ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как сделать бумажный паспорт. Как сделать паспарту своими руками для картин ручной работы? Где заказать и купить паспарту

Иногда приходится сталкиваться, что в багетке нет паспарту нужного цвета;
или срок изготовления паспарту назначают длительный, а вышивка, к примеру, предназначена на подарок и сроки поджимают;

согласитесь, что причин может быть масса.

При желании и небольшом навыке работы с картоном и бумагой выход всегда есть. Правда, без специального профессионального инструмента добиться фаски в 45° здесь не удастся, но можно получить тоненькую полосу шириной в 1-3 мм, которая с расстояния примерно в пол-метра будет неотличима от фаски.

Нам понадобится :

1. Металлическая линейка, желательно шириной не менее 4 см

2. Нож со сменным лезвиями

Покупаем в магазинах отделочных материалов, или в строительных магазинах .

3. Двухсторонний скотч

4. Лист хорошего картона (он так и называется - картон для паспарту),

5. Бумага (40х60 см) для рисования пастелью (она бывает разных оттенков, кажется пр-ва Италия).

Покупаем в магазине канцтоваров, или в магазине товаров для художников

Если нет бумаги нужного цвета, и размер паспарту не превышает размеров листа А3 (такой размер обусловлен возможностью печати цветного принтера), просто с помощью графических программ подбираю нужный оттенок, делаю "заливку" листа, а затем распечатываю на принтере и использую в дальнейшей работе. Причем распечатанные на струнном принтере гораздо лучше тех, которые печатаются на лазерном.

На фото паспарту сделаны с использованием напечатанных на принтере листов.

С обратной стороны картона делаю разметку нужных размеров паспарту, затем с помощью ножа и линейки очень аккуратно из купленного картона вырезаю рамку.

Конечно, нужна сноровка, можно потренироваться на небольших кусочках.

За один прорез не сразу удается разрезать, особенно на уголках, поэтому иногда приходится проводить ножом дважды. Резать лучше ли на специальных ковриках или на куске стекла или зеркала. Я режу на толстом стекле.

Если цвет паспарту не подходит для данного оформления, продолжаю.

Вырезаю из купленной бумаги подходящего оттенка такое же по размеру паспарту. Внутреннее окошко вырезаю на 1-1,5 мм больше исходного, делается это для того, чтобы по внутреннему периметру сохранилась светлая полоска, которая визуально выглядит так же, как и вырезанная в багетке «фаска», срез под углом 45°.

На картонное паспарту с лицевой стороны наклеиваю по периметру полоски двухстороннего скотча. При этом я отступаю от внутреннего окошка примерно 3-5 мм. Для чего я это делаю, будет понятно на следующем этапе.

Затем аккуратно «сажаю» паспарту из бумаги на картон. Точно размещаю вырезку поверх закрытого защитным слоем скотча.

Удобнее всего начинать приклеивание с одной из горизонтальных полос.

Поочередно, осторожно отогнув бумажное паспарту, снимаю защитный слой с полосок скотча и закрепляю горизонтальные, а потом вертикальные стороны.

Бумага все-таки вещь деликатная, подвержена небольшому растяжению или смещению, и не всегда удается при наклейке добиться того, чтобы оставшаяся светлая полоска у окошка паспарту оказалась одинаковой ширины (до долей миллиметра) по всем четырем сторонам.

С помощью ножа и опять-таки металлической линейки очень деликатно (чтобы не прорезать насквозь картонное паспарту) подрезаю бумажное паспарту.

Сделать это несложно, нужно только либо точно разметить, либо старательно и аккуратно ориентироваться на глаз.

Подрезанная бумага снимается легко, так как (помните?!), наклеенный скотч не доходит на 3-5 мм до внутреннего окошка.

Вуаля! В итоге имеем готовое паспарту нужного цвета с одинаковой по ширине светлой обводкой

Если хочется еще больше оттенить оформление, получить объемный эффект, делаем контрастную обводку – двойное паспарту .

Обычно я изготовляю аналогичную вторую рамку из картона и соединяю их двухсторонним скотчем.

