Креп. Ткань изготавливается из нитей с большой круткой, которая называется креповой, отличается шероховатостью, легким блеском. Креп объединяет несколько видов тканей: креп-сатин, креп-шифон, крепдешин, креп-жоржет. Эти ткани хорошо драпируются и используются для пошива платьев и костюмов.

Шифон. Шёлковая ткань полотняного переплетения. Очень мягкая и тонкая ткань, матовая, чуть шероховатая, прозрачная, хорошо драпируется. Из этой ткани изготавливают красивые платья, предназначенные для торжественного случая.

Органза. Ткань, которая отличается жёсткостью, тонкостью и прозрачностью. Она гладкая и блестящая, хорошо держит форму. Из нее шьют платья в качестве свадебного наряда, используют для декоративной отделки – цветов, бантов.

Газ. Ткань имеет газовое переплетение. Основными свойствами можно назвать лёгкость, прозрачность, что достигается большим пространством между её нитями, хорошо держит форму, блеском не обладает. Чаще используют для декоративной отделки, для свадебных нарядов.

Чесуча (дикий шёлк). Ткань плотная, с интересной фактурой, которая образуется с использованием нитей неравной толщины. Материал прочный, мягкий, с небольшим блеском, хорошо драпируется, используется для штор и различной одежды.

Шёлк Дюпон. Ткань очень плотная, можно сказать, жёсткая, с мягким блеском. Используют для пошива штор. Особенно ценится индийский дюпон. Кроме штор, из него шьют свадебные и вечерние платья, различные аксессуары и дорогое постельное белье.

Тафта. Тафта может быть не только из хлопчатобумажной, но и из шелковой ткани. Отличается высокой , благодаря туго скрученным шелковым нитям. При пошиве образует складки, которые придают изделию объем и пышность. Из неё шьют портьеры, верхнюю одежду и вечерние наряды.

Кроме названных, есть и другие виды шелковых тканей, например, креп-жоржет, крепдешин, шёлк эпонтаж, муслин, парча, эксцельсиор, шармез, саржа, шелковый батист, фуляр.

Правильный уход за одеждой из натурального шелка


Шёлк, как уже говорили, ткань с характером, поэтому требует к себе бережного отношения.

1. Натуральный шёлк – это по сути белок, похожий на эпидермис человека, а потому не переносит высоких температур. Стирать следует в воде не выше 30 градусов.
2. Использовать специальные моющие средства, предназначенные для шёлковых изделий. Щелочные порошки могут испортить деликатное изделие.
3. Если используете ручную стирку, нельзя излишне мять и тереть изделие – так можно испортить структуру ткани.
4. Если стирать в машинке, то делать это надо только в режиме «Шёлк» или «Деликатная стирка».
5. Отбеливать не рекомендуется – ткань не только быстро износится, но и пожелтеет.
6. Не следует использовать смягчители для белья.
7. Последнее полоскание лучше выполнять в холодной воде с добавлением уксуса. Это избавит ткань от щелочных остатков.
8. Нельзя сильно выкручивать изделие, сушить в барабане машины и на солнце.
9. Утюжить следует с изнанки на режиме «Шёлк».
10. Не допускать попадания на шелковые изделия дезодорантов, духов, лака для волос и других веществ, в которых содержится алкоголь. Кроме этого пот также портит шелк.
11. Шёлковые изделия лучше чистить в химчистке.

Вырастить тутового шелкопряда при желании может любой. Надо иметь подсобное помещение и тутовое дерево. Шелкопряд для человека – самое полезное после пчелы насекомое. Но, в отличие от пчёл, этой бабочке трудно выжить без постоянной заботы людей.

Когда секрет производства шелка стал достоянием Японии, и японский принц Сью Ток Даиси оставил любопытное завещание своему народу в отношении разведения шелкопрядов и шелкового производства:

«…Будьте столь же внимательны и нежны к вашим шелковичным червям, как отец и мать к своему грудному ребенку…пусть ваше собственное тело служит мерилом при изменении холода и тепла. Наблюдайте, чтобы температура в ваших домах была ровная и здоровая; следите за чистотой воздуха и вносите в свой труд непрестанно, днем и ночью, всю вашу заботливость…».

