ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как воспитать уважение к матери у детей. Доброе отношение к родителям

МУФТИЙ РД АХМАД-ХАДЖИ АБДУЛАЕВ

Каждый родитель видит в своем ребенке не только радость глаз и продолжение потомства, но и заботу о себе в старческом возрасте. Однако для этого нужно воспитать в детях подобное отношение. От нашего воспитания напрямую зависит то, как дети, когда они станут самостоятельными, будут относиться к престарелым родителям.

Поэтому хотелось бы затронуть тему отношения детей к родителям – в рамках вопроса «Как дети должны почитать своих родителей?».

В первую очередь родители должны приложить усилия , чтобы привить детям богобоязненность и послушание Всевышнему, а потом любовь, уважение и послушание по отношению к себе. Ведь они будут нести ответственность в День суда за своих детей, за то, что не воспитали их должным образом, как это предписывает Ислам.

Почитание родителей является одним из важнейших вопросов, который Всевышний выделил в Коране после поклонения Ему. Также Всевышний связал довольство родителей с довольством Аллаха. Повиновение родителям во всем, что не противоречит Шариату, – одна из обязанностей, которую возложил на детей Аллах.

وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ۖ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا

В Коране Всевышний говорит (смысл): "…Поклоняйтесь только Мне и относитесь хорошо к своим родителям " (сура «Ан-Ниса», аят 36).

Аллах предупреждает нас о том, чтобы мы остерегались выражать свое раздражение по отношению к престарелым родителям, так как их слабости и недостатки во многом обусловлены возрастом. Всевышний также повелевает проявлять к родителям сочувствие и часто делать за них дуа: «Господь мой, помилуй их, ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким ».

Не почитание родителей, их оскорбление, притеснение, доставление им мучений и обид считается тягчайшим грехом. Этот грех упоминается в одном контексте вместе с приданием Аллаху I сотоварища и убийством человека. В Судный день Аллах не одарит Своей милостью притесняющего родителей – он даже не почувствует аромата Рая, не принимаются его хорошие деяния.

Последствия ослушания родителей он испытает ещё в этом мире, а в момент смерти не сможет произнести формулы . Так говорится во многих хадисах Пророка (ﷺ).

Однако некоторые дети, когда становятся самостоятельными, перестают уделять внимание родителям. Сколько же матерей отдают полностью себя тому, чтобы их дети встали на ноги, а впоследствии видят их лишь в праздничные дни. Бывает и так, что ребенок, слушающийся родителей, старающийся услужить им, стремящийся к их довольству, вызывает у нас удивление, настоль редким стало это явление в наше время. Сегодня родители чаще всего следуют за детьми и их желаниями.

Нередко можно увидеть, что дети командуют над старыми родителями, указывают им, что делать, где жить и чем довольствоваться. Это есть признак приближения Судного дня . В то же время эти же дети спешат угодить своему начальству, работодателю и т.д., стараются выполнить их сверх поручения, терпеливо, без возражения подчиняются им говоря, что они просто оказывают уважение. На самом же деле это больше похоже на подхалимаж.

Каким образом оказывает почтение человек, стремящийся только к мирскому? Где грань между подчинением, уважением и подхалимажем?

Разница между подчинением и подхалимством в том, что подчинение – это выполнение рабом (человеком) повелений Всевышнего Аллаха или приказаний людей, даже если это будет велено в желательной форме. А также отказ от запрещенного, даже если на это будет указано как на нежелательное действие.

Если же человек подчиняется и выполняет веления Всевышнего Аллаха, а также повеления кого-либо, и отказывается от всего, что они запретили, ради получения довольства Всевышнего Аллаха, это и есть уважение. Уважение - это отношение одного человека к другому, признавая достоинства его личности. Уважение - одно из важнейших требований этики.

Однако если раб (человек) оказывает какое-либо почтение другому человеку не ради довольства Всевышнего Аллаха, а лишь ради мирского и в свою угоду, то это будет подхалимством. В общем, угождать не ради довольства Аллаха имеющим авторитет и вес в обществе людям – есть подхалимаж.

Когда же дело касается подчинения родителям, то нередко дети проявляют по отношению к ним настоящую агрессию, ни сколько не учитывают их желания и интересы, не спешат помочь им, не терпят от них поучений и, более того, прерывают с ними отношения – в то время, когда Всевышний обязал повиноваться родителям и искать их довольства. Почитание родителей в Исламе – это одна из форм ибадата (подчинения Всевышнему).

وَوَصَّيْنَا الإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ إِحْسَانًا حَمَلَتْهُ أُمُّهُ كُرْهًا وَوَضَعَتْهُ كُرْهًا

В Коране говорится: (смысл): «Мы заповедовали человеку, [т. е. повелели и обязали его] хорошо относиться к родителям, ведь мать с трудом носила его в своём чреве до рождения и с мучениями родила его » (сура «аль-Ахкаф», аят 15)

Что же значит – повиноваться родителям? Каковы обязанности детей по отношению к ним? Как должны дети почитать родителей? Какие знаки уважения должны им оказывать?

1. Дети обязаны подчиняться своим родителям и всегда стараться угодить им во всем, что не противоречит повелениям Всевышнего . Детям надлежит всегда помнить о том, что "Довольство Аллаха – в довольстве родителей, и гнев Аллаха – в гневе родителей" (Ат-Тирмизи, Ат-Табарани).

Однажды Пророка (ﷺ) спросили: «Какое деяние Аллах любит больше всего? » – «Вовремя совершённый намаз »,– был ответ. «А за ним какое? » – спросили его. «Подчинение родителям и старание делать им добро » (Аль-Бухари, Муслим).

2. Недостаточно просто хорошего отношения к родителям , нельзя совершать ничего, что показывало бы не уважение к ним. При родителях необходимо всегда вести себя почтительно. Не следует смеяться громко, а также сидеть перед ними, когда они стоят, лежать в неприличном положении, оголять тело в их присутствии. Необходимо вставать, когда они встают или заходят в комнату, проявляя к ним уважение; стучаться, когда заходите к ним; не следует идти впереди них; повышать голос, находясь рядом с ними –– это все считается не почитанием родителей.

3. Ни в чем нельзя их упрекать; не следует смотреть на родителей искоса; смотреть им в лицо, нахмурившись. В хадисе говорится: «Кто смотрит на родителей сердито – не подчиняется им » (ад-Дарукутни).

Муджахид сказал: «Сын не должен удерживать своего отца, если тот решил его наказать (ударами таъзира). Кто смотрит в глаза родителям, тот неуважительно к ним относится. А кто обидел родителей, тот их ослушался ».

4. Дети не должны говорить при родителях повышенным тоном . Нельзя показывать, что они надоели им, необходимо принимать их советы, а то, что дети хотят им сообщить, следует рассказывать мягким, спокойным тоном.

إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلاً كَرِيماً

Всевышний сказал (смысл): «…Если один из родителей или оба достигнут старости, не говори им «уфф» и не кричи на них, а говори им слово благородное » (сура «Аль-Исра», аят 23).

5. Следует знать, что обеспечение родителей в старчестве ложится на плечи детей , поэтому они должны покупать для них одежду, обувь, продукты питания; если они не могут сами готовить или передвигаться, то необходимо или помогать им, или нанять человека, который будет присматривать за ними, готовить, стирать их одежду и т.д.