Но в данном случае размер готовой работы 60х45 см, и утяжелять ее дополнительным картоном мне не захотелось.

Поэтому я на изнаночную сторону наклеиваю скотч и прикрепляю верхнее паспарту на лист контрастной бумаги.

Когда вышиваешь, пишешь, создаешь картины, то важно придать им законченный вид. Именно поэтому рукодельницы уделяют особое внимание оформлению. В картины оформляют профессионально, но порой недешево. Поэтому посмотрим, как сделать паспарту своими руками.

Для чего оно нужно?

Паспарту - это картон в форме четырехугольника, круга или овала с отверстием (таких же форм), куда вставляют картину или фото. Оно накладывается на картину и закрывается рамой со стеклом или без него. Для профессиональных художников и дизайнеров паспарту служит «доской почета», то есть на нем оставляют авторскую подпись.

Его цель - создать гармонию между картиной, цветом рамы и дизайном помещения. Например, для вышитой картины весеннего сада с преобладанием розовых и зеленых тонов подойдет обрамление и рама тех же оттенков. Но если комната с розовыми обоями, тогда паспарту? В этом случае больше всего подойдет двойное оформление зеленого и светло-розового цвета и рамой из красного дерева с золотистым рисунком.

При помощи картонной рамки можно достичь желаемых размеров картины. Например, у вас вышивка нестандартных размеров, и ни одна рама подойти не может. Поэтому подбираете наиболее выигрышную по цвету рамку и изготавливаете по ее размерам обрамление с вырезом под вышивку.

1 способ: как сделать паспарту своими руками

Перед тем как сделать паспарту своими руками, вышивку нужно постирать, погладить, натянуть на картон. Для этого вырезается картон под размеры вышивки, далее канцелярскими гвоздиками зафиксируйте положение вышивки на лицевой стороне. А с обратной стороны скрепите края нитками зигзагообразным швом или при помощи двустороннего скотча. А далее приступаете к оформлению картины.

2 способ: как сделать паспарту для рисунка или фотографии

Рисунок и фотография имеют более тонкую структуру по сравнению с вышивкой. Кроме того, с ними проще работать: достаточно сделать обрамление и все вставить в рамку. Можно сделать простое цветное оформление из бумаги, но тогда потеряется характер изображения. Лучше подчеркнуть индивидуальность рисунка:

Итак, как сделать паспарту своими руками, чтобы выделить характер картины? Запомните всего одно правило: вы можете оформлять свою работу много раз. Например, в зимнюю хандру вы решили создать весеннее настроение и украсили паспарту одуванчиками, а летом вам захотелось добавить земляники на рамку. Экспериментируйте - и со временем вы научитесь оформлять картины профессионально с первого раза!


Паспарту - поля между изображением и рамой (багетом), визуальное назначение которых - концентрация внимания на изображении, улучшение его восприятия,

эстетическое согласование картины (в широком смысле слова) и внешних интерьерных объектов.

Другая функция паспарту - защита изображения от соприкосновения со стеклом и рамой. С этой, а также с целью повышения декоративных свойств иногда

используют кант для паспарту . Он выполняется в виде тонкой пластиковой или деревянной планки и располагается между полем и изображением.


Важно знать!

Любое изображение, оформленное в раму и паспарту, современный человек подсознательно воспринимает как арт-объект.

Удачно подобранное обрамление способно придать статус произведения любому цветовому и линейному хаосу, наивным детским рисункам и даже пустому листу.


Из чего изготавливают паспарту?

Материал для паспарту - однотонный или цветной картон толщиной 0,5 – 3 мм. Самый распространённый картон изготавливают из целлюлозы с легнином ,

добиваясь нейтрального уровня кислотности. Однако с течением времени окисляется, отрицательно воздействуя на прилегающую бумагу.

Для более длительного хранения используют музейный картон (свыше 20 лет) и т. н. консервационный . Последний не подвержен процессам окисления

и заражения грибком, т. к. состоит только из хлопка.


Количество паспарту

Поля для изображения могут быть одинарными, двойными и даже тройными . Для получения многослойной конструкции одно паспарту

накладывается на другое с видимым зазором.

