ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Была ли горилла или зрительные иллюзии в одежде. Иллюзии зрительного восприятия Сообщение зрительные иллюзии в одежде

Часто бывает так, что женщина без одежды выглядит гораздо лучше, чем в одежде. Случается и наоборот, «фигуристая штучка» в бикини теряет привлекательные окружности. О чем это говорит? О том, что первая портит свою фигуру ненужными линиями в одежде, а вторая использует оптические хитрости, но делает это излишне эксцентрично, если не сказать гипертрофированно.

Визуальные иллюзии часто встречаются нам в повседневной жизни. Самый простой пример зрительной иллюзии, знакомый абсолютно всем, – это рельсы железной дороги: вдали они словно соединяются, хотя в действительности расстояние между ними не меняется. Другими словами, мы ошибаемся, когда смотрим на них, но знаем об этом. Что же касается одежды, нам все карты в руки: мы можем и неверно видеть, и неверно понимать, поскольку особенности фигуры другого человека нам не известны.

К примеру, мы хотим выглядеть выше и стройнее и для этого надеваем туфли на высоких каблуках. Результат – мы выглядим выше и стройнее. А что делать, если нужно выглядеть меньше и аккуратнее? В этом случае обувь на низком ходу – не единственный паззл в нашем конструкторе. Скорее всего, мы будем использовать цветовые блоки в ансамбле, многослойность, горизонтальные линии, спокойную укладку волос, яркие акценты в нижней части туловища, которые визуально будут «приземлять». Например, контрастные, экстравагантные или фантазийные туфли способны «лишить» вас нескольких сантиметров в росте.

Кейт Уинслет

Кира Найтли

Практикующим стилистам точно знакомы ситуации, когда многие клиентки поступают со своим гардеробом крайне алогично. Приходит такая девушка в джинсах-скинни, а то и в лосинах с неприкрытой паховой зоной, и жалуется на неприличный турнюр сзади, тяжелые ягодицы, уши, толстые, кривые, короткие ноги и прочее, и прочее – список можно продолжать бесконечно. А самое главное: об этом недостатке известно всем. В разговоре выясняется, что скинни – единственный крой, которому отдает предпочтение девушка, потому что «никакие другие брюки и юбки категорически не идут!» Но не стоит лукавить. Вам нравятся ваши бедра, и вы хотите к ним всячески привлекать внимание, или все же нет? Если ответ «да», если ваши кумиры Дженнифер Лопес (благодаря которой пышные бедра вошли в моду) или Ким Кардашьян (благодаря которой не собираются оттуда выходить), то радуйтесь жизни и прекратите переживать из-за пустяков.

Джиджи Хадид

Хлоя Морец

В пышных бедрах нет ничего плохого, некрасивого или неэстетичного. А в неприкрытой паховой зоне есть! Если же вы испытываете дискомфорт от того, что «все пялятся на ваши тяжелые бедра», то перестаньте обтягивать низ и наденьте эффектную брошь в портретной зоне. Поверьте, никому и в голову не придет бесцеремонно рассматривать ваши ягодицы. Однажды на одном из семинаров женщина с пятым размером груди в трикотажной кофте с глубоким декольте грустно поставила себе диагноз: «Мужчины не смотрят мне в глаза». Еще бы! Возможно, стоит прикрыть декольте? Или красиво накрасить глаза? Обрамить лицо ухоженной укладкой? Надеть красивый шелковый платок, выгодно подчеркивающий тон вашей кожи и цвет глаз? Грамотное направление внимания является одним из главных инструментов визуальной коррекции не только фигуры, но и внешности в целом.

Итак, если вы действительно хотите визуально выглядеть стройнее или даже на пару размеров меньше без диет, то есть несколько важных советов, на которые точно стоит обратить внимание в первую очередь.

1. Вертикаль в одежде вытягивает силуэт

Akris FW 2018-19

Brandon Maxwell FW 2018-19

Elisabetta Franchi FW 2018-19

Loewe FW 2018-19

Для того, чтобы выглядеть стройнее, вам понадобятся любые вертикальные линии в одежде. Пуговицы в ряд, молния, супатная (потайная) застежка, полы жакета, кардигана, пальто, длинный шарф или платок, заутюженные стрелки на брюках, лампасы, вертикальные прострочки. Исключения составляют контрастная полоска, частые складки и плиссе. Они сделают вашу фигуру объемнее.

2. Монохромный матовый look

Stella McCartney FW 2018-19

Akris FW 2018-19

Akris FW 2018-19

Tod"s FW 2018-19

Отдайте предпочтение темным глубоким матовым тканям, которые хорошо держат форму. Помните: любой блеск, декор, рельеф сделают вас полнее. Говоря откровенно, ничего не вытягивает силуэт так, как монохромный аутфит. Другими словами, когда вы с головы до ног одеты в один цвет: антрацит, синий, черничный или шоколадный. Всё – платье, колготки, туфли и пальто одного цвета. К тому же, это тренд последних сезонов, не сдающий своих позиций. Остромодно смотрится ансамбль, собранный из разных оттенков одной цветовой семьи. К примеру, от насыщенного зеленого, изумрудного и до темного бутылочного. Это элегантно и аристократично. Кроме того, комплементарно по отношению к фигуре. Плюс несколько сантиметров к вашему росту и минус несколько килограммов (от 5-ти точно) вам гарантированы. На вертикаль, кстати, будут работать и лодочки телесного цвета. Они зрительно делают наши ножки длиннее и подходят практически к любому ансамблю. Именно эти преимущества сделали их столь популярными в последнее время.

3. Покупайте вещи по размеру

Скарлетт Йоханссон

Ким Кардашьян

Звучит банально, но факт. Большинство людей не умеют или не хотят покупать вещи по размеру. По статистике, женщины приобретают вещи на пару размеров меньше в надежде чудесным образом постройнеть, да и хрупкой женской нервной системе этикетка, констатирующая размер поменьше, приходится по вкусу куда больше, чем то, что есть в реальности. Мужчины, напротив, отдают предпочтение вещам больших размеров в надежде выглядеть внушительнее. Стоит ли говорить, что ни те, ни другие не достигают своих целей. Даже самая стройная женщина в платье или нижнем белье, которое ей мало, производит «эффект рульки», а мужчина в мешковатой одежде – эффект карандаша в стакане.

