Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида №22 «Ландыш»
Подготовила: Рахаева Н. Ю., I квалификационная категория
Г. Клин, 2011 г.
Вид проекта:
Информационный
Фронтальный
Краткосрочный
Срок реализации: январь – апрель
Воспитатели: Рахаева Наталья Юрьевна, Сукманова Елена Владимировна
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность проекта. Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка.
Для лучшего освоения детьми старшей группы материалов по разделу «Окружающий мир» тема «Космос» была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Занятия направлены на развитие умственных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Цель проекта. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
Образовательные.
Познакомить детей с названием нашей планеты «Земля», с ее формой, с понятием «космос», что солнце, луна и звезды – это планеты, что солнце и луна имеют круглую форму и похожи на мяч.
Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе:
Дать возможность понять, кто такие космонавты, на чем они отправляются в космос.
Воспитательные.
Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине.
Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса.
Учить быть внимательными, любознательными.
Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Развивающие.
Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме.
Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
Прогнозируемые результаты.
У детей сформируются элементарные знания по теме «Космос» , эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
Описание проекта.
Данный проект на тему « Путешествие в космические дали» разработан для детей старшей группы, где будут рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные, комплексные), а также различные формы совместной деятельности педагога и детей, детей и родителей.
Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование: различных видов бесед, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий-игр. Детям будет предложен наглядный материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т. д.
В процессе занятий дети будут учиться моделировать, рассуждать, анализировать.
Работа будет проходить последовательно и в системе.
При проведении работы будут учитываться возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий будет ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе занятий дети будут получать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси. Узнают имя первого космонавта Земли. Уточнят значение слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений
При реализации проекта будут использованы вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т. д.
В проекте будут использованы следующие ресурсы:
1.Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ.» (Патриотическое воспитание детей), М. Айрис-дидактика, 2008.
2. «Программа воспитания и обучения детей в ДОУ» под редакцией Васильевой
3. « Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)
4. Интернет — ресурсы
Реализовать проект предполагается в три этапа.
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3.Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
1. Проведение занятий по разработанной технологии;
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно — ролевых, дидактических и подвижных игр.
1. Организация выставки детского рисунка.
2. Оформление папки «Путешествие в космос»
3. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
4. Музыкально – тематическое занятие, посвященное дню Космонавтики
Выполнение проекта
Февраль БЕСЕДА О КОСМОСЕ И КОСМОНАВТАХ.
ЦЕЛЬ: Дать возможность детям понять, что такое космос, космонавты, как называется летательный аппарат, на котором они поднимаются в космос. Что они увидели из космоса? Что узнали космонавты о планете, на которой мы живем? Познакомить детей с ее названием «Земля». Дать возможность детям самим определить, какой она формы.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на космическую тему.
Материал. Картинки, иллюстрации.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тема: Полёт первого космонавта.
Цель: Познакомить детей с космосом, первым полётом космонавта;
Воспитывать у детей интерес к космонавтам.
Оборудование: фотографии космического корабля, Ю. А. Гагарина, планет, солнца, звёзд,
Конструирование «Ракета»
Март Занятие «Дорога к звездам»
Цель: формировать знания детей о космосе, космонавтах. Расширять словарь.
Рисование «Полет на луну»
Разучивание стихотворений о космосе.
Сюжетно-ролевая игра «Космодром»
Апрель Музыкально – тематическое занятие (по плану музыкального руководителя)
Итоговое занятие «Полет в космос»
Аппликация «Ракета»
Конкурс чтецов.
Выставка рисунков о космосе.
Музыкально –тематическое занятие «ВСЕГДА ЦВЕТИ МОЯ «ЗЕМЛЯ»
ЦЕЛЬ: Воспитывать любовь к «Земле» ко всему, что есть на ней, бережное отношение, чувство ответственности за будущее планеты, за ее экологическое состояние. Вызвать желание наклеить на игрушечную «Землю» яркие цветы.
Результаты проекта.
У детей старшего дошкольного возраста сформировались, систематизировались и обобщились знания по астрономии, они овладели элементарными представлениями о науке «Астрономия», с понятием «Космос» и профессией космонавт. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения. Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Людмила Крайняя
Цель : Расширить и углубить знания воспитанников о космосе , познакомить детей с историей космонавтики , вызвать интерес к космосу .