И так, натуральный шелк получают из кокона гусеницы-шелкопряда. Но бывают также искусственные и синтетические виды шёлковых полотен. Все они обладают уникальными свойствами натурального шелка: блеском, гладкостью и прочностью.

Сейчас в мире разведением шелкопряда продолжают заниматься, особенно в Юго-Восточной Азии.


Натуральный шелк с полуострова Крым


Хотелось бы напомнить, что крымский шёлк всегда составлял конкуренцию восточному. Когда-то на полуострове было развито шелководство. Крымские татары разводили шелкопрядов и занимались производством шелка, они в совершенстве владели этим ремеслом, и даже изготавливали шелковую одежду.

Слава крымских шелков была известна всему миру. Когда-то премьер-министр Индии Индира Ганди во все свои зарубежные поездки надевала сари из прославленного крымского шелка. И на сегодняшний день остались еще те мастера-умельцы, с помощью которых можно создать мощное шелководческое производство.

Если в Крыму будет налажено шелковое производство, то через короткое время слава полуострова вновь будет греметь на весь мир, а крымский шелк станет надёжным источником доходов для жителей Крыма.

Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.

Из чего делают шелковые ткани

Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:

  • Высокая гигроскопичность. Способность впитывать влагу до половины своего веса и быстро высыхать.
  • Гипоаллергенность. Не накапливает пыль, не электрилизуется, не вызывает аллергии, препятствует размножению микробов и нейтрализует неприятные запахи.
  • Отличная терморегуляция. Под такой одеждой в любую погоду сохраняется комфортная для человека температуру тела.
  • Воздухо — и паропроницаемость. Несмотря на высокую плотность изделия из природных волокон прекрасно пропускают воздух и водяные пары, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека.
  • Долговечность и износостойкость. Ткань шелк служит долгие годы без потери качества. Она устойчива даже к воздействию уксуса и спирта. Повредить ее можно только концентрированным раствором щелочи или кислоты или постоянным нахождением на солнце.
  • Пожаробезопасность. При попадании искры не горит, а лишь медленно тлеет, распространяя вокруг запах горелых перьев.

К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:

  • высокую стоимость;
  • большую (до 5%) усадку;
  • плохое держание формы;
  • низкую термоустойчивость;
  • сложность при пошиве (сыпучесть, перекашивание).

Особенности производства

Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.

Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:

  1. Вискозные.
  2. Ацетатные.
  3. Триацетатные.

Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.

Почему химические аналоги натурального материала называют шелком?

Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.

Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.

Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.

И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.

Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.

Виды шелковых тканей

Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:

  • атласное;
  • саржевое;
  • полотняное;
  • мелкоузорчатое;
  • крупноузорчатое.

Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.

По волоконному составу их делят на изделия из нитей:

  • натуральных;
  • искусственных;
  • синтетических;
  • смесовых.

Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.

Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:

  • креповые;
  • гладьевые;
  • жаккардовые;
  • ворсовые.

А также на подгруппы по назначению:

  • специального назначения;
  • штучные (покрывала и скатерти);
  • технические;
  • плащевые и курточные;
  • декоративные;
  • для текстильной галантереи;
  • подкладочные;
  • сорочечные;
  • платьево-костюмные;
  • платьево-блузочные.

Креповые ткани

К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.

Наиболее распространенные виды креповых материй это:

  1. Креп-шифон или шелк шифон – мягкая, полупрозрачная и легкая шелковая ткань из двух — или трехнитчатого крепа.
  2. Креп-жоржет – тонкая шелковая ткань, не настолько прозрачная, как креп-шифон, более блестящая, чем креп-сатин, сделанная из трех — и четырехнитчатого крепа.
  3. Креп-гофре – тонкий шелк, произведенный из креп-жоржета или крепдешина, отличается «жатой» поверхностью, достигаемой использованием уточных нитей с разной креповой круткой.

К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.

Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.

К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.

Гладьевые ткани

Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:

  1. С вискозной основой и ацетатным утком.
  2. С ацетатной основой и вискозным утком.
  3. С вискозной основой и триацетатным утком.
  4. С триацетатной основой и вискозным утком.

Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.

