ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Мама, папа и развод. Как ребёнку пережить стресс от расставания родителей

В данной статье рассмотрим, как правильно расставаться с ребенком в зависимости от возраста ребенка, основные важные моменты при расставании.

Расставание с ребенком возраст

Разберем, как влияет возраст ребенка на процесс расставания с мамой.

В любом возрасте расставание это тяжело, поэтому проявите больше внимание и купите:

  • мягкие красивые ;
  • со всевозможными к ним;

0-5(6) месяцев

Малыш может практически никак не реагировать на расставание с мамой (в пределах разумного, конечно). То есть, если рядом есть заботливый взрослый, со знакомым видом (запахом), то явной реакции на уход мамы не будет. Так происходит потому что ребенок в этом возрасте воспринимает только те предметы, которые есть в данный момент в поле его зрения и ощущения. То есть мама есть, пока ее видно, слышно и ощутимо . Ребенок не сохраняет в памяти предмет, который исчез из поля зрения.

Поэтому, в этом возрасте, конечно же, нет смысла в советах «не уходить тайком» и тд. В этом возрасте, как раз, нужно просто уходить, и стараться побыстрее вернуться. Желательно не отсутствовать больше двух часов, и по приходу взять ребенка и покормить его. Повторюсь, мы в данной статье не рассматриваем вынужденные долгие отлучки мамы (в больницу, например). Речь идет о кратковременных уходах. Для этого периода время отсутствия мамы, - около 2 часов,- проходит совершенно нормально для ребенка. Обычно, "нормальное время отсутствия мамы" равно промежутку между кормлениями (2-3 часа).

6-10 месяцев

Помните, что важно не количество совместного времени, а качество его. Это, кстати, не просто "утешалка" для работающих родителей, а вполне реальный факт. Во многих материнских сообществах приведено масса примеров, когда мама проводит с ребенком 24 часа в сутки, и при этом ребенок явственно демонстрирует, что мамы ему мало. Это означает, что мама хоть и физически рядом, не находится с ребенком по-настоящему. Поэтому, все в Ваших руках!

Удачи Вам и Вашему малышу!

Иногда жизненные обстоятельства складываются таким образом, что чада и родители вынуждены на определенный временной отрезок расставаться. Причин тому – уйма: необходимость прохождения лечения, командировки, путешествия родителей или к морю.

Как пережить расставание с наименьшими потерями?

Мамочка-отпускница или «командировочная»

Болезненнее всего в разлуке чувствуют себя крохи до трех лет. Не менее тяжело будет переносить расставание и в семье. Ведь мамочка для него, без преувеличения, центр Вселенной.

Обязательно оставляйте малыша с «проверенным» человеком – надежной няней, бабулей, папой. Так как разлука с ребенком не только стресс для родителя, а еще и для самого чада, спокойно и обстоятельно объясните ему, что это ненадолго, и вы очень скоро вернетесь. В случае если крохе придется покинуть семейное гнездышко, дайте ему «частичку дома» – любимую игрушку, подушку, на которой он привык отдыхать.

Помните, что возможно, в начале расставания, ребенок не захочет общаться с вами в телефонном режиме. Ни в коем случае не обижайтесь и не сердитесь. Так у малыша проявляется защитная реакция.

Мамочка лежит в больнице

Больница всегда ассоциируется с тоской, грустью, неизбежными проблемами. Такая вынужденная разлука с ребенком может тянуться, к всеобщему сожалению, неделю и даже месяц. Но отчаиваться не стоит. Чтобы немного «скрасить» ситуацию, поиграйте с малышом в «Почту».

Ты рядом

Напишите или нарисуйте крохе послание. Это может быть что угодно – пейзаж из вашего окошка, палата, портреты медперсонала. Пусть ваши шедевры будут далеки от канонов мирового изобразительного искусства. Главное, что бы малыш знал, что вы рядом.

Чтобы внезапная разлука с ребенком прошла менее болезненно, воспользуйтесь еще и такой хитростью. Припомните, какая у него мечта. Возможно, он давно хотел получить какую-нибудь игрушку. Сейчас у вас есть возможность сделать ее собственными руками. Поверьте, такой получить значительно приятнее. Ведь вы вложили в него частичку своего материнского тепла и любви. Не сомневайтесь, что в ответ малыш вас тоже обязательно порадует чем-то «собственноручным».