Задачи :
1. способствовать формированию у детей понятий «Космос » , «Космическое пространство » ; познакомить с историей освоения космоса ;
2. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю . А. Гагариным.
3. воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду , дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов .
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность проекта :
Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.
Этапы реализации проекта
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе .
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе , презентаций, фотографий, плакатов.
1. Проведение недели космоса в группе .
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы .
1. Организация выставки "Полетим мы на ракете" (совместная работа детей и родителей)
2. Выставка рисунков «Такой загадочный космос »
3. Поэтический вечер «Стихи о космосе »
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа «Что мы знаем о космосе » ."Земля -наша планета", "История космонавтики "
Цель : дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах.
2. Презентация детей «Семья планет» .
Цель : расширять представления о планетах солнечной системы
3. Беседа "Хочу быть космонавтом . "
Цель : Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Расширять представления детей о космических полётах ; познакомить с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики –К . Э. Циолковским, С. П. Королёвым. Воспитывать гордость за нашу Родину, за её достижения в науке, за героизм российских людей. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, сильный человек.
4. Чтение художественной литературы :
Цель : знакомить детей с литературой о космосе ; воспитывать познавательную активность.
Я. К. Голованов «Дорога на космодром » ,
В. Кащенко «Созвездие драконов» ,
П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп» ,
О. А. Скоролупова «Покорение космоса » ,
Н. Носов «Незнайка на луне»
Стихотворения о космосе .
Загадки о космосе .
Нагибин Ю. М. Рассказы о Гагарине.
5. Конструирование
Тема : «Такие разные ракеты» .Цель : изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету из строительных деталей и фигуры космонавтов из природного материала.
6. Рисование
Тема : Такой загадочный космос .
Цель : расширять кругозор, знания детей о космосе ; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности, отображать в рисунке свои впечатления.
Тема : «Космонавт » .
Цель : учить детей лепить космонавта , передавать форму частей : овальную (туловище, округлую (голова, цилиндрическую (ноги) ; передавать пропорциональное соотношение частей и детали; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.
8. Подвижные игры :
-«Космическая эстафета »
-«Не опоздай на ракету»
-«Летает -не летает»
9. Сюжетно-ролевые игры :
" Школа космонавтов "
Цель : расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе , воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей : «космическое пространство » , «космодром » , «полет» , «открытый космос » .
«Полёт в космос »
Для зоопарка нужны новые редкие животные. Директор зоопарка предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
10. Дидактические игры :
- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее»
-«Найди дорогу до Земли по карте»
Результат :
Участие в проекте 65% семей , в праздновании российского праздника - День космонавтики и юбилейной даты !
Заинтересованность детей темой о космосе , проявление их познавательной активности. Дети рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Из дома принесли много своей литературы для чтения, совместно с родителями изготовили ракеты для выставки, нарисовали рисунки о космосе . Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Публикации по теме:
Ко всем праздникам мы всегда готовимся очень серьезно и очень ответственно. А уж к такому празднику, как День космонавтики и подавно.
Исследовательский проект для детей средней группы «Путешествие в страну цветов» Исследовательский проект для детей средней группы «Звездочка» «Путешествие в страну цветов» Актуальность проекта. Процесс познания – творческий.
Цель: Расширять кругозор, знания детей о космосе. Задачи: Продолжать знакомить с космическими объектами; Уточнить знания детей о планетах.
Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе «Космические спасатели» Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе. Воспитатель Кучумова Л. М. Тема: «Космические спасатели». Цель. Закрепить.
Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички! Скоро праздник - День космонавтики. Хочу предложить детский мастер – класс "Космические.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида №22 «Ландыш»
Подготовила: Рахаева Н.Ю., I квалификационная категория
г.Клин, 2011 г.
Вид проекта:
Информационный
Фронтальный
Краткосрочный
Срок реализации: январь – апрель
Воспитатели: Рахаева Наталья Юрьевна, Сукманова Елена Владимировна
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность проекта. Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка.
