ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Первый полет братьев монгольфье. Первый полет на воздушном шаре братьев монгольфье

Стремление человечества к полетам существует ровно столько, сколько существует цивилизация. Но реальные шаги в этом направлении были сделаны только к концу XIX века, когда и состоялся первый полет на воздушном шаре. Это величайшее событие потрясло не только Францию, в которой собственно и состоялось, но и весь мир. Братья Монгольфье вошли в историю как первооткрыватели и революционеры. Зарождение воздухоплавания следует считать значимой вехой в развитии всей науки и человеческой цивилизации.

Начинания братьев Монгольфье

Когда речь заходит о том, кто придумал первый воздушный шар, практически каждый образованный и начитанный человек вспоминает фамилию братьев Жозефа и Жака-Этьена Монгольфье. Конечно, этих изобретателей не следует считать единственными в своем роде, поскольку исследования подобных явлений проводились и ранее.

Толчком к тому, что воздушный шар был создан, стало открытие ученым Генри Кавендишем водорода: ученый выяснил, что плотность «горючего воздуха» гораздо меньше обычного воздуха.

Именно это свойство и было использовано в первых экспериментах и последующих открытиях Монгольфье. Братья проводили многочисленные испытания с рубашками, мешками и пробными шарами из натуральных тканей, которые хоть и взлетали, но невысоко. Но для того времени даже подобные факты оказывались пугающе новыми и едва ли не революционными.

Первые полноценные пробы прошли в 1782 году, когда в воздух поднялся шар объемом три кубометра. Следующий воздушный шар был уже намного больше: конструкция весила 225 килограммов и состояла из четырех боковых полос и купола из обклеенного бумагой хлопка. 4 июня изобретатели запустили этот опытный образец в воздух, но преодолеть удалось лишь около полутора километров, а закончился полет падением. Братья Монгольфье были не единственными, кто в этот период проводил подобные исследования: француз Жак Шарль запускал шары, наполненные водородом, что было значительным скачком в развитии данного направления.

Если шары от братьев-исследователей, наполняемые теплым воздухом, называли монгольфьерами, то творения мсье Шарля – шарльерами.

После подобного старта, считавшегося практически успешным, братья Монгольфье получили мощную поддержку от Академии наук. Финансовые вложения позволили им проводить новые запуски, так что следующий шар, на котором прокатились странная компания – овца, гусь и петух, был значительно больше своего предшественника: 450 килограммов при объеме в 1000 кубометров. После относительно успешного его приземления (плавного падения корзины с высоты около полукилометра) было принято решение провести испытания воздушной конструкции с людьми на борту.

В это же время Жак Шарль запустил шар из пропитанного каучуком шелка, который за время первого полета смог преодолеть расстояние в 28 километров.

Первый успешный полет

Братья Монгольфье мечтали стать первыми пассажирами своего изобретения, однако их отец запретил подобный риск. Поиски добровольцев не заняли много времени, а первыми людьми, поднявшимися в воздух, стали Пилатр де Розье и маркиз Д’Арланд.

Свой первый полет братья Монгольфье смогли совершить уже в 1784 году, когда вместе с ними на борт поднялись еще 7 человек. Это путешествие принято считать первым коммерческим полетом в истории воздухоплавания.

Братья запланировали первый полет на 21 ноября 1873 года. Именно в этот день и состоялось эпохальное путешествие двух первооткрывателей: воздушный шар, поднявшись на высоту одного километра, за 25 минут пролетел расстояние более 9 километров. Первые пассажиры оказались более чем умелыми воздухоплавателями и отлично управляли огромным шаром, что в большой степени обеспечило успешность мероприятия.

Благополучный полет подстегнул желание развивать это направление дальше, но следующая цель, на которую замахнулись братья вместе со своими последователями, оказалась слишком сложной. Попытка перелета через Ла-Манш, не согласованная с самими Монгольфье, оказалось неудачной для Пилатра де Розье: он погиб при падении сгоревшего шара. В судьбе этого первопроходца печально совпали две вехи: честь оказаться первым человеком на воздушном шаре и трагедия пасть первой его же жертвой.

После этого воздухоплавание стало развиваться семимильными шагами. Жак Шарль в своих исследованиях не только значительно обезопасил полеты, но и изобрел способ измерять высоту полета и регулировать ее. Путешествия на воздушных шарах стимулировали изобретение парашюта: в 1797 году был успешно совершен первый прыжок Андре-Жака Гарнерена, отделавшегося только вывихом кисти. А уже в 1799 первый прыжок с парашютом совершила женщина – Жанна Лаброс, ученица Гарнерена.