4. Правильное белье

Скарлетт Йоханссон

Скарлетт Йоханссон

Как бы мы с вами ни колдовали над визуальными иллюзиями, образ легко может испортить не идеально сидящее белье. Правильный бюстгальтер не должен образовывать складки в области подмышек и спины. Очертания ваших трусиков не должны проступать через одежду и резать и без того не совершенные ягодицы. Помните, что корректирующее белье существует и для ежедневной носки, и для «красной дорожки». Корректирующий бюстгальтер призван не только приподнимать грудь и делать ее визуально на один-два размера больше, как в случае с «пуш-апом», но и с помощью, например, модели минимайзер облегчать тяжелую грудь и придавать ей нужную форму.

Возможно, кто-то с негодованием скажет: «Что же теперь, никогда не носить блестящие фактуры, яркие и светлые цвета, брюки с подворотами и спортивную обувь?!» Конечно, носить! Хочется надеть топ в пайетках? Надевайте! В таком случае низ и верхняя вещь должны создавать вертикаль. Обувь на каблуках вам также в помощь. Мыслите творчески, потому что мода – это не математика. Сегодня дважды два– четыре. А завтра – посмотрим!

Елена Мареева, тв-продюсер, эксперт в области моды и стиля, www.mareevastyle.ru . Успешный блогер, стилист, эксперт в области персонального стиля, самопрезентации, умения управлять впечатлением, светского и делового общения, мужского костюма, модных трендов. 15 лет работы на ТВ. 8 лет посвятила себя ток-шоу «Модный приговор». Как творческий продюсер проекта отвечала за программу, её качество, концепцию, рейтинги, нововведения, имидж и преображения героев. Постоянный лектор образовательной программы «Сити Класс».

Горизонтальные, вертикальные и диагональные линии в одежде

Иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определенных условиях их восприятия. В костюме иллюзии возникают в основном за счет различных сочетаний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декоративной отделки.

Горизонтальные линии - это конечно край одежды (пример, линии бортов, подолов). Любые подобные горизонтальные линии (пример, поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, цветные швы, ремешки на обуви, отделка по низу) в одежде полнят, расширяют, приземляют. Деление костюма на горизонтали дробит силует

Основные уровни горизонталей, так называемые "проблемные зоны":
- плечи;
- грудь;
- талия;
- бедра;
- колени;
- голени.

Низ изделия не желательно оканчивать на проблемных зонах. Юбка должна оканчиваться чуть выше или чуть ниже колена, но не на середине колена - это делает колени "тяжелыми", массивными.
Длина мини-юбки определяется очень просто: надо встать прямо, опустить руки "по швам" - окончание среднего пальца руки и будит определять ту линию горизонтали, по которой должна проходить мини-юбка. Юбка также не должна заканчиваться на самой широкой части голени ноги, особенно если ноги кривые. То же и с высотой сапог.

Вертикальные линии и детали стройнят и прибавляют визуально рост (пример, продольные полосы, однобортная застежка, длинные бусы и шарфы, высокий каблук, стрелки на брюках и длинный разрез спереди на юбке макси или миди).

Диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т.д.) являются промежуточными между вертикальными и горизонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности; чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.

Клетка (квадратами) обычно увеличивает объем. И чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект.

Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх ("морской" воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная в узелок), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию.

Линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачесанные наверх, шляпа с отогнутыми полями), создают иллюзию более высокого роста и величия.

Линии, расходящиеся от центра вниз , расширяют нижнюю часть и линию талии, уменьшая верхнюю часть фигуры: покрой реглан, юбка и брюки клеш зрительно сужают плечи. Если линии идут от головы вниз (шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор), то это визуально сокращает рост.

Линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье плюс широкая юбка; застежка или пальто на одну пуговицу), сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры. Эта иллюзия делает женщину более стройной и сексуальной.

Волнистые линии (рисунок на ткани, рюши, воланы) подчеркивают округлости, изгибы тела, а кроме того, добавляют объем.

Круги также визуально увеличивают объем и придают очертанием фигуры округлость.

Зрительные иллюзии , создаваемые цветом, способны сильно изменить пропорции тела. Дизайнерам одежды хорошо известно, что в черном платье фигура кажется стройнее. Это связано с эффектом иррадации: черный и темные цвета зрительно уменьшают объем, поглощают свет, тогда как светлые, и особенно теплые, тона увеличивают его.

В костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и темные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды, меняют представления о реальных размерах одежды. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верхняя часть помогает подкорректировать короткий торс. Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюмы равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть.

Можно изменить представления об истинных объемах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и темные цвета, а также различные линии кроя. На этом а основном и строится визуальная коррекция фигуры.

Иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций пред­метов при определённых условиях их восприятия. То есть оптиче­ский эффект заставляет нас обманываться: то, что мы видим, не со­ответствует реальности.

В целом ряде случаев оптические искажения (зрительные иллюзии) существенно влияют на эстетическое восприятие костюма, являясь мощным инструментом для усиления, либо уменьшения влияния отдельных элементов.

В иллюзии возникают в основном за счёт различных соче­таний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декора­тивной отделки.

При заполнении формы костюма полосками или линиями членения возникает особый ряд иллюзий, называемый иллюзией заполненного промежутка . Эта иллюзия зависит от направления и количества линий, расчленяющих поверхность.

Например, вертикальные линии и детали (продольные полосы и строчки на одежде, элементы центральной застёжки, стрелки на брюках, длин­ный шарф, высокий каблук и т.д.) стройнят, подчёркивают рост.

Горизонтальные линии в одежде (поперечные полосы, швы, кокетки, карма­ны, отделка по низу изделия и т.д.), напротив, расширяют, полнят. Деление костюма по горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры

Диагональные линии (подрезы на одежде, асимметрич­ный вырез горловины, платок через одно плечо и т.л.) яв­ляются промежуточными между вертикальными и гори­зонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности; чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.

Использование ткани с рисунком в клетку обычно увеличивает объём, и чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект.