Для лучшего освоения детьми старшей группы материалов по разделу «Окружающий мир» тема «Космос» была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Занятия направлены на развитие умственных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Цель проекта. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
Образовательные.
Познакомить детей с названием нашей планеты «Земля», с ее формой, с понятием «космос», что солнце, луна и звезды – это планеты, что солнце и луна имеют круглую форму и похожи на мяч.
Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе:
Дать возможность понять, кто такие космонавты, на чем они отправляются в космос.
Воспитательные.
Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине.
Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса.
Учить быть внимательными, любознательными.
Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Развивающие.
Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме.
Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
Прогнозируемые результаты.
У детей сформируются элементарные знания по теме «Космос» , эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
Описание проекта.
Данный проект на тему « Путешествие в космические дали» разработан для детей старшей группы, где будут рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные, комплексные), а также различные формы совместной деятельности педагога и детей, детей и родителей.
Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование: различных видов бесед, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий-игр. Детям будет предложен наглядный материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д.
В процессе занятий дети будут учиться моделировать, рассуждать, анализировать.
Работа будет проходить последовательно и в системе.
При проведении работы будут учитываться возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий будет ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе занятий дети будут получать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси. Узнают имя первого космонавта Земли. Уточнят значение слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений
При реализации проекта будут использованы вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т.д.
В проекте будут использованы следующие ресурсы:
1.Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ.» (Патриотическое воспитание детей), М. Айрис-дидактика, 2008.
2. «Программа воспитания и обучения детей в ДОУ» под редакцией Васильевой
3. « Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)
4. Интернет- ресурсы
Реализовать проект предполагается в три этапа.
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3.Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
1. Проведение занятий по разработанной технологии;
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
1. Организация выставки детского рисунка.
2. Оформление папки «Путешествие в космос»
3. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
4. Музыкально – тематическое занятие, посвященное дню Космонавтики
Выполнение проекта
февраль БЕСЕДА О КОСМОСЕ И КОСМОНАВТАХ.
ЦЕЛЬ: Дать возможность детям понять, что такое космос, космонавты, как называется летательный аппарат, на котором они поднимаются в космос. Что они увидели из космоса? Что узнали космонавты о планете, на которой мы живем? Познакомить детей с ее названием "Земля". Дать возможность детям самим определить, какой она формы.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на космическую тему.
Материал. Картинки, иллюстрации.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тема: Полёт первого космонавта.
Цель: Познакомить детей с космосом, первым полётом космонавта;
Воспитывать у детей интерес к космонавтам.
Оборудование: фотографии космического корабля, Ю.А. Гагарина, планет, солнца, звёзд,
Конструирование «Ракета»
март Занятие «Дорога к звездам»
Цель: формировать знания детей о космосе, космонавтах. Расширять словарь.
Рисование «Полет на луну»
Разучивание стихотворений о космосе.
Сюжетно-ролевая игра «Космодром»
апрель Музыкально – тематическое занятие (по плану музыкального руководителя)
Итоговое занятие «Полет в космос»
Аппликация «Ракета»
Конкурс чтецов.
Выставка рисунков о космосе.
Музыкально –тематическое занятие «ВСЕГДА ЦВЕТИ МОЯ «ЗЕМЛЯ»
ЦЕЛЬ: Воспитывать любовь к «Земле» ко всему, что есть на ней, бережное отношение, чувство ответственности за будущее планеты, за ее экологическое состояние. Вызвать желание наклеить на игрушечную «Землю» яркие цветы.
Результаты проекта.