Старость – период жизни, когда родители больше всего нуждаются в оказании им помощи, добром отношении. Всевышний указал на этот период времени из-за крайней нужды человека в том, кто будет ухаживать за ним в старости, а также потому, что известно: человеку тяжело заниматься различными делами в этом возрасте.

АбуХурайра передает что Пророк (ﷺ), сказал: «Унижение и позор, тому, кто застал обоих своих родителей в старости, одного из них или обоих, и не вошёл в Рай » (Муслим). То есть услужение и внимание оказанное родителям в старческом возрасте может стать причиной для входа в рай.

6. Дети должны помогать родителям в их делах – как могут и чем могут . Не подобает ходить сыну налегке рядом с отцом, несущим тяжёлую ношу. Дети не должны оставлять на мать всю работу по наведению порядка в доме, наоборот, им следует ухаживать за своей одеждой, обувью, мыть посуду, убирать за собой, заправлять свою постель, и так далее. Дочь должна помогать матери по мере сил и возможностей. Взрослые дети должны ухаживать за младшими братьями и сёстрами, заботиться о них. Почитанием родителей считается и хорошая учёба детей в школе, медресе.

Сообщается, что Джахима (да будет доволен им Аллах), придя к Пророку (ﷺ), сказал: «О Посланник Аллаха ( ), я собираюсь выйти в поход и хотел бы посоветоваться с тобой ». Пророк (ﷺ) спросил: «Жива ли твоя мать? » Тот ответил: «Да ». Тогда он сказал: «Будь всегда с ней и помогай ей, ведь Рай находится под ее ногами » (имам Ахмад).

7. Дети обязаны хранить честь и достоинство родителей . Нельзя совершать такое, из-за чего люди могут плохо отозваться о родителях, обвинить их в чём-то.

Посланник Аллаха (ﷺ), сказал: «Одним из самых тяжких грехов является произнесение человеком порочных слов в адрес своих родителей ». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, а разве бывают люди, которые порочат своих родителей? » Он ответил: «Бывают; один человек ругает, порочит родителей другого, а тот, в свою очередь, ругает и порочит родителей этого » (аль-Бухари, Муслим).

8. При необходимости выехать куда-нибудь детям, прежде всего, необходимо посоветоваться с родителями, и выехать в путь получив их согласие . Если родители позовут, следует отозваться сразу же, будь вы дома, рядом или в пути.

9. После их смерти необходимо выполнить их завещание, укрепить дружбу с их друзьями и любить тех, кого они любили . В достоверном хадисе говорится: «Изо всех добрых дел по отношению к родителям самым лучшим считается поддержание связей с людьми, которых они любили » (Муслим).

10. Детям следует посещать могилы своих родителей , постоянно делать им дуа и просить за них у Аллаха прощения и милосердия к ним, раздавать милостыню за них.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни; знаний, которыми смогут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него » (Муслим).

Пророк (ﷺ) сказал: «Воистину, человек будет непрестанно возвышаться по степеням в Раю и скажет: «Откуда всё это?» Ему ответят: «Это по причине того, что твой сын просил за тебя прощения ». (Ибн-Маджа).

В хадисе говорится: «Если человек, который притеснял родителей, искренне раскаиваясь в этом, будет после их смерти просить Аллаха о милости к ним, т.е. будет часто делать о них дуа, просить о прощении их грехов, то Аллах напишет его имя в ряду тех, кто был послушен родителям » (Абу Дауд).

Если посмотреть на наше отношение к родителям, мы обнаружим, что очень часто пренебрегаем их мнением и проявляем по отношению к ним ослушание. Да помилует нас Аллах. Такое поведение – большой грех, и очень часто дети даже не подозревают, что те или иные их действия являются непослушанием родителям.

АбуХурайра сказал: «Пришёл мужчина к Посланнику Аллаха, и спросил: «Кто в первую очередь среди людей заслуживает моей прекрасной заботы? » Он ответил: «Твоя мама ». Тот спросил: «Затем кто? » Он ответил: «Снова твоя мама ». Тот спросил: «А затем кто? » Он ответил: «Снова твоя мама ». Тот спросил: «А затем кто? » Он ответил: «Затем твой отец ». (Муслим)

К непослушанию относится и такие действия:

Если сын или дочь могут принизить достоинство своих родителей , считая их мнение менее весомым, так как они – умнее, богаче, образованнее, выше по социальному статусу и т.д., что детей заставило возгордиться.

Если сын считает других людей (жену, друзей и самого себя) выше родителей и старается угодить им .

Если сын или дочь называют родителей по имени, тем самым принижая их достоинство или не уважая их .

Говорите благородное, будьте благодарными, великодушными, спокойно слушайте своих родителей, проявляйте к ним уважение.

Благодарность по отношению к родителям связана с благодарностью Всевышнему. Всевышний говорит (смысл): «Благодари Меня и своих родителей » (сура «Лукман», аят 14).

وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُل رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا

Всевышний повелевает нам (смысл): «Преклоняй пред ними крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому как они растили меня ребенком » (сура «Аль-Исра», аят 24).

Если вы обладаете разумом, то остерегайтесь проявлять ослушание своим родителям, т.к. последствия этого греха очень тяжелы. Будьте благочестивыми к ним, т.к. скоро они могут покинуть этот мир, и тогда будете жалеть, что не делали этого при их жизни. Благочестие к родителям является качеством благородных и порядочных людей, оно смывает грехи, улучшает жизнь, оставляя хороший след после смерти человека.

Однажды к Пророку Мухаммаду (ﷺ) явился какой-то человек. Стремясь получить награду Аллаха, он желал поклясться ему в том, что переселится и будет сражаться на пути Аллаха. Однако Пророк (ﷺ) не стал торопиться, и спросил его: "А жив ли кто-нибудь из твоих родителей? "Человек ответил: "Они оба живы ". Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: "И ты хочешь получить награду Аллаха I? " Этот человек сказал: "Да ". Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) повелел ему: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо! » (Аль-Бухари, Муслим).

Хвала Аллаху, который сотворил человека из ничего, и наделил его многочисленными дарами. Мир и благословения почтеннейшему из пророков, лучшему в словах, в делах, в поддерживании родственных связей и в проявлении доброты.

Аллах, Свят Он и Велик, приказал нам хорошо обходиться с родителями и проявлять к ним искреннюю заботу.

Всевышний сказал: (Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») (Перенес ночью: 23-24).

Ибн Касир, в комментариях к словам Всевышнего: (не говори им: «Тьфу!») сказал: «Это означает: не говори им ничего дурного, даже слова «Тьфу!», которое находится на низшей степени дурных слов».

Аллах, Свят Он и Велик, воспитывает нас с помощью специальных молитв. Он говорит в Коране: (… и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») , чтобы помнил раб все те тяготы и усталость, которые испытывают родители при воспитании своих детей. И тогда его сердце наполняется любовью и состраданием к ним.

Аллах Всевышний напомнил нам в Коране о правах родителей, сказав:

(Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам …) (Корова 83).

Доброе отношение к родителям — это лучшее из дел, лучшее из способов приближения к Аллаху и величайшее из видов поклонения.

