ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Детские игрушки: вредные и полезные. Влияние современной игрушки на развитие ребенка Почему игрушка должна быть детализирована

— Я уже всех расстрелял. Чудище устало.

— Хорошо, вот возьми человека, попробуй вытащить все его внутренние органы, не разбудив.

Странный и жуткий диалог, не находите? Кто и о чем может так разговаривать? Всего лишь папа и сын, окруженные современными игрушками.

Антиигрушка: «дядя спит, а мы у него достанем внутренние органы пинцетом. Только аккуратно, иначе он проснется и начнет вибрировать». Неизвестно, кем скорее ребенок станет после такой игры — врачом или маньяком…

Современные детские магазины завалены жутковатыми игрушками, и родители, вместе с заботливыми родственниками, не думая о последствиях, покупают их любимым сыновьям, внучатам, племянникам…

Но плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, не функциональный предмет – это антиигрушка , формирующая искажённые ценности в душе ребенка.

Антиигрушка

В ряде западных стран к вопросу воспитания детей относятся довольно серьёзно (примерно как у нас в советское время), там есть люди, которые понимают, что ребенок – это будущий член данного общества. Например, в Америке выпускают журнал «New York Times» с бесплатными приложениями для детей и студентов. Эти приложения дарят молодым людям, зная, что, став самостоятельными, они останутся верными идеалам, заложенным « New York Times». Вот таким, или иным способом человек с детства привыкает к определенному «формату», и в дальнейшем ему сложно без него обходиться. В случае с журналом ничего страшного нет. По крайней мере, существуют издания для детей и подростков. А теперь попробуем заменить журнал жутким роботом с огромным огнеметом и устрашающим выражением лица. Какой «формат» тогда будет формироваться? Без чего ребенок не сможет в дальнейшем обходиться?

Посмотрите на классическую куклу «Барби». И прикиньте, откуда «растут ноги» у навязшего на зубах «формата» гламур? Да, вероятно, это привитая с детства мода, хронологически все сходится: многие из тех, кто играл в детстве в «Барби», повзрослев, стали сами копировать стиль «Барби». Сегодня девочки в восторге от куклы «Братц». Какие ценности она сформирует? А механический, скажем, заяц неестественным голосом поющий колыбельную песню?..

Антиигрушка опознаётся двумя путями: либо она очень реалистична, вследствие чего не несет творческого начала; либо, наоборот, максимально абстрактна, что приводит к утрате чувства реальности. Также она может просто выглядеть страшной и отталкивающей.

Сегодня в обществе доминирует потребительское отношение к жизни. Мы потребляем знания, чтобы сделать карьеру, мы потребляем одежду, чтобы показать свой статус. Той же логикой руководствуются и производители игрушек: например, чтобы девочка научилась быть красивой, ей следует «потреблять» пластмассовую голову (это не метафора – такие «усечённые» куклы действительно существует), на которой она освоит мастерство макияжа. Да уж, такую куклу не запеленаешь, не споёшь ей колыбельную… А себя девочка будет воспринимать в виде обрубка человека.

Покупка и выбор игрушки во многих семьях – прямая обязанность отца, который всегда на работе, а по праздникам балует ребенка подарками. И зачастую папы уверены, что чем игрушка «навороченней», тем она и лучше. Но это совсем не так, подобный подарок не позволит развиться фантазии. Для ребенка современная игрушка – детализированная, технологичная, максимально напичканная электроникой – не игра, а всего лишь потребление технически сложной игрушки. То есть ребенок не развивает фантазию, а осваивает и использует то, что может игрушка. В антиигрушке содержится идея обладания, а не радостного творческого процесса и познания мира. Массовые игрушки уничтожают индивидуальность: и Миша, и Коля, и Света… все играют в песочнице с «человеком-пауком» – никаких индивидуальных отношений с игрушкой у ребенка нет.

Задачи и грушки

Игрушка, будучи культурным явлением, закладывает в сознании ребёнка понятие о красоте. Логично, что это должно быть естественное, правильное, а не извращенное представление. Игрушка несет в себе и эстетическую функцию, для ребенка некоторые игрушки в определённые периоды воплощают образ совершенства. Также игрушка закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Как писал Кант: «Прекрасное - это символ морального добра».

Игрушка помогает бороться со многими детскими страхами или капризами: засыпать приятней с плюшевым мишкой, а темноту побороть с помощью деревянного меча.

Игрушка должна формировать нравственные понятия. Это легко, если у ребенка есть зверек, с которым он по-своему нянчиться, но вот если это пистолет из которого он должен расстреливать животное, то нравственность будет формироваться совершенно иными путями.