Сегодня монгольфьеры, претерпев не особо кардинальные изменения конструкции, по-прежнему используются в воздухоплавании, пользуются популярностью у людей и украшают собой многие праздники. Огромные яркие шары из прочной ткани с достаточным уровнем безопасности стали не средством передвижения, но попыткой человека стать ближе к небу.

21 ноября 1783 года знаменательный день в истории воздухоплавания. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре братьев Монгольфье. Воздухоплаватели достигли высоты 915 м и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км.

У братьев Жозефа и Жака-Этьена возникла идея сделать свое уникальное изобретение — воздушный шар, который мог бы преодолевать приличные расстояния. К этому решению их подвели многочисленные исследования различных химиков и физиков. Так, в 1766 году, после открытия водорода, Генри Кавендиш выяснил, что так называемый «горючий воздух» по плотности в несколько раз меньше, нежели сам воздух.

Братья Монгольфье решили провести свои эксперименты, заполняя горячим от костра воздухом рубашки, а потом и бумажные мешки. Далее проводились многочисленные пробы запуска шаров из шелка и льна. Наполненные предметы поднимались до потолка, что уже являлось огромным прорывом. Данное изобретение братьев должно было помочь и в военных делах — Жозеф продумывал вариант с воздушным нападением на противника, когда подхода к суше не было.

Такие опыты, несмотря на свою простоту, сделали огромный прорыв в воздухоплавании. И все же братья опирались на ошибочное мнение о том, что от горения особой смеси из шерсти и соломы создается своеобразный «электрический дым», который мог бы поднять наполненное им легкое тело.

Монгольфье брали бумажный шар с отверстием внизу и наполняли его горячими газами, которые были легче воздуха до тех пор, пока температура их была высокой. Продолжатель их дела Соссюр пытался поднять вверх шар, наполненный воздухом, нагретым за счет введенной в отверстие шара раскаленной железной полосы. Тем не менее, эксперимент всегда оставался незаконченным

Исследователи тщательно готовились к каждому опыту, постоянно изменяя размеры сфер и состав горючих веществ. В 1782 году Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление пробного шара размером три кубических метра, наполненного горячим воздухом. Эксперимент увенчался успехом, и поэтому далее братья решили увеличить размеры шара в диаметре в несколько десятков раз. Сфера была сделана из хлопка и обклеена бумагой. Она состояла из четырех частей — купола и трех боковых полос. В общей сложности, сооружение весом более 225 килограммов и объемом 800 кубических метров было закончено в апреле 1783 года.

Тем не менее какие-то практические шаги в этом направлении начались в XVIII веке.

Конечно, нужно сделать небольшую оговорку: первые практические шаги в Европе. Ибо, если открыть описание военного похода китайского генерала Чжугэ Ляну, жившего в III веке нашей эры, можно встретить там такие строки:

«Масляная лампа была установлена под большим бумажным мешком, который поднимался с горячим воздухом от лампы. Враги были охвачены страхом из-за света в воздухе, думая, что божественная сила помогала ему».
Так что беспилотники в качестве психологического оружия, ставшие известными нам под именем китайских фонариков, в Азии появились очень давно.

Первую действующую модель летательного аппарата легче воздуха в Европе создал в 1709 году португалец Бартоломеу Лоуренсу де Гусман, приехавший в Лиссабон из Бразилии. Он показал королю Жуану V бумажный воздушный кораблик, который был наполнен горячим воздухом и поднимался к потолку.

Некоторые писали, что на полноразмерном корабле сам Лоуренсу де Гусман пролетел около километра, но достоверных свидетельств этому нет.


Какое-то время в русскоязычной литературе следующим кандидатом на первого человека в небе был некий нерехтинский подьячий Крякутной (или Крякутный), который совершил полет на воздушном шаре в 1731 году. Сейчас стало понятно, что рукопись «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. X.» сфальсифицировал известный коллекционер (и фальсификатор) Александр Сулакадзев в XIX веке.


Так что первыми отправить человека в небо было суждено двум братьям-французам — Жаку-Этьенну и Жозефу-Мишелю Монгольфье. Эти инженеры и естествоиспытатели сочли, что облака летают из-за их электризации, поэтому нужно сделать нечто подобное — дым, полученный от сжигания шерсти (от трения о которую, как мы знаем, все электризуется). Оболочку шара они сделали из бумаги, и первый «беспилотный» полет состоялся 5 июня 1783 года при большом скоплении народа.


19 сентября 1783 года впервые в истории свой полет совершили нелетающие живые существа. Демонстрация аппарата королю проходила под Парижем, в Версале. Первыми пассажирами аэростата стали .

Кстати, полет чуть было не сорвался из-за того, что оболочку подготовленного воздушного шара размыло дождем, и он пришел в негодность. Однако братьям удалось к назначенному сроку создать еще один аэростат. Воздушный шар поднялся в воздух, пролетел четыре километра и, несмотря на порвавшуюся оболочку, благополучно приземлился. Животные почти не пострадали.