Иллюзия переоценки острого угла в костюме возникает при различных вставках, косоугольном крое деталей, острых деталях воротника и т.д. Эта иллюзия основана на том, что обычно небольшие расстояния, заключённые между сторонами острых углов переоцениваются, кажутся бо льшими, чем они есть в действительности. Большие расстояния между сторонами тупых углов недооцениваются.

Так на основании этой иллюзии треугольный вырез горловины делает плечи более широкими, а талию у же в результате переоценки острого угла.

Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх («матросский» воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака в сочетании с углублённой горловиной), расши­ряют верхнюю часть, сужая центр, талию.

Линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное де­кольте на платье плюс широкая юбка; застёжка жакета или пальто на одну пуговицу), сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры. Эта иллюзия делает женщину более стройной.

Одним из важнейших видов иллюзий, применяемых в моделировании одежды, является иллюзия контраста и подравнивания, то есть усиление эффекта на фоне противоположности, поскольку контрасты активно действуют на нашу психику.

От соседства с контрастным предмет кажется ещё более своеобразным: маленькая деталь на фоне большой становится ещё меньше по восприятию. Так, одна и та же голова выглядит меньше в большо м головном уборе.

Шея, воротник и рукав – это тоже взаимодействующие между собой элементы. Если рукав широкий, рука кажется тоньше; при большом расклешении юбки талия кажется тоньше, а бёдра выступают ещё сильнее, если талия сильно стянута.

Ослаблять или усиливать действие контраста подравнивания можно с помощью внутренних конструктивных и силуэтных линий.

Наряду с перечисленными видами иллюзий большое значение имеют направленность внимания, расстановка акцентов и доминант. Это создаётся направлением линий, ритмом деталей и отделкой, контуром деталей и формы изделия в целом, а также использованием оптических свойств цвета.

Волнистые линии (фигурные рельефные швы, рисунок на ткани, рюши, воланы) подчёркивают округлости, изгибы тела, а кроме того, до­бавляют объём.

Зрительные иллюзии, создаваемые цветом , способны сильно изменить пропор­ции тела. Дизайнерам одежды хорошо извест­но, что в чёрном платье фигура кажется строй­нее. Это связано с эффек­том иррадиации: чёрный и тёмные цвета зрительно уменьшают объём, поглощая свет, тогда как светлые, и особенно тёплые, тона увеличи­вают его.

В костюме, выдержанном в одном цвете или в моно­хромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбить на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды , меняют представления о реальных размерах фигуры. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верх­нюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верх­няя часть позволяет подкорректировать короткий торс. Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюма равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажут­ся короче, чем они есть.

Можно изменить представления об истинных объёмах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбини­руя в костюме светлые и тёмные цвета, а также различные линии кроя. На этом в основном и строится визуальная коррекция фигуры.

Расстановка акцентов в этом случае должна производиться с учётом отвлечения внимания от «невыгодных» частей фигуры.

Хотите получать информацию с сайта?
Подписывайтесь на новые статьи!

Зрительные иллюзии, как правило, используются, чтобы приблизить реальные размеры фигуры к идеальным: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д. Рассмотрим зрительные иллюзии, которые важны для моделирования одежды:

1. Иллюзия переоценки вертикали:

  • вертикальное кажется больше равновеликого ему горизонтального;
  • одиночные вертикальные линии и детали (продольные полосы и строчки на одежде, однобортная застёжка, стрелки на брюках, длинный шарф, высокий каблук и т.д.) стройнят, подчёркивают рост;
  • одиночные горизонтальные линии (поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, отделка по низу изделия, ремешки на обуви и т.д.), напротив, расширяют, полнят;
  • множественные вертикальные линии расширяют, полнят;
  • множественные горизонтальные линии стройнят, подчёркивают рост.

2. Иллюзия пропорциональности:

  • расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части;
  • пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюма равны, создаёт переоценку размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть;
  • завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги;
  • более длинная верхняя часть позволяет подкорректировать короткий торс.

3. Иллюзия асимметрии:

  • диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т.д.) привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре;
  • чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности, чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.

4. Иллюзия контраста:

  • маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая форма в окружении маленьких кажется еще больше. Например, в большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше; худая рука в просторном рукаве — еще худее, широкие бедра при сильно стянутой талии будут еще шире;
  • в костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

5. Иллюзия переоценки острого угла:

  • расстояние между сторонами острого угла кажется большим, чем есть на самом деле;
  • расстояние между сторонами тупого угла недооценивается;
  • линии, расходящиеся от центра фигуры вверх ("морской" воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная на узелок), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию;
  • если линии идут от головы вниз (шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор), то это визуально сокращает рост;
  • линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачёсанные наверх, шляпа с отогнутыми полями), создают иллюзию более высокого роста и величия;
  • линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье плюс широкая юбка; застежка жакета или пальто на одну пуговицу), сужают талию, однов ременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры;

  • если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то это сокращает ширину бедер полной фигуры;
  • углы полос, расположенных острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже несмотря на наличие вертикальной вставки посередине.

6. Иллюзия насыщенности цвета:

  • чёрный и тёмные цвета зрительно уменьшают объём, поглощая свет, тогда как светлые, и особенно тёплые, тона увеличивают его.

7. Иллюзия расчленения формы:

  • форма одежды читается нечетко, если заполнена активным, достаточно крупным рисунком или декором;
  • при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями сокращается объем;

  • деление костюма по горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры;
  • в костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

8. Иллюзия трехмерного пространства:

  • модели с иллюзией пространственного решения рисунка, намеренно прорывают плоскость двухмерного решения, в виде монокомпозиции, крупнораппортной ткани или трикотажного полотна.

9. Иллюзия психологического отвлечения:

  • чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внимание направляют на другое место в одежде или целенаправленно подчеркивают достоинства внешности человека. Например, при «фундаментальном» низе фигуры, отвлекающим акцентом может быть оформление шеи, плечевого пояса, лица с помощью украшений, декора, дополнений.