У детей старшего дошкольного возраста сформировались, систематизировались и обобщились знания по астрономии, они овладели элементарными представлениями о науке «Астрономия», с понятием «Космос» и профессией космонавт. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения. Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Проект для детей старшего дошкольного возраста Космические дали
для детей старшего дошкольного возраста
«Космические дали»
2016
Срок реализации: кратковременный (4-12 апреля)
Тип: групповой, информационно-практико-ориентированный
Возраст : дети старшего дошкольного возраста
Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Обеспечение: словари, справочники, энциклопедии, литература, дидактические игры, картины, фото, телевизор, лаборатория детского экспериментирования
Цель: обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста о космосе через использование проектной технологии
Задачи :- воспитывать гордость за страну, в которой живешь, любознательность, активность
развивать элементарные естественнонаучные представления
формировать понятие «Я житель планеты», расширить и углубить знания детей о космосе
Ожидаемые результаты: - расширение элементарных представлений о космосе, ценностного отношения к окружающей природе
формирования уважительного отношения к людям, чья профессия связана с освоением космоса
накопление методической картотеки образовательной деятельности для детей, консультаций для родителей, иллюстративного и демонстрационного материала
Актуальность проекта:
Если в 20 веке любого ребенка спрашивали, кем он хочет стать, когда вырастет, то более 50% детей отвечали: «Космонавтом!». О космосе говорили, показывали передачи, фамилии космонавтов были известны каждому. Все полученные знания о космосе, космических открытиях и завоеваниях, а также планы на будущее развитие космонавтики и освоение космических просторов вселяли в каждого гражданина гордость за свою Родину. В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в России за последние десятилетия интерес к космосу был потерян, большинство детей впервые слышат фамилию первого космонавта только в дошкольном образовательном учреждении, с круглыми от удивления глазами познают первоначальные знания о космосе и космонавтах: им все незнакомо, но очень интересно. Поэтому у нас был создан проект «Космические дали».
Этапы проекта
- выявление уровня сформированности знаний детей о космосеИнформирование родителей о предстоящей деятельности
Подбор литературы, иллюстраций, фото
Обсуждение вариантов поиска информации
Планирование этапов деятельности
Обсуждение планируемых результатов
Основной
Планирование образовательной деятельности
а) на НОД
б) в режимных моментах
в) в самостоятельной деятельности
Работа с родителями
Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры
Заключительный
Музыкально-спортивное развлечение «Космические дали»
Презентация выставки совместного детско-родительского творчества
Основной этап
Этот проект был включен в целостный педагогический процесс воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Была организована разнообразная деятельность, особое место занимали игра, ознакомление с художественной литературой, продуктивная деятельность.Физминутка:
Раз, два - стоит ракета,
Три, четыре - самолет,
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре -
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили.
Спортивное развлечение для детей «Космические дали».
Задачи: - воспитывать чувство гордости за историю своей страны
Развивать познавательный интерес к космосу, активность, любознательность
Расширить представления детей о космосе и космонавтах
Материалы :- стихи о космосе и космонавтах
Загадки
Звезды, обручи
Костюм робота-инопланетянина
Песня «Песенка юных космонавтов» (В. Шестакова)
Ход развлечения:
Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
Цель:
1. Расширить представления детей о космонавтике.
2. Воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.
3. Организовать соревновательную деятельность между командами.
4. Создать активное взаимодействие учащихся в команде.
Оборудование: портреты космонавтов, изображение планет Солнечной системы и известных созвездий, разрезные картинки с изображением ракеты, два воздушных шарика, ракетки, демонстрационный материал (слайды о космосе, космонавтах, детские рисунки) .
Воспитатель: Ребята, кто догадается, чему будет посвящено наше мероприятие? (Ответы детей).
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.
День авиации и космонавтики - это особенный, триумфальный праздник! Недаром его отмечает весь мир!
Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (Ответы детей). (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах.) .
Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И только через много лет другой русский ученый, С. П. Королёв, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник.
12 апреля 1961 года состоялся первый в мире космический полет с человеком на борту корабля. К этому дню готовились очень долго.
Ученые, конструкторы-испытатели и люди многих других профессий были задействованы в подготовке великого полета. Нужно было все учесть, все предусмотреть, для того чтобы полет прошел удачно. Долго выбирали и лётчика-космонавта.
И после долгих испытаний и обсуждений было принято решение: первым в мире космонавтом станет Юрий Алексеевич Гагарин.
Наконец настал решающий день. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил космический полет. За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Это был мощный прорыв в освоении космоса!
А потом была торжественная встреча на Красной площади. За несколько часов Юрий Гагарин стал самым известным человеком в мире. Когда по радио прозвучало правительственное сообщение о великом полете, улицы всей страны заполнились толпами людей. Все хотели поприветствовать первого в мире космонавта, Сына Земли, Гражданина Вселенной.