Если говорить об отдельных задачах конкретных игрушек, то это может быть знакомство с профессиями, с народами, странами, знакомство с определенными навыками (забивать гвозди, например) и многое другое. Каждую игрушку, каждый игрушечный набор следует внимательно осмотреть перед покупкой.

Центр игр ы и игру шки

О том, как правильно выбрать игрушку, какой она должна быть, мы поговорили с основателем и руководителем Центра игры и игрушки, профессором Смирновой Еленой Олеговной. В Центре изучают игрушки, то как они помогают или мешают развитию ребенка, ставят на проверенные игрушки знак «рекомендовано психологами», и в Центре есть свой музей с хорошими и плохими игрушками.

— Вы занимаетесь диагностикой современных игрушек и даже ставите свой знак качества, расскажите, как у вас организован процесс работы. Производители приходят к вам сами, или вы ходите по магазинам игрушек в поисках объектов для исследования?

— Всегда по-разному. Вначале, когда мы только открылись, около пяти лет назад, то в основном действительно приходилось много ходить по магазинам. Сейчас производители начинают уже сами обращаться. И хоть мы и стремимся к тому, чтобы производители консультировались с нами в момент разработки игрушки, этого, к сожалению, сейчас не происходит.

— Значит, если вы напишите нелестный отзыв об игрушки, то производитель вряд ли снимет ее с конвейера?

— Да, такого не случается. Для них это слишком затратное мероприятие. Но зато мы имеем возможность наклеить свой знак качества, являющийся для родителей гарантией того, что эта игрушка не нанесет вред ребенку.

— По каким же критериям вы оцениваете игрушку?

— Сначала игрушка проходит своего рода этический фильтр. Мы ее проверяем на отсутствие агрессивности, уродства, античеловеческих и антигуманных факторов. Затем мы смотрим, каким развивающим потенциалом обладает игрушка: развивает ли она ребёнка физически, интеллектуально, или духовно. При этом также важно, насколько легко с ней играть. В последнюю очередь мы проверяем ее операционные возможности — из какого материала она выполнена, удобно ли ее держать, играть, есть ли мелкие детали и многое другое. Вот этого в общих чертах должно хватить родителям при выборе игрушек.

Хорошая игрушка. Дерево — лучший материал для игрушек. Машины минималистичны, при этом выглядят эстетично.

— А что вы скажете про такие игрушки, как например, Шрек? Он выглядит не очень приятно, но ассоциируется у многих детей с положительным героем? То же и со «Смешариками», — выглядят они не особо эстетично?

— Сложно говорить, не видя игрушки. Я не знаю, какой материал, какое выражение лица. Что касается «смешариков», то они действительно есть приятные и не очень. Мы сейчас начинаем работать с ними. А вот Шрек… я не знаю, мне кажется, выглядит он не очень приятно.

А как ое должно быть выражение лица у игрушки?

— Знаете, первые игрушки, которые появились где-то в семнадцатом веке, были без лиц. Люди считали, что кукла с лицом может забирать энергию у человека. Сегодня мы допускаем игрушки с лицом, но оно должно быть нейтральным, без каких-либо ярких эмоций. Особенно нельзя допускать, чтобы у игрушки было злое или недовольное выражение лица.

— А если ребенок настойчиво требует антиигрушку, как поступить родителям?

— Вообще детей часто притягивают уродства, но это плохо, и родителям надо стараться их от этого отгородить, прививать хороший вкус, формировать привязанность к обаятельным игрушкам, дать им через игрушку понять, что такое человеческая теплота. Если ребенок требует плохую игрушку, такую как у соседского мальчика, то можно купить ему хорошую игрушку, и объяснить, почему она замечательная. Рассказать про нее историю, то есть сразу включить ребенка в игровую ситуацию.

— А плохие герои? Ребенок же не может использовать в игре только положительные образы?

— Да, отрицательный герой нужен. И к нему предъявляются те же требования. Только должно быть ясно, что он плохой: как правило, это создается за счет одежды, но никак не за счет злой гримасы.

— Пистолеты, автоматы и иное в принципе агрессивное оружие может стать хорошей игрушкой?

— Да, может, если это условный пистолет, а не реалистичная модель. Он не должен издавать никаких звуков, не должен светиться. Если это просто маркер оружия, то почему бы и нет? Мальчики чувствуют себя мужественно с оружием. Раньше делали хорошие игрушечные сабли, они были пластмассовые, разных цветов и совсем не острые, мальчики даже спали с такими саблями. Сегодняшнее детское оружие часто выглядит слишком угрожающим.

— А что касае тся кукол , т о ка кими о ни дол жны быть?