За время полета в качестве топлива было израсходовано 32 кг соломы и 2,3 кг шерсти. Эти материалы выбрали потому, что, согласно существовавшему на тот момент мнению, подъемной силой для шара должен был служить газ, обладающий «электрическими свойствами». Шерсть и солома прочно ассоциировались с электричеством, ведь, чтобы его получить, древние греки натирали шерстью кусок янтаря, который после этого притягивал солому.

Настала очередь человека. 21 ноября 1783 года в два часа дня около замка ла Мюетт в Булонском лесу на воздушном шаре в воздух поднялись химик и физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз Франсуа Лоран д’Арланд. Полет продолжался 25 минут. Первые в истории воздухоплаватели плавно приземлились на холме Бют-о-Кай и открыли шампанское. Так, кстати, появилась воздухоплавательная традиция отмечать успешный полет шампанским.


Мир изменился, человек научился летать. Судьбы всех четырех первопроходцев сложились по разному. Братья Монгольфье продолжили свою инженерную и промышленную деятельность. Их главным изобретением стала прозрачная бумага (калька), промышленное производство которой братья наладили в своем родном городке Аннонэ. Кстати, их фирма сохранилась и поныне. Компания Canson выпускает различные виды декоративной и фотобумаги.

Пилатр де Розье попытался перелететь Ла-Манш на шаре совмещенной конструкции, использующей подъемную силу как водорода, так и горячего воздуха. 15 июня 1785 года он стал первой жертвой авиакатастрофы.


Бумажная промышленность была одной из пере­довых отраслей производства во Франции. Одна­ко лучшие сорта бумаги выписывались из Голлан­дии, где бумажные мануфактуры стояли на более высо­кой ступени развития.

Пьер Монгольфье (отец Этьена и Жозефа) был од­ним из пионеров использования голландского способа производства, крупным бумажным фабрикантом в горо­де Аннонэ (юго-запад Франции). В эпоху религиозных войн предки Монгольфье вынуждены были бежать из Франции, но в XVIII веке вернулись на родину и основа­ли мануфактуру.

Пьер Монгольфье, войдя во владение мануфактурой в первой четверти XVIII века, вел дела с необычайной энергией и иници­ативой и передал своим детям Этьену и Жозефу передовые взгляды в области производ­ственной и научно-технической деятельности. Сыновья Монголь­фье и стали изобретателями воз­душного шара.

Жозеф-Мишель Монгольфье не имел законченного научного образования, он был талантливым изобретателем — любителем. Жо­зеф совершил пешее путешествие в столицу, где прослушал публич­ные лекции по химии и физике, в дополнение к своему самостоя­тельному изучению этих наук.

Жак-Этьен Монгольфье полу­чил систематическое образова ние в Париже, где был связан с выдающимися деятелями науки и техники: Гаспаром Монжем, Менье и другими. Этьен закон­чил в Париже строительную шко­лу и зарекомендовал себя талан­тливым архитектором. Но вско­ре он прервал научную карьеру, чтобы занять пост директора от­цовской мануфактуры. Интерес к наукам объединил братьев, по­зволил им расширить бумажное производство путем усовершен­ствования станков и заимствова­ния передовых технологий из других стран.

Аэростатические опыты нача­ли проводиться Монгольфье в 1782 году.

Сначала братья пытались пус­кать вверх мешки с водяным па­ром, буквально копируя облака. Эти опыты не особенно удались.

Вскоре Этьен ознакомился с книгой английского химика Пристли «О различных сортах воздуха», вышедшей в 1772 году, в которой ученый рассуж­дал о летучих свойствах водоро­да. Загоревшись идеей использо­вать этот газ, Этьен предложил брату надувать мешки водоро­дом. И этот опыт им не удался, так же как и Кавалло за год до этого.

Тогда братья начата опыты над пуском мешков, наполненных дымом. Один из опытных аэроста­тов емкостью 20 м3 во время за­пуска оборвал привязь и поднял­ся до высоты 300 м. Удачные ис­пытания натолкнули братьев на идею проведения показательных демонстраций своего аппарата, впоследствии получившего назва­ние «монгольфьер».

5 июня 1783 года в городке Аннонэ они провели первую пуб­личную демонстрацию. (За это позже Жозеф Монгольфье был избран действительным членом французской академии и даже по­лучил премию от императора На­полеона.)