Двойные и тройные поля, особенно разнящиеся по цвету или тону, с ещё большим успехом выполняют свои функции, однако подбор паспарту

из нескольких листов - занятие непростое и требует опытного вкуса и знаний специалиста.


Выбор размера паспарту

Существует доказанное правило наилучшего восприятия изображения в зависимости от ширины обрамляющих полей:

  • для небольших изображений с большим количеством мелких деталей (например - гравюрных) - широкое паспарту до 15 см, а в некоторых случаях и более;
  • для больших и средних изображений - около 1/3 ширины узкой стороны изображения;
  • для изображений всех размеров - боковые и верхнее поле равны по ширине между собой, нижнее поле - чуть шире;
  • для вертикально направленных изображений - боковые поля имеют ширину, составляющую 1/3 от ширины узкой стороны изображения; верхнее поле - 1/5 от высоты; нижнее поле - 1/3 от высоты.


Выбор цвета



Паспарту может отличаться от цвета рамы, но может полностью совпадать с ним. Любого результата легко добиться, так как для паспарту выпускают в

ассортименте цветной однотонный и многоцветный картон. На чём остановиться, зависит от вкуса владельца, самого изображения, интерьера.

Для чёрно-белых изображений рекомендуют выбирать паспарту любого серого оттенка - от чёрного до белого.Белые поля зрительно выдвигают изображение, образуют

вокруг него «воздушное пространство». Тёмные и чёрные поля создают зрительный эффект окна, словно мы выглядываем (заглядываем) в другую реальность.

Цветные паспарту подбирают в соответствии с гаммой изображения. Ориентиром служит один из цветов картины , который при этом нельзя повторять в точности,

но выбрать более приглушённый и максимально нейтральный его тон/оттенок.

Разноцветные или чрезвычайно яркие паспарту - область эксперимента. Они бывают уместны для экспериментального же искусства,

объёмных изображений с крупными деталями или очень «пустых» картин. В таких случаях паспарту выполняет не просто эстетические функции,

но и художественные, дополняя и завершая смысл изображения, образуя его ценность для зрителя.

Паспарту не требуется

Не нужны дополнительные поля для полотен, написанных маслом. Это связано с техническими особенностями картин, традицией их оформления и нашего восприятия.

Багетная мастерская в Москве находится на ул. Гиляровского, имеет удобное расположение в непосредственной близости от станции метро Проспект Мира.

Багетная мастерская расширяет сферу деятельности по предоставлению оформительских услуг частных лицам и организациям в Москве и Московской области . Багетная мастерская оказывает услуги по вырезанию паспарту , в том числе двойного и тройного паспарту . Оборудование багетной мастерской позволяет вырезать разное по форме паспарту , в том числе фигурное. Вырезание паспарту - услуга, без которой невозможно представить себе профессиональный оформительский сервис .

Рамки для картин

Рамка с паспарту

Заказ рамок из багета . Изготовим срочно рамки .

Мастерская изготавливает багетные рамки из деревянного , пластикового и алюминиевого багета лучших багетных фирм Европы. При подборе рамки для картины необходимо учитывать жанр живописи. Изготовление рамок с паспарту .

Где купить рамки для фотографий

Рамки для фото с паспарту можно купить , заказав изготовление багета по точным размерам фотографий . Изготовление рамок на заказ . Изготовление рамок для фотографий с паспарту . Купить рамки для фотографий можно в багетной мастерской . Металлические рамки с паспарту в розницу и оптом дешево . Металлические рамки со стеклом . Багетные рамки своими руками .

Багетное оформление

Что нужно знать, чтобы заказать багетную рамку

Чтобы заказать багетную рамку , нужно выбрать оформление для вашей работы. Из чего состоит багетное оформление ? Может состоять только из рамки , а может быть сложным и включать в себя паспарту , кант для паспарту , стекло , задник , , ламинацию или тиснение .

Оформление работ в багет (багетные работы) - одна из услуг, предоставляемых нашей багетной мастерской .

Что можно оформить в багет?