Самые популярные гладьевые разновидности это:

  • Атлас — сатин или мокрый шелк – переливчатая шелковая ткань атласного плетения с блеском на лицевой стороне и матовой изнаночной частью. Хорошо драпируются.
  • Шелк-полотно – плотная шелковая ткань с мягким блеском и минимальной прозрачностью. Внешне схож со штапельным полотном, но обладает меньшей сминаемостью.
  • Муслин – тонкая, прозрачная шелковая ткань с переливами из нитей среднего (муслинового) кручения. Имеют приятный внешний вид, но имеют один недостаток – раздвигаемость нитей.
  • Шифон – тонкая и легкая шелковая ткань. Бывает как с гладкоокрашеным, так и набивным рисунком. Чаще всего используется для пошива блузок и платьев.
  • Туаль, фуляр – оба вида выполнены полотняным плетением и отличаются мягкостью и легкостью. Причем фуляр незначительно легче туаля.

Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.

Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.

Ворсовые ткани

Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.

К ворсовым разновидностям относятся:

  • платьевой бархат – ворс сплошной, с устойчивым вертикальным расположением, достаточно плотный, небольшой. Чаще всего он гладкоокрашенный, реже встречается с набивным рисунком;
  • велюр-бархат – плотная материя с гладким, немного наклоненным вискозным ворсом длиной 2 мм. Такой бархат намного тяжелее платьевого;
  • вытравной велюр-бархат – ворс вискозный, не сплошной, а выполненный в отдельных участках полотен с учетом рисунка.

Как отличить натуральный текстиль от искусственного и синтетического аналога

Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.

Присмотреться следует к следующим признакам:

  • Синтетика более жесткая, не дает усадку, сильно электризуется, не впитывает жидкость, и несмотря на то, что синтетическая шелковая ткань тоже с переливами, они имеют более «резкий» блеск. При сожжении нити плавятся с характерным «пластмассовым» запахом.
  • Искусственный шелк не такой эластичный, как натуральный и сильнее мнется. На последнем признаке базируется органолептичекий метод сравнения: необходимо сильно сжать скомканный кусочек отреза в кулаке и выдержать несколько секунд, после чего расправить и посмотреть на результат. Полотна из целлюлозы, прошедшие для придания естественного блеска мерсеризацию, оставляют четкие заломы. Еще один способ – поджечь нитку «исследуемого» образца. Искусственная материя будет гореть «как бумага», ровным не прекращающимся горением, с соответствующим бумажным запахом.
  • Настоящий шелк приятен на ощупь и настолько гладок, что при подвешивании на руку, буквально «стекает» с нее. При прикладывании к коже он не вызывает дискомфорта: быстро нагревается до температуры тела, создавая эффект присутствия «второй кожи». Подобное качество проявляется из-за того, что натуральные нити являются протеиновым продуктом жизнедеятельности насекомого и не «чужеродны» для рецепторов нашей кожи. При поджигании природное волокно тлеет и при обычных условиях не способно самостоятельно гореть без внешних источников (быстро «скидывает» пламя). Во время тления «издает» слабый запах горелой шерсти или волос. После сгорания остается запекшийся комок, легко перетираемый пальцами.

Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]

Шелком называют мягкую и прочную ткань с приятным глянцевым блеском. Технология изготовления нити уникальна – ее получают, разматывая миниатюрные коконы тутового шелкопряда. Секрет изготовления шелка долгое время был известен только в Китае. Несмотря на то, что сейчас благородную ткань изготавливают в Индии, Бразилии и других странах мира, Китай и по сей день остается крупнейшим производителем шелка.

Тафта

Главная особенность (или таффеты) – жесткость и формоустойчивость. Из этого материала шьют нижние юбки и подкладку. Словом «тафта» персы называли любой сотканный материал. Туго скрученные нити соединяются в надежном полотняном переплетении.

Характерные черты:

  • износостойкость;
  • долговечность;
  • приятный глянцевый блеск;
  • формоустойчивость;
  • отталкивание влаги.

Благодаря прочности ткани, из вощеной тафты изготавливали аэростаты и обтягивали ею крылья и оперение некоторых первых самолетов.

Тафта бывает одноцветной, набивной, жатой и гладкой, а также с крупным плетеным рисунком.