О первом публичном опыте Этьен Монгольфье писал в пись­ме своему знакомому Фожа де Сен-Фону: «Различные части ма­шины были соединены простыми застежками с пуговицами, доста­точно было двух человек, чтобы смонтировать машину и напол­нить ее газом, но только восемь человек могли удержать ее на месте. По данному сигналу ма­шина была отпущена, поднялась с возрастающей быстротой, но замедлила движение к концу сво­его подъема. Она оставалась в воздухе 10 минут: потеря газа че­рез застежки, через швы и иные несовершенные части машины не позволили ей оставаться в возду­хе дольше… Машина опустилась так легко, что не сломала ни лоз, ни тычинок виноградника, на ко­торый она села».

После успеха в Аннонэ братья начали готовить новый опыт, ко­торый должен был состояться в Париже, в промышленном Сент-Антуанском предместье. Пло­щадку для пуска предоставил бо­гатый собственник «королев­ской» шпалерной мануфактуры Ревельон, друг Этьена.

Интересно отметить, что, когда Монгольфье присту­пил к своим работам в саду Ревельона, к нему явился молодой фармацевт и физик Пилатр де Розье, занимав­ший пост заведующего Музеем естественной истории у брата короля. Монгольфье с удовольствием принял ус­луги Пилатра де Розье и сотрудничал с ним в последую­щих опытах.

К 12 сентября новый шар Монгольфье, построенный на средства академии, был закончен. Но пуск окончился неудачей. В тот момент, когда аэростат уже наполнился горячим дымом и отделился от земли, еще держась на привязях, подул сильный ветер с дождем, шар был «разорван во многих местах… бумага размокла от дождя, и великолепная машина», стоившая стольких усилий, была разрушена. Поэтому для последующих опытов братья решили больше не использовать бумагу, обратившись к обыкновенной ткани.

Подъем шара в присутствии короля был назначен на 19 сентября, поэтому Этьен с друзьями, не теряя време­ни, принялся самым энергичным образом за постройку шара. Первый, неудачный, аэростат строили около ме­сяца. Новый шар, сделанный целиком из крепкого хол­ста, был закончен за пять дней.

Высота шара равнялась 18,5 м, диаметр - 13 м.

19 сентября в большом дворе Версальского замка состоялся подъем шара. Публика во главе с королевским семейством распо­ложилась вокруг восьмиугольной огороженной сцены, где возвы­шался помост для пуска шара. В центре помоста находилось от­верстие, над которым и помести­ли оболочку шара.

В отверстии эстрады была ус­троена жаровня, которую напол­нили соломой и рубленой шер­стью. Нижний открытый и вытя­нутый конец оболочки заправили вокруг жаровни так, чтобы обо­лочка образовала «как бы огром­ную воронку» для приема дыма. К оболочке прицепили клетку с тремя подопытными животны­ми - бараном, уткой и петухом. Разумеется, оболочка была за­креплена на привязях.

Когда публика собралась, был подан сигнал. Оболочка быстро раздулась и поднялась во всю вы­соту. Шар был выкрашен в синий цвет с золотыми украшениями в виде королевских вензелей. Гус­тая окраска шара преследовала не только эстетические, но и практические цели. Краски были замешены на квасцах и тому по­добных химикалиях и должны были сделать ткань более непро­ницаемой и несгораемой. На при­дворных такой большой и пест­рый пузырь произвел чарующее впечатление.

Когда царский двор налюбо­вался шаром, подан был второй сигнал. Привязи обрезали, и «ма­шина с пышностью поднялась на воздух», увлекая с собой приспо­собление, в котором были заклю­чены баран и птицы. Описав кри­вую, шар опустился в 3,5 км от места подъема. Максимальная высота, достигнутая шаром, со­ставляла лишь 430 м. Впослед­ствии выяснилось, что незначи­тельность высоты была вызвана двумя разрывами оболочки при пуске. Теплый воздух выходил сквозь отверстия, и шар не мог достигнуть той же высоты, что в Аннонэ.

Правительство присвоило бра­тьям Монгольфье дворянский ти­тул, представило Этьена к орде­ну, а Жозефа обеспечило пенси­ей. Академия наук дополнительно назначила братьям годовую пен­сию в 600 ливров.

Первое воздухоплавание Пилатра-де-Розье и д*Арланда.

С глубокой древности люди мечтали подняться в воздух, чтобы парить там подобно птицам. Именно им они подражал в своих первых попытках оторваться от земли. Но, увы, - многочисленные опыты с искусственными крыльями давали один и тот же результат – человек не мог взлететь, как ни старался. В средние века, когда открыта была способность горячего воздуха поднимать легкие тела, появилась идея использовать его для подъема человека. Несколько остроумных конструкций аэростата были предложены разными учеными на протяжении 16-17 вв. Однако реально эти идеи воплотились в жизнь только в конце 18 века. В 1766 г. Кавендиш открыл водород, газ, который в 14 раз легче воздуха. В 1781 г. итальянский физик Кавелло провел опыты с мыльными пузырями, наполненными водородом – они легко уносились в высоту. Таким образом, был разработан принцип аэростата. Оставалось найти материал для его оболочки. Это удалось не сразу. Все используемые прежде ткани были или слишком тяжелы, или пропускали через себя водород. Задачу удалось разрешить парижскому профессору Шарлю, который придумал сделать оболочку из шелка, пропитанного каучуком. Но прежде, чем Шарль успел приступить к строительству аэростата, свой воздушный шар запустили братья Этьен и Жозеф Монгольфье, сыновья бумажного фабриканта из города Анонэ.