Фотографии, репродукции, гравюры, акварель, картины, детские рисунки и вышивки. Наша мастерская оформляет в багет и паспарту картины, акварель, рисунки, фотографии, постеры и плакаты. У нас вы можете заказать оформление в багет и паспарту вышивки, объемных предметов, гобеленов, батика. Деревянные рамки – неотъемлемый атрибут изысканно оформленного интерьера. Использование в элементах декора багета из натурального дерева подчеркнет изящество и элегантность обстановки в доме. В нашей мастерской при оформлении изделий применяется декоративный кантик, который крепится либо к багетной рамке, либо к паспарту.

Где заказать и купить паспарту

Купить паспарту дешево

Купить паспарту дешево и быстро в центре Москвы . Чтобы купить паспарту надо сначала его заказать . Где заказать паспарту . Заказать паспарту можно в багетной мастерской . Чтобы заказать паспарту , нужно выбрать оформление для вашей работы. Из чего состоит оформление ? Может состоять только из рамки , а может быть сложным и включать в себя стекло , паспарту , кант для паспарту , задник , накатку изображения на основу , ламинацию или тиснение .

Вырезание из дизайнерской бумаги . Вырезание фона . Обычно паспарту вырезается из специального картона, имеющего огромное количество оттенков и фактур. Образцы багета и картона для паспарту всегда можно посмотреть в приемном пункте багетной мастерской .

Паспарту для фото . Паспарту дешево . Купи??ь паару в пункте приёма заказов багетной мастерской .

Москва

Мастерская находится в Москве, имеет удобное расположение в непосредственной близости от станции метро Проспект Мира.

Москва - столица Российской Федерации, административный центр Центрального федерального округа и Московской области .

Изготовление зеркал

Цветные зеркала

Цветные зеркала (обычно золотистого, серебряного, зеленого и голубого оттенков) бывают двух видов:
- изготовленные из стекла , тонированного в массе ;
- зеркало с цветным отражающим слоем .
Модерн просто невозможно себе представить без тонированных зеркал причудливой формы . Минимализм не терпит излишеств и ярких красок, но цветное зеркало деликатно смягчит его подчеркнутую суровость. Существует много возможных вариантов оформления зеркал : от массивных барочных рам с бронзовыми канделябрами до тонкой металлической окантовки в стиле хай-тек . Большой выбор рам для зеркал . Зеркала в золотом багете . Заказ рам для зеркал в багетной мастерской . Рама придает зеркалу декоративность и определяет его принадлежность к конкретному стилю. Золотая рама для зеркала в гостиной . Пластиковые рамы для зеркал в прихожей , кухне и ванной . Зеркало может «поразить» интересной формой, оригинальной оправой. С помощью зеркала можно скрыть недостатки планировки жилища. Зеркало в деревянной раме для гостиной. Зеркало в интерьере создаёт эффект расширения пространства. Обычно зеркала размещают в прихожей , спальне , ванной . Зеркала больших размеров . Изготовление больших зеркал . Цены на зеркала . Нарезка стекла , зеркал .

Заказ багетного стекла

Вырез стекол

Стекло на вырез. Рамки со стеклом 2мм. Нарезка стекла . Нарежем стекло 2мм любых размеров и форм, в любом количестве дешево . Прямолинейная и фигурная обработка кромки (шлифовка и полировка) стекла , изготовление внутренних вырезов .

Изготовление подрамников

  • Изготовление подрамников
  • Виды подрамников
  • Модульный подрамник
  • Глухой подрамник
  • Заказ подрамников
  • Подрамники дешево
  • Натяжка холстов

Задник рамки

Задний картон (задник ) для картин . Задник - это картон, которым закрывается задняя часть обрамленной картины . Правильный подбор задника обеспечивает не только защиту картины от внешних воздействий (влаги, пыли), но и обеспечивает эстетический внешний вид. Задник плотно прижимает картину к стеклу , обеспечивая неподвижное положение картины внутри багетной рамки . В своей работе мы используем картон для задника толщиной 2,0 мм или шлифованный с двух сторон МДФ (оргалит) толщиной 2,5 мм . На каждю рамку , которая изготовлена в нашей багетной мастерской мы бесплатно монтируем подвес (шнур на кольцах или зубчатая подвеска), обеспечивая тем самым аккуратный вид сзади, при этом щель между задником и рамкой закрывается бумажным скотчем.