10. Иллюзия круга:


Зрительные иллюзии, как правило, используются, чтобы приблизить реальные размеры фигуры к идеальным: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д.

Иллюзию или "зрительный обман" использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить как "сужали" талию с помощью широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии, создавали иллюзию маленькой головки большим воротником "фреза", увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т.п. Это был один из путей иллюзорного изменения пропорций фигуры человека.

В современной одежде сохранились подкладные плечи, прокладки в области груди в пиджаках и использование специального белья в больших вечерних туалетах, позволяющее добиваться "идеальной фигуры". Но эти приемы значительно упростились, потому что изменились эталоны красоты.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ В ОДЕЖДЕ

Желаемая видимая форма одежды определяется общим замыслом при построении ее. Мы не входим в обсуждение этой формы. Она зависит от назначения одежды, социального ее смысла, художественных оснований, исторического периода и т.д. Мы принимаем ее как заданную. При осуществлении ее в каком бы то ни было виде необходимо владеть средствами, при помощи которых можно придать одежде тот или иной внешний вид, нужно знать, что может содействовать определенному впечатлению. Учение о зрительных иллюзиях имеет здесь большое значение. При этом для осуществления желаемой формы необходимо считаться с фактором, данным извне, - размерами и очертаниями человеческой фигуры. Этот фактор в нашей теме является основным зрительным элементом. Дополнительными зрительными элементами являются те линии, площади и формы, которые образуются:
1) покроем одежды;
2) отделкой ее;
3) рисунком ткани;
4) цветом ее.

Способы придания одежде желаемой формы

Одежда имеет значение не сама по себе, а на определенном носителе, на человеке. Всякая одежда есть известное видоизменение, преображение внешности человека. Кроме того человеческая фигура не всегда соответствует задуманной, желательной в том или ином случае форме.

Для достижения цели выделяют в фигуре желаемые очертания, а если выделять нечего, то создают их видимость, а невыгодное замаскировывают, скрывают, попросту закрывают. Так сутулую спину прикрывают накидкой или широким воротником, худую шею закрывают пышным фишю; подшивают подкладки - и узкие плечи делаются широкими; устраивают "грудь колесом" и т. д. Это - путь самый простой. В этих случаях фактически, физически получаются другие очертания. Тут собственно обман не зрительный. Мы видим то, что есть: и для осязания плечи - толще, обман только в том, что они ватные. Или же мы не иллюзорно видим спину прямой, а мы просто спины с ее сутулостью не видим, а видим одну накидку. Большая часть советов, даваемых относительно того, как сгладить неблагоприятные особенности фигуры, относится к приемам этого типа.

Другого рода задача возникает, когда фактически, физически форму изменить невозможно. Если рост можно прибавить высокими каблуками, то убавить его тем же методом нельзя. Худобу можно скрыть различными подкладками, но стянуть корсетом излишнюю полноту можно только в ограниченных пределах и т. д. Здесь-то и имеют значение способы зрительного изменения фигуры. Именно зрительные иллюзии могут помочь до известной степени выпрямить неправильную форму, сделать приземистую фигуру более стройной, дать кривую линию там, где на самом деле прямая, и т. д.

В этом положительная роль иллюзий. Но не надо забывать, что они могут оказать и очень вредное действие, если с ними не считаться. Если их не знать, не принимать в расчет, то при известных соотношениях частей одежды и фигуры может возникнуть такое впечатление, которое совершенно извратит композиционный замысел. Вместо прямой фигуры, какой она на самом деле является, мы увидим кособокую, вместо правильной формы - изуродованную и т. д. Знание законов зрительного восприятия и зрительных иллюзий дает возможность этого избегнуть.

Понятие о зрительной иллюзии

Проблема иллюзии и точности нашего восприятия имеет значение в самых разнообразных областях. Сейчас мы берем понятие иллюзии в узком техническом значении оптической, или зрительной, иллюзии.

Зрительной иллюзией мы называем непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другими видами восприятия данного предмета и с общей совокупностью наших знаний о нем.

Подверженность иллюзиям отнюдь не признак несообразительности. Велись специальные исследования для установления связи между умственной одаренностью и подверженностью иллюзиями. Никакой корреляции, т.е. никакой связи между этими явлениями, не обнаружилось.

Конечно в восприятии иллюзий, как и во всех других видах восприятий, сказываются индивидуальные различия. На одних иллюзия действует сильнее, чем на других. Однако обычно мы находим лишь количественную разницу, но не изменение направления иллюзий.

Иллюзии могут быть обусловлены разными причинами:


  1. Физические причины зрительный иллюзий. Ими например обусловлены все те факты, когда мы вследствие отражения или преломления лучей видим предметы не в том направлении, в каком они находятся: палка, опущенная в воду имеет вид изогнутой

  2. Физиологические причины - особенности устройства глаза (например неодинаковая чувствительность его для различных мест зрительного поля). Сюда же относятся особенности мускульных движений глаза.

  3. Психологические причины представляют величайшую важность. К ним относятся восприятия смысла целой фигуры, направление внимания, влияние прошлого опыта, понимание перспективы и т.д.

Особенное значение для восприятия иллюзий имеет направление внимания . В иллюзиях, обусловленных действием дополнительных зрительных элементов, очень важно, чтобы фигура рассматривалась вся в целом. Понятно, что если иллюзия зависит от определенных элементов, то всякое их ослабление поведет к ослаблению иллюзии; и если суметь игнорировать эти элементы, как бы не смотреть на них, не обращать внимания, иллюзия не сможет проявиться, как и в том случае, если бы изменяющие элементы и в действительности были устранены, прикрыты чем-нибудь.

Это обстоятельство следует иметь в виду при восприятии иллюзий. Иллюзии нужно рассматривать в целом , чтобы увидеть их действие.

Классификация иллюзий

Иллюзии можно было бы классифицировать следующим образом:


  1. Иллюзии восприятия формы в двух измерениях.

  2. Иллюзии восприятия третьего измерения.

  3. Иллюзии цвета, ведущие к изменению формы.

ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ

Иллюзии восприятия в двух измерениях могут быть разделены на две группы:


  1. Неправильное восприятие вследствие особенностей устройства нашего органа зрения.