Братья Монгольфье далеко не имели тех научных познаний, которыми обладал Шарль, но зато у них было много энтузиазма и настойчивости. Правда, их первые попытки были неудачны. Сначала они старались наполнить бумажный шар парами, потом дымом. Позже им попалось сочинение Пристлея о различных родах воздуха, в котором было много важных наблюдений о различных свойствах газов. Вооружившись этими сведениями, Монгольфье попробовали наполнить шар водородом, но им не удалось изготовить оболочку, которая могла бы удержать этот легкий газ. К тому же водород стоил тогда довольно дорого. Оставив его, братья вернулись к своим опытам с воздухом. Они полагали, что из рубленной смеси соломы и шерсти должен образоваться при горении особый электрический пар, который должен обладать большой подъемной силой. Несмотря на абсурдность этого предположения, опыты с нагретым воздухом дали хороший результат. Первый шар, объемом чуть более кубического метра, после наполнения горячим воздухом, поднялся на высоту 300 м. Вдохновленные этим успехом, братья приступили к изготовлению большого аэростата объемом около 600 кубических метров и диаметром 11 м. Его шелковую оболочку изнутри оклеили бумагой. Над нижним его отверстием была укреплена решетка из виноградных лоз, на которой размещалась жаровня.

И вот 5 июня 1783 г. при большом стечении народа состоялся пробный полет этого аэростата. На жаровне был разведен костер, и влажный горячий воздух поднял шар на высоту 2000 м. Ликованию зрителей не было предела! Этот опыт вызвал огромный интерес в Европе. Парижской Академии было доставлено о нем донесение. В нем, однако, не сообщалось, чем Монгольфье наполнили свой аэростат – это составляло тайну изобретения.

Когда Шарль узнал об успешном полете монгольфьера (так стали называть шары, наполненные горячим воздухом) он с удвоенной энергией взялся за строительство своего аэростата. Искусные механики братья Роберы помогали ему. Оболочку диаметром 3,6 м изготовили из прорезиненного шелка. Внизу она оканчивалась шлангом с клапаном, через который ее предстояло наполнить водородом. По тем временам эта была непростая задача. Первое затруднение состояло в самом получении водорода. Для этой цели Шарль придумал следующий прибор: в бочку положили железные опилки и налили на них воды. На крышке бочки просверлили две дырки. В одну всунули кожаный рукав, соединенный с воздушным шаром, а в другую влили серной кислоты. При этом однако обнаружилось, что реакция идет очень бурно, вода разогревается и в виде пара увлекается вместе с водородом внутрь шара. В воде находился раствор кислоты, которая начинала разъедать оболочку. Чтобы избежать этого Шарль придумал пропускать получаемый водород через сосуд с холодной водой. Таки образом газ охлаждался и одновременно очищался. Дело пошло успешнее, и на четвертый день работы установки шар был наполнен.

27 августа 1783 г. на Марсовом поле состоялся запуск первого шарльера (так стали называть шары, наполненные водородом). Более 200 тысяч парижан присутствовало при этом небывалом зрелище. Шар стремительно взмыл вверх и через несколько минут был уже выше облаков. Но когда аэростат поднялся на высоту около 1 км, его оболочка лопнула от расширившегося водорода и упала неподалеку от Парижа в толпу крестьян деревни Гонес, не имевших никакого понятия о причинах происходящего. Большинство из них подумали, что свалилась Луна. Но когда крестьяне увидели, что чудовище лежит совершенно спокойно, они напали на него с цепами и вилами и в короткий срок страшно искололи и разорвали остатки шара. Когда Шарль прискакал из Парижа на место падения своего аэростата, он нашел лишь жалкие его лохмотья. Прекрасное творение рук человеческих, на которое было израсходовано около 10 тысяч франков, погибло безвозвратно. Впрочем, если не считать этого грустного финала, в целом опыт прошел успешно.