Очень сблизят и игры на расстоянии. Например, это может быть написание совместного рассказа о волшебных приключениях щеночка по кличке Нос. Для этого вам потребуется тетрадка и фантазия. Сочините первый абзац, а ребенок пусть продолжит. И так далее, пока не получится настоящая сказка.

Обязательно интересуйтесь делами детей: куда малыш ходил с друзьями, какие новые события произошли в школе, какой фильм он посмотрел и т.д.

Мы встретимся вновь

Не забывайте, что «воссоединение» ребенок переживает не менее тяжко. Поэтому, вполне нормально, что он станет раздражительным, капризным. Возможно исчезновение аппетита и сна. Но, не волнуйтесь, вскоре ребенок привыкнет, что вы вновь рядом. И не нужно осуждать себя за разлуку, ведь причиной тому являются объективные обстоятельства, а не ваше субъективное желание!

Чем чревата для детей внезапная разлука с мамой? Как реабилитировать ребенка после длительного расставания — будь то экстремальная ситуация, когда из семьи изымают детей органы опеки и попечительства , или, например, вынужденное пребывание мамы в больнице?

В январе 2017 у гражданки Узбекистана Нилуфар Мамасаидовой из-за отсутствия документов изъяли дочь, которая одна пробыла в больнице 16 дней. Еще одно громкое событие - изъятие 10 детей из приемной семьи по звонку воспитателей, которые заметили у одного из детей синяки.

Источник фото: matrony.ru

Комментирует Ольга Писарик — мама 4-х детей, известный психолог, спикер, ученица и коллега всемирно известного канадского психолога Гордона Ньюфелда, автора набирающей все большую популярность модели психологического развития личности на основе привязанности.

В русскоязычном интернете Ольга известна как активный популяризатор теории привязанности, создатель интернет-сообщества родителей «Заботливая альфа», директор русского отделения Института Ньюфелда, автор многих статей и популярной брошюры «Привязанность — жизненно-важная связь».

- Ольга, любое ли расставание мамы с ребенком травматично для малыша?

В первую очередь, надо понимать важность связи между ребенком и близким для него взрослым.

Дети появляются на свет очень незрелыми, и их выживание напрямую зависит от наличия вокруг них хотя бы одного взрослого, которого ребенок признает «своим». Без контакта и близости мозг новорожденного получает сигнал, что выживание невозможно и отказывается от дальнейшей борьбы за жизнь.

Есть исследования, посвященные организации ухода за новорожденными отказниками в США, Румынии и Северной Корее. Младенцы находились в проветриваемых помещениях, получали достаточно света и сбалансированное питание, но их не брали на руки. Уровень смертности в таких приютах достигал больше 90%, в разы больше, чем уровень смертности новорожденных, рожденных в самых бедных и грязных кварталах.

Контакт и близость дают младенцу надежду на выживание, отсутствие контакта и близости является сигналом к сворачиванию проекта под названием жизнь.

Дочка Нилуфар Мамасаидовой, к счастью, не новорожденный младенец и не настолько остро зависит от непосредственного физического контакта с мамой, но она все еще очень мала, чтобы разлука с мамой не стала для нее тяжелым потрясением. Да, физически о ней заботились, но заботились чужие люди, те, кто не являлся для Маниши «ее» взрослым, те, кому она не доверяет!

"Госпитальная депривация"

Последствия такой «заботы» были хорошо описаны еще в середине прошлого века английским психологом Джоном Боулби и даже получили диагноз «госпитальная депривация».


Источник фото: pexels.com

Маленькие дети, помещенные в больницу без родителей, вначале очень горевали, отказывались есть, не подпускали к себе медперсонал и безутешно плакали, но через несколько дней умолкали, становились безынициативными, безразличными к медицинским манипуляциям с собой, «покладистыми». Медперсоналу становилось легче делать свою работу, и считалось, что ребенок «привык».

Когда такого «привыкшего» ребенка навещали родители, он отворачивался от них, не мог смотреть им в глаза, убегал и прятался, вся та внутренняя энергия, которая раньше была направлена на поддержание контакта и близости с родителями, теперь направлялась на избегание и отталкивание этой близости.