Сообщается, что Абдуллах бин Мас`уд (да будет доволен им Аллах) сказал: -(Однажды) я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха» .(Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).

Доброе отношение к родителям - это причина, по которой человек может войти в Рай, и это один из путей, приводящих к нему.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Позор, позор и ещё раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и после этого не войдёт в Рай!» (Сахих Муслим).

Аль Хасан сказал: «Доброе отношение к родителям - это когда ты слушаешься их во всем, что бы они тебе ни приказали, а ослушание - это оставление их и лишение их своей заботы».

О мусульманин! Это великий месяц. Он распростер для тебя свое покрывало, и дни его уже наступили, и благо его приблизилось к тебе. Задумайся над положением человека, который пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и просит его разрешить ему участвовать в джихаде. Ведь джихад - это одно из лучших дел. В нем много тягот и лишений, переездов и остановок, риска для жизни и т.д. На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «А живы ли твои родители?» Этот человек ответил: «Да». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Так отдавай все свои силы им!» (Сахих аль-Бухари).

Приказ хорошо относиться к родителям общий и абсолютный. В него входят вещи, которые по душе ребенку, и вещи, которые ему неприятны. Эти приказы не приемлют обсуждений и споров. И это очень важный момент, который требует особого внимания, ведь многие дети забывают о нем. Они думают, что проявление доброты и искренности должно быть в тех делах, которые им нравятся, и которые не противоречат их желаниям. На самом же деле все как раз наоборот. Истинное проявление доброты бывает лишь в тех делах, которые не соответствуют нашим желаниям. А если бы соответствовали нашим желаниям, то не назывались бы добром и искренностью.

Аллах Всевышний побуждает нас в Коране к добру в отношениях с родителями и указывает на их высокое положение.

Всевышний сказал: (Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») (Перенес ночью: 24).

О мусульманин! Не иди к родителям медленным шагом, а будь подобен быстрой птице отвечая на их зов, когда им что-нибудь понадобится. Тогда ты заслужишь их довольство. Затем дополни эту службу молитвой за них, попросив у Аллаха для них милости и прощения.

И не думаю, что после этого ты воздал перед ними свой долг сполна, но Аллах вознаграждает даже за малое дело и благословляет его.

Вместе с этим благородным призывом Аллаха, Свят Он и Велик, хорошо относиться к родителям, мы замечаем у некоторых людей ошибочное взвешивание дел и недостаточное понимание. Мы видим, что некоторые ставят своих друзей выше родителей. Многие оставляют лучшие из дел, такие, как доброе отношение к родителям, для того, чтобы заняться менее важными делами.

Если мы посмотрим на отношения детей с их родителями, то что мы увидим?

Многие оставляют своих родителей, когда те достигают преклонного возраста. Навещают их только изредка, только для того, чтобы поинтересоваться их состоянием. Одни оставляют их в домах престарелых, другие же позволяют себе упреки и порицания в их адрес, повышают на них голос и бранят, будто бы они спорят со своими врагами. Есть и такие, которые в отношениях с неверующими тактичны и культурны, в то время как со своими родителями они грубы и невоспитанны.

Немалая часть молодежи сегодня уважает и почитает своих друзей больше, чем родителей.

Также подчинение мужей женам и превознесение их над родителями стало характерной чертой нашего общества. Это происходит по причине слабости веры и духа.

Сообщается, что Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) завещал мне никогда не ослушиваться своих родителей, даже если они прикажут оставить свою семью и имущество». (аль-Муснад имама Ахмада).

И нет блага в женщине, которая подталкивает своего мужа на ослушание родителей и порывание родственных связей.

Сообщается, что ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(В своё время) у меня была жена, которую я любил, но которая не нравилась Умару (да будет доволен им Аллах). В конце концов он сказал мне: «Разведись с ней!» Я отказался, и тогда Умар (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), рассказал ему обо всём, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Слушайся своего отца!» (Этот хадис приводят Абу Дауд и Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис»).

Подчиняться в этом случае необходимо, если имеется уважительная с точки зрения шариата причина для развода, и если это не приводит к нежелательным последствиям.

Абу Дарда` передавал, что как-то раз к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» На это Абу-д-Дарда` сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Родитель — это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то можешь лишиться этих врат или сохранить их». (Этот хадис приводит Тирмизи, сказавший: «Достоверный хадис»).

В этом хадисе ясное доказательство того, что, ослушавшись родителей, можно лишиться серединных врат Рая, то есть лучших врат, а подчиняясь им, сохранить эти врата. И кто ищет счастья, тот будет беречь их, даже если он лишится из-за этого отдыха и веселья. А тот, кто продал свою последнюю жизнь за ближайшую и предпочел вечной жизни временную, того нисколько не беспокоит сохранность этих врат.

Этот хадис рассказывает о ситуации с верующей, праведной мусульманкой, а если же она неправедная и отличается плохим нравом, то развод с ней будет только благом.

Праведная мусульманка, которая боится Всевышнего Аллаха, получит свой удел за помощь, оказанную мужу в добром отношении к его родителям, за то, что побуждала его с любовью к ним относиться, заботиться о них и терпеливо ожидать за это награды у Аллаха. Ведь любовь к родителям мужа и забота о них является проявлением дружественного отношения к нему, а также признаком хорошего нрава.

Муджахид сказал: «Сын не должен удерживать своего отца, если тот его бьет. Тот, кто смотрит в глаза своим родителям, тот неуважительно к ним относится. А тот, кто обидел своих родителей, то их ослушался».

Остерегайтесь же ослушаться своих родителей.

Сообщается, что Абу Бакра Нуфай` бин аль-Харис (да будет доволен им Аллах) сказал:

(Однажды) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил (людей): «Не сообщить ли вам о том, что (относится к числу) тягчайших грехов?», — (повторив свой вопрос) трижды. Мы сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда) он сказал: «(Это) многобожие и проявление непочтительности по отношению к родителям». Говоря это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) полулежал опираясь на руку, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это — ложь и лжесвидетельство!», — и он продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: «О если бы он умолк!» (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).

Сообщается, что Муауия бин Джахима бин аль-Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что Джахима (да будет доволен им Аллах) пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О посланник Аллаха, я собираюсь выйти в поход и хотел бы посоветоваться с тобой». Он спросил: «Жива ли твоя мать?» Тот ответил: «Да». Тогда он сказал: «Будь всегда с ней и помогай ей, ведь Рай находится под ее ногами». (Муснад имама Ахмада).

Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: «О посланник Аллаха, я пришел, чтобы присягнуть тебе и совершить переселение, и оставил своих родителей в слезах». Он сказал: «Вернись и обрадуй их так же, как ты опечалил их».

В другой версии этого хадиса говорится, что он сказал: «Я не приму твоей присяги, пока ты не вернешься и не обрадуешь их, так же, как ты огорчил их». (Сахих аль- Бухари).

Бишр бин аль-Харис сказал: «Сын, который находится возле своей матери, слышит ее дыхание, лучше, чем сражающийся на пути Аллаха Всевышнего. А смотреть на родителей — лучше всего остального».