  2. Неправильное восприятие линий, углов, направлений, величины и формы площадей вследствие одновременной данности дополнительных зрительных впечатлений. Эта последняя группа обычно называется "геометрико-оптическими иллюзиями" согласно термину, введенному Оппелем.

Первая группа иллюзий может считаться обусловленной изначальной неточностью нашего восприятия.

1. Среди относящихся сюда иллюзорных восприятий заслуживает внимания переоценка вертикального направления по сравнению с горизонтальным. Вертикальное расстояние кажется больше равновеликого ему горизонтального . В силу этого правильный квадрат кажется прямоугольником.

Вертикальная линия кажется больше горизонтальной (рис. 1), а высота цилиндра значительно превосходит ширину его полей (рис.2); если же из смерить, они окажутся одинаковыми.

При малых расстояниях эта иллюзия очень значительна и может давать кажущуюся разницу до 1/5. Иллюзия эта сильнее, если расстояние обозначено прерывисто.

Установлена некоторая связь между величиной иллюзии и абсолютными размерами расстояний. С увеличением расстояний иллюзия сначала возрастает, а потом как будто остается постоянной.

2. Наряду с этим мы переоцениваем расстояния, находящиеся в верхней части поля зрения: они кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в нижней части поля зрения. Если попробывать на-глаз разделить пополам вертикальную линию, то верхняя часть обычно получается на 1/16 меньше нижней. В таких цифрах как 8, или в такой букве как латинская S, верхняя часть кажется приблизительно равной нижней.

Практически значение этих иллюзий нужно учитывать при покрое, если мы желаем дать видимость правильного квадрата или сплюснутого прямоугольника. Переоценка вертикального направления особенно сильно сказывается при полосатых материях, так как прерывисто обозначенное расстояние дает более явственную иллюзию (см. ниже о заполненном промежутке).

Геометрико-оптические иллюзии

Геометрико-оптические иллюзии почти всегда изучаются на плоских рисунках и обуславливаются дополнительными зрительными элементами.

Иллюзия заполненного промежутка

Во многих случаях зрительное впечатление зависит от того, что заполненное расстояние кажется больше, чем равное ему незаполненное. Промежуток, заполненный деталями или разделенный на части, кажется больше при известной величине делений или деталей, чем пустой и неразделенный. Вследствие этого на рис.4 левые заполненные расстояния кажутся больше, чем равновеликие пустые промежутки справа.

Прямоугольник с поперечными полосами кажется выше и уже, чем прямоугольник, заполненный продольными полосами. У первого вертикальная сторона разделена и кажется больше, у второго - горизонтальная (рис.5).

Положение в большей видимости величине заполненного промежутка применимо и к прямым линиям, углам, площадям и т. д. Однако переоценка заполненного промежутка происходит не во всех случаях. Заполненный промежуток кажется больше только, если деления достаточно многочисленны и находятся близко друг от друга (оптимальное количество делений было найдено равным 7-8).

Если делений немного и они недостаточно часты, иллюзия исчезает и может даже наступить обратное явление .

На рис.6 прямоугольник с поперечной полосой кажется шире, нежели прямоугольник с продольной полосой.

Ромб с поперечным делением на рис.7 кажется шире и ниже, чем ромб, находящийся рядом с ним.

Таким образом может быть объяснено разногласие между научными исследованиями и суждениями швейных работников. В работах по оптике вы прочтете, что "платье с поперечными полосами делает фигуру выше" (Гельмгольц) , а почти всякая портниха вам скажет, что от поперечных полос фигура кажется короче и шире. Дело в том, что результат зависит от величины и частоты полос. Обычное суждение - в платье с продольными полосами человек кажется тоньше и выше - справедливо только при достаточно широких промежутках. При узких промежутках оно безусловно несправедливо. Это мы видим на рис. 8 и 9.

Фигура с поперечными полосами (рис.8) кажется уже и выше, чем фигура с продольными полосами на рис.9.

Таким образом мелкие продольные полосы, будут ли они даны покроем, мелкими складочками, рисунком ткани, увеличивают видимую ширину. Само собой разумеется, что они не должны быть чересчур малы и часты и не должны давать пространственного смещения, т.е. сливаться для глаз на известном расстоянии. Наоборот, достаточно редкие продольные полосы уменьшают ширину и могут увеличить кажущуюся высоту, как это видно из сравнения рис. 10 и 11.

Иллюзию заполненного промежутка можно применять во всех случаях, когда желательно удлинить или, наоборот, сократить рост, талию, плечи и т. д.

Нужно избегать нагромождения деталей на те части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать. Следует заметить, что в данном случае играет роль фактор, о котором придется еще неоднократно говорить: если направить внимание на какой-нибудь предмет, он кажется больше.

В иллюзии заполненного промежутка играет роль не только количество делений. Так например при полосатом платье имеют значение и ширина полос и соотношение светлых и темных промежутков. Соответствующая иллюзия дана ниже, в главе о подравнивании. Здесь нужны еще дальнейшие исследования; есть основание полагать, что широкие полосы вообще увеличивают размеры.

Кроме вопроса о заполненности промежутка в смысле частоты и относительной величины делений возникает еще вопрос о характере этих делений в смысле пропорциональности их. Как мы видим на рис. 12, деления могут быть равномерными, как В и С , при этом в В заполненные и незаполненные части равны между собой; в С равны между собой с одной стороны заполненные промежутки, с другой стороны, все белые полосы, но белая полоса не равна заполненной. Или же промежутки могут быть неравномерными, как в A и D , где налицо разнообразие соотношений.

Только специальное исследование может выяснить, какое размещение промежутков благоприятствует впечатлению высоты или ширины.

В литературе можно найти указания, что постепенные плавные переходы содействуют впечатлению большей высоты. В доказательство приводится рис. 13.

Напротив, при запутанном и сложном соотношении промежутков, когда глазу нельзя двигаться с достаточной легкостью, высота как бы уменьшается (рис. 14).