— Открытые, милые, они опять же не должны говорить и издавать вообще звуков. Чем меньше прорисовано их лицо и чем меньше оно выражает эмоций, тем большим сможет наделить ее ребенок. Но и, конечно, она должна быть прочной.

— Есть стереотипное мнение, что мальчики играют в машинки, а девочки в куклы, вы согласны с этим?

— Нет, абсолютно не согласна. Мальчикам тоже нужны куклы, но это должны быть либо куклы-мальчики, либо же такие, в которых пол не идентифицирован – надели платье, стала девочка, штанишки – мальчик. Таких кукол на рынке большой дефицит, к сожалению. А кукла нужна, чтобы учиться выстраивать отношения с ровесниками, кукла может стать мальчику другом, или он сможет с её помощью лучше увидеть себя. В конце концов, и в машинке он должен кого-то возить.

— Мы сейчас говорим о том, что на современном рынке игрушек качество оставляет желать лучшего, но, тем не менее, у вас в музее выставлены хорошие экспонаты. Где же родителям искать игрушки?

— Сегодня крупные заводы редко производят что-то хорошее, в основном это стало прерогативой маленьких фабрик, которые делают очень неплохие вещи. Например, нам очень нравится продукция завода «Весна». Хорошие игрушки можно искать на различных выставках и ярмарках – это, пожалуй, самый верный способ.

— Попробуйте создавать игрушки вместе с ребенком: они не обязательно должны быть высокохудожественными. Во многих детских студиях сегодня дошкольники лепят из глины, делают аппликации и прочее, там же они могут создавать игрушки. Старайтесь водить в такие студии ребёнка, или компенсировать это дома.

— Авторская игрушка в магазине, как правило, стоит достаточно дорого и является скорее декоративной. Но авторскую игрушку можно приобрести не только в магазине. Например, на «Ярмарке мастеров » можно, если конечно поискать, найти отличные и недорогие авторские игрушки, выставленные самими авторами.

— Искать игрушки можно и с помощью других Интернет-магазинов. Их много, и их нетрудно найти. Плюс в них тот, что там можно выбрать игрушку по производителю, по возрасту, а иногда и по материалу. Так что из огромного каталога всегда можно довольно быстро найти хорошую игрушку.

Опасные игрушки
1. Что такое «антиигрушка»?
Игрушка особым образом программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка, и что за программу она в себе несет . Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.

Русский художник Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958), в свое время посетивший богатые магазины игрушек в Германии, противопоставил умирающую европейскую игрушку и все виденное им игрушечное изобилие неказистым, на первый взгляд, но обладающим характером, кустарным изделиям Сергиево-Посадского района. Он писал: «…общество пользуется игрушкой, чтобы обуздать фантазию, непосредственность ребенка, еще не порабощённого машинами, для того чтобы привить ему те вкусы и наклонности, которые сделают его в будущем послушным орудием его целей и его законов». Именно в этом назначение и особенность «самых лучших и дорогих» антиигрушек сегодня. Подлинная игрушка – произведение искусства, она – штучный товар, а не вещь, которой дети пользуются, чтобы «играть во взрослых». Духовно-нравственный смысл игрушки представляет собой важнейшую ее характеристику.

Современные детские магазины завалены жутковатыми игрушками, и родители, не думая о последствиях, покупают их любимым сыновьям, внучатам, племянникам… Но плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, нефункциональный предмет – это антиигрушка, формирующая искажённые ценности в душе ребенка.

Психологи обеспокоены тем, насколько изменилось качество детской игры современных дошкольников: она стала однообразной, агрессивной и индивидуалистичной. Одна из причин печальной тенденции – многие модные игрушки, которые тормозят развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу и формируют негативные свойства характера. Об опасных «игрушках престижа» порталу рассказала детский психолог Инна Малаш.

Больше чем игра

Для малыша игрушка – незаменимый инструмент познания окружающего мира, позволяющий овладевать новыми действиями, решать новые и все более трудные задачи. Поэтому взрослым следует со всей ответственностью подходить к выбору игрушек – не только учитывать возраст ребенка и удостоверяться в их санитарно-гигиенической безопасности, но и знать критерии педагогической и психологической полезности и вредности «друзей детства». Для этого важно иметь представление о значении игры для ребенка:

– игра – это ведущая деятельность дошкольника, определяющая развитие его интеллектуальных, физических и моральных сил;

– в игре формируется творческое воображение;

– игра – это «школа произвольного поведения» (ребенок учится осознанно управлять своими поступками);

– игра – это «школа морали в действии» (именно игра и сказка помогают ребенку уяснить, «что такое хорошо и что такое плохо»; словесные объяснения могут быть долгими и безуспешными);

– в игре ребенок учится общению, взаимодействию с другими людьми и познает самого себя;

– в игре ребенок учится выражать свои чувства и понимать чувства других людей;

– в игре происходит повторение социальной практики, доступной пониманию ребенка.