Таким образом, любое внезапное разлучение ребенка со взрослыми, к которым он привязан, — травматично.

По мотивам исследований Джона Боулби английскими психиатрами и психотерапевтами Робертсонами были сняты документальные фильмы об особенностях переживания ребенком горя от расставания с матерью.

Наиболее известный из этих фильмов — «Джон» . Полуторагодовалого ребенка родители отдали в Дом малютки на 9 дней, чтобы мама могла родить второго ребенка и дождаться выписки из родильного дома.

Фильм в свое время вызвал настолько большой резонанс, что именно после его выхода и широкого обсуждения в Англии были изменены законы: родителям стали разрешать находиться с детьми в больнице. До этого ребенок находился в больнице один, а родители навещали его раз в три дня.

Архаичный щит против разделения

Многие выросшие в советские годы (да и в 90-е годы, когда был популярен доктор Спок с его идеей не брать детей слишком часто на руки, не откликаться на плач ребенка по первому зову и т.п.) люди считают, что такая система воспитания вполне успешна, ведь «нас так воспитывали, и мы же выросли нормальными людьми». Что вы думаете по этому поводу?

Да, нас так воспитывали, и мы выросли, но посмотрите вокруг: вам нравится общество, в котором мы живем? Вам нравятся те люди, которые вас окружают? Вам нравятся те полицейские, которые, вместо того чтобы решать проблему, фактически пользуются беззащитностью женщины, дабы повысить рейтинг раскрываемости преступлений, отчитаться перед начальством о хорошо проделанной работе. Честно говоря, я не вижу ничего хорошего в том, как нас воспитали.

Произошедшая с детьми ситуация с научной точки зрения хорошо описана, этим психологическим исследованиям уже много лет, но, к сожалению, они по-прежнему непопулярны в нашей стране.

Вы можете быть согласны или не согласны но так есть: если маленького ребенка забирают у мамы, он испытывает стресс, сравнимый со стрессом при столкновении со смертью. Контакт и близость равны выживанию, а разлука является сигналом опасности.

Ребенок сталкивается с ощущением, что контакт и близость могут исчезнуть, я могу потерять своего, заботящегося обо мне взрослого. Если ему кажется, что мама может куда-то деться, он переживает точно такие же эмоции, как когда мама куда-то девается. Конечно, это еще зависит от психологической устойчивости ребенка. Разные дети одно и то же событие будут переживать по-разному.

Реакция на столкновение с разделением — настолько древний, архаичный механизм выживания, который в нас буквально «вшит», что он и у взрослых действует точно так же.


Источник фото: pexels.com

Как нужно было бы действовать органам опеки и сотрудникам полиции, когда, с одной стороны, по правилам невозможно оставить детей с родителями, а, с другой стороны, они понимают, что внезапная разлука нанесет им травму?

- Прежде чем забирать ребенка у родителей, нужно установить какие-то отношения с ребенком: найти других родственников или позволить маме сопроводить детей в социальное учреждение, чтобы мама их успокоила, чтобы мама сказала: «О вас там позаботятся какое-то время, подождите несколько дней, я за вами приеду». Как-то облегчить детям пребывание в больнице или приюте, организовать это по-человечески.

Ведь если даже мы оставляем ребенка с бабушкой или с тетей — мы же не выдворяем его из автобуса на остановке в надежде, что те его подберут. Мы общаемся, разговариваем, утешаем, обещаем скоро вернуться.


Источник фото: econet.ru

Сепарационный комплекс

Если ситуация не настолько экстремальная, если не полиция изъяла ребенка, а, например, мама легла в больницу и неделю не виделась с ребенком. Как восстанавливать привязанность после этой разлуки?

В посте в социальных сетях, который сопровождал видео встречи Нилуфар и ее дочери после 16-дневной разлуки, писали, что травма такого рода подобна тому, как если бы ребенку отрезали руку или ногу. Я с этим не согласна, ведь если отрезать руку, она больше не вырастает. Здесь же ситуация другая.

Мозг все-таки — это система гибкая, пластичная, и ничего непереносимого для человека не бывает.

Другое дело, что здесь и сейчас, после разлуки мы действительно встречаемся с другим ребенком — он не идет на контакт и близость, отталкивает нас, не признает нас.