Ата (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если твоя мать настаивает на том, чтобы ты не совершал добровольных молитв, кроме обязательных, и не постился дополнительно, кроме обязательного поста, то ты должен послушаться ее, ведь подчинение ей важнее, чем добровольные молитвы и посты».

Хишам бин Хассан сказал однажды Аль-Хусейну: «Я изучаю Коран, а моя мать ждет меня с ужином». Тот сказал: «Для меня будет более предпочтительно, если ты поужинаешь со своей матерью и порадуешься ей, чем совершишь добровольный хадж».

Однажды Ибн Умар увидел, как кто-то совершает обход вокруг Каабы, неся свою мать на спине. Подойдя к Ибн Умару, этот человек спросил его: «Как ты думаешь, возместил ли я ей то, что она сделала для меня?» Он ответил: «Нет, ты не возместил ей даже одну из родовых схваток. Однако то, что ты сделал - это похвально. И Аллах может щедро наградить даже за малое дело».

О мусульманин! Если кто-нибудь сделает тебе добро, один раз или дважды, ты непременно будешь хвалить и благодарить его за это, многократно упоминая только хорошие его качества. Так почему же твои родители не получают от тебя ничего, кроме неблагодарности, упреков и проблем?

Многие годы они ухаживали за тобой, давая тебе еду и питье, одежду и лекарства. Они щедро дарили тебе свою любовь, заботу и воспитание. И после всего этого, после всего добра, которое они тебе сделали, ты их оставляешь?!

Преславен Аллах! До чего же грубыми и далекими от благого бывают сердца! Мы не видим ребенка, оставленного родителями, когда он болеет. Вспомни Якуба (мир ему) как он переживал утрату своего сына Юсуфа (мир ему).

Всевышний упомянул об этом в Коране, сказав: (И его глаза покрылись бельмами от печали, которую он сдерживал) (Юсуф 84).

Распространенным видом ослушания родителей также стало то, что дети часто обижают своих родителей, становясь причиной их слез. Навещают их только изредка и не заботятся об их здоровье и материальном положении.

Причиной горести родителей становится также равнодушное отношение их детей к религии.

Отсутствие уважения к родителям стало распространенным явлением в нашем обществе. Дети перестали вставать, когда те входят в дом, перестали выполнять их просьбы. А некоторые из детей настолько возгордились, что стесняются своего родства с родителями, особенно, когда они бывают в знатном обществе или в общественных местах.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». (Этот человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать» (Человек снова) спросил: «А кто потом?», — (и тогда) он сказал (ему): «Твой отец». (Сахих аль- Бухари, Сахих Муслим).

Ибн Батталь сказал: «Есть три вещи, которые имеют отношение только к матери: это трудность вынашивания ребенка, трудность его рождения и трудность его кормления».

Большая мудрость заключается в преимуществе матери перед отцом. Она тратит больше усилий на своего ребенка, чем отец, и она сама нуждается в помощи и доброте. Женщина слабая, и не может, как мужчина, зарабатывать на пропитание. Она нуждается в сочувствии и нежности. И первым, кто должен ей давать все это - ее сын.

О мусульманин! Даже после смерти родителей дети должны проявлять свою внимание к ним. Они должны просить Аллаха, чтобы Он простил их родителей и наделил Своей милостью. Могут выплатить милостыню за них. Могут поддерживать связи с друзьями родителей.

Сообщается, что Абу Усайд Малик бин Раби`а ас-Са`иди (да будет доволен им Аллах) сказал:

(Однажды), когда мы находились у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), к нему пришёл какой-то человек из (племени) бану Салама и спросил (его): «О посланник Аллаха, могу ли я каким-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к моим родителям и после их смерти?» Он сказал: «Да, (если будешь) молиться за них, просить у Аллаха прощения для них, выполнять их обещания после их кончины, поддерживать родственные связи с теми людьми, с которыми ты связан только через (своих родителей), и оказывать уважение их друзьям». (Привел Абу дДаууд. Албани счел его слабым хадисом.).

О юноша! Завет Аллаха тебе свыше, с семи небес, и завет книги Аллаха, и завет посланника Аллаха.

Вот они оба перед тобой, уже коснулась их седина, и спины их уже сгорбились, и руки их трясутся. Они с тяжестью встают и садятся с трудом, ведь болезни ослабили их.

Будь к ним добр и милосерден. Не жалей для них своего имущества и своих сил. Будь к ним кроток и мягок.

О Аллах! Прости грехи нам наши и нашим родителям. Вознагради их за нас лучшей наградой.

О,Аллах! Возвысь их степень в Раю. А все то, что их постигло из невзгод, пусть это будет очищением для них и искуплением их грехов.

О Аллах! Посели их в высшей степени Рая, в Фирдаусе, вместе с пророками, правдивыми и шахидами.

Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду.

Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»

  • — Здесь имеется в виду, что наградой за оказание престарелым родителям должного внимания и необходимой помощи послужит Рай, тогда как человека, не выполняющего свои обязанности по отношению к ним, ждут унижения и суровое наказание.
  • — “Джахид” — этот глагол образован от того же корня, что и слово “джихад”.
  • — То есть: его отцу, опасавшемуся, что под влиянием этой женщины его сын станет пренебрегать исполнением своих религиозных обязанностей.
  • — То есть: наилучшие.
  • — Иначе говоря, ты можешь либо войти в Рай через эти врата, если будешь относиться к родителям с должным почтением и повиноваться им, либо сам лишить себя этой возможности.
  • — Указывая людям на эти тягчайшие грехи, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл в волнение, прилагая все силы для того, чтобы они запомнили его слова и воздерживались от совершения подобного, что часто бывало с ним, когда он говорил об особо важных вещах, но на сей раз это волнение было столь сильным, что людям стало жалко его.
  • — Имеются в виду обращения к Аллаху с мольбами за родителей.
31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. (Мат. 12, 46. Лук. 8, 19.)
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
Даже здесь мы видим конфликт матери и ребёнка. Мать не стала для Христа кем-то важным, кем-то уважаемым. Просто родительница, которую надо почитать, то есть чувствовать свой долг перед ней. Да и в самой Библии сказано о почитании родителей. И, заметьте, именно обоих родителей - отца и матери, т.е. не выделяют именно женщину, которая родила, а говорят о тех, кто воспитал. Ребёнок чувствует свой долг за воспитание, а не за рождение. Но это именно почитание - признание чьего-то доминирующего положения, принятие долга послушания и заботы. А уважение? Если принять постулат, что уважать мать следует за то, что она родила, как быть с отцом, который не рожал? Уважать за то, что зачал? И на этом основании уважать всех мужчин, особенно насильников и "гулящих"? Два варианта: либо принять, что почитание - это уважение, и на этом основании пойти против Библии, уважая только мать, либо почитать (то есть чувствовать свой долг) обоих родителей за то, что они воспитали и вырастили тебя (или не почитать, ибо почитания требует только свод еврейских законов, собранных в Ветхом Завете, к которому атеисты не имеют никакого отношения). Но во втором случае становится совершенно непонятно, с какой стати женщина требует уважения только на том основании, что она мать и родила? И если речь идёт именно о библейском почитании - где сказано, что надо почитать чужих родителей? Только своих. А если не опираться на Библию, то возвращаемся к картинке с кошкой. Нужно ли уважать того, кто следует своим инстинктам и выполняет заложенную в него биологическую программу?
К тому же, уважение - это такая категория человеческих отношений, которая не обладает общечеловечностью. Кто будет уважать богатого человека? Только тот, для кого последний является примером. Кто будет уважать учёного-бессеребренника? Только тот, кто ценит ум и сам является увлечённым человеком. Получаем, что мать будут уважать только женщины, которые сами являются матерями или стремятся ими стать. А те, кто не может и не хочет в силу физиологии или по другим мотивам? За что им уважать "достижения", абсолютно чуждые по духу? Да и почему женщина-мать хочет именно уважения? Почему ей недостаточно любви близких и почитания её собственных детей? Может, подсознательно она понимает, что любовь и почитание - это биологические функции, свойственные животным, а хочется получить признание именно своими человеческими качествами. Вот и напирают на то, что "ах вас родители не научили уважать мать!", пытаясь вызвать у собеседника чувство неполноценности за то, что он чему-то в детстве не был научен, а, следовательно, является каким-то ущербным членом общества. И многие покупаются на этот дамский приём, ибо никому не хочется быть ущербным в глазах окружающих.