Вредные игрушки

На первый взгляд может показаться, будто нет ничего сложного в том, чтобы определить, какие игрушки способны причинить вред развитию малыша. Так, безоговорочно вредны игрушки, которые не пробуждают у ребенка стремления к познанию окружающего мира или делают невозможной самостоятельную и свободную творческую игру.

Однако на практике провести границу между игрушечным «добром» и «злом» неспециалистам часто нелегко. К тому же многих взрослых сбивает с толку фактор цены: большинство вредных для детской психики игрушек отнюдь не дешевы, поэтому в их «всесторонней» безопасности не сомневаются.

Итак, с какими игрушками детский психолог Инна Малаш категорически не советует знакомить дошкольников?

Куклы-женщины (Барби, Синди, Братц и др.). Играя со «взрослой» куклой, маленькая девочка ограничена в возможности имитировать маму. Это неблагоприятно сказывается на отношении будущих женщин к материнству.

Многие психологи убеждены, что куклы Барби и их аналоги являются воплощением антикульта хранительницы домашнего очага. Также высказываются мнения, что куклы-женщины с неестественными пропорциями способны заронить в души девочек первые зерна недовольства собственным телом. В будущем возможны «всходы» в виде таких психических расстройств у девушек, как анорексия и булимия.

Страшные игрушки (куклы-монстры, мутанты, чудовища, уродцы). Если традиционные игрушки – добрые и милые – выполняют психотерапевтическую функцию (а именно помогают детям овладевать своими страхами и побеждать их), то жуткие изделия игрушечной промышленности, наоборот, привносят в жизнь малышей дополнительную порцию кошмаров.

Эти игрушки оказывают непосредственное влияние на формирование черт характера: ребенок, копируя образ куклы, отождествляя себя с нею, может стать замкнутым, недоверчивым, злобным. Также игрушечные монстры-«сотоварищи» будят в детях неконтролируемую агрессию, вызывают нарушения концентрации и распределения внимания, могут быть причиной затруднений в построении отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Кроме того, страшные игрушки извращают чувство прекрасного, а значит, препятствуют формированию у детей эстетического вкуса.

Электронные игрушки (транспортные, музыкальные), создавая иллюзию активности ребенка, на самом деле манипулируют им и задают программу действий. В сущности, маленький человек превращается в созерцательно-пассивное «дополнение» к игрушке, его деятельность сводится к бесполезному для развития логики нажатию кнопок. А отсутствие простора для представлений, фантазирования, преобразований и экспериментов тормозит развитие творческого мышления ребенка.

Интерактивные куклы и животные способствуют искаженному развитию сферы эмоций и чувств. Имея в своем арсенале множество ответных реакций на взаимодействие с человеком, эти игрушки эмоционально «дезориентируют» малыша: на поглаживание и покачивание могут ответить плачем или звуками неудовольствия, а на агрессию или долгое невнимание – обниманием или радостными репликами.

Способы противостоять игрушечному коварству

Родительская осведомленность о психологическом вреде современных игрушек, увы, не гарантирует взрослым спокойной жизни, а детям – счастливого и безопасного детства. Агрессивная реклама и заказываемые производителями игрушек хвалебные аннотации делают свое черное дело. Поэтому мамам и папам важно знать, как действовать, если…

…ребенок мечтает о вредной игрушке. Прежде всего родителям стоит задуматься, что привлекает малыша в игрушке. Для этого следует выяснить, как и в чьей компании ребенок собирается с ней играть. Ответ «Я буду ее бить!» свидетельствует о подавленной агрессии. Ее может вызвать неудовлетворенность основных психологических потребностей ребенка в любви и заботе. Также агрессию часто провоцируют обиды на родителей или других близких людей (бабушку, брата, друга и др.).

Решить проблему помогут совместные игры и разговоры родителей и ребенка, а также специальные игровые методы снижения уровня агрессивности (например, можно покричать в стаканчик, устроить бой газетными снежками, слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее и др.).

Если ребенок хочет привлечь к себе внимание сверстников, он скажет: «Я принесу игрушку в детский сад, и тогда Маша (Ваня) будет со мной играть». Также дети нередко просят купить им ту или иную игрушку, потому что «такая есть у Маши (Вани)». Возможный корень проблемы – заниженная самооценка малыша. В этом случае родителям важно пересмотреть свои методы воспитания. Вторая распространенная причина – не сформированные у ребенка игровые навыки. Их можно развить, только регулярно играя вместе с дошкольником.