Одним из зрителей, присутствовавших при запуске 27 августа, был Этьен Монгольфье. Он принял своеобразный вызов Шарля и 19 сентября того же года в Версале перед глазами самого короля и бесчисленной толпы любопытных вместе с братом поднял в воздух шар диаметром 12,3 м с первыми в мире воздухоплавателями. Этой чести удостоились баран, петух и утка. Через десять минут шар плавно опустился на землю. После осмотра животных было обнаружено, что петух повредил крыло, и этого было достаточно для того, чтобы между учеными разгорелись жаркие споры о возможности жизни на больших высотах. Опасались, что живые существа могут задохнуться если поднимутся на высоту более километра, ведь никто еще не исследовал эту таинственную атмосферу. На следующий строящийся монгольфьер король Людовик XVI приказал посадить двух преступников, находившихся в тюрьме. Но Пилар де Розье и маркиз д*Арланд убедили короля, что слава первых людей-воздухоплавателей не должна быть запятнана даже при неудачном подъеме. Эту честь король был вынужден предоставить им. 21 ноября 1783 г. огромный монгольфьер высотой 21 м с двумя смельчаками поднялся из замка Ла-Мюэт в окрестностях Парижа и достиг высоты 1000 м, открыв новую страницу в истории человечества. Оба аэронавта не сидели сложа руки, а поддерживали огонь на решетке в нижней части оболочки. Полет продолжался около 45 минут и закончился плавным спуском за городом на расстоянии 9 км от места старта.

Однако профессор Шарль и братья Роберы тоже не теряли времени даром. Объявив подписку, они собрали 10 тысяч франков на изготовление нового шарльера для подъема двух человек. При конструировании своего второго аэростата Шарль придумал почти все снаряжение, которым пользуются воздухоплаватели по сей день. Оболочку диаметром 8 м за три дня наполнили водородом и 1 декабря 1783 г. Шарль с одним из братьев Роберов, не смотря на грозившее им до последнего момента запрещение короля, вошли в подвешенную под шаром гондолу и попросили Этьена Монгольфье перерезать веревку, удерживающую шар. Полет продолжался 2 часа 5 минут на высоте 400 м. После приземления Шарль решил продолжать полет один. Облегченный (без Робера) шар взмыл на высоту 3000 м. Через полчаса полета, выпустив часть водорода, Шарль совершил мягкую посадку. Выходя из гондолы он поклялся «никогда больше не подвергать себя опасностям таких путешествий». Любопытно, что его соперники пришли к такому же решению. Этьен Монгольфье вообще ни разу за свою жизнь не поднялся в воздух, а его брат Жозеф решился на это только раз (этот полет состоялся 5 января 1784 г., на монгольфьере находились, кроме Жозефа, Пилатр де Розье и еще пять человек; шар был перегружен и полет окончился не так удачно, как предыдущие; больше всех пострадал от падения сам создатель аэростата). Однако пример первых воздухоплавателей оказался очень заманчивым. Во многих странах Европы энтузиасты стали с увлечением строить аэростаты и отважно подниматься на них в воздух. В январе 1785 г. знаменитый впоследствии аэронавт Бланшар перелетел через Ла-Манш из Англии во Францию, открыв таким образом эпоху воздушных путешествий.

В середине XVIII века в провинциальном городке Аннонэй на юге Франции, недалеко от гор. Лиона, проживала семья бумажного фабриканта Монгольфье. Глава семьи, здоровый, крепкий человек, за всю жизнь ни разу не изменил привычке своей спать ложиться в 7 часов вечера и вставать в 4 часа утра. Как человек педантичный, он был весьма требователен и своих многочисленных детей строго воспитывал. Двенадцать сыновей его и четыре дочери - все «вышли в люди».

Жозеф, двенадцатый ребенок в этой семье, унаследовавший от отца далеко не все черты его характера, был рассеян, своеволен и не совсем дисциплинирован. Но уже с ранних лет отец отдает должное его уму, наблюдательности и настойчивости. Заинтересовавшись в школе естественными науками, Жозеф продолжает учение дальше путем самообразования. По окончании колледжа в родном городе он оставляет семью и практически, по собственной системе, изучает, главным образом, химию. Занятие это дает ему даже заработок, так как некоторые составленные им краски находят сбыт.

Но, конечно, нельзя было остановиться на такой «кустарщине», и Жозеф, не прося денег у отца, отправляется в Париж, чтобы продолжить там свое учение. Скудность средств его не останавливает - он путешествует пешком. В столице он прослушивает публичные лекции по химии и физике, усердно посещает лаборатории и научные кабинеты. Он везде входит в суть вопросов до последних мелочей и завязывает, наконец, знакомство с ученым миром. Но эта страница его жизни скоро обрывается: отцу нужны помощники, и он вызывает сына домой. Обратный путь Жозеф тоже делает пешком, причем в дороге продолжает наблюдать, как и где люди работают, в каких мастерских, какие применяют машины, как используют при этом силы природы и т. д. Его ум неутомимо ищет новых технических усовершенствований и занят постоянно изобретательством.