Туаль

Туаль начали изготавливать во Франции, чтобы заменить дорогую набивную индийскую ткань чинц. Главная особенность – отпечатанный поверх однотонного полотна цветной рисунок. Популярные сюжеты:

  • цветочные орнаменты;
  • изображения зверей;
  • пасторальные сцены.

Переплетение нитей основы и утка – полотняное. Также туаль изготавливают из натурального шелка. В отличие от хлопкового аналога, шелк более гладкий, блестящий, тонкий и праздничный. Этим материалом часто обивали стены в жилых комнатах.

Шифон

Шифон-шелк

Настоящий шелковый шифон – это дорогой, элитный материал. Очень легкая, слегка песочная на ощупь ткань. Нити для создания шифона плотно скручивают (впрочем, как и для изготовления других легких материй).

Основные свойства:

  • легкость;
  • цветоустойчивость;
  • прочность;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность;
  • антибактериальность.

Среди разновидностей шифона можно назвать перламутровый перлшифон, глянцевый атлас-шифон, шероховатый креп-шифон, шифон-жаккард и переливающуюся ткань с эффектом хамелеона.

Чесуча (дикий шелк)

Ткань состоит из полотняного переплетения неравномерных по толщине волокон. Этот материал производят либо из остатков шелковой пряжи и бракованных волокон, либо из коконов не тутового шелкопряда, а бабочки под названием Antheraea mylitta. Материал получается плотным, но легким. Необработанная чесуча имеет желто-коричневую окраску.

Достоинства:

  • доступная цена;
  • прочность;
  • гигроскопичность;
  • эстетичный матовый блеск.

Из чесучи шьют повседневную и верхнюю одежду для любого сезона и климата. В составе нитей сохраняются аминокислоты, оказывающие полезное воздействие на состояние кожи.

Фуляр

Платочная ткань фуляр

Этот тонкий шелковый материал называют платочной тканью. Фуляр появился в XVIII веке в Европе. В переводе с французского языка означает платок. Переплетение ткани очень простое и надежное – полотняное. Фуляр окрашивают в различные цвета, декорируют принтами.

Свойства ткани:

  • антибактериальность;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность;
  • драпируемость.

Фуляр нельзя назвать очень прочной тканью. Из этого материала изготавливают занавески, абажуры, шейные платки и палантины, а также аксессуары (искусственные цветы, броши).

Свойства и применение шелка

Рассмотрев различные виды тканей, можно сделать вывод, что главный отличительный признак натурального шелка – мягкий благородный блеск. Волокно имеет трехгранное сечение и преломляет свет, словно призма. Благодаря этому оптическому эффекту, шелковые вещи выглядят легко, изящно, напоминают гладкую поверхность воды.

Недостатки:

  • требуется деликатный уход и осторожная работа с утюгом;
  • шелк следует беречь от солнечных лучей;
  • высокая стоимость.

Из шелка шьют большое количество различных изделий:

  • женскую одежду (блузки, юбки, жакеты, брюки);
  • платья (свадебные, вечерние, коктейльные);
  • мужскую одежду (рубашки, галстуки);
  • белье (корсеты, трусы, бюстгальтеры);
  • домашнюю одежду (халаты, костюмы);
  • постельное белье (наволочки, простыни, пододеяльники, а также декоративные подушки);
  • шторы (ламбрекены, гардины, портьеры);
  • бытовой текстиль (салфетки, );
  • подкладку для верхней одежды (пальто, куртки, шубы);
  • мебельную обивку (кресла, диваны, пуфы);
  • декор и аксессуары (ленты, заколки для волос, шейные платки).

Интересный факт: шелковые нити применяют также в качестве хирургического шовного материала для обработки ран и разнообразных травм.