Валентина Терешкова - первая в мире женщина-космонавт. До сих пор она остается единственной женщиной, совершившей космический полет в одиночку. Она провела в космосе почти трое суток.
Изначально планировалось отправить в космос сразу два женских экипажа, однако впоследствии от этой идеи было решено отказаться.
Свой космический полет В. Терешкова совершила 16 июня 1963г. на корабле «Восток-6». Это был шестой и последний космический корабль из серии «Восток». Старт корабля В. Терешковой произошел на Байконуре не с «гагаринской площадки», а с дублирующей.
45 лет назад с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз", на борту которой был космический корабль "Восход-2". Его экипаж стоял из двух человек: командир корабля Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Весь полет продолжался немногим более суток, но это был исторический полет. Во время него - 18 марта 1965 года, когда летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля и совершил первый в истории выход человека в открытый космос.
Воспитатель: Слово "космонавт" появилось совсем недавно. 4 октября 1957 года впервые наша ракета вывела на околоземную орбиту космический аппарат, сделанный руками человека. И он стал вращаться вокруг Земли, так же как это делает Луна. Так появился первый искусственный спутник. (Показывает на спутник на центральной стене.) Дорога в космос была открыта.
Воспитатель: Представьте себе, что вы будущие космонавты, и мы отправляемся на космодром.
Зарядка:
Мы идём на космодром,
Дружно в ногу мы идём.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Вот проверили осанку.
И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках) .
Побежим ребята дружно -
Разминаться всем нам нужно.
Воспитатель: Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. А на чем сейчас мы сможем полететь в космос?
(Ответы детей).
Воспитатель: Давайте соберём ракету
Конкурс «Собрать ракету»Кто быстрее построит из геометрических фигур космический корабль?
Основание ракеты составляется из прямоугольников. Над прямоугольниками помещён ещё один прямоугольник. Над прямоугольником стоит квадрат, а на квадрате - треугольник.
Воспитатель: Ракету мы с вами собрали. А теперь нам надо лететь в космос. Но прежде, чем мы отправимся в полёт, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дом».
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Воспитатель: Ну, что отправляемся в путешествие? Экипаж занять свои места, пристегнуть ремни! Начинаем считать секунды до старта.
Воспитатель и дети вместе: Пять! Четыре! Три! Два! Один! Старт!
Воспитатель: Ребята мы с вами прилетели на «Планету Умняшек».
1. Ребята, а на какой планете мы с вами живем? (Земля) .
2. Фамилия первого космонавта полетевшего в космос? (Гагарин)
3. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? (Белка и Стрелка) .
4. Что сказал Юрий Гагарин в момент старта? (Поехали)
5. Назовите космический корабль, на котором Гагарин отправился в космос? («Восток»)
6. Как называется защитный костюм космонавта? (скафандр)
8. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль) .
9. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? (Ракета) .
10. Назовите фамилию первого космонавта вышедшего в космос. (А. Леонов) .
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ответили на все вопросы. А мы покидаем эту планету и отправляемся на другую. И она называется «Спортивная». Жители этой планеты приготовили для нас эстафету.
В космосе любой предмет ничего не весит. Это состояние называется невесомостью. Все предметы в космическом корабле прикреплены к своему месту. Если этого не сделать, они будут свободно парить. В таких условиях любой человек становится силачом. В невесомости не только человек, но и предмет теряет свой вес. Мы сейчас попробуем с вами пронести воздушный шарик на вытянутой руке на ракетке.
Конкурс «Невесомость».
Конкурс с мячом
Первый игрок зажимает мячик между коленями и прыгает до определенного места, потом бежит обратно и отдает мячик следующему игроку.
. Долететь до солнца.
Задание: По сигналу добежать до ориентира и вернуться. Эстафета передается эстафетной палочкой. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.
Итоги конкурса подводит жюри
.Игра «Кто быстрее соберет космический мусор»
На полу разбросаны картонные фигурки, скомканные бумажки, мелкие игрушки. По команде под музыку дети собирают «космический мусор» в корзинки. Выигрывает тот, кто соберёт больше.