Жозеф Монгольфье (1740-1810 гг.). На гравюре под фамилией подпись: кавалер ордена св. Михаила, изобретатель аэростатического искусства.

На фабрике отца Жозеф Монгольфье имеет возможность развернуть свои изобретательские способности. Здесь он вносит улучшения в производственные процессы бумажной мануфактуры и занимается оборудованием новых мастерских. Он сходится на этой почве со своим младшим братом Этьеном, ведь он по требованию отца стал управлять их старой фабрикой. Незадолго перед тем Этьен блестяще окончил строительную школу в Париже и уже зарекомендовал себя талантливым архитектором.

Этьен Монгольфье (1745-1799 гг.) Под фамилией подпись: сотрудник и изобретатель аэростатического искусства.

Одна и та же изобретательская жилка, тесно сблизившая обоих братьев, помогла им усовершенствовать бумажное производство, расширить его и обогатить нововведениями, заимствованными из других стран.

Общие интересы часто заставляли братьев вести беседы по разным вопросам естествознания и, прежде всего, о силах природы.

В этих беседах, говоря об энергии воды, которая умело использовалась в их мастерских, они неизбежно говорили и об энергии ветра, которой тоже частично пользовались в их производстве. А наблюдения за ветром никак не могли обойтись без наблюдений за облаками: совершенно ясно, что облака и тучи носятся по воле ветров, как, например, пыль и дым. Только, как объяснить, что массы воды, падающие дождем или снегом, подолгу остаются в воздухе? Если разгадать эту тайну, которая неизвестна современной им науке, то, пожалуй, можно будет по желанию отправить в атмосферу какой-нибудь предмет и с земли? И не на привязи, как бумажный змей, а в свободный полет…

Заманчивость последней мысли настолько соблазнила братьев Монгольфье, что они решили испробовать сначала искусственное облако. Они для этого стали делать шаровые оболочки из бумаги и наполняя их паром. Однако предательский пар быстро сгущался, и оболочка намокала. Пришлось от пара отказаться. Стали думать, нельзя ли заменить пар чем-либо другим.

Другое решение было подсказано в 1782 году, когда в руки братьев попалась переводная книга Пристли из Англии - «О разных видах воздуха».

Водород! Вот что нам нужно! - решают братья Монгольфье после прочтения книги Пристли.

Снова они делают бумажные оболочки и тщательно наполняют их водородом. Однако повторяется прежняя неудача: как и у Кавалло, пузыри не взлетают потому, что бумага быстро пропускает летучий водород. Но Кавалло, ученый, нуждался в «летающих пузырях» только для лабораторных опытов и, не сумев их сделать, бросил затею. А братья Монгольфье - изобретатели - гнались за искусственным облаком, втайне мечтая - почем знать? - что на нем или под ним найдется местечко и для человека. Они не оставили своих исканий и надежд. Они продолжали работать.

«Быстрее приготовь как можно больше материи из шелка, веревок, потом ты увидишь самую удивительнейшую в мире вещь». Эта записка, присланная старшим братом, бывшим по делам в Авиньоне, младшему брату в Аннонэй, долгое время хранилась потомками Монгольфье.

Жозеф писал Этьену сейчас же после удачного опыта, сделанного для проверки его наблюдений над дымом. Ведь дым стелется по небу подобно облакам. Что бы он собой ни представлял, надо попробовать воспроизвести с помощью дыма искусственное облако. Был сшит из материи мешок в виде замкнутой коробки, в который напустили дым от бумаги, горевшей на решетке камина. Ура! Когда коробку выпустили из рук, она пошла вверх и остановилась под потолком.

По возвращении Жозефа домой оба брата вновь и вновь спорили, почему облака висят в воздухе и что такое представляет собой дым. Ранее высказывались, что огонь гораздо «жиже» или же «тонее» чем воздух, что флогистон является носителем тепла - вещество огня невидимое и летучее. Но в эпоху Монгольфье такие утверждения свой век уже отживали. Модна была новая сила природы, доселе неизведанная- электричество. Во многих случаях электричеством объясняли такие явления природы, для которых не могли найти иных более правдоподобных объяснений. Братья Монгольфье тоже решили, что главной причиной для плавания облаков это внутри них разлитая «электрическая жидкость», существование которой было доказано в Америке Франклином на убедительных опытах с воздушными змеями. Такая «жидкость» дескать, заставляет облака отталкиваться от поверхности земли, как, к примеру, отталкиваются один от другого легкие шарики, заряженные статическим электричеством. Очевидно, та же самая причина и дым гонит вверх.