Исламская традиция изначально предписывает доброе и уважительное отношение к родителям. В Священном Коране сказано:

«Твой Господь повелел, чтобы ты поклонялся только Ему, любил своих родителей и относился к ним с почтением. Если один из них ослабеет, или они оба достигнут глубокой старости, не говори им плохого слова, не кричи на них, а говори им ласковые слова, выражающие любовь, доброту и уважение. Будь добр, смирен и милосерден к ним и говори: «Господи! Помилуй их, как они миловали и воспитывали меня, когда я был мал » (сура «аль-Исра», аяты 23–24).

Мухаммад, благословенный Пророк, говорил: «Радость родителей – радость Аллаха. Гнев родителей – гнев Аллаха! » (хадис передали Аль-Тирмизи, Ибн-Хаббан и Аль-Хаким).

Современный мусульманский мир, к сожалению, всё дальше отходит от нравственных идеалов и устоев времён благословенного Пророка Мухаммада и его сподвижников. Но во многих арабских странах и регионах Кавказа до сих пор незыблемым остаётся уважительное отношение к родителям и старикам. Это – одна из самых прекрасных граней Ислама. Так, например, мне самой пришлось прожить четыре года в Иордании, и меня всегда поражало почтительное отношение местных жителей к матери и отцу. Ни одно серьёзное решение в своей жизни молодые люди не принимают без согласия и одобрения родителей. Притом удивительно и то, что в большинстве особо религиозных семей мужчины и женщины, обращаясь к родителям, несколько стыдливо потупляют глаза, испытывая при этом особый трепет. Подобное благочестивое отношение бытовало ранее и в татарской среде.

Достаточно вспомнить старые театрализованные постановки или художественные произведения, повествующие о жизненном укладе наших дедов и прадедов. К большому сожалению, эти моральные устои, формировавшиеся в татарском обществе на протяжении веков, в наши дни постепенно сводятся на нет. Ведь если задуматься, мы стольким обязаны нашим родителям за то, что они вырастили нас, не покладая рук трудились во имя нашего благополучия, не спали ночами, переживали, когда мы болели.

А в большинстве своём современное поколение людей зрелого возраста не в силах отдать и малой доли того, что вложили в своё время в них их родители: внимание, заботу и материальные средства. Мало того, и в старости родители стараются хоть как-то поднакопить из своих денег, чтобы помогать детям и внукам! Конечно, это сказано вовсе не в упрёк молодым, ведь в жизни с её перипетиями далеко не у всех всё складывается удачно.

Но всё же, по сути, достаточно было бы уделить отцам нашим и матерям больше внимания и заботы, быть элементарно вежливыми с ними. Всякий раз, возвращаясь мыслями в детство, вспоминайте, насколько они были терпеливы к вам, и вы, в свою очередь, если даже вам что-то не по душе, проявляйте смирение, подавляя в себе негативные чувства. Ведь в Коране гнев и бранные слова к родителям строго запрещены!

Немало мудрости и познаний по теме благодеяний к родителям мы можем почерпнуть из Священного Писания мусульман и хадисов.

О матерях

Из аятов Корана мы видим, какое место и какую роль занимают родители в этой земной жизни, особенно женщина как мать! Всевышний Аллах в суре «Лукман» сказал:

«Мы завещали человеку быть добрым к своим родителям и заботиться о них, особенно о матери, ибо мать носит его в своей утробе, и её слабость увеличивается по мере того, как растёт ребёнок; и она отлучает его от груди только через два года. Мы повелели: "Благодари Меня и своих родителей: ко Мне все вернутся для расчёта и воздаяния!"» (сура «Лукман», аят 14).

В суре « Марьям» рассказывается о Пророке Исе (мир ему), он сказал:

«Услышав их речь, Иса с дозволения Аллаха сказал им: "Я – раб моего Владыки. Он мне даст Писание (Инжил) и сделает меня пророком. Я буду благословенным, буду совершать добрые деяния на благо людей и призывать их к добру. Владыка повелел мне выстаивать молитвы и давать очистительную милостыню (закят), пока я буду жить. Мой Владыка повелел мне быть почтительным к моей матери и заповедал мне благость к ней. Он меня не сделал жестоким к людям, дерзким и непослушным, лишённым Его милости "».

В Коране разъясняется человеку, что приходилось переносить его матери в период беременности, во время родов или когда она отнимала его от груди.

«Мы заповедали человеку быть благодарным и хорошо относиться к своим родителям. Мать носила его в чреве с тягостью, родила его с тягостью, а срок беременности и кормления грудью – тридцать месяцев, в которые она испытывала все виды мук, страдала и мучилась».

И никто за это не сможет полностью отблагодарить свою мать, даже если отдаст ей всё, что в его силах.

Однажды Ибн-Умар увидел человека, несущего свою маму на плечах и совершающего таваф (обход) вокруг Каабы. Человек сказал: «О Ибн-Умар! Ты думаешь, я уже отблагодарил ее?» Ибн-Умар ответил: «Нет, ты не отплатил ей даже за одну схватку, которую она пережила при родах. Но ты совершил хороший поступок, и за это малое Аллах вознаградит тебя щедро».

Как-то раз Умму Салама сказала своему мужу – Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): « Всеми почестями обладают только мужчины, есть ли они у женщин?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Конечно же, есть. Когда женщина забеременеет, то в течение всей беременности она подобна человеку, постящемуся днём и молящемуся по ночам. Она подобна воину, сражающемуся на пути Аллаха своей жизнью и имуществом. Когда женщина рожает, даруемая ей награда столь велика, что никто не в состоянии объяснить её».

В одном из хадисов также сказано: «Рай находится под ногами ваших матерей ».

Ведь насколько тяжёл труд матери. Мало того, что она вынашивает и рожает детей, жертвуя своим здоровьем, готовит еду, стирает, содержит дом в чистоте и порядке, создаёт уютную и мирную обстановку в семье, она ещё, благодаря своему терпению и выдержанности, переносит капризы детей, на протяжении всей жизни старается поддерживать хорошие отношения с мужем и родственниками. И это при том, что в наши дни женщинам приходится работать наравне с мужчинами, материально обеспечивая себя и семью!

Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) постоянно приказывал хорошо относиться к женам, семье и женщинам вообще. Ведь в деле воспитания детей главную роль играет мать, так как она всегда с ними, от неё во многом зависит, какие благие качества она привьёт своему ребёнку. Из истории мировой цивилизации известно, что за каждым благородным героем стоит благородная мать, без неё вырастить благородное дитя отец не в состоянии.

Проявление почтительности к матери относится к числу важнейших дел, к которым побуждает людей Ислам, на что определённо указывают многие хадисы. Вот некоторые из них: «Аллах запретил вам непослушание, непочтение и чёрствость по отношению к вашим матерям» (хадис от Аль Мугиры). «Наиболее тяжкими грехами являются многобожие и непочтительность по отношению к родителям» (хадис от Абу Бакра). Однажды некий человек спросил благородного Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

– Кто из людей наиболее достоин моего хорошего отношения к нему?

– Твоя мать, – ответил ему Пророк (мир ему и благословение).

– А затем кто?

– Твоя мать, – повторил Пророк (мир ему и благословение).

– А затем кто? – в третий раз спросил человек.

– Твоя мать.

– А затем кто?

– Затем твой отец, – ответил Посланник Аллаха (хадис от Абу Хурейра).

Ценя великие заслуги матери, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), благородный Пророк, сказал человеку, спросившему его о том, что такое благодеяние к родителям: «О горе тебе! А жива ли твоя мать? » Тот ответил: «Да ». Благородный Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О горе тебе! Не отходи от её ног, ведь там рай » (хадис передал Ибн Маджа). Один человек спросил нашего Пророка (мир ему и благословение): «О, Посланник Божий! Мать у меня состарилась и от старости потеряла разум. Я кормлю и пою её своими руками. Забочусь обо всех её нуждах, а также таскаю её на своей спине. В таком случае считаюсь ли я отплатившим долг свой по отношению к ней? » – «Нет, ибо ты не исполнил и одной сотой части твоего долга к матери ». «Почему? » – спросил человек. «Потому что она заботилась о тебе, желая жизни твоей, когда ты был немощен. Ты же заботишься о ней, ожидая смерти её. Тем не менее, ты сделал ей много добра, за что и будешь вознаграждён ».

Имам Садык рассказывает, что однажды один из мусульман подошёл к благородному Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал ему: «О, Посланник Аллаха, я молод и силён, и я жажду принять участие в битве на пути Аллаха, но моя мать испытывает беспокойство по этому поводу ». Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Вернись домой и будь рядом с ней. Если ты останешься подле своей матери в течение одной ночи, то это лучше, чем год вооружённой борьбы на пути Аллаха ».

Настоящий мусульманин, усваивающий высокие указания Корана и ценные наставления благословенного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), ни к кому из людей не может относиться с большим почтением, чем к своим родителям. Именно так поступали сподвижники Пророка, люди сильные духом и телом. Они были настолько же крепки физически, насколько нежны и ласковы со своими матерями. Яхья ибн Абдулхамид рассказывал, что когда Абу Ханифе предложили пост главного судьи, он отказался. Тогда власти пытались заставить его принять этот пост, применив силу. Его посадили в тюрьму и ежедневно избивали, но он стойко переносил все муки и страдания. Однажды ему разбили голову, и он заплакал. Его спросили: «Тебя столько дней били, ты держался, что же случилось с тобой сейчас?» Он ответил: «Эта рана заметна. Если мать увидит её, то она расстроится и будет плакать, а для меня нет ничего тяжелее».

Ибн Хаджар в своей книге «Предостережение от смертных грехов» очень хорошо выразился про ослушивающихся своих родителей. Наверное, слова, сказанные много столетий тому назад, адресованы и тем, кто пренебрежительно относится к своим матерям в наши дни. Там сказано: «О тот, кто небрежен к самым строгим обязанностям, променявший благочестие на ослушание, забывший то, что предписано тебе, пренебрегающий тем, под Которым ты ходишь. Благодеяние к родителям – твоя религия. Ты утверждаешь, что хочешь Рая, так ведь он под ногами твоей матери. Она носила тебя в животе девять месяцев, родила тебя, кормила тебя своей грудью, мыла тебя от нечистот, хорошо относилась к тебе. Она очень сильно переживала, когда ты был болен или на что-то жаловался, платила врачу, чтобы вылечить тебя. Если бы ей предложили пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти тебя, она непременно сделала бы это. И после всего этого ты грубо обращаешься с ней. Она, явно и скрыто, молила Аллаха даровать тебе счастье. А когда она состарилась и нуждается в тебе, ты её не замечаешь. Ты сыт, она голодная, она хочет пить, а твой рот не испытывает жажды. Ты предпочёл свою семью, детей, забыл её помощь. Считаешь сложным то, что очень легко. Её жизнь тебе кажется очень длинной, на самом деле, она коротка. Ты покинул её, а кроме тебя нет ей защитника. А ведь твой Господь запретил плохое отношение к ней. И тебя не минует наказание в этой жизни, которое проявится в виде непослушания твоих же детей, а в будущей жизни ты будешь наказан тем, что будешь далёк от Господа Миров. Он призовёт тебя, ругая и порицая за то, что ты натворил. И поистине, Он ни в чём не обижает своих рабов. Материнство – это чаша самопожертвования. И мать и отец готовы не спать, только для того, чтобы их ребёнок спал, голодать, только чтобы их дитя было сыто…»

Ислам возносит положение родителей столь высоко, что подобных примеров до появления этой религии человечество просто не знало, ведь хорошему отношению и почтительности к родителям в Исламе было отведено место, уступающее по важности только вере в Аллаха и поклонению Ему. «Благодари Меня и твоих родителей».

И отец, и мать, по словам Всевышнего Аллаха, оба заслужили благодарность.

Может случиться так, что мир этот окажется добрым к человеку, он будет жить в полном достатке и будет занят своей красивой женой и детьми настолько, что перестанет заботиться о своих родителях, проявит к ним скупость, забыв о том, сколько средств потратил на него его отец, в результате чего навлечёт на себя гнев Божий. Однажды к благословенному Пророку Мухаммаду пришёл какой-то человек, который сказал ему: «О Посланник Аллаха, есть у меня деньги и дети, но, поистине, отец мой хочет погубить мои деньги!» На это он ответил ему: «Ты и то, чем ты владеешь, – собственность твоего отца».

О роли отца в семье

В деле воспитания детей Ислам выделяет для отца особую, незаменимую роль. Будучи главой семейства, он является хорошим наставником для сына и дочери, воспитывая в них чувство ответственности, смелый дух и сильную волю. Замечено, что мальчики с двухлетнего возраста стараются во всём подражать отцу; уже в этом раннем возрасте в них закладывается мужской стереотип поведения. Отец также должен проявлять доброту и любовь к дочери. Это очень важно в её эмоциональном воспитании, так как в дальнейшем поможет ей построить правильные взаимоотношения в своей семье. Любовь отца к детям внушает им ощущение надёжной опоры, защищённости в жизни. Кроме того, отец учит терпению и стойкости в преодолении сложностей в жизни. Если мать больше любит сердцем, то отец – разумом. Интересно, что ребёнок также по-разному реагирует на родителей: в присутствии матери успокаивается, приближение отца его активизирует, стимулируя на позитивные действия. В этом и проявляется гармония семейных отношений.