Тонкости ухода

Шелк – благородный и деликатный материал. Вещи следует беречь от затяжек, когтей животных, воздействия высоких температур. Шелк требует аккуратности и сноровки во время глажки. Для поддержания опрятного внешнего вида ткани следует придерживаться нескольких общих правил:

  • Шелк можно стирать руками, в теплой воде (30 градусов), избегая резкого выкручивания.
  • В стиральной машинке выбирают деликатный или бережный режим (в зависимости от модели техники они называются по-разному). Некоторые стиральные машины оснащены специальным режимом «шелк». Температурный режим соблюдается (30 градусов).
  • Выстиранную ткань следует прополоскать в теплой воде (25 градусов). Также можно добавить уксус (пять столовых ложек на десять литров воды) – этот прием поможет усилить яркость шелка.
  • Материал можно отжимать руками и в машине, только нужно убедиться, что процесс будет щадящим.
  • Шелк сушат в тени на улице либо в хорошо проветриваемом помещении - под воздействием ультрафиолета ткань может изменить цвет. Вещи хорошо расправляют либо вешают на плечики.
  • Ткань держат вдали от отопительных приборов.
  • Шелк гладят несильно нагретым утюгом. Существуют специальные одноименные автоматические режимы для глажки.

При покупке шелка следует опасаться подделок из вискозы либо синтетических нитей. Искусственная ткань блестит тускло, лицевая сторона может быть неравномерной. При сжатии ненатуральный шелк мнется и сохраняет форму заломов. Если поджечь синтетическую нить, она будет пахнуть пластиком, а вискозная – древесиной. Подожженная шелковая нить горит очень медленно, пахнет жжеными перьями, а на конце образуется серый шарик.

Несмотря на высокую стоимость ткани, натуральная шелковая одежда очень популярна. Она считается престижной и подходит как для повседневного ношения, работы в офисе, так и для различных торжественных мероприятий.


Шелковая нить – это натуральный материал, изготовленный из волокон, получаемых из кокона тутового шелкопряда. Одомашненная бабочка семейства «настоящих шелкопрядов» стала одним из самых значительных открытий своего времени и прорывом в прядильно-ткацком производстве. Это событие произошло около 3000 лет назад до нашей эры. Прародиной одомашненного представителя ценного чешуекрылого были области северного Китая и юга Приморского края. Из географии распространения бабочки шелкопряда становится понятно, что первыми, кто смог извлечь выгоду из «приручения» дикого «представителя» этого крылатого насекомого стали китайцы.

Немного мифов

В Китае очень любят сказания. Согласно устоявшейся легенде, все происходило во времена правления мифического Желтого императора. Старшая жена легендарного правителя Хуан-Ди, Лэй-цзу познакомила свой народ с секретами разведения гусениц и скручивания нитей из волокон коконов шелкопряда, за что ее прозвали Си-Лин-Чи – повелительницей шелковых червей, а позднее даже возвели в сонм богов, сделав богиней шелководства. Вообще, само время правления желтого императора, это клубок легенд и мифов, а склонность древних китайцев приписывать все важные события своим правителям, и о том, как все было на самом деле точно никто не знает. Тем не менее, до сих пор, в одной из провинций Китая – Чжэцзянь, в середине весны – 5 апреля, проводят праздник-ярмарку с посещением статуи императрицы Си-Лин-Чи и подношением ей даров.

Согласно другой, более житейской легенде, женщины, собирающие фрукты с деревьев, сложили в корзины вместе с обычными и белые плоды, более твердые, и как оказалось, неподходящими для еды. Но женщины пока этого не знали и искали способ сделать «необычные фрукты» пригодными в пищу. Сварив их, они стали бить «странные плоды» еще и палками для размягчения, но, в конечном счете, вместо мякоти получили много-много тонких нитей – белые фрукты оказались коконами шелкопряда.

Есть и множество других историй про зарождение производства шелковых нитей, но они еще более фантастичтные, и больше похожи на сказки для детей.

История шелка

Помимо легенд существуют и исторические факты начала применения на практике коконовых нитей. Археологические раскопки показали, что секреты изготовления шелкового полотна были известны еще во времена неолитической культуры.

Во время многочисленных раскопок в различных китайских провинциях были обнаружены не только письменные упоминания, в виде иероглифов с символами шелка, тутового дерева и кокона, но и сами коконы, и уцелевшие фрагменты изделий из шелка.

До поры объединения Китая в единое государство в третьем веке до н.э., на территории поднебесной находилось множество самостоятельных вотчин. К середине первого тысячелетия до нашей эры, уже около шести государств на территории нынешнего Китая владели собственным производством нити, ткани и изделий из него.