Надо понимать, что дома родитель столкнется с букетом эмоций, который связан непосредственно с пережитым опытом. Когда ребенок немного оттает и начнет признавать родителя, у него будет повышенная агрессия, будет повышенное стремление к контакту и близости, когда он скорее всего вцепится в маму и не будет ее отпускать.

Даже если раньше он спокойно мог без нее играть по несколько часов, то теперь он будет за ней ходить хвостиком, будет на ней виснуть, будет закатывать истерики, когда мама будет без него куда-то уходить. У ребенка будет очень много тревоги.


Источник фото: pexels.com

Этот букет эмоций, который мы называем сепарационным комплексом или комплексом разлучения, будет, и его нужно просто учитывать, для того чтобы потихонечку налаживать отношения.

Для того чтобы день за днем показывать ребенку: «Я твоя мама», «Все в порядке», «Я рядом, я близко, о тебе есть кому позаботиться», «Не волнуйся, расслабься, я никуда не денусь, я всегда буду твоей мамой, все будет хорошо».

Мы не можем ожидать, что мы получим прежнего ребенка с прежними реакциями, такого же, каким он был до разлуки. И нужно это обязательно учитывать.

Например, мы не можем ожидать, что ребенок будет спокойно спать всю ночь, как это было до этого, или что он будет таким же ласковым, улыбчивым. То есть, нам нужно будет довольно активно и продолжительно компенсировать этот стресс, эту трагедию в жизни ребенка.

При этом это нельзя назвать чем-то сложным, каким-то чудом — нет, компенсация и адаптация ребенка после разлуки вполне нормальный и естественный процесс и базируется на научных данных психологии.

Возможно, ребенок даже в итоге станет более сильным и психологически устойчивым, чем до травмы. Но это все-таки задача родителя: мы не можем ожидать от ребенка, что он будет сам как-то пытаться привести себя в состояние баланса. Задача родителя — обеспечить ему нужные условия.


Источник фото: pexels.com

Как вернуть баланс? Создать нужные условия

- Какими именно должны быть эти условия?

- Я бы рекомендовала то, что называется гнездованием . Я бы старалась носить ребенка на руках, быть с ним вместе в постоянной, стабильной среде, переживать в этот период адаптации как можно меньше перемен. То есть «закуклиться» с ребенком и дать ему ощущение контакта и близости с собой больше, чем даже он ожидает, больше, чем ему нужно. Дать с лихвой. Показать ему, что все в порядке, все хорошо.

Если надо, то носить его на руках, в слинге. Если ребенок большой, и, допустим, болит спина, то побольше лежать рядом. Постараться не планировать сразу же походы в садик и школу — выделить время только для меня и ребенка, чтобы поработать над нашей связью, нашим контактом. Отказаться от выхода на работу прямо сейчас, от каких-то других планов, поездок. Точнее, можно куда-то поехать, но именно для того, чтобы постоянно быть рядом с ребенком.

Дать ему как можно больше ощущения, что он любим, ощущения надежности, напитать его этим.

«Мама рядом, мама всегда с тобой, не волнуйся. Это был исключительный случай. Да, меня не было, но сейчас-то я рядом. Мама всегда придет. Если мама уходит, мама всегда приходит, всегда возвращается, мама никогда тебя не бросит» — такого рода послания должны от вас исходить.

Подводя итог, скажу, что на жизнеспособность, психологическую стойкость ребенка влияет очень много факторов, и невозможно делать однозначный прогноз о том, как пережитая травма повлияет на конкретного ребенка.

Но общая закономерность состоит в том, что чем младше ребенок, чем дольше разлука, тем больше стресс и тем большее влияние он оказывает на его жизнь. Но это не значит, что эту травму невозможно компенсировать, если мама или другой близкий взрослый приложат усилия — то все возможно.

А как реагируют ваши дети на внезапную разлуку с родителями?