В наше время слабая половина человечества ни в чём не старается уступать мужчинам, зарабатывает наравне, а порой – и больше. Но если женщина действительно сильная и мудрая, то она понимает, насколько важно поддерживать авторитет отца в семье, его позицию как защитника, добытчика и кормильца. И это отнюдь не отживший себя стереотип патриархальной семьи. Во все времена такой уклад демонстрировал собой здравый смысл.

Так, например, во многих мусульманских семьях стран Востока не принято баловать своих детей. Однажды меня очень удивил один случай. Будучи в гостях в одной иорданской семье, я стала свидетельницей разговора матери с бегавшими вокруг неё детьми. Хозяйка сварила суп и стала разливать его по тарелкам. Затем достала кусок мяса, разделила его на две половинки и сказала детям: одна из половинок – вашему отцу. Он много работает, старается ради вас, придёт с работы усталый и голодный. После чего вторую половинку разделила также поровну на две части: а эта половинка (указывая на ¼ часть) – вашей маме, мне также приходится много работать. Оставшуюся же часть она поделила на четыре равные доли, так как детей в семье было четверо. Меня поразил тот факт, что эта простая арабская женщина на таком бытовом примере может воспитывать своих детей в духе уважения и почитания к родителям. Невольно я подумала, что мы – россиянки, напротив, в своей безграничной любви к сыновьям и дочерям готовы и свою долю отдать им, лишь бы они были сыты и довольны. Но редко в своём желании всё лучшее отдать детям задумываемся над тем: не вредим ли мы им на самом деле? Ведь тем самым мы лишаем их возможности по-настоящему ценить нас, как родителей, а крепко встав на ноги, – продолжать ухаживать за нами, проявлять заботу и внимание.

О мусульманском этикете

В Исламе запрещается обращаться к родителям с выражениями, которые, хотя и незначительно, могут их обидеть. Если возникает ситуация, когда невозможно одновременно угодить обоим родителям, то надо поступать следующим образом: если необходимо совершить действие, связанное с проявлением уважения, то предпочтение надо отдать отцу, так как каждый берёт родословную от своего отца. В случаях же, где нужно совершить действие, связанное с проявлением заботы и ласки, надо в первую очередь сделать это для матери, потом для отца. Скажем, если отец с матерью заходят в комнату, то следует встать из-за уважения к отцу. Однако если они что-нибудь попросят, то надо преподносить, начиная с матери.

Во время разговора с родителями нельзя повышать голос или же обращаться к ним на высоких тонах. Следует разговаривать с ними почтительно, умеренным тоном и доброжелательно. Родителей следует слушаться, пусть даже они будут неверующими, за исключением тех случаев, когда это касается религиозных норм. Потому что, «довольство Создателя заключается в довольстве родителей». Имам Казим передаёт слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) о праве отца к сыну: «Сын не должен обращаться к отцу по имени, а должен говорить ему «отец». Он не должен шагать впереди своего отца и садиться прежде, чем сядет он. И он не должен совершать деяния, которые станут причиной того, что люди плохо отзовутся о его отце (например, скажут: «Да поразит Аллах отца, который породил такого сына») («Нур ас-сакалейн»).

Родители же, соответственно, тоже не должны плохо обращаться и обижать ребёнка, открывая ему двери неповиновения по отношению к ним.

Отношение к престарелым родителям

Старость похожа на детство: человек, старея, становится слабым, беспомощным, чувствительным и раздражительным. Наше отношение к детям всегда особенное. Особенным должно быть и наше отношение к престарелым родителям. Всё в жизни устроено по мудрым законам Божьим. В этом, пожалуй, и заключается наш сыновний и дочерний долг.

В хадисах сказано: «Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдёт в рай » (хадис от Абу Хурейра). «Аллах откладывает наказание за все грехи, которые пожелает, до Судного дня, кроме непочитания родителей. Воистину, Аллах наказывает совершившего этот грех в этом мире прежде его смерти » (хадис передал Аль-Хаким).

Благодеяние детей к отцу и матери не заканчивается со смертью родителей; оно непрерывно длится и продолжается. Человек из ансаров спросил Посланника Аллаха, благородного Пророка (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха, смогу ли я каким-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к своим родителям после того, как они умрут?» Он сказал: «Да, четырьмя способами: обращаясь к Аллаху с мольбами за них, прося о прощении для них, исполняя то, что было ими обещано, оказывая уважение тем, с кем они дружили, и поддерживая родственные связи с теми, с кем связан ты только через них» .

В заключение

Наш Создатель наставил нас на то, чтобы мы не выражали отцу и матери ни малейшего неудовольствия, даже если они сделали что-то, что нам не по душе или поступили в чём-то неправильно, а платили им своей любовью, мягкосердечием и заботой, и это самое малое, что мы можем сделать для них. Поэтому, как мусульмане, давайте же не будем принимать эту западную культуру, которая вольно или невольно проникает в наши сознания через телевидение, западные фильмы и передачи, а постараемся быть лучше.

Ведь известно, что в западных странах взрослые люди довольно редко навещают своих престарелых родителей. Это связано с тем, что достигнув совершеннолетия, они начинают жить отдельно, и в дальнейшем зачастую не проявляют к матери или отцу ни жалости, ни сочувствия. Тот, кто наведывается к ним раз в месяц – демонстрирует «хороший» пример, а нередко люди даже забывают об их существовании, пока не назреет необходимость увидеться с ними по какому-либо обстоятельству или неотложному делу.

Конечно, подобное чёрствое отношение не может являться для нас примером для подражания. Но, к большому сожалению, наше общество ещё также далеко от идеала. Нередко можно увидеть такую картину: человек в довольно грубой форме разговаривает с отцом или матерью, не замечая, что рядом находится его собственный ребёнок, который встав крепко на ноги, повторит то же самое, а, возможно, даже и в более жёсткой форме по отношению к нему же, немощному старцу.

Поэтому так важно учить своих детей на собственном примере уважительно и благопристойно вести себя не только с родителями, но и со всеми пожилыми людьми. Нашим добрым обращением со своими родителями мы сможем обрести надежду на то, что наши дети переймут этот опыт и, в свою очередь, будут добры с нами.

Сердце кровью обливается, когда слышишь новости о том, что всё больше молодых людей в России от 13 лет размещают в Интернете видеоролики со сценами издевательств над случайными прохожими в общественных местах – стариками. У таких детей не может быть светлого будущего, ибо уже сегодня они потеряли в жизни опору. Весьма негативное влияние на молодых людей оказывает телевидение, с его «хитовыми» программами «Comedy club», «Дом-2» и сериалом «Наша Russia», которые на корню рушат моральные ценности, в сознании зрителей рождаются чувство вседозволенности, похабное отношение к окружающим.