…ребенку подарили вредную игрушку. В идеальном варианте родственники и друзья должны ставить родителей в известность о том, какие игрушки они собираются дарить. Но в действительности от нежелательных подарков не застрахована ни одна семья. Поэтому мамам и папам желательно знать, с какими проблемами они могут столкнуться, если после праздника решат избавиться от вредной игрушки.

Во-первых, это обида «дарителей». Многие родители даже не пытаются объяснить родственникам и друзьям, какой вред подаренная игрушка может причинить ребенку. Их останавливают скрытые и плохо осознаваемые мотивы (страх одиночества и отвержения, чувство вины и др.). Однако родителям важно понимать: если они не умеют договариваться с людьми, конструктивно вести споры и разрешать разногласия, то они не смогут научить этому своих детей.

Во-вторых, ребенок может яростно протестовать. Для того чтобы не омрачать праздник, не стоит отбирать подарок у счастливого малыша. «Изолировать» вредную игрушку можно через несколько дней. Главное – идти до конца, не поддаваясь на требования ребенка вернуть подарок. Если взрослым трудно не отступить от принятого решения, значит, им следует предаться размышлениям о своей родительской роли и честно ответить самим себе на вопросы: «Не руководит ли мною ребенок?», «Не иду ли я на поводу у него?». Положительные ответы – повод задуматься о причинах.

Навести порядок в детской комнате – задача не из лёгких! Особенно, если ребёнок ещё маленький и не любит помогать маме в вопросах уборки. Как и куда сложить игрушки, чтобы они всегда были на своих местах? Как приучить малыша наводить порядок в комнате собственными силами? Мы рассмотрели ряд идей, которые помогут разрешить эти вопросы!




Многие малыши любят прятать свои игрушки под кровать, в итоге там получается целая свалка машинок, роботов, котиков и других предметов. Не стоит за это ругать своё чадо или как-то противиться этому, можно сделать хранение под кроватью удобным и увлекательным. Для этого понадобятся выдвижные ящики на колёсиках. Они идут в комплекте со многими детскими кроватками или продаются отдельно в мебельных магазинах.



Пожалуй, это самые демократичные и удобные в использовании системы хранения. В текстильные корзины можно складывать самые обычные игрушки, от мелкого конструктора до габаритных мягких игрушек. Ребёнку удобно делать это самому без помощи мамы, а при желании он может передвигать корзины по комнате.



Этот вариант отлично подходит для тех, у кого несколько детей разного возраста. На нижнем уровне удобно расположить игрушки младшего ребёнка, а на высших – старшего. Так родители обезопасят себя и детей, ведь многие игрушки для старших совсем не подходят для игр самых маленьких.



Если в комнате не много места, то можно организовать хранение игрушек прямо на входной двери. Для этого можно использовать мягкий текстильный или полиэтиленовый органайзер с кармашками. Либо зацепить на крючки небольшие сумки или корзинки, и туда складывать игрушки.



Выдвигающиеся пластиковые контейнеры нередко можно встретить в хозяйственных магазинах. В них удобно хранить инструменты, всевозможные вещи, в том числе, и детские игрушки. Малыш с лёгкостью сможет складывать в них игрушки, главное, чтобы у контейнеров не было неприятного запаха пластмассы, если он есть, то такие контейнеры покупать нельзя.



Гибкие и яркие корзинки для хранения игрушек не сложно найти в специализированных детских магазинах. В такие органайзеры дети с удовольствием будут складывать свои игрушки.



Удобно, когда в детской есть мобильные системы хранения, которые удобно передвигать по комнате. Это значительно экономит время и делает уборку более приятной и продуктивной. Поэтому стоит обратить внимание на деревянные ящики, оснащённые колёсиками.



Сделать текстильные кармашки может любая мама, в этом нет большой сложности, и для этого не нужно быть швеёй или дизайнером. Зато малышу будет всегда приятно складывать самые любимые игрушки в «домики», которые сделала мама своими руками.



Металлические корзинки – классический вариант, который будет удобен и малышу, и маме. Они очень лёгкие и прозрачные, их не тяжело брать в руки и всегда видно, что лежит в такой корзинке.
Магнитные держатели пригодятся в детской мальчика, здесь всегда найдётся несколько десятков машинок и роботов, которые находятся в беспорядке. Собрать их быстро в одном месте можно при помощи небольших магнитных помощников.



Хранение детских игрушек – вечная и неисчерпаемая тема. Поэтому мы нашли ещё