Доставить в медблок.
Задание: Два человека от каждой команды делают «носилки» (соединяют запястья). Необходимо по очереди доставить всех членов экипажа в мед блок (мат). Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.
Итоги конкурса подводит жюри.
Воспитатель: А сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по всем планетам солнечной системы. Давайте по очереди называть все планеты. (Земля, Уран, Нептун, Сатурн, Венера, Меркурий, Марс, Плутон, Юпитер). (Дети называют планеты)
Физминутка .
На луне жил звездочёт - («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий - раз, (Описать круг руками)
Венера-два, (Хлопок)
Три - земля, четыре - Марс, (Присесть)
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Кто не видит - выйди вон! (Развести руки в стороны)
Воспитатель: Ребята пока мы с вами делали разминку, наш корабль приземлился на планете «Загадок».
1. Среди поля голубого -
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это. (солнце) .
* * *
2. Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно! -
Потому что мать - луна,
А дочурки. (звезды) .
***
3. Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету) .
***
4. Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (космонавт)
***
5. Вечерком взгляни в окно:
На дворе уже темно,
В небе лампочка видна,
Называется. (луна) .
Э. Успенский
***
6. Есть у всех свои дома:
У рассказов есть тома,
У одежды - магазины,
У капусты, груш - корзины,
У животных - зоопарк,
У машин - свой автопарк.
Все, что есть на белом свете,
Дом имеет на планете.
А планета, знаю я,
Называется. (Земля) .
Б. Попов
***
7. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат.
То чуть – чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий – синий! (Небо)
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
Воспитатель: Космонавты должны быть очень внимательными. Давайте проверим вашу игровую–прыговую–скоковую энергию и космическую внимательность! Если я крикну: «Прыг», - то вы, подпрыгнув, громко и дружно отзываетесь: «Скок! ». А если я крикну: «Скок! », - то вы все подскакиваете и отвечаете: «Прыг». Запомнили? Начинаем!
Игра «Путаница: прыг и скок»
Воспитатель: Ну, что ребята пора возвращаться на нашу планету Земля. Летим обратно
Воспитатель: Наш полет окончен! Всем спасибо! Открыть люк! Выйти из ракеты! Поздравляю вас с успешным возвращением на Землю. В конце полёта каждый космонавт должен подкрепиться. На память о полете вручаю вам сладкие призы.
Этот исследовательский проект даёт дошкольникам максимально полное для их возраста представление о Вселенной, о планетах Солнечной системы, о роли человека в изучении космического пространства, позволяет им проявить свою фантазию и художественные способности.Цели проекта : создание условий для совместной познавательной деятельности педагогов, детей и родителей по развитию естественнонаучных представлений об окружающем мире (о космосе). Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через все доступные средства, формирующие базис нравственности и культуры поведения. Углубление знаний детей в области покорения космоса.
Задачи
Образовательные:
- Обобщать и расширять знания детей о Вселенной.
- Способствовать пониманию понятий «космос», «космонавт», «галактика», «Вселенная», «планеты», «звёзды» и другие.
- Дать представление о первом космонавте, о значении первого полёта в космос Ю.А. Гагарина, об изобретателе космической ракеты.
- Формировать представление о роли человека в изучении космического пространства. X Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля.
- Расширять знания детей о государственных праздниках и знаменательных датах. Дать представление о празднике «День Космонавтики».
- Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей и их творческого потенциала.
- Развитие самостоятельности и любознательности.
- Формирование эмоционального, ценностного отношения к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Активизация словаря: небо, звёзды, планеты, спутники, Солнце, Земля, Луна.
- Обогащение словаря: Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, невесомость, орбита, метеорит, скафандр, луноход, орбитальная станция.
- Воспитание любови к Родине, чувства гордости за достижения отечественных учёных и космонавтов.
- Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете.
- Воспитание коммуникативных навыков и дружеских взаимодействий.
- Развитие диалогической речи.
- Создание на базе совместной продуктивной деятельности атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата.
- Информирование родителей о предстоящей деятельности и теме проекта.
- Помощь в подборе информационно-наглядного материала.