Является одной из важнейших предпосылок в психическом развитии человека. На ее основе происходит формирование доверия, безопасности, защищенности и любви, которые ребенок сможет испытывать, становясь старше. Существует мнение специалистов, что психологическое рождение человека не совпадает с его физическим рождением. Подобно тому, как в период беременности материнское тело вынашивает самого младенца, после рождения материнская забота «вынашивает» хрупкую психику ребенка. Этот период необходим, пока «Я» младенца слабое и неокрепшее. Поэтому опыт «слияния» с другим человеком является очень важным приобретением, который закладывает основы здоровой личности. Таким образом, с рождения до 2 лет мать и дитя находятся в так называемом «симбиотическом» периоде, где мама чувствует потребности ребенка, а ребенок – состояние мамы. Но значит ли это, что родителям необходимо все время находиться возле своего малыша и как безболезненно пережить расставание?

Возрастные периоды

В детской психологии развития существуют определенные периоды, в которых разлука с ребенком может сыграть важную роль – как отрицательную, так и положительную. Однако не нужно забывать, что за норму взято идеальное стечение обстоятельств, поэтому судите сами:

С 0 до 6 месяцев длительная разлука с ребенком крайне опасна. В этом возрасте как раз и формируется привязанность к любимому объекту (чаще всего это мама), который для этого должен постоянно демонстрировать свой образ. Но образ – это одно. Не менее важно эмоциональное состояние, ведь ребенок «поглощает» материнские чувства. Уставшая и эмоционально слабая женщина вряд ли сможет ласково разговаривать с младенцем и улыбаться ему, поэтому 2–3-часовая разлука в день вполне допустима для обоих. Не нужно забывать, что в это время мама нуждается в заботе так же, как и ребенок. Помогая ей, близкие тем самым заботятся об эмоциональном состоянии ее малыша.

С 8 месяцев до 1,5 лет ребенок начинает испытывать тревогу при расставании. Он выделяет мать из многих других людей, слышит и узнает ее голос. Он плачет, когда она исчезает из вида. Тем не менее, если за малышом может присмотреть знакомый ему человек (бабушка или няня), то вы можете оставить ребенка на какое-то время. Сделать это бывает не просто. Но если малыш плачет, вы должны знать, что в данном возрасте такие проявления нормальны. Говоря другими словами – ваш ребенок сформировал привязанность, значит, его эмоциональное развитие в норме.

С 2 до 3 лет – самый непростой и неоднозначный период. С одной стороны, ребенок начинает отделяться от мамы, с другой – боится отпускать ее (ведь без мамы он уже не такой «сильный»). Малышу хочется побольше узнать об окружающем его мире, но как это сделать самому? Выход один – рискнуть расстаться с мамой хотя бы ненадолго. Для ребенка это выбор непростой. А если мама тоже не готова к «отделению», проявляя чувства повышенной тревоги за него, то любое расставание может быть очень тяжелым.

В любом случае, перед тем как отделиться от матери, ребенок будет «цепляться за нее» больше и чаще, чем раньше. И не всегда это бывает связано с разлукой – просто настал период отделения, когда ребенок почувствовал, что часть ответственности ему придется брать на себя. Это явление прогрессивное, в нем заключен большой потенциал развития. Но пройти его бывает непросто для обеих сторон, и расставание здесь является важным моментом формирования доверия и уверенности ребенка, что он справится.

Не всегда этот период заканчивает свое формирование в 3 года. Гораздо чаще он затягивается по многим причинам, например из-за неадекватности родительского поведения или нарушения формирования привязанности на предыдущих этапах развития. Поэтому дети в любом возрасте могут столкнуться с проблемами расставания.

Как помочь малышу?

Чтобы ребенок легче пережил разлуку, заранее подготовьте его к вашему уходу:

  • Собираясь уйти на несколько часов или дольше, заранее известите малыша, когда, почему и на какое время вы уходите
  • Проведите с ребенком последние 10–15 минут перед выходом из дома
  • После того как придет няня или бабушка, не уходите сразу – дайте ребенку привыкнуть к ее присутствию
  • Вы должны обязательно вернуться в назначенное время
  • Обсудите, чем вы будете заниматься с ребенком после вашего возвращения
  • Создайте особый ритуал ухода и возвращения домой. Например, придумайте какую-нибудь особую фразу прощания
  • В первое время будьте готовы к испытаниям. Трудно надеяться на полное исчезновение страха разлуки: это важная фаза развития ребенка при переходе к более зрелой и менее напряженной привязанности к вам вновь. Обязательно используйте эти игры
  • Не стоит говорить малышу, что бояться разлуки плохо, недопустимо
  • Родители сами склонны испытывать страх разлуки, особенно когда ситуация меняется и их малышу приходится на длительное время покидать дом (пойти в ясли или детский сад). Не давайте крохе почувствовать вашу собственную боязнь разлуки
  • Не раздувайте большого шума из того, как вы будете скучать по ребенку: это только заставит его еще больше переживать
  • Подготовьте «посторонних» к потенциально прохладному приему со стороны вашего ребенка
  • Если разлука продлится несколько дней или больше, сделайте аудио- или видеозапись для вашего малыша
  • Перед долгой разлукой проводите «тренировку», покидая ребенка на небольшое время
  • Дети очень любят игры типа пряток, так как именно они помогают преодолевать страх разлуки, показывая, как кто-то исчезнувший появляется
  • Хорошо бы проигрывать с малышом посредством кукол или мягких игрушек ситуацию ухода родителя из дома
  • Используйте возможность оставлять ребенка с родственниками (сначала ненадолго, а потом – постепенно увеличивая промежуток)
  • Оставляйте малышу какой-то предмет, связанный с вами: кроха будет его рассматривать как залог того, что вы за ним обязательно вернетесь
  • По возможности старайтесь оставлять малыша с папой: он представляет собой «надежный оплот», на который ребенок может положиться в своих попытках отделения от мамы
  • Не обманывайте кроху, исчезая внезапно: это может напугать его еще больше
  • Даже после 5 лет не оставляйте ребенка без мамы больше чем на месяц, если он к этому не готов
  • При разлуке ребенка с мамой очень важна роль семьи. В семьях с сильной «супружеской подсистемой» намного легче проходят любые кризисы развития. Мама не должна все свое личное время проводить только с ребенком, в том числе спать с ним в одной кровати, проявлять излишние эмоции к его капризам, ограничивать общение с родными, а также вытеснять из совместного воспитания папу. Совместная деятельность укрепляет в ребенке чувство уверенности в себе и безопасности. А разлука на определенное время не только нормальна, но и полезна для малыша, так как это позволяет ему осознать всю важность и ценность близких людей.

Как известно, существует множество типов мамочек. Это мамочки-квочки, мамочки всезнайки, мамы зануды, мамы кукушки и т.д. Каждая из них по-своему относиться к первой разлуке с собственным чадом. Кто-то боится даже представить расставание с дитятком, а кто-то только и мечтает, как бы побыстрее да на дольше оторваться от любимого спиногрыза. Причины разлуки у этих самым мамочек, также бывают разные, у некоторых вынужденные, у других абсолютно добровольные. Тем не менее, никто не говорит, что, отдаляясь от малыша, мама поступает плохо. У всех свои жизненные обстоятельства и индивидуальные ситуации. В этой статье мы рассмотрим пример одной молодой мамочки (29 лет), которая решилась оставить своего первенца на попечение других членов семьи, впервые уехав из родного дома аж… на 24 дня! Описание ситуации. Семья в составе 4-х человек: мама, папа, сын (2’9 года) и бабушка проживают в двухкомнатной квартире в спальном районе города. Ребенок ходит в детский сад в ясельную группу, при этом довольно часто болеет. Папа и бабушка ходят на работу, график папы пн-пт, график бабушки - плавающий. Мама в декретном отпуске по уходу за первым сыном до 3-х лет, при этом находится на 6-ом месяце беременности вторым ребенком. Итак, как маме пережить первое расставание с маленьким ребенком. Подробная инструкция и пошаговая подготовка для всей семьи.

  1. Взаимовыгодный договор и честный консенсус
  2. Подробная инструкция в письменном виде для семьи
  3. Делегирование и распределение всех обязанностей
  4. Аутотренинг и самонастрой мамы
  5. Привлечение других лиц
  6. Форс-мажор и непредвиденные ситуации

Взаимовыгодный договор и честный консенсус.