Приведенные рисунки не обладают совершенной очевидностью. Исследования не нашли полного подтверждения приведенного правила. Повидимому необходимо учитывать еще соотношение светлот на границах фигуры. На рис. 12 прямоугольники А и D многим кажутся выше, чем В и С , а не наоборот. Причина этого в том, что темная заполненная полоса приходится на границы фигуры и, подчеркивая наиболее удаленные пункты, придает большую видимую величину.

Для окончательного решения вопроса о роли заполненного промежутка в одежде необходимо считаться еще со следующим обстоятельством. В реальной фигуре действует третье измерение: она имеет объем. В человеческой фигуре есть не только ширина, но и толщина. т. е. некоторый рельеф. Об этом подробнее будет написано в главе о третьем измерении.

Переоценка острого угла

В большой группе иллюзий переоценивается острый угол, хотя в некоторых иллюзиях в то же время играют роль и другие причины.

Обычно небольшие расстояния, заключенные между сторонами острых углов, переоцениваются и кажутся бОльшими , чем они есть в действительности. Большие же расстояние между сторонами тупых углов недооцениваются. Мы замечаем изменение в направлении сторон угла и именно такое, как если бы острый угол был больше.

На рис. 15 средние линии кажутся слегка сходящимися к концам и расходящимися к середине. На самом деле они параллельны. Острые углы переоцениваются, и угол А-а например как бы раздвигается и сторона а отклоняется книзу. Недооценка тупого угла иллюстрируется рис. 16. В нем параллельные линии кажутся слегка расходящимися у правого конца.

Если мы имеем две параллельные линии и увеличиваем число линий, образующих острые углы, иллюзия может чрезвычайно усилиться (рис. 17).

В иллюзии Геринга параллельные линии кажутся изогнутыми и расходящимися в середине. Если мы изменим положение углов, то можем получить обратный результат, и линии будут казаться сближающимися к середине фигуры. Это видно на фигуре Вундта (рис. 18).

Аналогичный результат мы наблюдаем на рис. 19 с двумя вариантами фигуры Геринга.

Вертикальные параллельные линии, пересекаемые короткими косыми, кажутся расходящимися. В этом заключается иллюзия Цельнера (рис. 20).

Наибольший эффект эта иллюзия дает, когда угол между короткими пересекающими линиями и длинными параллельными равняется приблизительно 30°.

Было установлено, что иллюзия действует сильнее, если длинные параллельные линии образуют 45° с горизонтальной линией. По некоторым наблюдениям иллюзия уменьшается и иногда даже совсем исчезает, если избегать движений глаза и выбрать какую-нибудь одну точку для фиксации.

Смещение секущих линий при параллельных вертикальных

Такое смещение дает иллюзию Поггендорфа. * иллюзия Поггендорфа излагается в иллюзиях переоценки острого угла. Однако она не может быть исчерпывающе объяснена одной этой переоценкой (Шумани, Бенусст, Гатти), некоторые вовсе отрицают значение этой переоценки для иллюзии Поггендорфа (Велинский, Гальперин) * На рис. 21 продолжением линии а кажется линия d 1 , а не d , которая на самом деле лежит на одной прямой с а .

На рис. 22 части одной и той же наклонной линии кажутся отрезками трех параллельных линий.

Иллюзия уменьшается, если рисунок повернуть на 90° таким образом, чтобы параллельные линии лежали горизонтально.

Если в пустом промежутке между вертикальными параллельными линиями еще одну черту, - иллюзия исчезает.

Иллюзия сохраняется, если вместо прямых параллельных мы будем иметь кривые (рис. 23 по Велинскому).

Имеются некоторые варианты иллюзии Паггендорфа, которые ее усиливают (Гельперин). Они приведены на рис. 24 и 25. Автор считает, что иллюзия наименее действует в форме 4 и 5, а всего сильнее в форме 1, 3 и 6.

Применение к одежде

Применение указанных иллюзий весьма разнообразно. Воспользоваться переоценкой острого угла возможно во многих случаях, когда мы желаем сделать для глаз более широкой одну часть фигуры и более узкой другую. Именно так поступает одна немецкая фирма, которая не раз подчеркивала это в своих рекламах 1931/32 г., когда согласно моде требовались широкие плечи и узкие бедра (рис. 26).

Текст при объявлении гласил: "В чем оптическая иллюзия? Положите ваш указательный палец на вырез на спине этой фигуры, и тотчас же бедра покажутся толще. Затем опять уберите палец, и бедра станут удивительно узкими. Это есть своеобразное оптическое действие треугольного выреза Juvena, такого, каков он в образцовом костюме Juvena. Он делает плечи широкими, а бедра узкими. Требуйте..." и т. д.

Действие треугольного выреза объясняется переоценкой острого угла: стороны его раздвигаются. Можно это действие рассматривать так же, как обусловленное очертаниями цельной фигуры - треугольника.

Иллюзия Вундта может помочь сделать вогнутой линию на самом деле прямую.

Как это показано на рис. 27, соответствующее расположение линий придает некоторую стройность и большую заметность талии.
Иллюзия Геринга может иметь обратное действие (рис. 28).

Если поднять всю иллюзорную фигуру Геринга выше по платью, можно надеяться исправить внешность слишком плоской грудной клетки. Другой вариант иллюзии Геринга действует аналогичным образом, но несколько слабее (рис. 29 и 30).

Иллюзия Цельнера (рис. 20) играет роль в рисунках для материи. Именно на таком рисунке она и была открыта автором. Но в то же время в дальнейшем можно попытаться использовать ее для получения желательной линии в покрое, аналогично тому, как мы это делаем с иллюзиями Геринга и Вундта.

Иллюзию Поггендорфа можно попробовать применить к затруднительным случаям кособокости несимметричности в фигуре. Как сильно действует данная иллюзия, видно на следующих примерах, имеющих прикладное значение для архитектуры (рис. 31 и 32).

Если на арку (рис. 31) наложить полосу так, чтобы стороны арки образовали с этой полосой острые углы, то для глаз получится сильное искривление арки, - мы увидим арку со смещенной осью. Это показано на рис. 32.

Теперь возьмем асимметричную фигуру и подберем вертикальные параллельные линии таким образом, чтобы изменение острых углов сгладило несимметричность. Фигура у нас получится правильная. На рис. 33 дана кособокая фигура, у которой одно бедро выше другого. Если поместить полосу на более высокое бедро так, чтобы возникла иллюзия Поггендорфа, то та же фигура будет иметь вид прямой, как это видно на рис. 34.