Рамы для картин

Заказ рам для картин

Багетная мастерская оформляет в багет картины , акварель, рисунки, фотографии, постеры, зеркала и т.д. Большие рамы для картин . Художники придают огромное значение выбору обрамления для своих картин . Многие великие художники делали эскизы элементов багета и даже сами его изготавливали . Золотые рамы для картин . Заказ рамок для картин . Рамки для картин можно купить , предварительно заказав в нашей багетной мастерской . Цены на рамы для картин .

Багет и паспарту для акварельных картин

В технике акварельной живописи можно создавать картины в жанре пейзажа, натюрморта, портрета. Прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя картины являются характерными свойствами акварельной живописи. Для обрамления акварелей желательно использовать паспарту и не очень широкий багет. Обрамление в деревянный багет . Рамы для аквареьных картин .

Паспарту для рисунка

Оформление графики c паспарту

Также давно установился стиль оформления графического листа. Обычно его заключают в узкую легкую рамку , сдержанную по цвету и фактуре. Однако в отличие от живописцев графики вводят новшество: широкие чистые оля , отделяющие рисунок от рамки . Это так называемое паспарту - цветной картон, в котором вырезается окно. Паспарту своим вырезом накладывается на изображение . У некоторых видов графики поля получаются при печати на том же листе, так что можно обходиться без паспарту .

Паспарту для оформления рисунков. Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись). Профессиональное оформление графики , фотографий , документов с использованием паспарту и багета из дерева . У нас в мастерской вы можете выбрать образцы багета и паспарту и заказать художественное оформление для графики, фотографий, плакатов. Художественная ценность багета зависит от профиля и рисунка рельефа. Рисунки карандашом лучше выглядят в скромном узком багете (металлическом или деревянном ).

Рамки и паспарту для фотографий

В мастерской можно оформить фотографии. Вид багета зависит от типа изображений на фотографиях (портрет, пейзаж, детские фото). Паспарту для фото . Вырезание фотографий . При оформлении фотографий может использоваться паспарту . К паспарту может быть предложен слип (кант по краю окна).
Купить рамки для фотографий можно в багетной мастерской . Пластиковые рамки для фото практичны, легки и дешевы . Они отлично подходят для любых типов фотографий и имитируют металлические и деревянные рамки . Блеск и благородство металла . Очень популярны серебристые матовые металлические рамки . Металлические рамки для фотографий стоят очень дешево , ведь материалом для их изготовления служит недорогой аллюминий . При небольшой цене металлические рамки имеют массу достоинств. Изящность форм и завораживающая красота металла подчас вынуждает саму рамку «конкурировать» с фотографией . Поэтому важно, чтобы содержание было достойно формы. В таких рамках наиболее гармонично будут смотреться профессионально сделанные портретные фотографии . Для выставки «Моя Африка » Паскаля Мэтра все фотографии были «накатаны » на пенокартон и заламинированы . Никакого специального оформления , просто яркие отпечатки странной жизни были развешаны по стенам . Этот способ - один из самых дешёвых и, пожалуй, самый надёжный.

Дипломы - Оформление с паспарту

Оформление дипломов с паспарту . Цветные рамки с паспарту для сертификатов, дипломов, грамот. Металлические рамки стандартных размеров для сертификатов , дипломов , постеров , цветных фотографий . Рамки с паспарту А4 . Багетная мастерская принимает заказы на изготовление металлических рамок с паспарту как за наличный, так и безналичный расчёт. Для дипломов , сертификатов и карт в багетной мастерской можно заказать ламинирование.

Багет и паспарту для карт

Багет и паспарту для карт . Часто встречаются карты больших размеров. В таких случаях, когда необходима повышенная прочность, багет из металла - лучший выбор. В рамы из металлического багета можно поместиь различные карты, постеры, плакаты. Старинные географические карты лучшее украшение для кабинета.