Объединённый Китай ревностно защищал секрет производства шелка и выращивания гусениц и неспроста – в свое время это был основной источник дохода, как производителей, так и всего императорского дома. Строжайший запрет был наложен не только на производство шелка, но и на вывоз семян и ростков тутового дерева и самого шелкопряда: личинок, гусениц, коконов. За любое его нарушение следовала смертная казнь.

Во втором веке до н.э. был проложен Великий шелковый путь – караванная дорога, связывающая Восточную Азию со Средиземноморьем. Из самого названия этого пути, становится понятным, что основным товаром караванов из Азии был как раз шелк. В течение тысячелетий Китай оставался монопольным производителем этого материала. Но уже в 300 году нашей эры, секретом разведения «шелковых червей» и производства нитей из коконов овладела Япония, а вслед за ней – в 522 году и Византия (при помощи двух «любознательных» монахов) и некоторые из Арабских стран из которых, впоследствии, во время Крестовых походов, «шелковый секрет» «утекает» в Европу.

Как рождается шелковая нить

Тутовый шелкопряд сегодня выращивают специально. Существуют множество селекционных разновидностей, отличающихся не только способностью жить и размножаться в различных условиях, но и частотой размножения. Одни виды могут приносить потомство раз в год, другие – два раза, а третьи могут дать несколько потомств в течение одного года.

Бабочка (мотылек тутового шелкопряда)

Одомашненных представителей содержат в специальных фермах, где процесс начинается со спаривания, после чего самка мотылька откладывает яйца, из которых выбраковываются худшие. Во время брачного периода разнополых мотыльков отсаживают в специальные мешочки, а по его окончании самка в течение нескольких дней откладывает яйца. Шелкопряды достаточно плодовиты и могут откладывать за раз от 300 до 600 яиц.
Сама бабочка по размерам достаточно крупная. Взрослая особь может достигать в длину до 6 сантиметров с таким же размахом крыльев. Несмотря на такие внушительные крылья, одомашненные мотыльки не способны летать. Продолжительность их жизни всего 12 дней. Еще один интересный факт: бабочка не способна питаться и всю свою мотыльковую жизнь она находится в состоянии голода по причине недоразвитости рта и органов пищеварения.

Личинки и гусеницы

Для того что бы из яиц появились личинки, их содержат на протяжении 8-10 дней при определенной влажности воздуха и температуре – 24-25 °C. После вылупления мохнатых, 3 миллиметровых личинок, их переносят в другое, хорошо проветриваемое помещение, в специальные лотки, где они начинают интенсивно питаться свежими листьями шелковицы. В течение одного месяца, личинка будет линять 4 раза и конечном итоге превратится в крупную гусеницу (до 8 см в длину и до 1 см в диаметре) светло-жемчужного цвета и крупными челюстями на большой голове.
Самый главный орган гусеницы, из-за чего ее и выращивают, находится под губой. Он имеет вид бугорка, из которого выделяется особенная жидкость, превращающаяся при застывании в тонкую и прочную нить – в будущем, после определенных манипуляций, превращенную в шелковую. Бугорок – это место где сходятся две шелкоотделительные железы, выделяемая ими фиброиновая нить склеивается в этом месте при помощи серицина (природного клея гусеницы).

Процесс окукливания (формирование кокона)

После четвертой линьки и превращения из личинки в гусеницу, шелкопряд становится менее прожорливым. Постепенно шелкоотделительные железы полностью заполняются, и гусеница начинает, буквально сочится ею, непрерывно оставляя, при движении за собой застывшую секрецию (фиброин). При этом происходит и заметное изменение ее цвета – она становится полупрозрачной. Происходящее говорит о том, что «шелковичный червь» вступает в фазу окукливания. После этого его переносят в лоток с небольшими колышками-коконниками, на которых шелкопряд устраивается и начинает закручивать свой кокон, быстрым движением головы, выпуская на виток до 3 см нити. Коконы, в зависимости от вида шелкопряда, могут иметь разную форму: круглую, вытянутую, овальную. Их размеры разнятся от 1 до 6 см. Цвет кокона может быть белым, золотистым, а иногда приобретать лиловый окрас. Длина нити, используемая для создания кокона, может составлять от 800 м до 1500 м, толщина 0,011-0,012 мм (для примера: человеческий волос имеет диаметр равный 0,04 – 0,12 мм).