Если, напротив, поместить эту полосу с другой стороны, кособокость будет еще очевиднее (рис. 35). То же мы имеем в случае неровных плеч (рис. 36 и 37).

Соответствующая полоса, образующая вертикальные параллельные линии, может быть дана покроем, отделкой в виле воротника, шарфа, пояса и т. д.

Извращающее действие таких случаев менее заметно. Если человек спустит конец шарфа сбоку, то у него не искривится тотчас же фигура. Иллюзия ослабевает в своем действии, так как мы знаем, что человеческая фигура нормально симметрична, и обычно ожидаем увидеть именно такую фигуру (ср. дальше рис. 113 и 114).

В то же время иллюзия Паггендорфа может извратить покрой платья. Например симметрично скроенное платье (рис. 38) может приобрести такой вид, который совершенно искажает его (рис. 39).

С другой стороны, небольшие погрешности покроя (рис. 40) могут быть скрыты при помощи иллюзии Паггендорфа (рис. 41).

При всех указанных случаях следует иметь в виду вышеприведенное правило: иллюзия уничтожается дополнительной линией в пространстве между параллельными.

КОНТРАСТ И ПОДРАВНИВАНИЕ

Контраст

Мы рассматриваем сейчас контраст линий, углов и площадей. Закон контраста проявляется во всей нашей психической деятельности. Контрасты обращают на себя внимание, прочно запоминаются, будучи даны одновременно (в области учения о памяти сохраняется термин ассоциации представлений по контрасту). Контрасты сильно действуют на наши эмоции, оживляют притупившуюся чувствительность и т. д.

Наше восприятие зависит от того, воспринимаем ли мы одновременно другие, схожие с ним, или, наоборот, сильно отличающиеся от него объекты. От соседства с резко различным предмет кажется еще своеобразнее, противоположность между предметами еще более возрастает. Маленький рядом с большим кажется еще меньше, светлый с темным - еще светлее, оборванный рядом с нарядным - еще оборваннее и т. д.

Действие этой закономерности можно наблюдать и на пространственных величинах . Обычно угол, окруженный большими углами, сам кажется меньше, чем равный ему, находящий между меньшими углами (рис. 42).

Круг среди маленьких кругов кажется больше, чем между большими (рис. 43).

Круг, находящийся ближе к вершине угла, кажется больше, чем такой же круг, помещенный дальше от вершины и от которого стороны угла более удалены (рис. 44).

Из двух людей разной толщины более высокий будет казаться в то же время тоньше, более низкий - толще, аналогично тому, как на рис. 45 низкий прямоугольник имеет вид более широкого.

Приведенных примеров достаточно для того, чтобы убедиться в очевидном действии контраста. Мы сможем обнаружить его действие и в других иллюзиях, отнесенных в иные рубрики.

В области одежды контраст используется весьма разнообразно, и действие его достаточно известно. Вот некоторые случайные примеры. Ты же самая голова будет казаться меньше в большом головном уборе и больше в узком и маленьком (рис. 46 и 47).

То же справедливо относительно шеи и воротника, руки и рукава и т. д.

Если вырез воротника широк, то тонкая шея покажется еще тоньше, худая рука в просторном рукаве - еще худее, при стянутой талии широкие бедра еще больше выступят. Большая голова, увенчанная маленькой шапочкой, покажется огромной и т. д. В костюмах с кринолином конец лифа среди более широких углов образуемых юбкой, делал талию по контрасту весьма тонкой (рис. 48). Если такой же угол окружен меньшими углами современной узкой юбки, то этот угол кажется больше (рис. 49).

Поэтому во всех случаях, когда мы желаем сделать менее заметной какую-нибудь особенность фигуры, не следует употреблять резко контрастных, противоположных очертаний в форме одежды. Наряду с этим контраст может и, наоборот, удачно подчеркнуть какие-нибудь выгодные особенности во внешности. Однако вполне целесообразно воспользоваться действием контраста мы сможем только тогда, когда учтем другое, совершенно противоположное ему явление - подравнивание, и рассмотрим их совместно.

Подравнивание

Если близко рядом находятся предметы разной величины, то различия как бы становятся незаметнее, и предметы уподобляются друг другу. Явление это называют "слиянием" (Мюллер-Ляйер), или "подравниванием" (Вундт), или ассимиляцией.

Тот же круг, будучи вписан в больший, кажется сам более значительных размеров, чем если он окружает меньший круг. На рис. 50 внутренний круг В кажется больше внешнего круга А , хотя они равны - иллюзия Ястрова .

Подравнивание, или уподобление, сказывается и на вышеприведенной иллюзии переоценки острого угла. Возьмем фигуру, данную ранее на рис. 15. Заполним промежуток между сторонами черным так, чтобы различие и противопоставление сторон, образующих угол, сделалось затруднительным.

Теперь нижняя прямая кажется слегка изогнутой на концах уже не книзу, как это было на рис. 15, а кверху, приближаясь к направлению верхних линий, уподобляясь им (рис. 51).

Одно и то же расстояние, в зависимости от толщины ограничивающих полос, кажется то больше, то меньше. Так показанное на рис. 52 расстояние между двумя тонкими линиями кажется меньше, чем соседнее, ограниченное линиями потолще, а это последнее в свою очередь кажется меньше, чем расстояние между еще более широкими черными полосами.

Ту же иллюзию можно повторить с кругами, при этом кажущееся увеличение белого расстояния продолжается лишь до известной границы, после которой оно идет на убыль. При очень широком окаймлении белая поверхность как бы отделяется и видится обособленно.

На рис. 53 левая граница, образуемая кругами, кажется изогнутой, на самом деле она прямая. Зависит это от стремления левой границы приравняться к линии, образуемой правой стороной кругов (Иллюзия Липпса ). Изменение видимой величины прямой линии от углов на ее концах может быть также отнесено к иллюзиям подравнивания (рис. 54). Все три горизонтальные прямые линии на рис. 54 одной длины, но кажутся они ровными. Можно сказать, что чем больше угол, тем длиннее кажется линия.