Прежде чем мамочка решилась опять поехать в санаторий для беременных (в первый раз она отдыхала там, будучи в интересном положении со старшим сыном) все устные договоренности были подробно соблюдены и оговорены на семейном совете в полном составе. И муж, и бабушка дали свое согласие на добровольное участие в данной «афере» под названием «Побег беременной мамочки». Никаких протестов и недовольства никто не озвучивал, что является очень важным фактором. Обиженных и поставленных перед фактом родственников, не имелось. Оба взрослых члена семьи понимали всю суть ответственности за ребенка и принимали условия вынужденной собственной занятости. Стоит отметить, что самый важный участник данного мероприятия, он же ребенок, был заранее и неоднократно проинформирован относительно того куда, зачем и на какой период уезжает мама. Ему были предоставлены индивидуальные преимущества, вознаграждения и мотивирующие подарки как залог достойного его поведения и абсолютного послушания перед другими членами семьи. Главное договориться с ребенком. Это является самым фундаментальным условием спокойного маминого отдыха.

Подробная инструкция в письменном виде для семьи.

Мама перед отъездом составила подробную инструкцию по уходу за сыном, которая предусматривала множество пунктов: 1. одежда для дома, детского сада, улицы; 2. график приема пищи и меню ребенка; 3. досуг и развлечения в домашних условиях, на улице и в обществе; 4. подготовка ко сну; 5. утренняя и вечерняя гигиена малыша; 6. прогулки и походы в гости; 7. реакция и поведение родственников на случай детской истерики; 8. подробные рекомендации относительно конкретных табу или запретов (например, установленное дозволенное в сутки количество сладостей или мультфильмов); 9. другие индивидуальные пункты. С данной инструкцией были заранее ознакомлены все члены семьи, на озвученные вопросы мамой были даны четкие ответы.

Делегирование и распределение всех обязанностей.

Самое важное требование, которое выставлялось мужу и бабушке это мирное сосуществование всех членов семьи в отсутствие мамы, их честное партнерство, полное взаимопонимание и слаженная работа в тандеме. Детальное информирование друг друга о планах и целях должно происходить в подробностях и заранее. Как муж, так и бабушка должны четко знать свои обязанности относительно внука и домашних забот. Эти роли должны неоднократно быть испробованы накануне маминого отъезда. Работа всех членов семьи должна действовать как часы!

Расставание с ребенком видео

Аутотренинг и самонастрой мамы.

Причина отъезда мамы весьма важна - это санаторно-курортное лечение. Поэтому, маме изначально нельзя винить себя и думать о том, что «Ай-яй-яй, какая я плохая мама-кукушка». Мама в семье одна, уставшую или больную на всех ее не хватит, а значит физическое и моральное ее состояние важны для всех членов семьи. Всяческие угрызения совести, переживания, страхи, волнения и пугающие фантазии нужно сразу же пресекать на корню. Необходимо дать материнскому мозгу и организму получить максимум пользы. Если уж вся семья приняла такое решение, то чего уже переживать. Нужно наслаждаться такой замечательной возможностью, тем более что в ближайшие еще одни 2-3 года такое удовольствие предвидится не скоро.

Привлечение других лиц.

Дабы разгрузить натянутую психологическую обстановку в семье, маме необходимо привлечь к семейному досугу, в собственное отсутствие, других близких родственников, кумовей, друзей и гостей, которым будут рады все домочадцы. Перед отъездом не помешает провести личный инструктаж близких подруг, остальных бабушек и дедушек, тетей и дядей, крестных мам и пап, о том, когда они должны прийти в гости к малышу или куда они пойдут вместе с ним. Такая «шоу программа» не помешает не только скучающему по маме ребенку, но и ответственному отцу и бабушке.

Форс-мажор и непредвиденные ситуации.

Четкий предварительный инструктаж всех родственников на случай форс-мажорных обстоятельств очень важен. Например, ребенок, находясь в детском саду, подает ярко выраженные симптомы заболевания. Мама накануне своего отъезда должна четко распределить, кто и что должен делать в подобной ситуации. Кто пойдет в аптеку за лекарствами, кто заберет ребенка из сада, кто будет с ним сидеть на больничном, а также где в доме находятся все медикаменты и как их использовать. Обязательным условием в подобной ситуации является полная мобильность и досягаемость всех членов семьи друг для друга. То есть, чтобы мобильные телефоны у всех были на связи, с достаточным количеством денег на счету и с Интернетом.

Подобных условий и индивидуальных особенностей в каждой семье может быть великое множество. Предвидеть и спланировать их вполне возможно, главное подойти к этому вопросу заранее и со всей ответственностью!

Наталия Огурцова