Придя к такому объяснению, братья Монгольфье сделали вывод, что чтобы получить легкий летучий дым надо сжигать подходящие материалы. Отдавая дань схоластике прежних веков, они выбрали смесь шерсти с мокрой соломой: соединение животного начала (шерсть) с растительным (солома) должно дать, казалось им, больше «электрической жидкости».

При первом пробном наполнении таким дымом оболочки объемом около 2м3 их «облако» случайно загорелось. Но все же оно оторвалось в воздух, и по существу этот опыт, проделанный еще в 1782 году, разрушил их последние сомнения.

Для второго опыта был выбран ясный день ранней весной следующего года. Была приготовлена шаровая бумажная оболочка диаметром около 3,5 м. Посмотреть опыт были приглашены родные и знакомые. На этот раз все обошлось без происшествий: шар прекрасно оторвался и в воздухе продержался около десяти минут, поднявшись, примерно, на 300 м.

О чудесном «пузыре-облаке» заговорил весь городок Аннонэй. Но чем больше говорили, тем менее верили: виданное ли дело, чтобы такой громадный мешок мог летать сам собой, без фокуса или колдовства? Здесь, конечно, не обошлось без нечистой силы.

Братья Монгольфье решили положить конец всем пересудам и получить официальное признание своего изобретения. Воспользовавшись собранием в городке Аннонэй знатных представителей из местной провинции, которое назначено было на 5 июня 1783 г., они приурочили к этому дню публичное демонстрирование своего опыта.

Своевременно была изготовлена новая шаровая оболочка объемом 22000 куб. фут., т. е. диаметром 11,4 м. Сшита была оболочка из холста, и усилена для прочности пршитой веревочной сеткой; для лучшей непроницаемости вся поверхность была оклеена еще бумагой. По экватору шара был нашит пояс длиной 35 м; к нему были прикреплены поясные веревки, свисающие вниз, за которые удерживали шар при наполнении. Внизу оболочка оканчивалась деревянным обручем, диаметром около 1,5 м, который оставался, конечно, открытым. Вся оболочка с веревками и обручем весила 227 кг.

Когда зрители увидели гигантский обмятый с боков мешок, подвешенный выше трехэтажных домов и спускавшийся, до земли, когда они услышали из уст братьев Монгольфье, что это чудовище взлетит и будет плавать в воздухе, как пылинка, то никто не хотел верить. При всем уважении к учености фабрикантов, это казалось совершенно невероятным, тем более, что изобретатели обещали проделать свой опыт с помощью самых простых средств и совершенно открыто, безо всякой утайки! Некоторые подумывали даже, как это частенько бывает по отношению к изобретателям: в своем ли они уме?

Но вот под мешком развели огонь, появился дым, и «чудовище» начало полнеть, полнеть, пока не превратилось в громадный глобус, слегка вытянутый по высоте… Видно было, что восьми рабочим, державшим шар за веревки, приходится не так-то легко: «чудовище» рвется из рук.

Команда - «пускай!», и шар, действительно, взмывается в небо.

Подъем первого воздушного шара, наполненного нагретым дымным воздухом в городке Аннонэй 5 июня 1783 г.

Баллон поднимался около 10 минут, дойдя, по оценке зрителей, до высоты около 2000 м. Потом он пошел по ветру, примерно, горизонтально и, наконец, спустился, в расстоянии 2,5 км от места подъема.

Официальный протокол, который скрепили подписями должностные лица, засвидетельствовал все подробности проделанного опыта. Протокол был направлен в Париж, в Академию наук.

Так было официально заверено это изобретение, сущность которого, увы, не могли верно объяснить и сами изобретатели.

Однако последнее обстоятельство нисколько не опорочивает всей ценности и громадного значения первых опытов братьев Монгольфье. Идея использовать горячий дымный воздух для привязного, а может быть и для свободного, подъема над землей легких оболочек не была в истории новой, хотя братья Монгольфье этого и не знали. Также не была новинкой мысль об устройстве для подъема человека воздушного судна в виде пустотного баллона, как предлагал в свое время Лана (вакуум). Но было бесспорно новым объединение этих двух идей в одном предложении и оформление его в таком масштабе, который не оставлял больше никаких сомнений в возможности практического передвижения человека в воздухе.

Другая не менее важная заслуга французских изобретателей заключается как раз в том, что они сумели впервые благополучно разрешить технологическую задачу: построить легкую, прочную и достаточно непроницаемую оболочку, способную держать нагретый воздух при значительной подъемной силе. Во времена братьев Монгольфье эта задача считалась практически неосуществимой. И неудачи в постройке таких оболочек объясняют безуспешность всех попыток добиться аэростатических подъемов в прежние годы.

Таким образом, изобретение братьев Монгольфье, взбудоражившее умы человечества, было выдающимся даже в эпоху промышленного переворота в конце XVIII века.