Интересный факт: коконы самцов имеют более плотную структуру и отличаются лучшим качеством.

Формирование шелковой нити из кокона

После того, как на лотках появилось множество коконов, их собирают и подвергают термической обработке, тем самым убивая внутри гусеницу, для предотвращения вылупления бабочки. Во время этого процесса проводится еще сортирование и отбраковка. Оставшиеся после сортировки коконы подвергают размягчению и растрепыванию, а также первичному удалению примесей, варя их на протяжении нескольких часов в кипящем мыльном растворе или распаривая при помощи пара. Вслед за кипячением или распариванием, коконы оставляют на некоторое время вымачиваться. Во время описанных выше, необходимых процедур, происходит вымывание серицина (клейкой субстанции) и удаление примесей, после чего, начинается многоэтапный процесс формирования нити.

Шелковое коконное волокно, на первоначальном этапе обработки, состоит из множества элементов среди которых: фиброин (белок) – до 75%, от общего веса, серицин (шелковый вязкий, белковый клей) – до 23%, а также воск, минеральные вещества и некоторые из жиров. Помимо основных (фиброина и серицина), присутствует еще около 18 составляющих.

Затем при помощи щетки находят концы волокна и в зависимости от того, какая должна быть в последующем толщина шелковой нити, оставляют то или иное количество коконов. В среднем для формирования одного килограмма ткани, требуется около 5000 коконов шелкопряда и 36 часов намотки. Для наглядности описанного процесса – советуем посмотреть следующее видео, на котором представлен непромышленный, кустарный способ производства:

Подготовительные работы перед отбеливанием и окрашиванием нити

Как правило, перед окрашиванием или отбеливанием натурального шелка, его предварительно подвергают термической обработке в специальном растворе, который удаляет остаточный серицин. В качестве ингредиентов для раствора объемом в один литр может служить:

  • 40% олеиновое мыло – 3,6 г;
  • кальцинированная сода – 0,25 г.

В подготовленный раствор опускают нити и варят при температуре 95 °С на протяжении получаса с последующим тщательной промывкой с целью вымывания оставшихся компонентов, для последующего равномерного окрашивания. Состав промывочной жидкости из расчета на литр воды:

  • гексаметафосфат натрия – 0,5 г;
  • нашатырный спирт – 0,5 мл.

Промывка происходит при температуре 70 °С.

После того как промывка закончена, нити ополаскивают в негорячей воде. Оптимальная температура ополаскиваемой жидкости – 50-55 °С.

Отбеливание

Чтобы получить белоснежный шелк его надо отбелить. Для отбеливания используют щелочной раствор, основным ингредиентом которого служит обычная перекись водорода. Подготовленное сырье вымачивают, с периодическим помешиванием, в течение 9-13 часов в нагретом до 70 °С растворе воды и перекиси.

Окрашивание

Процесс окрашивания не менее трудоемкий. Основными компонентами в нем могут выступать как натуральные красители, так и их химические аналоги. Перед самим окрашиванием, сырье предварительно протравливают 1% раствором, с применением солей металлов. В качестве протравляющих веществ, как правило, применяется:

  • алюмокалиевые квасцы;
  • железный купорос;
  • сернокислая медь;
  • хромово-калиевые квасцы;
  • хромпик;
  • двухлористое олово.

Перед погружением в протравочную ванну сырье вымачивают в воде. После окончания холодной протравы, длящейся около 24 часов, нити также ополаскивают и сушат. Шелк готов к окрашиванию.

Существует множество способов окрашивания, некоторое из которых до сих пор неизвестны широкой публике, так как являются ноу-хау того или иного мастера.

Для желающих потренироваться в окрашивании шелка в микроволновке, советуем посмотреть это видео:

Оживление

Для придания блеска, а также сочности красок, сырье подвергают обработке эссенцией уксусной кислоты.

Декатировка

И в заключении, шелковые нити в течение нескольких минут обрабатывают паром высокого давления, этот процесс называется – декатировка, его необходимость обусловлена снятием структурного напряжения внутри самих нитей.

[Оценивших: 2 Средняя оценка: 5]