Изготовление паспарту для вышивки

Работа, вышитая своими руками, и оформленнная в красивую рамку может стать прекрасным подарком близкому человеку. Багет и паспарту для вышивки . Золотые рамки для вышивки икон . Пластиковые рамки для вышивок . Если вы вышиваете картины , то рано или поздно Вам придется подобрать для неё рамку . Выбирая рамку для оформления вышивки , следует помнить, что стиль , цвет , ширина и другие особенности багета для рамки напрямую зависят от сюжета, стилевого решения, цветовой гаммы и размера вышитй картины . К каждой вышитой картине подбирается свое уникальное обрамление . Выбор рамы для вышитй картины зависит также от того, будет использовано при оформления вышивки паспарту или нет.

Большинство вышитых картин смотрится эфектнее, если при оформлении используется паспарту . Паспарту изготавливают одинарным или двойным, иногда тройным. Подбор тройного паспарту является сложным процессом даже для специалиста (дизайнера). Вышивка натягивается так, чтобы клеточки канвы шли параллельно срезу картона паспарту. Всё более широкое распространение получают картины , вышитые бисером . Деревянные рамки с паспарту .

Рамы для картин из гобелена

Гобелен - это вытканный вручную ковер-картина. Гобелены ткались по рисункам цветными шерстяными и шелковыми нитями. Багет для картин из гобелена выбирают, отталкиваясь от сюжета, изображенного на гобелене. Золотые рамы для гобеленов . Чаще всего используется деревянный багет коричневых оттенков, иногда – под золото, реже – под серебро. Рамы а3 для гобеленов .

Перефразируя известную мысль, можно сказать, что в изображении все должно быть прекрасно: и работа творца, и паспарту, и багет, и развеска работ в выставочном зале. В этой небольшой статье речь пойдет о том, как не испортить хорошую работу плохим оформлением.

Что такое паспарту и зачем оно нужно?

Паспарту - это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту - это поля между физической рамой и изображением.

Зачем оно нужно? Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя. В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами. В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства. Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.

О вреде симметрии

К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан. Эту мысль часто пытаются оспорить. Так, например, Шарон Хаймс (Sharon Himes) пишет: «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями. Так как подобные ситуации редки, то обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам». С тем, что верхняя развеска требует дополнительного увеличения нижнего поля паспарту трудно не согласиться. А вот с чем никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

Рис. 1

Попробуем разобраться, в чем тут дело. Для этого вспомним хорошо известный пример с латинской буквой S. Взгляните на рис. 1. Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180°.

Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

Рис. 2

Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.

Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле - и восприятие изображения значительно улучшается.

Как правильно поместить изображение в раму

Во всех случаях, когда речь идет о зрительном восприятии человека, жесткие формальные правила сформулировать не удается. Все, что будет изложено ниже, не более чем рекомендации. Иногда они быстро приводят к успеху. Иногда они требуют значительных коррекций. Разумнее всего относится к ним, как к хорошей отправной точке. Следует также помнить, что в данной статье речь идет исключительно об одинарных паспарту, обрамляющих единственное изображение в раме.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: какого размера должно быть паспарту? Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии». Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).


Рис. 3

В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Несколько слов о цвете паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).


Рис. 4

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», — пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.

Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.

Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.

Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме (см. рис. 5), так и цветные (см. рис 6).


Рис. 5

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.


Рис. 6

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рис. 6 это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.

В начале статьи говорилось, что рамка и паспарту служат также для защиты произведения от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В этой связи важно понимать, что и рамка в целом и ее отдельные элементы сами по себе должны удовлетворять определенным требованиям. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит на многие годы обеспечить сохранность произведения.

1. Помимо прочего, накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть. По этой причине при оформлении «под стекло» не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку. Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.

2. Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки. Пример такого безопасного крепления можно найти в статье Дейла Коттона.

3. Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны (нейтральный фактор pH). Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.

Более подробные сведения об обеспечении сохранности работ можно получить из других публикаций, например, из статьи на сайте Американского института консервации произведений искусства и исторических ценностей (AIC)

Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. (Речь, конечно, идет исключительно о тех затратах, которые можно выразить в денежном эквиваленте). Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.