- Изготовление наглядности, творческих работ вместе с детьми и организация выставки «Воображаемые миры».
Подготовительный этап
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
- Информирование родителей о предстоящей деятельности.
- Подбор литературы о космосе, фотографий, иллюстраций, плакатов и др.
- Продумывание форм работы с родителями.
- Проведение образовательной деятельности с использованием различных форм.
- Занятия на темы: «Космическая одиссея», «Профессия космонавт», «Знаки зодиака», «Космические ракеты», «Путешествие юных космонавтов», «На героев космонавтов быть похожими хотим», «Загадочный космос», «Космодром», «Летающие тарелки и спутники», «Гости на планете Земля».
- Организация дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Знакомство с телескопом и наблюдения за звёздным небом.
- Работа с родителями по теме проекта, их участие в подборе информационно-наглядного материала, изготовление творческих работ дома вместе с детьми.
Содержание деятельности по реализации проекта
Коммуникация. Познание.
- Тематическая беседа « Профессия космонавт».
- Тематическая беседа « Герои космоса».
- Беседа-рассуждение «Что бы я хотел видеть в космосе».
- Составление рассказов «Послание жителям другой планеты». Изготовление космического коллажа, беседа.
- Изготовление коллажа «Я по знаку зодиака», беседа.
- Кроссворд «Спрятанные планеты».
- Беседа « Легендарные страницы нашей космонавтики».
- Тематическая беседа «Всё о планетах» (на базе карточек для занятий в ДОУ «Расскажи детям»).
- Беседа «Тайны космоса».
- Работа с телескопом. Наблюдение за вечерним небом.
- Игра на развитие внимания и логики «Спаси мир от пришельцев»
- В. Мороз «Легендарные страницы нашей космонавтики».
- С. Михалков «От кареты до ракеты».
- Н. Носов «Незнайка на Луне».
- К. Булычёв «Тайна третьей планеты».
- А.С. Экзюпери «Маленький принц».
- Рисование в нетрадиционной технике «граттаж»: «Космическая одиссея».
- Лепка из солёного теста «Я хочу стать космонавтом».
- Лепка: изготовление макета «Солнечная система».
- Аппликация «Космические ракеты».
- Аппликация «Далёкий космос».
- Рисование «Животные-космонавты».
- Рисование акварелью «Знаки Зодиака».
- Изготовление поделок совместно с родителями «Папа, мама, я: творим космические чудеса».
- Рисование и составление коллажа «Космические пришельцы и их космические корабли».
- Лепка-конструирование: «Глазастые пришельцы в своих летающих тарелках».
- Рисование в нетрадиционной технике - кляксография «Туманность Ориона».
- Рисование: «Нарисуй галактику».
- Нетрадиционная техника рисования «монотопия»: «Космическое пространство».
- Рисование «Мой знак зодиака». Нетрадиционная техника рисования «гравюра»: «Ракета».
- Метод «углубленный рельеф». Тема «Космос».
- Рисование на фольге «Космические фантазии».
- Ручной труд «Летательные объекты».
- Конструирование из бросового материала «Инопланетяне».
В процессе совместной познавательной деятельности педагогов, детей и родителей расширились естественнонаучные представления детей об окружающем мире, обогатились знания о космосе, о роли человека в изучении космического пространства.
У детей сформированы понятие о себе, как о жителе планеты Земля, гордость за достижения отечественных учёных и космонавтов.
Получили дальнейшее развитие познавательные и интеллектуальные способности детей, самостоятельность и любознательность, коммуникативные навыки.
По окончании проекта через активизацию мыслительной деятельности, выдвижение или опровержение гипотез, разрешение проблемных ситуаций, самостоятельного поиска решений дети владеют информацией и гордятся своей Родиной и её достижениями в области космонавтики.
Педагогами, родителями собран обширный познавательный, иллюстративный, наглядный материал по обогащению знаний детей о космосе. Оформлено портфолио по теме проекта, картотека, приобретены дидактические, настольные игры, плакаты, карты звёздного неба.
Нина Простова, заведующая детского сада № 265,
филиал № 1 НОУ «ИНЕСНЭК», г. Москва