К иллюзиям подравнивания относится и известная иллюзия Мюллер-Ляйера. Она заключается в том, что линия, на концах которой поставлены обращенные внутрь углы, кажется гораздо меньше, чем равная ей линия, у которой стороны на концах обращены наружу (рис. 55 и 55а).

Иллюзию эту варьировали: заменяли углы дугами, вместо прямых вставляли зигзагообразные линии, вовсе уничтожали изменяющуюся прямую, а оставляли одни углы и т. д. (рис. 56, 57, 58 и 59). Иные авторы даже убирали сами линии на концах, порождающие иллюзии, и вместо них помещали "незаметные тени". Есть работы, изучающие данную иллюзию в гипнозе.

Во всех вариантах этой иллюзии расстояние, заключенное между углами или ограничивающими линиями, имеет тенденцию сжаться, казаться меньше, когда линии на концах сближаются, и наоборот, - увеличиться, растянуться, когда указанные линии расходятся. Иллюзия Мюллер-Ляйера может быть также сопоставлена с иллюзией незамкнутого контура (Бурдон).

Нередко имеет место подравнивание целой фигуры по части.

Если какая-нибудь часть формы особенно выдается, она может определить собой восприятие всей фигуры. Если отчетливо заметно, что какая-нибудь сторона одной фигуры больше находящейся вблизи стороны другой фигуры, то и вся первая фигура может казаться больше второй, хотя в действительности они равны. На рис. 60 даны два совершенно одинаковых отрезка, из них нижний на-глаз как будто больше, шире, потому что верхняя сторона его шире нижней дуги верхней фигуры, а благодаря этому мы и всю фигуру воспринимаем, как большую.

Здесь мы можем отметить и влияние контраста. Вследствие контраста нам бросается в глаза разница между нижней дугой верхней фигуры близлежащей стороны нижней.

Явление подравнивания можно обнаружить и в тех случаях, когда прямая полоса, составленная из косых штрихов, выглядит смещенных в направлении этих последних (рис. 61).

Иллюзия усиливается, если к концам косых линий добавить маленькие треугольники (рис. 62 и 63).

Приведенные ниже иллюзии называются иногда иллюзиями "крученого шнура" (twisted cord), иллюзия Фрезера (рис. 64 и 65).

Шнур может быть скручен из двух полосок - белой и черной или светлой и темной. Помещая его на различные фоны, можно получить поразительные результаты. Например, если положить шнур на клетчатую ткань, то, как видно на рис. 64, параллельные прямые приобретут вид изогнутых. На рис. 65 мы явственно видим спираль, и только специальным измерением можно убедить себя в том, что это концентрические круги. (Это можно сделать, обведя чем-нибудь один из кругов и заметив точку, от которой вы отправились. Вы вернетесь к ней же, и тогда станет ясным - шнурок уложен не спиралью, а кругами).

В отношении одежды иллюзии подравнивания могут иметь большое поле применения. Так возьмем иллюзию изменения прямой в зависимости от величины углов на ее концах. Если мы сделаем ряд накидок или воротников, то чем больше будет угол, образуемый падающим краем и линией плеч, тем шире будут казаться плечи. На рис. 66 плечи кажутся уже, чем на рис. 68, а на этом последнем Уже, чем на рис. 67. Между тем они совершенно одинаковы.

Иллюзия Липпса может действовать аналогично иллюзиям Геринга и Вундта (рис. 69 и 70).

В одном рисунке кажутся иллюзорно выгнутыми внутренние границы кругов, в другом - внешние.

Иллюзия Мюллера-Ляйера и теоретикам костюма. В работе Стори дается следующая иллюстрация ее использования (рис. 71).

В пояснение говорится, что когда линии, идущие от головы, скошены вниз, а линии, идущие от ног, скошены вверх, то фигура кажется короткой. Если же линии, идущие от головы, скошены вверх и наружу, а от ног - скошены книзу, мы получим впечатление высоты. Для первой цели, т. е. сокращения высоты, могут послужить шляпа клеш с опущенными полями, башмаки с опущенными носками. Увеличению роста могут посодействовать шляпа с линиями, направленными кверху, узкие туфли с длинным носом и т. д. Этот же эффект направления линий очевиден и во многих других случаях, например манжет на рукаве, завернутый назад, укорачивает руку, спущенный книзу - удлиняет.

Мы привели выше большое количество вариантов иллюзии Мюллер-Ляйера, и почти каждый из них может быть целесообразно использован в одежде. Так практика современного костюма принимает наклонные диагонали, дающие тот же эффект, что вариант иллюзии Мюллера-Ляйера, приведенный Ауэрбахом (рис. 72).

Тот же результат удлинения одной части одежды получается на нашем рис. 73, где нами использована обычная иллюзия Мюллер-Ляйера. Аналогичные покрои также распространены в современном платье (рис. 74).

Иллюзия Ястрова успешно может действовать, если надо выделить одну часть фигуры по сравнению с другой. На рис. 75 верхняя линия кокетки на юбке кажется значительно меньше, чем верхняя линия ворота, хотя они равные. Длиннее обеих линий кокетки только нижняя линия воротника, но по подравниванию и верхняя кажется больше.

Практическое значение иллюзии крученого шнура еще не исследовано. Следует лишь указать на то, что при соответствующем расположении шнура можно получить сильнейше кажущееся искривление правильной фигуры. Но столь же велико может быть и положительное действие иллюзии крученого шнура, аналогичное тому, какое мы указали для иллюзии Поггендорфа.

Относительно общего значения иллюзий подравнивания можно сказать, что оно обнаруживается во всех случаях, когда, давая сходную форму, повторяющую и несколько преувеличивающую определенную особенность фигуры, мы оттеняем эту особенность.

Если эта особенность такого рода, что нежелательно ее подчеркнуть, то подравнивание может дать отрицательные результаты. Так излишне толстый человек в широком платье покажется еще толще, а худой в узком и длинном - еще более худым и длинным. В одежде, не повторяющей линий и фигур, и толстый и худой будут производить более выгодное впечатление (рис. 76 и 77).