С каждым годом дети становятся всё более жестокими, и в этом виноваты, прежде всего, мы сами – взрослые, которые ответственны за происходящее вокруг. Недавно по телеканалу «Эфир» в передаче «Актуальная тема» участвовали две женщины пожилого возраста – активисты с намерением возрождения пионерской организации в стране. Идея сама по себе неплохая, конечно. Но хотелось им задать вопрос: а где же та идеология, на основе которой их мечта могла бы воплотиться в жизнь? На сегодняшний день выход из этого тупика только один – возрождение утраченных духовных ценностей, в частности, путём внедрения в школьные программы религиозных дисциплин. Но, пока идёт подготовка к составлению учебных программ и пособий к этим дисциплинам, давайте задумаемся над тем, каким образом уже сегодня мы можем изменить к лучшему прежде всего самих себя? Какой пример мы готовы дать своим детям дома и как нам дальше вести себя с окружающими и, прежде всего, с самыми близкими нам людьми?

«Благодари Меня и своих родителей: ко Мне все вернутся для расчёта и воздаяния!»

«Вспомните, как Мы заключили с сынами Исраила договор: "Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закят". Но вы, за исключением немногих, нарушили, ибо вы - упрямый народ».

В Исламе заложена уникальная и самая гуманная система воспитания и установления между людьми достойных человеческих отношений, чего не сумела добиться ни одна другая система и ни одно другое законодательство. Хочется надеяться, что нашему народу удастся вернуть те духовные ценности, которые были утрачены за последнее столетие.

Кандидат филологических наук,

старший научный сотрудник ИЯЛИ .

Мама – это первый человек, через которого Всевышний проявляет Свою заботу и милосердие к нам. Первый, кому спустя месяц жизни, мы начинаем улыбаться, и с кем возникают сердечные узы… Наше сердце узнает ее гораздо раньше, чем мы осознаем умом, кто она для нас на самом деле.

Мама – это первая любовь каждого из нас. Мы можем не помнить, как будучи маленькими, мы тосковали, когда она надолго покидала нас, и как мы радовались, когда снова видели ее лицо. Только с ней мы обретали чувство безопасности и защищенности от опасностей большого и незнакомого мира. И только ее мы узнавали по ароматному запаху, который мы могли бы узнать из тысячи, из миллиона.

Очень важно, чтоб ребенок с детства был окружен любовью, уважением и заботой. Это нужно не только для его комфорта, но также для того, чтоб он сам учился любить, заботиться и уважать. Взаимоотношения с матерью – это наш первый опыт.

Любовь к матери – нечто более захватывающее, чем мы себе представляем. Когда ты маленький, эта любовь естественна и нам не нужно прилагать усилий, чтобы любить маму. Но по мере того, как мы становимся старше, наша любовь и уважение к матери должно расти вместе с нами.

Как говорила мой преподаватель, «огонь любви не горит абстрактно». Так и любовь к маме проявляется через внимание к ее душевному состоянию, заботу об удовлетворении ее нужд, через ласковое, сердечное обращение с ней и, конечно, через послушание.

Если пожелания матери не соответствуют одобряемому шариатом, то можно вспомнить в качестве примера случай Саада ибн Абу Ваккаса рассказывал следующее:

«Услышав о том, что я принял Ислам, моя мать страшно разгневалась, а к ней я испытывал самую нежную сыновнюю любовь. Подскочив ко мне, она воскликнула: «Послушай, Саад, что это за религия, которую ты принял, отказавшись о религии своих отцов? Клянусь Аллахом, немедленно брось эту свою религию, а не то я перестану есть и пить, пока не умру! Твое сердце разорвется от скорби по мне, тебя захлестнет мучительное отчаяние за то, что ты натворил, а все люди до конца дней будут стыдить и упрекать тебя!

Прошу тебя, не делай этого, о мама! – воскликнул я. – Я ни при каких обстоятельствах не откажусь от своей религии.

Тем не менее мать исполнила свою угрозу, полностью отказавшись от приема пищи. Шли дни, она ничего не ела и ни пила, становясь изможденной и истощенной, теряющей все больше сил.

Я ежечасно приходил к ней, упрашивая и умоляя ее немного поесть и попить, чтобы поддержать ее силы, но всякий раз она категорически отвергала мои просьбы, снова и снова давая клятву в том, что не будет есть и пить, пока не умрет, или же пока я не откажусь от своей религии.

Тогда я сказал ей: «О мама, как бы сильно я ни любил тебя, моя любовь к Аллаху и Его Посланнику еще сильнее. Клянусь Аллахом, даже если бы у тебя была тысяча душ, и ты бы тысячу раз умирала, я никогда не оставлю свою религию».

А затем, Всевышний ниспослал аят, касающийся случившегося:

Но если они принуждают тебя, дабы заставить придать Мне в сотоварищи то, о чем нет никакого знания, не повинуйся им. Будь добрым спутником им в жизни, но следуй по пути тех, кто обратился ко Мне…» (Лукман, 15)

В том, что мы никогда не сможем полноценно отблагодарить маму за жизнь, подаренную нам через нее, есть мудрость Всевышнего,. Это делает наши отношения с ней в каком-то смысле неравноправными. Это заставляет нас всю жизнь смотреть на нее «снизу вверх», с почтением, преклонением и признательностью.

Вспоминаются слова Берта Хелингера, который говорил, что депрессия происходит от неприятия одного из родителей. Она заполняет ту пустоту в сердце, в котором должны быть они оба. Рак и ожирение, по Хеллингеру, имеют под собой такое психологическое основание, как неприятие матери. Действительно, можно предположить, что такие болезни, при которых мало шансов на излечение, представляют собой кару Всевышнего за непослушание Ему…

Неприятие можно объяснить, но его невозможно оправдать. Доброе отношение к матери должно быть так же безусловно, как и тот факт, что Аллах даровал нам жизнь именно через нее. Однажды к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и спросил, кто наиболее достоин того, чтоб он проявлял к нему большую доброту. Посланник Аллаха ответил: «Твоя мать». Человек повторил свой вопрос. И каждый раз, когда он спрашивал об этом, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) отвечал: «Твоя мать». Только на четвертый раз он (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Твой отец».

Родители – первые люди, в отношениях с которыми мы обязаны проявить наибольшую заботу, доверие, любовь. «Благодари Меня и своих родителей» – призывает в Коране Всевышний Аллах, ставя благодарность и нежность к родителям на второе, почетное место после Себя, Создателя всего сущего. Неужели мы не откликнемся?

Бывает, что родители препятствуют чему-либо, одобряемому шариатом. Будь то фарз или сунна. На первом месте всегда долг перед Аллахом. Поэтому если это фарз, то нужно следовать ему и соблюдать, несмотря на противоположное мнение родителей. Но и здесь есть нюансы. Соблюдение обязательного – не означает противостояние родителям. Следует быть мягким и добрым в отношениях с родителями, отнестись снисходительно к их непониманию некоторых сторон религии. Постепенно мудрость и доброе слово сделают свое – родители примут слово Аллаха через вас.

Жизнь течет как река и меняется. Но путь, по которому она устремляется в океан воды, во многом зависит от устья, от самого ее начала. Наша мама, наша любовь и доброе отношение к ней и есть то самое устье, с которого начинается наша жизнь. Пусть каждый извинится перед ней, простит ее и снова полюбит, и тогда можно надеяться, что течение нашей жизни выйдет на еще более светлый путь. Как говорит Хелингер, самый важный поклон (после поклона Всевышнему – прим.авт.) всегда перед матерью.